Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

98
(разделяемые доходы) и государственных дотаций
180
. Собственными источниками являлись налоги на граждан
181
, рента на землю, арендная плата за места отдыха и культурных мероприятий и другие установленные на местном уровне поступления
182
Доходы от налогообложения промышленных предприятий и кооперативов
(в том числе сельскохозяйственных) формировали так называемый "разделяемый доход", т.е. доход, который делился между центральным и местным бюджетом
183
До проведения преобразований областной Совет мог облагать отчислениями местные Советы и перераспределять поступающие доходы между местными административными формированиями в пределах своей области. Субсидии из центра на определенные нужды, такие, как жилищное строительство, строительство больниц, школ и т.п., составляли далеко не самую большую часть местного бюджета. Каждый совет обязан был разрабатывать пятилетний финансовый план и ежегодно формировать и принимать бюджет
184 180
Дотации государства составляют половину дохода органов власти в Венгрии. Они делятся на дотации общего назначения, распределяемые по всей стране по нормативным критериям, и дотации на специальные цели (или дотации специального назначения), которые выплачиваются на осуществление специального проекта или деятельности каждому местному органу власти. Дотация общего назначения является главной из дотаций государства, составляющей 43% дохода местных властей, а дотации специального назначения составляют лишь 7% местного дохода.
181
Доход местных органов власти можно разделить на прямые источники дохода (собственные ресурсы) и доход, общий с государственными властями (делимые налоги). Местные налоги составляют пока 7% всего дохода местных органов власти, но могут значительно возрасти в течение следующих нескольких лет.
Местное налогообложение состоит из следующих четырех основных налогов: земельный налог; налог на строения; коммунальный налог (альтернативный двум вышеуказанным налогам); налог на туризм; налоги на предприятия (налог с оборота).
182
Важным источником местных доходов является плата за услуги, продажу лицензий на строительство и доход от хозяйственной деятельности предприятий, ранее принадлежавших местному совету. В будущем источником дохода станет налог на новое местное имущество. Создание такого имущества — очень трудная задача для местных властей, ибо они не имеют права владеть предприятиями, приносящими прибыль, и должны ограничить свою деятельность предприятиями бытового обслуживания, но этого на практике нет. В любом случае возможности местных властей приобретать предприятия ограничены вследствие экономического кризиса.
183
Другой основной источник местных доходов, помимо дотаций государства, — это налоги, делимые между местными и центральной властью (делимые налоги определяются в ст. 83 Закона от 1990 г.). В
Законе установлено два вида делимых налогов: "определенная часть личного подоходного налога" и "другие делимые налоги", которые могут "переводиться парламентом отдельным актом". На практике единственным делимым налогом является личный подоходный налог, который составляет 13% дохода местных властей.
184
Острая проблема — это муниципальное жилищное строительство, которое "парализует" местные власти.
Квартплаты, а также различные сборы и тарифы за общественные услуги устанавливаются центральным правительством на таком уровне, что это вынуждает местные власти предоставлять их по сильно дотированным ценам.


99
Расходы Советов проходили по двум основным статьям: текущие расходы (расходы на культуру, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры, содержание управленческого аппарата) и капитальные затраты. В период подготовки очередного пятилетнего плана на 1986 - 1990 гг. имелись намерения после вступления в силу нового закона о финансировании местных органов власти устранить эти различия. Упомянутый закон предполагал также повысить эффективность деятельности местных органов власти и ослабить вертикальную подчиненность местных органов управления областным.
В ноябре 1989 г. венгерское правительство обсудило и приняло за основу новую концепцию закона о местных органах власти, который вобрал в себя множество из существовавших идей реорганизации местного управления и развил их, предоставив тем самым значительную самостоятельность местным органам власти в принятии решений, касающихся подконтрольной им территории при условии, что она не наносит ущерба общегосударственным интересам. Согласно закона многоступенчатая система управления должна быть заменена системой самоуправления населенных пунктов
185
. В соответствии с главой IX Конституции Венгерской
Республики "О местном самоуправлении"
186
право административного самоуправления предоставляется селам, городам, столице и ее районам
187 185
Реформирование системы самоуправления в Венгрии также осуществлялось в течение 90-х годов и проходило в два этапа. Первый этап начался с принятия в 1990 году парламентского закона «О местном самоуправлении», который создал правовую основу для осуществления процесса демократизации и реформы политической системы. Эта система начала действовать с принятия и реализации в том же году закона «О местных выборах».
Самоуправление осуществляется через избираемые гражданами
186
См.: Конституция Венгрии (Венгерской Республики) от 18 августа 1949 г. Глава IX. Органы местного
самоуправления.
41. 1) Территория Венгерской Республики состоит из столицы, областей, городов и сел.
2)Столица делится на районы. В городах могут быть образованы районы. 42. Избиратели села, города, столицы и ее районов, а также области обладают правом местного самоуправления. Местное самоуправление - самостоятельное, демократическое решение местных общественных дел, касающихся сообществ избирателей, осуществление местной административной власти в интересах населения. 43.
1) Основные права местных самоуправлений одинаковы. Обязанности местных самоуправлений могут отличаться.
2) Права и обязанности местных самоуправлений определяет закон. Правомерное осуществление компетенции самоуправления связано с судебной защитой: с ходатайством о правовой защите местное самоуправление может обращаться в Конституционный суд.
См.:
www.constitution.garant.ru.
187
См.: Жученко А. А. Особенности содержания Конституции Венгрии // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - N 2. - С. 43-47.


