Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 382
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
полетов.
11. В случае причинения вреда людям и имуществу при выполнении работ по специальным применениям авиации воздушно-транс-портное предприятие несет ответственность в соответствии со ст.101, 102 и 103 ВК СССР.1
Если лицу, находящемуся на борту воздушного судна в соответствии с заданием, заказчика, будет причинена смерть, увечье или иное повреждение здоровья по вине обслуживаемой организации, то воздушно-транспортное предприятие имеет право обратного требования (регресса).
В случае причинения вреда людям и имуществу не в связи с воздушной перевозкой, ответственность воздушно-транспортного предприятия наступает в соответствии с нормами гл.12 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик и гл.40 ГК РСФСР (и других союзных республик). Аналогично решается вопрос об ответственности заказчика за вред, причиненный людям и имуществу (в том числе людям и имуществу воздушно-транспортных предприятий). В соответствии со ст.139 ВК СССР заказчик несет полную ответственность за происшедшие по его вине гибель или повреждение воздушного судна.
1. Для обеспечения порядка и безопасности движения воздушных судов СССР, соблюдения правил пользования воздушным транспортом, а также правил пожарной безопасности и санитарных правил на транспорте Министерству гражданской авиации СССР предоставлено право налагать штрафы в административном порядке без обращения в административные комиссии.1
Действующим законодательством четко определен перечень нарушений, за которые органы МГА СССР имеют право привлекать виновных и к административной ответственности:
а) устройство на расстоянии до 10 км от границ аэродрома каких-либо знаков, сходных с маркировочными знаками, принятыми для опознавания аэродромов; невыполнение требований Министерства гражданской авиации СССР об установлении в соответствии с утвержденными правилами ночных световых и дневных маркировочных знаков, а также радиотехнических устройств на приаэродромных территориях и в пределах воздушных трасс; сжигание без разрешения администрации аэропорта, аэродрома пиротехнических изделий на расстоянии до 5 км от границ аэродрома – влечет за собой штраф в размере до 10 руб. на граждан и до 30 руб. на должностных лиц.
Повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования, проход и проезд без разрешения на территории аэропортов (кроме аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов, перевозка багажом или ручной кладью предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, несоблюдение уста- новленных условий перевозки багажом или ручной кладью отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных предметов и веществ, а также киносъемочных и фотографических аппаратов, радиоаппаратуры и
биноклей, а равно неправильное указание в грузовой накладной наименования груза или его особых свойств, несоблюдение правил фотографирования, киносъемки и пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна, невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, распоряжений командира судна, вмешательство в действия и распоряжения командира воздушного судна – влечет за собой штраф до 10 руб.;
б) за невыполнение установленных на воздушном транспорте правил пожарной безопасности, санитарно-противоэпидемических и санитарно-гигиенических правил налагается штраф до 10 руб. на граждан и до 30 руб. на должностных лиц;
в) за безбилетный полет пассажиров на воздушных судах местных воздушных линий налагается штраф 5 руб., на воздушных судах – линий союзного значения – 10 руб. В таком же размере налагаются штрафы за провоз без билета детей в возрасте от 10 до 16 лет. За провоз без билета детей в возрасте от 5 до 10 лет штрафы налагаются в размере 0,25 штрафа, установленного за безбилетный полет взрослого пассажира. При этом уплата штрафа не освобождает от оплаты стоимости полета.
За указанные нарушения штрафы могут налагаться:
а) до 10 руб. – командиром объединенного авиаотряда или начальником аэропорта; б) до 20 руб. – начальником управления;
в) до 30 руб. – министром гражданской авиации СССР и начальником Главной инспекции по безопасности полетов.
За нарушение правил о международных полетах при отсутствии оснований для привлечения нарушителей к уголовной ответственности министр гражданской авиации СССР вправе наложить на нарушителя в административном порядке штраф до 100 руб.
Работники государственного пожарного надзора налагают штраф за нарушение правил пожарной безопасности – до 10 руб. на граждан и до 50 руб. на должностных лиц.1 За нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил планировки и застройки населенных мест, охраны атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, радиационной безопасности, проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и содержания жилых домов
, гражданских, культурно-бытовых здании, производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, связи, гидротехнических и коммунальных сооружений, предприятий общественного питания, торговли и иных сооружений и объектов
– работниками Государственной санитарной инспекции и санитарной инспекции Министерства гражданской авиации СССР налагается штраф до 10 руб. на граждан и до 50 руб. на должностных лиц.2
Лица, нарушающие общественный порядок на воздушных судах, в аэропортах и на аэродромах, в соответствии с действующим законодательством могут быть оштрафованы работниками органов милиции, а также начальниками аэропортов, командирами авиаотрядов.
Перечисленные выше должностные лица могут налагать штрафы только при исполнении служебных обязанностей и за нарушения тех правил, надзор за соблюдением которых на них возложен.
