Файл: Дайте определение следующим понятиям социальное явление, социальный процесс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отборе большого числа испытуемых случайное распределение по группам гарантирует нейтрализацию различий между испытуемыми.
Выбранная экспериментальная группа предназначается для установления достоверных статистических зависимостей между изучаемыми переменными, а контрольные группы - для того, чтобы, сравнивая получаемые в них результаты с теми, которые установлены на экспериментальной группе, отклонять альтернативные причинно-следственному объяснения выявленной статистической зависимости. В простейшем случае реализации этой схемы берутся одна экспериментальная и одна контрольная группы.
В экспериментальной группе выделяется и целенаправленно изменяется переменная, которая рассматривается как вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной группе ничего этого не происходит. По завершении эксперимента оцениваются и сравниваются между собой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли с другой переменной - зависимой, и если окажется, что в экспериментальной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делается вывод о том, что подлинной их причиной является именно действие независимой переменной, которое имели место в экспериментальной группе.
Значение зависимой переменной в каждой группе измеряется до начала воздействия стимула в ходе так называемого предварительного тестирования (pretest) и затем еще раз после того, как экспериментальная группа подверглась воздействию стимула, в ходе контрольного тестирования (posttest). Вывод о влиянии стимула (независимой переменной) делается на основании сравнения оценок предварительного теста и контрольного теста для каждой группы. Чем больше различие в значениях между предварительным тестом и контрольным тестом в каждой группе, тем большее влияние приписывается независимой переменной.
Установите ключевые слова, которые необходимы для проведения контент- анализа, на основе следующих примеров:
Вопросы к заданию:
Контент-анализ состоит из трех этапов:
· определение категории и единицы анализа;
· подсчет частоты упоминаний исследуемых переменных, выявление взаимосвязи между ними;
· интерпретация полученных результатов, описание положительных и отрицательных тенденций, прогнозирование.
На первом этапе исследователь определяет категории анализа, т. е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем определениям, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно, чтобы категории анализа были:
· уместными, т. е. соответствовали решению исследовательских задач;
· исчерпывающими, т. е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;
· взаимоисключающими, (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
· надежными, т. е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.
После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято:
· слово (термин, символ),
· предложение,
· суждение или законченная мысль,
· тема,
· идея,
· автор, персонаж,
· социальная ситуация,
· часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа,
· целостное сообщение (при анализе массива данных),
· хронометраж планов, кадров или сюжетов при анализе телевизионных текстов.
Затем устанавливается единица счета, т. е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и др.
Выделение категорий и единиц анализа – самый сложный вопрос метода. Проблема в том, что выбор единиц контент-анализа зависит от исходных методологических принципов исследователей, которые могут не совпадать.
· Во-первых, исследователи могут не сходиться в выборе предмета своего исследования. Любое сообщение содержит как потенциальную, так и актуальную информацию. Актуальной является та информация, которая выявлена и осознана субъектом, т. е, субъект (исследователь) актуализирует именно те единицы, которые соответствуют его собственным нуждам, целям и задачам. Потенциальной – неосознанная субъектом, но присутствующая в тексте. Исходя из своего представления о смысле и движущих механизмах социально-психологических явлений, исследователь ищет и находит значимую для него информацию. Поэтому разные исследователи могут зафиксировать разные единицы анализа.
· Во-вторых, сведение единиц контент-анализа в категории является их своеобразной классификацией, критерии которой бывают чрезвычайно расплывчаты и туманны. Они опираются на экспертные оценки исследователя, зависят от общего уровня его подготовки. Количество самих категорий будет зависеть от степени допускаемого обобщения исторического материала.
Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. К ним относятся:
· классификатор контент-анализа. Классификатор контент-анализа – это общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода;
· протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа. Протокол (бланк) контент-анализа содержит сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т. п.) и итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желания уместить всю информацию о документе на одном листе бумаги, чтобы удобнее было сопоставлять итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто содержательном виде;
· регистрационная карточка или кодировальная матрица. Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу;
· инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета;
· каталог (список) проанализированных документов.
Кабинетное исследование - поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации ("исследование за письменным столом"). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент. Основными достоинствами работы с вторичной информацией являются: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора информации; наличие нескольких источников информации; относительная достоверность информации из независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Очевидными недостатками работы с вторичной информацией являются: частое несоответствие вторичных данных целям проводимого исследования, в силу общего характера последних; информация, зачастую является устаревшей; методология и инструментарий, с помощью которых собраны данные, могут не соответствовать целям настоящего исследования. В связи с этим, зачастую кабинетное исследование дополняется параллельным проведением нескольких экспертных интервью для повышения валидности информации.
Выбранная экспериментальная группа предназначается для установления достоверных статистических зависимостей между изучаемыми переменными, а контрольные группы - для того, чтобы, сравнивая получаемые в них результаты с теми, которые установлены на экспериментальной группе, отклонять альтернативные причинно-следственному объяснения выявленной статистической зависимости. В простейшем случае реализации этой схемы берутся одна экспериментальная и одна контрольная группы.