100 представительные органы или путем проведения местного референдума.
Численность этих органов, с учетом требования эффективности и обеспечения условий демократического принятия решений, определена в пределах от 9 до 67 членов в зависимости от численности населения. Для баллотирования депутату требуются рекомендации от 1 до 5% населения, участвующего в выборах. Сами выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права путем прямого и тайного голосования.
Местные органы избираются на четырехлетний период. Органы самоуправления реализуют право собственника коммунального имущества, в рамках закона устанавливают налоги. Они обладают также правом самостоятельно вступать в сотрудничество, в частности организовывать международные объединения для решения стоящих перед ними задач.
Возглавляет местные органы самоуправления мэр.
Органы местного самоуправления самостоятельны, имеют равные права независимо от численности представляемого населения. Принятые ими в пределах своей компетенции решения местного значения являются окончательными, другие органы власти могут их аннулировать только в, случае нарушения законов республики.
Предполагается проведение децентрализации ряда административных объединений, укрупнение которых было произведено в соответствии с решениями, принятым» прежним правительством. Население этих поселков
(и приравненных к ним) получит право избирать орган местного самоуправления и мэра, формировать собственный бюджет» за счет которого предполагается вести всю самостоятельную деятельность. Те небольшие населенные пункты, которые не в состоянии создать собственный аппарат, могут содержать совместно с другими органами власти общий аппарат местного управления.
Три основополагающих принципа функционирования системы органов местного самоуправления - это самостоятельность, демократия в осуществлении власти и судебной защита прав органов самоуправления.

101
Согласно новому закону в населенных пунктах, где проживает менее
10000 человек, избиратели по спискам кандидатов избирают депутатов в местные органы власти, также мэра. Там, где численность населения превышает 10 000 человек, органы местного самоуправления наполовину будут комплектоваться из депутатов, избираемых индивидуально, а наполовину согласно партийным спискам. В этих населенных пунктах мэр будет избираться депутатами местного органа самоуправления.
Баллотироваться будут лишь те кандидаты в депутаты, которые смогут собрать в период с 27 августа по 12 сентября подписи не менее 1 % избирателей своего избирательного округа. Претендующие на пост мэра обязаны получить поддержку не менее 3% избирателей. Партии только в том случае могут выставлять свои списки на выборы, если их кандидаты представлены не менее чем в одной четверти избирательных округов того или иного населенного пункта.
Закон гарантирует права национальных и этнических меньшинств, в частности предусматривается составление так называемого списка меньшинств, кандидатам из которого мандаты будут предоставлены с определенными льготами. Для их получения достаточно набрать простое большинство голосов. Выборы необходимо повторить в том случае, если в них приняло участие менее 40% избирателей или ни один из кандидатов не смог набрать 25% голосов
188 188
См.: Жученко А. А. Особенности содержания Конституции Венгрии // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - N 2. - С. 45.


