Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 390

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Составленный протокол (акт) направляется по месту совершения нарушения должностному лицу, имеющему право налагать штрафы (начальнику аэропорта, командиру объединенного отряда, начальнику управления, министру гражданской авиации СССР). Компетентное должностное лицо устанавливает факт правонарушения, наличие вины со стороны лица, допустившего нарушение, обеспечивает правильное применение законодательства. Сроки направления протокола компетентному органу или должностному лицу по-разному решаются в разных союзных республиках: в УССР, Молдавской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР, Армянской ССР, Азербайджанской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР установлен трехдневный срок; в Белорусской ССР пятидневный; в РСФСР, Узбекской ССР и Эстонской ССР срок не установлен; в Казахской ССР протокол направляется немедленно после его составления.

К лицу, совершившему административное нарушение, может быть применено одно из следующих взысканий: предупреждение, штраф или иное взыскание, предусмотренное актом, устанавливающим ответственность за данный вид нарушения.

Размер штрафа устанавливается с учетом тяжести совершенного проступка, личности и имущественного положения нарушителя. Вместо административного взыскания компетентный орган (должностное лицо) вправе материалы в отношении нарушителя передать в товарищеский суд или общественные организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя для применения мер общественного воздействия. Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено соответствующим должностным лицом (органом) в десятидневный срок со дня получения протокола о нарушении.

На основе материалов дела (протокола, объяснений нарушителя, показаний свидетелей и т.д.) должностное лицо1 принимает решение о привлечении нарушителя к административной ответственности. Это решение излагается в письменной форме в виде постановления2. В постановлении должно быть указано: а) год, месяц, число и место вынесения постановления; б) должность лица, рассмотревшего дело; в) фамилия, имя, отчество, возраст, место работы (учебы) и место жительства
нарушителя; время, место и сущность нарушения; вид административного взыскания, а при наложении денежного штрафа – сто размер, срок и порядок уплаты; срок и порядок обжалования постановления. Экземпляр постановления вручается под расписку нарушителю.

Получив экземпляр постановления, нарушитель должен в 15-дневный срок со дня вручения постановления внести штраф в кассу аэропорта или учреждение Госбанка СССР. Квитанция об уплате штрафа предъявляется в орган, наложивший штраф.

Если лицо, на которое наложен штраф, не уплатит его в установленный срок, то штраф взыскивается в бесспорном порядке из заработка оштрафованного по постановлению должностного лица о наложении штрафа.

В том случае, если лицо, подвергнутое штрафу не работает, взыскание штрафа производится судебным исполнителем путем обращения взыскания на имущество.

Протокол (акт) и постановление не составляются, если согласно действующему законодательству штраф взимается на месте. В этом случае нарушителю после уплаты им штрафа выдается квитанция установленного образца. Квитанции могут применяться в тех случаях, когда законом установлен определенный размер штрафа за тот или иной вид административного нарушения. На воздушном транспорте взыскание штрафа путем выдачи квитанций может производиться за безбилетный полет пассажиров. За нарушения этого вида, как мы уже отмечали, предусмотрен штраф в строго фиксированных размерах: безбилетный полет пассажиров на воздушных судах местных воздушных линий – штраф 5 руб., на воздушных судах линий союзного значения – 10 руб. За провоз без билета детей от 5 до 12 лет штраф соответственно 1 р. 25 коп. и 2 р. 50 коп. При отказе уплатить штраф на месте нарушитель обязан указать свой адрес, расписаться в квитанционной книжке о наложении штрафа и внести штраф в 3-дневный срок в кассу аэропорта. В случае отказа расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, а также в случае сомнения в

правильности указания нарушителем своего адреса и фамилии, он может быть доставлен в отделение милиции, исполком сельсовета, штаб добровольной народной дружины для выяснения личности и составления протокола (акта).

Лицо, подвергнутое штрафу в административном порядке, имеет право обжаловать постановление о наложении штрафа. Обжалование производится в соответствии со ст.18-19 указа от 21 июня 1961 г. и ст.144 ВК СССР. Жалоба может быть направлена в 10 дневный срок со дня вручения постановления о наложении штрафа в районный (городской) народный суд по месту жительства нарушителя или вышестоящему органу Министерства гражданской авиации.

Подача жалобы в установленный срок приостанавливает взыскание штрафа.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.4, стр.443.

2 Ленин. ПСС, т.33, стр.99.

1 См.: Г.П. Жуков. Космическое право. М., "Международные отношения", 1966.

1 Под правовым институтом следует понимать совокупность норм, регулирующих определенную группу однородных общественных отношений. Например, институт международных полетов, институт воздушных перевозок пассажиров и т.д.

2 "Правда", 22 августа, 1967.

1 Международное право не входит в систему права отдельных государств. Особенности международного публичного права: а) субъектами международного права являются государства; б) нет единого законодателя (нормы создаются участниками международных отношений); в) нет централизованного аппарата принуждения; г) основным источником между народного права являются международные договоры и обычаи.

Международное частное право регулирует правовые отношения с иностранным элементом. Для международного частного права характерно то, что в правоотношении участвует иностранец (или иностранцы) или отношение связано с территорией двух или нескольких государств.