В экспериментальной группе выделяется и целенаправленно изменяется переменная, которая рассматривается как вероятная причина объясняемого явления, а в контрольной группе ничего этого не происходит. По завершении эксперимента оцениваются и сравниваются между собой изменения, которые в экспериментальной и контрольной группах произошли с другой переменной - зависимой, и если окажется, что в экспериментальной группе эти изменения больше, чем в контрольной, то делается вывод о том, что подлинной их причиной является именно действие независимой переменной, которое имели место в экспериментальной группе.
Значение зависимой переменной в каждой группе измеряется до начала воздействия стимула в ходе так называемого предварительного тестирования (pretest) и затем еще раз после того, как экспериментальная группа подверглась воздействию стимула, в ходе контрольного тестирования (posttest). Вывод о влиянии стимула (независимой переменной) делается на основании сравнения оценок предварительного теста и контрольного теста для каждой группы. Чем больше различие в значениях между предварительным тестом и контрольным тестом в каждой группе, тем большее влияние приписывается независимой переменной.
Задание 13
Установите ключевые слова, которые необходимы для проведения контент- анализа, на основе следующих примеров:
-
определение в регионе высшего учебного заведения, которое наиболее плодотворно занимается подготовкой собственных научных кадров, если судить по количеству успешно защищенных диссертаций – количество диссертаций, красных дипломов. -
насколько американского президента интересует российско-американское экономическое сотрудничество – сотрудничество, взаимоотношения. -
какая страна лидирует в вопросе урегулирования иракского военного конфликта мирным путем, исходя из выступления ее представителей в ООН за последний год – конфликт, война, регулирование.
Вопросы к заданию:
-
Какие ошибки могут возникать при использовании в контент-анализе ключевых слов в качестве единицы анализа? Аргументируйте свой ответ на основе приведенных примеров. -
Насколько целесообразно использование контент-анализа в исследовании представленных примеров? -
Какие другие методы сбора информации можно использовать с целью получения исчерпывающей информации по представленным проблемам?
Контент-анализ состоит из трех этапов:
· определение категории и единицы анализа;
· подсчет частоты упоминаний исследуемых переменных, выявление взаимосвязи между ними;
· интерпретация полученных результатов, описание положительных и отрицательных тенденций, прогнозирование.
На первом этапе исследователь определяет категории анализа, т. е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем определениям, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно, чтобы категории анализа были:
· уместными, т. е. соответствовали решению исследовательских задач;
· исчерпывающими, т. е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;
· взаимоисключающими, (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
· надежными, т. е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.
После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято:
· слово (термин, символ),
· предложение,
· суждение или законченная мысль,
· тема,
· идея,
· автор, персонаж,
· социальная ситуация,
· часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа,
· целостное сообщение (при анализе массива данных),
· хронометраж планов, кадров или сюжетов при анализе телевизионных текстов.
Затем устанавливается единица счета, т. е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и др.
Выделение категорий и единиц анализа – самый сложный вопрос метода. Проблема в том, что выбор единиц контент-анализа зависит от исходных методологических принципов исследователей, которые могут не совпадать.
· Во-первых, исследователи могут не сходиться в выборе предмета своего исследования. Любое сообщение содержит как потенциальную, так и актуальную информацию. Актуальной является та информация, которая выявлена и осознана субъектом, т. е, субъект (исследователь) актуализирует именно те единицы, которые соответствуют его собственным нуждам, целям и задачам. Потенциальной – неосознанная субъектом, но присутствующая в тексте. Исходя из своего представления о смысле и движущих механизмах социально-психологических явлений, исследователь ищет и находит значимую для него информацию. Поэтому разные исследователи могут зафиксировать разные единицы анализа.
· Во-вторых, сведение единиц контент-анализа в категории является их своеобразной классификацией, критерии которой бывают чрезвычайно расплывчаты и туманны. Они опираются на экспертные оценки исследователя, зависят от общего уровня его подготовки. Количество самих категорий будет зависеть от степени допускаемого обобщения исторического материала.
Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. К ним относятся:
· классификатор контент-анализа. Классификатор контент-анализа – это общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода;
· протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа. Протокол (бланк) контент-анализа содержит сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т. п.) и итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желания уместить всю информацию о документе на одном листе бумаги, чтобы удобнее было сопоставлять итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто содержательном виде;
· регистрационная карточка или кодировальная матрица. Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу;
· инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета;
· каталог (список) проанализированных документов.
Кабинетное исследование - поиск, сбор и анализ уже существующей вторичной информации ("исследование за письменным столом"). Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от решаемых в настоящий момент. Основными достоинствами работы с вторичной информацией являются: небольшая стоимость работ, поскольку не нужен сбор новых данных; быстрота сбора информации; наличие нескольких источников информации; относительная достоверность информации из независимых источников; возможность предварительного анализа проблемы. Очевидными недостатками работы с вторичной информацией являются: частое несоответствие вторичных данных целям проводимого исследования, в силу общего характера последних; информация, зачастую является устаревшей; методология и инструментарий, с помощью которых собраны данные, могут не соответствовать целям настоящего исследования. В связи с этим, зачастую кабинетное исследование дополняется параллельным проведением нескольких экспертных интервью для повышения валидности информации.