102
Греческая Республика
Континент:
Европа
Национальное
название:
Elliniki Dhimokratia
Столица:
Афины
Площадь:
131990 кв. км.
Население:
около 8,74 млн. человек, где в основном проживают - греки. Этнические группы: греки - 98%, турки - 1%, албанцы, армяне, валахи.
Краткая историческая
справка:
1973г.– Греция провозглашена республикой.
1974г.– возвращение страны к демократическому правлению
Географическое
положение:
Страна расположена на Юго-востоке Европы. Занимает южную часть Балканского полуострова и прилегающие острова (свыше
100). Граничит: с Албанией, Македонией и Болгарией – на севере, с Турцией – на северо-востоке. Омывается водами
Эгейского моря – на востоке, Средиземного – на юге,
Ионического – на западе
Политический строй:
Демократия
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Глава государства:
Президент
Языки:
Греческий (государственный), который подразделяется на демотике
(разговорный) и катаревуса (формальный); причем государственным согласно закону 1976 года является демотике; английский, французский.
Основная религия:
Греческая православная церковь - 98%, католики, протестанты, иудеи, мусульмане.
Форма правления:
Республика
Греция
Модель государственного управления, которой народы следуют и сегодня, родилась во времена античной Греции. Концепция, согласно которой граждане обладают правом управления своими собственными делами, в том числе путем денежных отчислений и участием в военной службе в интересах общин, привело к признанию объединения граждан - демоса - в качестве верховной единицы, что и положило начало термину демократия, т.е. управление народа
189
Города–государства Эллады были разбиты на мелкие административные единицы, известные под названием "демес", или, в нашем современном
189
См.: Фененко Ю.В. Краткий курс социологии в схемах. М.; Издательство ООО «ПКЦ Альтекс», 2005.

103 понятии, как муниципалитет. Такие города древней Греции, как Агина,
Калимнос, Кос, Афины, Милет и некоторые другие, также были разделены на муниципалитеты. Они продолжали оставаться самоуправляемыми во времена и римского владычества, и византийского правления, и подчинения страны франкам, и турецкого ига. В более поздние времена местные власти, так называемые общины, имели важное административное значение и сотрудничали между собой в вопросах сельского хозяйства, промышленности и торговли (так, например, Амфелахия в Фессалии являлась центром 22 деревень, такую же роль играла и Мадемохория в
Халкидики, а Гидра и Псара были важными морскими и деловыми центрами). Эти общины сохраняли свою автономию и во времена турецкого господства. 5–я Революция 1821 г. проложила путь к завоеванию Грецией в
1830 г. независимости
190
. В XX в. периоды войн и бурных событий перемежались годами стабильного развития, что имело своей кульминацией установление в Греции режима черных полковников, правление которых продолжалось с 1967 по 1974 г.
191 190 1821-
1829 гг. – Национально-освободительная революция против турецкого ига. Русско-турецкая война
(1828-
1829 гг.). Разгром Россией Османской империи. Подписание Адрианопольского мирного договора.
1827 г.– Избрание Иоанниса Каподистрии президентом Греческой республики.
(Уроженец острова Корфу
Иоаннис Каподистрия с юных лет бредил идеей освобождения Греции. После освобождения Ионических
островов русскими матросами и создания Ионической Республики Каподистрия работал статс-
секретарем иностранных дел. Когда власть над Ионическими островами перешла к французам, он уехал в
Россию. В 1805 году Иоаннис Каподистрия возглавил Министерство иностранных дел России. Восемь лет
служил он Александру I, работая в Петербурге, Австрии и других странах. Каподистрия был активным
участником борьбы за освобождение Греции). 1830 г.– Лондонская конференция. Россия, Англия и
Франция объявили Грецию независимым государством. 1832 г.– Провозглашение первым королем Греции
Оттона I Баварского. 1924-1935 гг.– Провозглашение Греции республикой. 1935 г.– Реставрация монархии во главе с королем Георгом II. 1936-1941 гг.– Генерал Метаксас устанавливает военную диктатуру. 1946-
1949 г.г.– Гражданская война. 1947-1967 гг.– Реставрация монархии. До 1964 г. король - Павел I, после - его сын Константин II. См.: http://www.greek.ru/ru/culture/history/.
Проведенный после падения хунты референдум восстановил демократию и упразднил институт королевской
191 1967-
1974 гг.– В результате военного переворота к власти приходит хунта "Черных полковников".
Король эмигрирует из страны. 1974 г.– С целью свержения демократически избранного правительства
Кипра, правящая военная хунта Греции 15 июля совершила на острове государственный переворот. 20 июля
Турция, в нарушение международных принципов поведения, высадила на острове контингент вооруженных сил - якобы для восстановления конституционного порядка. Это событие привело к падению хунты в
Греции, но северная часть Кипра остается оккупированной по настоящее время. 1974-1975 гг.– Под руководством вернувшегося из эмиграции бывшего премьер-министра Константиноса Караманлиса происходит консолидация демократических сил и принимается новая конституция. Легализуется коммунистическая партия. В дальнейшем Караманлис избирался на пятилетний срок Президентом в 1980 г. и в 1990 г. См.: http://www.greek.ru/ru/culture/history/.