1 Согласно ст.40 Парижской конвенции Британские колонии (доминионы) Канада, Австралийский Союз, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия и Индия рассматривались как государства.

1 Например, помимо пяти государств (Англии, Франции, США, Италии и Японии), в состав Международной комиссии входят еще 24 государства. В этом случае каждое из пяти государств имеет по 5 голосов (24:5=4,8 с округлением 5). Таким образом, пять государств имеют 5 голосов х 5 = 25 голосов. Остальные государства - 24 голоса.

1 Вестник воздушного флота, №2, 1918, стр.28.

2 СУ РСФСР, №6, 1921, стр.40.

1 КПСС в резолюциях. Ч. III. М., Госполитиздат, 1954, стр.152.

2 СЗ СССР, 1932, №32, ст.194а.

1 СЗ СССР, 1935, №43, ст.359.

2 Система ВК СССР 1935 г. включает 10 разделов (глав). Общие положения, гражданские воздушные суда, экипаж гражданских воздушных судов, условия труда и ответственность работников Гражданского воздушного флота, земное оборудование для полетов, полеты, международные полеты, воздушные перевозки пассажиров, багажа, груза и почты, имущественная ответственность при воздушных передвижениях и порядок разрешения имущественных споров, штрафы, налагаемые в административном порядке органами Гражданского воздушного флота. Приложение: описание флага гражданской авиации и гражданского воздухоплавания СССР.

1 Согласно ст.6 ВК СССР, МГА издает правила, наставления и инструкции по вопросам своей компетенции на основе ВК СССР и Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР (ст.69 ВК СССР). Так, НПП ГА-66 разработано в соответствии с требованиями Воздушного кодекса СССР и Основных правил полетов.

1 См.: Общая теория советского права. М., "Юридическая литература", 1966, стр.62-274.

2 М.С. Строгович. Основные вопросы советской социалистической законности. М., "Наука", 1966, стр.46.

1 Ведомости Верховного Совета СССР 1958, №14, ст.275.

2  СП СССР 1959, №6, ст.37.

3 Для некоторых видов перевозок этот срок действует с 15 октября по 15 мая и с 15 октября по 31 мая.

1 Названный принцип действует только в случаях, если новый акт имеет высшую или равную юридическую силу в сравнении с ранее изданным нормативным актом.

2 Приказ МГА СССР №750 от 24 ноября 1967 г.

1 К территории СССР относится земельная и водная территория СССР, а также воздушное пространство над поверхностью, в границах СССР, включая внутренние и территориальные воды. Частью территории СССР считаются морские и воздушные корабли в открытом море.


2 Приказ начальника ГУ ГВФ №286 - 1960 г.

3 См. Ведомости Верховного Совета СССР, 1960, №42. Конвенция заключена при участии СССР в 1958 г. на Женевской конференции по морскому праву. Вступила в силу в 1962 г. Подробно о режиме открытого моря см.: Курс международного права. Т.3. М., "Наука", 1967, стр.230-293.

1 Слова и выражения в общепринятом смысле мы находим в различных толковых словарях. (Словарь русского языка под ред. проф. Ожегова).

1 Некоторые авторы логическое толкование не выделяют как самостоятельный прием толкования правовой нормы. См.: например, А.С. Пиголкин. Толкование нормативных актов в СССР. М., Госюриздат, 1962, стр.37-53. О логическом толковании см.: А.С. Шляпочников. Толкование Советского уголовного закона. М., Госюриздат, 1960, ст.173-195; Я.М. Брайнин. Уголовный закон и его применение. М., "Юридическая литература", 1967, стр.226-230.

2 М.Д. Шаргородский. Уголовный закон. М., Госюриздат, 1948, стр.163.

3 Словарь русского языка. Составил С.И. Ожегов. М., ГИС, 1953.

1 См.: Сборник законодательных актов о труде. М., "Юридическая литература". 1965, стр.764-765.

1 Следует рассматривать как нарушение принципа социалистической законности произвольное толкование правовых норм по объему. Применение распространительного или ограничительного толкования допустимо тогда, когда это вытекает из смысла правовой нормы.

2 Такое толкование называется аутентическим (от греческого - аутентикос - подлинный, основанный на первоисточнике, идущий от самого себя).

1 Теория государства и права. М., "Юридическая литература". 1968, стр.503.

1 Виды и порядок проведения испытаний гражданских воздушных судов определен Положением об испытаниях гражданских самолетов (вертолетов), а также Нормами летной годности гражданских самолетов СССР.

1 Разрешение на эксплуатацию бортовых радиостанций оформляется путем записи позывных сигналов бортовых радиостанций в свидетельствах о регистрации гражданских воздушных судов.

1 В настоящее время детально не определен порядок комплектования экипажей воздушных судов. Целесообразно повысить роль и ответственность командира корабля в подборе и назначении членов летно-подъемного состава экипажа (установить, например, что ЛПС экипажа назначается в экипаж с согласия командира корабля)

2 В соответствии c § 212 НПП ГА в состав экипажа, выполняющего производственный полет, разрешается включать не более двух проверяющих различных специальностей или одного проверяющего и одного стажера. Инспекторский состав МГА включается в состав экипажа независимо от наличия на борту других проверяющих.