Файл: Учебнометодический комплекс экономическое прогнозирование караганда 20072008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под повышением эффективности управления госсобственностью следует понимать не только получение максимальной выгоды для госбюджета и росте производства, но и повышение благосостояния населения, являющегося потребителем результатов такого производства. В большей мере это касается монопольных структур в транспортно-коммуникационном и энергетическом комплексах. В этой связи ведется целенаправленная работа как с национальными компаниями, осуществляющими менеджмент в соответствующих отраслях, так и со стратегическими партнерами-инвесторами.

Одним из важнейших направлений работы департамента становится постприватизационный контроль, цель которого обеспечение эффективности использования собственности, как государственной, так и частной. Задача будет решаться путем контроля выполнения контрактных обязательств, оказания помощи инвестору в адаптации к местным условиям, установлению цивилизованных взаимоотношений с государственными структурами, а также путем углубления и расширения сотрудничества инвестора с государством на взаимовыгодных условиях. Необходимо подчеркнуть, что будет проводиться политика сотрудничества со стратегическими инвесторами в плане увеличения отдачи на государственный пакет акций. Для этих целей в департаменте госимущества и приватизации создано подразделение, осуществляющее мониторинг эффективности управления собственностью.
Вопросы для самоконтроля знаний

1. Государственный сектор в рыночной экономике

2. Государственный сектор включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, внутри государственного сектора эти отношения построены по иерархическому принципу, опишите.

3. Национализация служит мощным инструментом глобального укрепления и стабилизации системы рыночной экономики в критические периоды ее развития. Имеет место и такая разновидность национализации, как деприватизация - обращение в государственную собственность приватизированного ранее имущества. Каковы цели национализации?

4. Планирование развития государственного предприятия

5. Планирование использования государственного имущества

Тема 11. Планирование доходов и расходов государства

1. Разработка государственного финансового плана.

2. Расчеты доходов и расходов

3. Планирование межбюджетных отношений.

4. Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета

1. Бюджеты являются финансовой базой местных органов власти. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты являются одним из основных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь, местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, организации, учреждения, подведомственных этим органам власти. Важное значение имеют местные бюджеты в содержании и развитии социальной инфраструктуры общества.

Доходы местных бюджетов на местные органы власти возложе­на важная задача осуществления социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление социальной политики требует больших материальных и социальных ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности региональных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников их доходов.

Термин «собственные, или закрепленные доходы» в прямом смысле означают, что эти средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо финансированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.



Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от республиканских и региональных налогов, переданные в местные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Термин «регулирование бюджетов» широко применяется в литературе о территориальных бюджетах и практике бюджетной работы. Государство предоставляет территориальным органам власти сверх имеющихся в их распоряжении собственных доходов финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них функций. Таким образом, государство регулирует все бюджеты, балансирует их доходы и расходы.

Термин «регулирующие доходы» означает и охватывает всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для этих целей, т. е. процентные отчисления от республиканских и региональных налогов, дотаций, субвенций, средств, полученных из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам. Таким образом, это средства, переданные вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона, постановления, решения, распоряжения). Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Общую схему регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в следующем виде.

Местные бюджеты в Казахстане занимают по доходам 35%, а по расходам - 40% от объемов средств государственного бюджета: собственные доходы местных налогов на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство и другие цели;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• сбор со сделок, произведенных на товарных биржах, при продаже и покупке валюты;

• сбор за уборку территорий населенных пунктов;

• поступления от лицензирования отдельных видов деятельности;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;

• лицензионный сбор за право производства и торговли спиртными напитками и пивом.


Налоги на имущество, в том числе:

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• налог с имущества предприятий;

• налог на имущество физических лиц.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащих муниципальным образованиям), в том числе:

• доходы от приватизации объектов муниципальной собственности;

• доходы от продажи земли;

• доходы от продажи квартир гражданам. Земельный налог, включающий:

• земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, в т.ч. сельхозугодья в составе лесного фонда;

• земельный налог и арендную плату за земли хозяйственного назначения;

• доходы от централизации средств земельного налога и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

• возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием селькохозяйственных угодий бюджетов формируются с помощью местных налогов и сборов.

Наиболее крупные местные налоги и сборы:

• поступления по административным штрафам и санкциям;

• сборы, взимаемые автомобильной инспекцией;

• сборы за регистрацию предприятий, общественных организаций, банков и их филиалов; транспортный налог.

Средства обязательного медицинского страхования, средства отраслевых фондов. Платеж за пользование недрами и природными ресурсами, в т. ч:

• специальные налоги и платежи недропользователей;

• лесные платежи, включая арендную плату и плату за земли лесного фонда;

• плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

• плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;

• отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Так как местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов, они проявляют хозяйственную инициативу, добиваются увеличения платежей в бюджет.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

• от налога на добавленную стоимость;

• от акцизов;

• от подоходного налога с юридических лиц;

• от подоходного налога с физических лиц.

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов.


Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств и недостатков. Достоинство заключается в том, что она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки выравнивания уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов сбора налогов.

Недостаток заключается в наличии элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, т.е. при выборе нормативов отчислений и выборе их состава.

Нужно разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя страны необходимыми социальными благами.

2. С целью концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий есть необходимость образовать муниципальные внебюджетные фонды экономического и социального развития. Об этом в настоящее время очень много разговоров на различных уровнях.

По нашему мнению, муниципальный внебюджетный фонд может формироваться за счет следующих источников:

• добровольных взносов юридических и физических лиц;

• доходов от аукционов;

• штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб;

• штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

• штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемых органами местного самоуправления и их должностными лицами на основе законодательства Республики Казахстан.

Муниципальные внебюджетные фонды создаются на основании решений местных представительных органов власти. В соответствии с их решением исполнительные органы власти открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом создается коллегиальный орган.

Средства внебюджетных фондов могут быть направлены:

• на расходы, связанные со строительством на кооперативных началах объектов социально-бытового назначения;

• на расходы, связанные с увеличением текущих расходов бюджета, а также для финансирования плановых затрат в случае невыполнения размера доходов;

• на расходы, связанные с перерасходами установленных смет.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов биологической, химической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение городского населения усилят техногенную нагрузку на природу, приведут к нарушению природной среды, что потребует дополнительных затрат общества (коллектива). Поэтому необходимо иметь соответствующие средства в местном бюджете на охрану окружающей среды.