Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 491

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91 исполнительными органами Совета на основе неформальных консультаций с финансовым комитетом и предоставляемый через соответствующие комитеты на рассмотрение Совета. В обязанности Совета входит также утверждение общего бюджета и установление нормы местных налогов для его обеспечения.
Все местные органы власти ведут самостоятельную ревизионную работу по исполнению статей бюджета. Расходы, кроме того, попадают под ревизию вышестоящих органов, проводимую Национальной ревизионной комиссией, которая определяет также целесообразность расходов, т.е. выгодность сделки "value for money". Правами ревизии обладают и общественные инспектора, что дает возможность гражданам поставить перед контрольными службами вопросы о содержании счетов по любой позиции бюджета и затем обратиться в суд с протестом по любому решению Совета в части, касающейся его финансовой и другой деятельности.
Кроме того, местные власти в обязательном порядке готовят годовой финансовый отчет, который затем публикуется, если центральное правительство потребует информацию о годовом обороте. Эти меры предполагают соответствующее освещение статей доходов и расходов бюджета, предоставление информации об общем уровне поступлений от местных налогов, обеспечивают дополнительную защиту от злоупотреблений в финансовых делах.
На основании этих данных ведется общегосударственная статистика финансового положения в местных органах власти. В целях реорганизации системы финансирования местных органов власти правительство подготовило в январе 1986 г. так называемую зеленую книгу, озаглавленную "Выплаты в местные органы власти". Реорганизация преследует следующие цели: замену домашнего налога общинным, что фактически означает отчисления с каждого взрослого жителя; введение фиксированного по всей стране уровня выплат, начисляемых на коммерческие и промышленные предприятия, а также существенные изменения в системе контроля за дотациями и капитальными расходами.

92
В соответствии с законодательством, устанавливающим функции местных органов власти, министерства обладают широкими полномочиями в издании различных распоряжений, указаний и т.п., направленных на то, чтобы предоставляемые населению услуги отвечали принятым стандартам
175 175
Королевская государственная канцелярия. См.: www.hmso.gov.uk.
Кроме того, при разработке и утверждении структурного плана, программы инвестиций и других важных статей бюджета, обеспечивающих работу местного органа власти и направленных на получение субсидий на капитальные затраты, требуется предварительное согласие заинтересованных министерств. Выполнение местными властями обязанностей по предоставлению услуг населению инспектируют вышестоящие органы и специальные комиссии. Кроме того, местные органы обязаны предоставлять соответствующую информацию об этой стороне их деятельности. В случае нарушения местным Советом выполнения обязанностей, предусмотренных положением о местном органе власти, центральное правительство может либо взять их исполнение на себя, назначив при этом своего комиссара
(представителя), либо передать полномочия на управление данной территорией другому Совету. На практике подобная процедура применяется чрезвычайно редко в исключительных случаях.


93
Венгерская Республика
Континент:
Европа
Национальное
название:
Magyar Köztársaság
Столица:
Будапешт
Площадь:
93000 кв. км.
Население:
около 10,6 млн. человек, причем плотность населения довольно высока,
110 человек на 1 км
2
. Главным образом здесь проживают венгры (89,9%), цыгане
(4%), немцы (2,6%), сербы (2%), словаки, румыны и другие
Краткая историческая
справка:
1989г.– отстранение коммунистов от власти и провозглашение
Венгерской Республики
Географическое
положение:
Страна расположена в Центральной Европе. Граничит: со
Словакией – на севере, с Украиной и Румынией – на востоке, с
Югославией – на юге, с Хорватией, Словенией и Австрией – на западе. Выхода к морю не имеет
Политический строй:
Демократия
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Глава государства:
Президент
Языки:
Венгерский (государственный), многие венгры знают один из иностранных языков - английский, немецкий, русский.
Основная религия:
Католицизм. Верующих: католики - 67,5%, протестанты (в основном лютеране и кальвинисты) - 25%, иудеи.
Форма правления:
Парламентская республика
Венгрия
Венгерские племена осели в Средней Европе в конце IX в. нашей эры.
Постепенное формирование у них феодального строя и государственной структуры было прервано в начале XVI в. нападением Османской империи, которая захватила территории, населенные венграми. В XVIII в. страна стала частью Габсбургской империи. В ходе революции 1848 -1849 гг. Венгрия вела борьбу против австрийского господства за отмену феодального строя и завоевание независимости. Хотя с помощью вооруженной силы иностранные государства подавили эту революцию, экономическое и социальное развитие, а также решение вопросов взаимоотношений с австрийской династией не было остановлено. Это нашло свое выражение в "компромиссе" 1867 г., когда