К административной ответственности привлекаются только лица, которым до совершения ими административного проступка исполнилось 16 лет. Военнослужащие, а также рядовой и начальствующий состав органов Министерства охраны общественного порядка за проступки, предусматривающие наложение штрафа в административном порядке, несут' ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Дисциплинарную, а не административную ответственность несут работники гражданской авиации, допустившие при исполнении служебных обязанностей нарушения, предусмотренные подпунктом «а» п. 4 постановления от 3 января 1963 г.1
Действующим законодательством установлено, что привлечение к административной ответственности может иметь место только за действия, прямо предусмотренные в правовых нормах, если они не содержат признаков преступления.
По каждому административному нарушению (кроме случаев, когда в соответствии с действующим законодательством штраф взимается на месте) должен быть составлен протокол (акт). Основное назначение протокола состоит в том, чтобы зафиксировать сведения о нарушителе и характере нарушения. В протоколе указываются фамилия, имя и отчество нарушителя, возраст, род занятий, размер заработка, месте жительства, семейное положение, документ, удостоверяющий личность нарушителя,
сведения о характере, месте и времени нарушения, а также свидетели. При составлении протокола уполномоченное должностное лицо или представитель общественности должны иметь при себе соответствующий документ, удостоверяющий их личность, и предъявить его по требованию лица, привлекаемого к административной ответственности.
Протокол (акт) после его составления предъявляется для ознакомления нарушителю и подписывается должностным лицом (представителем общественности), составившим протокол, и лицом, совершившим нарушение. Свидетели и потерпевшие также могут подписать протокол. Нарушитель имеет право внести в протокол собственноручно объяснения и замечания по существу содержания протокола. При отказе нарушителя подписать протокол делается специальная запись, которая удостоверяется понятыми. Законом не определен срок составления протокола (акта).
Представляется, что протокол должен составляться немедленно после совершения административного правонарушения. Нет указания также и на круг лиц, имеющих право составлять протоколы об административных нарушениях. Ввиду чрезвычайно важного значения протокола для правильного разрешения дела об административном нарушении следует четко определить, круг лиц, имеющих право составлять протоколы об административных нарушениях. Перечень должностных лиц и представителей общественности (например, общественных инспектором по безопасности полетов и т.д.) целесообразно определить в централизованном порядке Министерством гражданской авиации СССР.
На основании утвержденного перечня руководители подразделений (начальники управлений, командиры ОАО и т.д.) устанавливают круг лиц, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях. Эти лица должны проходить инструктаж по установленной программе (знать действующее законодательство об административных штрафах, порядок составления протоколов или актов).
11. В случае причинения вреда людям и имуществу при выполнении работ по специальным применениям авиации воздушно-транс-портное предприятие несет ответственность в соответствии со ст.101, 102 и 103 ВК СССР.1
Если лицу, находящемуся на борту воздушного судна в соответствии с заданием, заказчика, будет причинена смерть, увечье или иное повреждение здоровья по вине обслуживаемой организации, то воздушно-транспортное предприятие имеет право обратного требования (регресса).
В случае причинения вреда людям и имуществу не в связи с воздушной перевозкой, ответственность воздушно-транспортного предприятия наступает в соответствии с нормами гл.12 Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик и гл.40 ГК РСФСР (и других союзных республик). Аналогично решается вопрос об ответственности заказчика за вред, причиненный людям и имуществу (в том числе людям и имуществу воздушно-транспортных предприятий). В соответствии со ст.139 ВК СССР заказчик несет полную ответственность за происшедшие по его вине гибель или повреждение воздушного судна.
Глава 9.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
1. Для обеспечения порядка и безопасности движения воздушных судов СССР, соблюдения правил пользования воздушным транспортом, а также правил пожарной безопасности и санитарных правил на транспорте Министерству гражданской авиации СССР предоставлено право налагать штрафы в административном порядке без обращения в административные комиссии.1
Действующим законодательством четко определен перечень нарушений, за которые органы МГА СССР имеют право привлекать виновных и к административной ответственности:
а) устройство на расстоянии до 10 км от границ аэродрома каких-либо знаков, сходных с маркировочными знаками, принятыми для опознавания аэродромов; невыполнение требований Министерства гражданской авиации СССР об установлении в соответствии с утвержденными правилами ночных световых и дневных маркировочных знаков, а также радиотехнических устройств на приаэродромных территориях и в пределах воздушных трасс; сжигание без разрешения администрации аэропорта, аэродрома пиротехнических изделий на расстоянии до 5 км от границ аэродрома – влечет за собой штраф в размере до 10 руб. на граждан и до 30 руб. на должностных лиц.
