Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
74
Постоянные комиссии являются как законодательными, так и исполнительными органами Совета. Они осуществляют на практике решения
Совета, исполкома и соответствующих вышестоящих органов. Они решают также вопросы устранения несоответствия в решениях различных инстанций, вносят предложения для рассмотрения на сессиях Совета и заседаниях исполкома, выдают рекомендации управленческим структурам, находящимся в подчинении Совета, при нарушении закона или решении местных органов власти. В соответствующих случаях постоянные комиссии выступают на сессии Совета с предложением аннулировать противоправные решения исполкома. В свою очередь исполком и Совет могут приостановить исполнение решений и распоряжений постоянных комиссий, которые нарушают предыдущие решения и распоряжения местных или вышестоящих органов власти.
Согласно доктрине двойного подчинения местные Советы, исполком и другие административные структуры на каждом уровне власти подчинены горизонтально - друг другу и вертикально - соответствующим вышестоящим структурам. Компетенции местного органа власти и его взаимоотношения с министерствами и другими представителями центральных властей, предприятиями, организациями и институтами центрального и двойного подчинения определяются Советом Министров
150 150
Конституция Болгарии (Республики Болгарии) от 12 июля 1991 г.
Статья 143. 1. Управление в области осуществляется областным управляющим, которому помогает областная администрация. 2.Областной управляющий назначается Советом Министров. 3. Областной управляющий обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов, законности и общественного порядка и осуществляет административный контроль. См.: Сборник "Конституции государств Европы".
Издательство НОРМА, 2001 г.
. Ранее министерства через окружные исполкомы обладали правом выдачи указаний любому управленческому органу. Практическое же определение того, как может функционировать подобная структура, окончательно не сформулировано.
Совет имеет право лишить законной силы решение как своего собственного или нижестоящего исполкома, так и вышестоящего, вплоть до
Государственного совета.
75
Подсоветы
Отдельные населенные пункты, их объединения с населением более 100 человек, равно как и географически отдаленные от центров местной власти поселения, могут иметь свои педсоветы, каждый из которых создается соответствующим общинным Советом. Если педсовет располагается в том же месте, что и общинный орган власти, исполком последнего может взять на себя функции подсовета. Подсовет состоит из управляющего, избираемого прямым голосованием на два с половиной года, его заместителей, секретаря, решение о назначении или смещении которого принимает общинный Совет, а также нескольких избираемых прямым голосованием членов
151
В обязанности подсовета входят обеспечение выполнения решений общинных исполкомов, содействие развитию местной инфраструктуры, поддержание состояния дорог и их техническое оборудование, обеспечение медицинского и санитарного обслуживания и общественной безопасности, а также предоставление местному населению различных социальных услуг. Он содействует также решению других задач, которые ставятся перед ним вышестоящими органами власти. В сфере компетенции педсоветов находятся принятие плана своей деятельности, а также решений, необходимых для его обеспечения. Как и Советы, педсоветы должны отчитываться в своей деятельности перед избирателями, по крайней мере, раз в год.
151
См.: Балабанова Х. Местное самоуправление и местная администрация: Административно-правовые проблемы. - Варна: Тедина, 1996.
76
Соединённое Королевство Великобритании и
Северной Ирландии
Континент:
Европа
Национальное
название:
United Kingdom of Great
Britain and Northern Ireland
Столица:
Лондон
Площадь:
244111 кв. км.
Население:
около 58,4 млн. человек,
Этнические группы: англичане -
81,5%, шотландцы - 9,6%, ирландцы -
2,4%, уэльсцы - 1,9%, ольстерцы -
1,8%, индийцы, пакистанцы, китайцы, арабы, африканцы.
Краткая историческая
справка:
1921г.– независимость Ирландии (Англия сохранила за собой
Ольстер).
1931г.– признание юридического равноправия доминионов с метрополией (Вестминстерский статут). Создание Британского
Содружества наций.
1939 –
1945 гг.– Англия – один из основных участников II мировой войны.