94 была создана Австро–Венгерская монархия, что на деле означало предоставление Венгрии лишь относительной независимости.
После первой мировой войны монархия прекратила свое существование.
Социальное недовольство существующим порядком привело сначала к гражданской демократической, а затем к социалистической революции.
После поражения Венгерской советской республики в 1919 г. страна номинально стала монархией, в которой, однако, не было короля и всю государственную власть осуществлял губернатор (регент).
В 1945 г. Венгрия была провозглашена республикой. По конституции
176 176
В 1222 г. была принята 1-я «Конституция» - «Золотая булла», которая закрепила привилегии баронов и поместных дворян. Они могли не согласиться с мнением короля, из их представителей должно было ежегодно собираться собрание. До 1526 г. Венгрия существует под властью Османской империи (с 1686 г. - в империи Габсбургов). В 1840 г. произошла
«бескровная революция», которая установила определенную самостоятельность для Венгрии (на правах автономного образования, где главой исполнительной власти был австрийский император, а законодательной – венгерский парламент).Эпоха дуализма – 1867-1912 гг. В 1867 г. было заключено австро-венгерское соглашение. Франц Иосиф был коронован как король Венгрии, но Венгрия приобрела территориальную целостность и независимость. Она была уравнена с Австрией. Хорваты получили самоуправление в рамках Венгрии, а Трансвааль стала частью Венгрии.
Общими были министры иностранных дел, обороны и финансов. Каждая из стран- учредительниц выделила свои делегации, которые проводили заседания общего представительного органа. Конституции Венгрии, по существу, складывались из соглашений, договоров, обычаев. В результате Первой Мировой войны в Венгрии произошла революция Бела Кун (коммунисты с левыми социалистами) 22.05.1919 г. практически бескровно захватил власть. Он провел национализацию, создал ЧК, Красную армию, советы. 23.06.1919 г. на Всевенгерском Собрании была принята Конституция
Венгерской федеративной социалистической республики. Провозглашена диктатура пролетарского Правительства – Совнаркома. 04.06.1920 г. заключен Пумановский договор. Принят закон о временном осуществлении верховной власти и восстановлении конституционного строя. Восстановлен институт монархии, отменены все акты советской власти, Габсбурги закрепили, что королевскую власть в Венгрии осуществляет регент, избранный Национальным собранием. Регентом избран Хорти (25 лет). 04.11.1945 г. проводятся выборы представительного органа. Победу одержала партия мелких
«сельхозяев». В 1946 г. парламент принимает закон о государственной форме Венгрии.
Упраздняется монархия и провозглашается республика. Органами власти являются:
Национальное Собрание, Президент и Правительство. В 1947 г. коммунисты арестовывают всех членов буржуазных партий, смещают премьер-министра. 18.08.1949 г. была принята новая Конституция Венгрии. Она полностью соответствовала сталинской
Конституции 1936 г. (только за некоторыми исключениями). Провозглашалось 3 уклада хозяйства: социалистический, частного капитала, мелкотоварный. Социалистическое государство существовало в Венгрии до 1989 г. За этот период в Конституцию Венгрии было внесено около 20 изменений и дополнений. В 1989 г. коммунистическая партия утрачивает власть.
По результатам прошедших выборов к власти в Венгрии приходит
1949 г. страна стана называться Венгерской Народной Республикой. В 1989 -


