Файл: Дайте определение следующим понятиям социальное явление, социальный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 6
Отметьте, к какой проблемной категории (согласно приведенному списку) относится та или иная ситуация.
Проблемные категории:
-
социальная проблема; -
социокультурная проблема; -
социально-экономическая проблема; -
семейно-бытовая проблема; -
социально-политическая проблема; -
этнонациональная проблема; -
демографическая проблема; -
экологическая проблема.
Ситуации:
-
Современное состояние качества жизни населения не позволяет дать объективную оценку проводимой в государстве социальной реформе и в целом всей социальной политике государства – социальная проблема -
Ввоз из-за рубежа радиоактивных материалов для переработки, хранения и захоронения обострил взаимоотношения населения со своими депутатами, вступившими в поддержку такого законопроекта – экологическая проблема. -
В настоящее время актуальной становится модель поведения молодых людей, основанная на этике личного успеха. Это требует высокой социальной мобильности, знаний, умений и навыков оперативно ориентироваться и приспосабливаться в условиях рыночной конкуренции - социальнокультурная проблема. -
Замена льгот денежными компенсациями обострила напряженность в обществе, обусловленную размером компенсационных выплат и недостатком бюджетных ресурсов в регионах для реализации некоторых пунктов социальной реформы – социально-экономическая проблема. -
Новые правила подготовки и проведения референдума в Российской Федерации могут ограничить реализацию права граждан на референдум – социально-политическая проблема, -
Нецелевое использование и загрязнение сельскохозяйственных территорий способствует вырождению земель сельскохозяйственного назначения, что в свою очередь снижает эффективность всего агропромышленного комплекса – экологическая проблема. -
Наметился рост числа специалистов, сочетающих в себе профессиональную образованность с элементарной безграмотностью в вопросах морали, искусства, культуры – социально-культурная проблема. -
Увеличение доли легальных и нелегальных мигрантов в структуре народов Севера привело к обострению межэтнических отношений, что вызвано чаще всего неуважением мигрантов к культуре, языку, обычаям, национальным особенностям представителям северных народов в быту и межличностном общении – демографическая проблема. -
Основными причинами асоциального поведения школьников являются особенности воспитания в семье и дефицит общения школьников со своими родителями – социально-бытовая проблема. -
Увеличение стоимости жилья коммунальных услуг до себестоимости не способствует улучшению качества коммунальных услуг и соблюдению регламента работы служб жилищно-коммунального комплекса при обслуживании населения – социально-экономическая проблема.
Вопросы к заданию:
-
Как вы аргументируете сделанный выбор? -
Попробуйте подобрать к уже отмеченным ранее проблемным ситуациям другие возможные виды проблем из данного списка. -
Какие дополнительные характеристики описания проблемных ситуаций понадобятся для их уточнения с учетом других проблем?
Во-первых, несмотря на отмеченные различия, все указанные подходы в качестве ключевого признака моделирования социальных проблем используют объективное условие как предпосылку и элемент социального порядка. Исходя из этого процесс проблематизации включает анализ и оценку как самого условия, так и его нарушений. Основными задачами анализа выступают: выявление и объяснение причин нарушения конкретного социального условия, а также определение масштабов и последствий воздействия возникших нарушений на жизнедеятельность общества в целом и отдельных социальных групп в частности. На наш взгляд, обращение к объективным условиям как центральному аспекту определения социальных проблем является несомненным достоинством всех названных подходов.
Во-вторых, функционализм и конфликтно-ценностную школу роднит то, что при исследовании социальной действительности они исходят из идеи усиления солидарности, интеграции в ходе социального развития. И все, что связано с нарушением этих базовых тенденций, приобретает в их глазах проблемный характер. При этом игнорируется то, что проблемы возникают в результате взаимодействия людей, имеющих различные интересы, что конфликт, столкновение интересов выступают их источником. Недостаточное внимание к изучению социальных противоречий, к анализу взаимодействия различных социальных сил делает указанные подходы недостаточными для объяснения социальных проблем.
В-третьих, в процессе проблематизации социологу отводится роль стороннего наблюдателя. Он исключается из состава тех, действия которых приводят или могут привести в будущем к возникновению проблемы. А его функции состоят в том, чтобы определять социальные стандарты и выявлять базисные социальные ценности
, оценивать состояние социальной системы и обосновывать предложения по ее совершенствованию. Таким образом, социологи рассматриваются как независимые эксперты, в чьих силах провести объективный каузальный анализ возникающих в обществе отклонений, а также типологизировать установленные социальные проблемы. Однако не принимается в расчет, что они являются членами профессионального сообщества, обладающего особыми интересами. Поэтому в процессе конструирования социальных проблем не исключена возможность использования ими своего статуса для продвижения профессиональных интересов. Формулируя определенным образом социальные проблемы, социологи могут оказывать давление на общество, с тем чтобы занять более выгодную позицию по сравнению с представителями других профессий (политологами, психологами, медиками, юристами).
Вторая традиция связана с трактовкой социальных проблем с позиции критического силового конфликта. Она противостоит идее социального порядка. Ее истоки обнаруживаются в творчестве К. Маркса, Р. Дарендорфа, Р. Миллса, которые исследовали роль социального неравенства, классовой борьбы, власти в функционировании и развитии капиталистического общества.
Задание 7
Один из наиболее ярких исследователей в системной методологии Э.Г. Юдин писал: «В системе функций методологии системный подход… достаточно эффективно выполняет, во-первых, функцию, вязанной с постановкой проблем в социальных науках, и, во-вторых, функцию дескриптивного характера, т.е. методологического анализа уже существующего научного знания… Сам по себе системный подход не решает и не может решать содержательных научных задач».
Вопросы к заданию:
-
Поясните, что ученый имел в виду, отказывая системному подходу в возможность решать содержательные проблемы в науке? -
Объясните, как можно с помощью системного подхода ставить проблему. -
Какие задачи может решать системный подход?