Повреждение аэродромного оборудования, аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования, проход и проезд без разрешения на территории аэропортов (кроме аэровокзалов), аэродромов, объектов радио- и светообеспечения полетов, перевозка багажом или ручной кладью предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, несоблюдение уста- новленных условий перевозки багажом или ручной кладью отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных предметов и веществ, а также киносъемочных и фотографических аппаратов, радиоаппаратуры и
биноклей, а равно неправильное указание в грузовой накладной наименования груза или его особых свойств, несоблюдение правил фотографирования, киносъемки и пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна, невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, распоряжений командира судна, вмешательство в действия и распоряжения командира воздушного судна – влечет за собой штраф до 10 руб.;
б) за невыполнение установленных на воздушном транспорте правил пожарной безопасности, санитарно-противоэпидемических и санитарно-гигиенических правил налагается штраф до 10 руб. на граждан и до 30 руб. на должностных лиц;
в) за безбилетный полет пассажиров на воздушных судах местных воздушных линий налагается штраф 5 руб., на воздушных судах – линий союзного значения – 10 руб. В таком же размере налагаются штрафы за провоз без билета детей в возрасте от 10 до 16 лет. За провоз без билета детей в возрасте от 5 до 10 лет штрафы налагаются в размере 0,25 штрафа, установленного за безбилетный полет взрослого пассажира. При этом уплата штрафа не освобождает от оплаты стоимости полета.
За указанные нарушения штрафы могут налагаться:
а) до 10 руб. – командиром объединенного авиаотряда или начальником аэропорта; б) до 20 руб. – начальником управления;
в) до 30 руб. – министром гражданской авиации СССР и начальником Главной инспекции по безопасности полетов.
За нарушение правил о международных полетах при отсутствии оснований для привлечения нарушителей к уголовной ответственности министр гражданской авиации СССР вправе наложить на нарушителя в административном порядке штраф до 100 руб.
Работники государственного пожарного надзора налагают штраф за нарушение правил пожарной безопасности – до 10 руб. на граждан и до 50 руб. на должностных лиц.1 За нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил планировки и застройки населенных мест, охраны атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, радиационной безопасности, проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и содержания жилых домов
, гражданских, культурно-бытовых здании, производственных объектов промышленности, транспорта, сельского хозяйства, связи, гидротехнических и коммунальных сооружений, предприятий общественного питания, торговли и иных сооружений и объектов
– работниками Государственной санитарной инспекции и санитарной инспекции Министерства гражданской авиации СССР налагается штраф до 10 руб. на граждан и до 50 руб. на должностных лиц.2
Лица, нарушающие общественный порядок на воздушных судах, в аэропортах и на аэродромах, в соответствии с действующим законодательством могут быть оштрафованы работниками органов милиции, а также начальниками аэропортов, командирами авиаотрядов.
Перечисленные выше должностные лица могут налагать штрафы только при исполнении служебных обязанностей и за нарушения тех правил, надзор за соблюдением которых на них возложен.
К административной ответственности привлекаются только лица, которым до совершения ими административного проступка исполнилось 16 лет. Военнослужащие, а также рядовой и начальствующий состав органов Министерства охраны общественного порядка за проступки, предусматривающие наложение штрафа в административном порядке, несут' ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Дисциплинарную, а не административную ответственность несут работники гражданской авиации, допустившие при исполнении служебных обязанностей нарушения, предусмотренные подпунктом «а» п. 4 постановления от 3 января 1963 г.1
Действующим законодательством установлено, что привлечение к административной ответственности может иметь место только за действия, прямо предусмотренные в правовых нормах, если они не содержат признаков преступления.
По каждому административному нарушению (кроме случаев, когда в соответствии с действующим законодательством штраф взимается на месте) должен быть составлен протокол (акт). Основное назначение протокола состоит в том, чтобы зафиксировать сведения о нарушителе и характере нарушения. В протоколе указываются фамилия, имя и отчество нарушителя, возраст, род занятий, размер заработка, месте жительства, семейное положение, документ, удостоверяющий личность нарушителя,
сведения о характере, месте и времени нарушения, а также свидетели. При составлении протокола уполномоченное должностное лицо или представитель общественности должны иметь при себе соответствующий документ, удостоверяющий их личность, и предъявить его по требованию лица, привлекаемого к административной ответственности.
Протокол (акт) после его составления предъявляется для ознакомления нарушителю и подписывается должностным лицом (представителем общественности), составившим протокол, и лицом, совершившим нарушение. Свидетели и потерпевшие также могут подписать протокол. Нарушитель имеет право внести в протокол собственноручно объяснения и замечания по существу содержания протокола. При отказе нарушителя подписать протокол делается специальная запись, которая удостоверяется понятыми. Законом не определен срок составления протокола (акта).
Представляется, что протокол должен составляться немедленно после совершения административного правонарушения. Нет указания также и на круг лиц, имеющих право составлять протоколы об административных нарушениях. Ввиду чрезвычайно важного значения протокола для правильного разрешения дела об административном нарушении следует четко определить, круг лиц, имеющих право составлять протоколы об административных нарушениях. Перечень должностных лиц и представителей общественности (например, общественных инспектором по безопасности полетов и т.д.) целесообразно определить в централизованном порядке Министерством гражданской авиации СССР.
На основании утвержденного перечня руководители подразделений (начальники управлений, командиры ОАО и т.д.) устанавливают круг лиц, которым предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях. Эти лица должны проходить инструктаж по установленной программе (знать действующее законодательство об административных штрафах, порядок составления протоколов или актов).