1947г.– предоставление независимости Индии и Пакистану.
1949г.– Великобритания – член НАТО.
1973г.– вступление Великобритании в Европейский Союз.
1982г.– вооружённый конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова. Острова остались за Англией
Географическое
положение:
на северо-востоке Европы на Британских о-вах. Состоит из острова Великобритания, на котором находятся Англия,
Шотландия и Уэльс, и Северной Ирландии, занимающей часть острова Ирландия. Омывается водами Атлантического океана на западе и севере, Северного моря – на востоке. На юге отделена от материка проливом Ла-Манш
Политический строй:
Демократия
Глава государства:
Монарх. Королева Елизавета II (у власти с 6 февраля 1952 года).
Глава правительства - премьер-министр.
Языки:
Английский
Основная религия:
Протестанство, верующих: 90% англикане - 47%, католики -
16%, мусульмане - 2%, методисты, баптисты, иудеи, индуисты, сикхи.
Форма правления:
Парламентарная монархия
Великобритания
Великобритания - конституционная монархия и парламентская демократия. Глава государства - правящий монарх. Главой правительства - премьер-министром – становится лидер той политической партии, которая имеет большинство или может добиться большинства в палате общин.
Суверенитет государственной власти определяется парламентом, состоящим
77 из палаты общин, избираемой гражданами страны, и наследственной палаты лордов. Премьер-министр формирует Кабинет из представленных в парламенте членов своей политической партии
152
. Данный орган является центром концентрации политической власти и выработки политики, на основании которой королева правит страной
153
Соединенное Королевство состоит из четырех стран, каждая из которых сформировала свои традиции и стиль правления на местном уровне.
Несмотря на то, что местные органы власти на протяжении многих веков были составной частью системы управления, концепция всеохватывающей системы избранных на местах советов, обеспечивающих необходимые услуги, впервые была включена в законодательство лишь в конце XIX в. В течение нынешнего века расширение системы местных властей в конечном итоге привело к созданию законов, которые вносили радикальные изменения в структуру местных правительств. Это - Закон об управлении Лондоном
1963 г., Закон о местном управлении, принятый соответственно в Северной
Ирландии - в 1972г., в Шотландии - в 1973 г., в Англии, за исключением
Большого Лондона, и Уэльсе - в 1974 г. и Земельный закон и Закон об
152
Исполнительная власть принадлежит кабинету министров во главе с премьер-министром. Члены кабинета министров - наиболее видные деятели правящей партии, то есть партии, получившей большинство на последних выборах. Партии, входящие в правительство и определяющих внутреннюю и внешнюю политику страны. Это консервативная и лейбористская партии. Лейбористская партия состоит в основном из рабочих (labour - труд). Основное положение программы лейбористов: “улучшение” капитализма, то есть трансформация капитализма в социализм путем реформ. Лейбористская партия Великобритании: идея создания “Социалистического Содружества Великобритании”, национализация ряда отраслей промышленности. Основные задачи политики партии консерваторов: поддержка свободного предпринимательства, индивидуальной инициативы, борьба против “государственного бюрократизма”.
Консервативная партия представляет интересы аристократии, предпринимательства, землевладельцев. В последние годы в политической жизни страны возросла роль менее крупных партий - Либеральной, националистических партий Шотландии и Уэльса. Ведущие партии часто вынуждены искать у них поддержки в парламенте. См.: http://www.parliament.uk/.
153
Великобритания - парламентская монархия. Конституции здесь нет, ее законодательство основывается на многовековых конституционных обычаях и прецедентах, то есть парламентарии смотрят, как когда-то был решен аналогичный случай (настолько отшлифованы за многие сотни лет парламентские законы и процедуры). Формально страной правит монарх (с 1952 года - Королева Елизавета II). Но фактически высший законодательный орган - парламент, который включает в себя королеву, палату общин и палату лордов (см. схему в приложении). Палата общин представляет собой общенациональное собрание, избирается раз в пять лет. Палата лордов - аристократы, принцы крови, наследные пэры... Палата лордов имеет право задержать законопроект (не финансовый) на год. Финансовые законопроекты превращаются в законы при прохождении палаты общин и подписании королевой. Обычно она не препятствует работе палаты лордов и вообще не вмешивается в государственные дела. Из этого можно сделать вывод, что королева для англичан - традиция, которой, как и многими другими, они дорожат и на которые считают нужным выделять огромные суммы из бюджета. См.: http://www.parliament.uk/.