95 1990 гг. в системе политической власти произошли изменения: правящая
Венгерская социалистическая рабочая партия отказалась от монополии на власть, была введена многопартийная система, изменено название республики. Преобразования еще не завершились, тем не менее, структура основных органов государственной власти уже претерпела существенные изменения.
Высшим органом власти является Государственное собрание - парламент республики
177
. Собрание избирает президента республики и назначает главу правительства - премьер-министра. Совет Министров осуществляет как исполнительные функции, так и обязанности правительства
178
Территория Венгрии разбита на 19 областей. В стране 108 городов, из которых шесть, в том числе Будапешт - столица страны - имеют статус области. Города в свою очередь могут делиться на районы; так, в Будапеште
-
22 района. В настоящее время насчитывается 1077 сельских советов, 700 из них имеют статус так называемых объединенных Советов, деятельность которых распространяется на 2281 деревню, в то время как остальные осуществляют свою деятельность в отдельных деревнях.
Местные территориальные органы управления строятся на двух уровнях
179
коалиция, возглавляемая Венгерским демократическим форумом. Венгрия становится унитарным государством (хотя об этом прямо не говорится в Конституции).
. Советы работают в деревнях, городах и районах столицы, самой
177
Срок полномочий депутатов Государственного Собрания – 4 года. Всего 286 депутатов. 176 депутатов избирается по мажоритарной системе (с возможностью проведения 2-ого раунда – проходит тот, у которого не менее 15 % голосов избирателей); 152 – по пропорциональной системе; 58 – по общенациональному округу, и места распределяются между участвующими партиями в соответствии с полученными ими голосами. Парламент – однопалатный. Законы принимаются Государственным Собранием, простым большинством от присутствующих депутатов. В ряде случае Конституция устанавливает необходимость квалифицированного большинства голосов (2/3) – по вопросам, в ней указанным.
178
Президент избирается парламентским большинством в 2/3 голосов. Если Президент не был избран в 1 туре, не менее 50 депутатов должны внести такое предложение, в 3-й тур выходят 2 кандидата, получившие наибольшее количество голосов. В случае войны или национального бедствия Президент может создавать
Национальный Совет обороны, к которому переходят права Государственного Собрания. Он представляет кандидатуру премьер-министра, хотя, по обычаю, им становится лидер партии, победившей на выборах.
Министры назначаются Президентом по предложению премьер-министра.
179
Местные органы власти в Венгрии предоставляют более широкий круг услуг, чем местные власти в большинстве государств — членов СЕ. Конкурентный характер их функций определен в ст. 8 Закона от 1990 г. Из этих функций следующие считаются обязательными: обеспечение чистой питьевой водой; начальное школьное образование; основные виды медицинских и социальных услуг; освещение улиц; содержание местных дорог и кладбищ.


96 столице и областях. В зависимости от статуса деревни Советы в деревнях подразделяются на деревенский Совет, Совет крупной деревни и Совет крупной деревни с правами города. Областные Советы осуществляют контрольные функции над местными органами власти, входящими в состав области. В Будапеште городской Совет является вышестоящими по отношению к районным.
Области, города, деревни
Все административно-территориальные единицы на территории страны являлись составной частью государственной структуры управления. Их существование определялось положениями Конституции.
Каждый Совет был представительным самоуправляющимся органом. В городах и деревнях члены Совета избирались в ходе прямых выборов местными гражданами. Такая же процедура была характерна для районов
Будапешта. Эти Советы избирали из своего состава представителей в вышестоящие органы, в областной Совет или горсовет в Будапеште. Советы, формировавшиеся в так называемых объединенных деревнях, имели консультативный статус и лишь в некоторых сферах деятельности могли принимать самостоятельные решения.
В соответствии с законом о выборах 1983 г. количество членов в местных Советах не являлось строго установленным. Все члены Совета избирались на пятилетний период. Кандидаты выдвигались политическими партиями и общественными организациями. Совет проводил свои сессии как минимум 4 раза в год. Его компетенция определяется решением таких вопросов, как распоряжение местными финансами, предполагающее среднесрочное планирование и составление бюджета, определение необходимых для обеспечения деятельности территории доходов от налогообложения и займов, принятие и содействие осуществлению планов и программ развития, одобрение и наблюдение за ходом общего плана развития территории, обеспечение функционирования системы здравоохранения, поддержание благосостояния населения, удовлетворение

97 его потребностей в сфере услуг и культуры, а также деятельность по поддержанию порядка и обеспечению безопасности населения на территории
Совета.
В силу того, что по своей природе Советы представляли собой органы самоуправления, они обладали правом самостоятельно решать вопросы, относящиеся к формированию органов местной администрации и организации их работы, и избирать из своего состава председателя и его заместителя (или заместителей).
Совет назначал руководителей созданных им комиссий и комитетов, сфера деятельности которых определялась исполкомом. Упомянутые руководители отвечали за подготовку согласованных решений, организацию управления и наблюдение за повседневной деятельностью находящихся под их руководством комитетов и комиссий, а также осуществление контроля за законностью деятельности исполнительных органов власти. Их руководство, помимо отделов исполкома, распространялось на предприятия местного значения и органы Совета, занимающиеся рассмотрением писем и обращений населения. Задача этих органов - оперативно содействовать устранению недостатков и принимать в случае необходимости соответствующие санкции. Управленческие органы подчинялись исполкому и Совету. Направление деятельности со стороны вышестоящих органов осуществлялось через нижестоящие исполкомы (это подразумевало, что руководящие решения доводились до Советов нижестоящего уровня через соответствующие исполкомы). Что касается отделов и других управленческих структур, то в Венгрии они не образовывали иерархической структуры, что было характерно для ряда других восточноевропейских стран.
Общее руководство Советами осуществлялось в основном через парламент и
Совет Министров.
Финансовые средства местных органов власти формировались за счет собственных источников поступлений, правительственных субсидий