78 управлении планированием 1980 г., действия которых распространяются на
Англию и Уэльс
154
В результате принятия законов 1974 и 1980 гг. была введена двухуровневая структура избираемых властей, имеющих многоцелевой характер в Англии и Уэльсе, а также в несколько иной форме действующая в
Шотландии. В Северной Ирландии структура районного Совета строится на одном уровне. Англия разделена на Советы графств и районные Советы, образованные, в том числе в городских районах, и известные как Советы городов-графств. Другой уровень властей образуют сельские приходы
Англии, которые практически не были затронуты реорганизацией системы местного управления. В Уэльсе структура властей на местах в основном повторяет английскую. В Шотландии на трех группах отдаленных островов действуют универсальные власти, а на остальной территории - окружные и региональные, в то время как в сельских местах Шотландии - коммунальные органы власти, во многом напоминающие английские приходы.
155
Последняя по времени реорганизация местных "властей относится к парламентской сессии 1984-1985 гг. В результате этой реорганизации был упразднен Совет большого Лондона и шесть Советов графств больших городов, а именно: Большой Манчестер, Мерсесайд, Южный Йоркшир, Тайн и Уэар, Западный Мидленд и Западный Йоркшир. Соответствующий билль с поправкой вступил в силу 1 апреля 1986 г
156
Англия
Графства
157
154
См.: Григорьев С.Э. Местное самоуправление в Великобритании. М., 1990.
155
См.: Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. – М.: Прогресс, 1994.
156
См.: Клемин Н.М. Местные органы власти в структуре Великобритании. М., 1993.
157
В Англии существует три типа местного самоуправления: уникальный Большой Лондон (Greater London), шесть так называемых муниципальных графских округов (Metropolitan County Areas) и немуниципальные графства (Non–Metropolitan Counties). Большой Лондон состоит из тридцати двух муниципальных единиц и еще одной - the City of London, при этом каждый из муниципалитетов отвечает за свою территорию. Органы местного управления организовывают практически все, связанное с благоустройством территорий и поддержания порядка, но им не подчиняется полиция Лондона и общественный транспорт. На данный момент система Большого Лондона претерпевает изменения - предполагается выбрать единое муниципальное правительство Лондона, которое будет решать вопросы, касающиеся всего города и координировать работу муниципалитетов. Таким образом, решится проблема деления власти между комитетами различных районов, интересы которых часто пересекаются. Выборы в правительство Лондона прошли в мае 2000 года и затем будут проходить каждые четыре года. Муниципальных графских округов
79
Англия разделена на 39 графств. Городские районы не входят в их состав, а являются самостоятельными административными единицами и разделены на округа.
Советы графств исполняют функции двух видов - обязательные и разрешительные. В соответствии с законом, возложенным на них
Парламентским актом, они подразделяются на три группы
158
Первая группа функций касается вопросов, затрагивающих интересы большей части или всей территории графства и направленных на обеспечение деятельности Совета по стратегическому планированию
(разработке структурных планов, планов развития, составляющих основу для подготовки местных планов и определенных типов предложений по развитию управляемых территорий). Сюда же входят работа по управлению системой дорожного движения, общественного транспорта и содержанию шоссейных дорог ; служба пожарной охраны и полиция (для руководства этой службой в Совете графства создается специальная комиссия (иногда совместная комиссия двух графств) по делам полиции, в состав которой входят представители городского управления и члены Совета); деятельность по защите интересов покупателя и служба переработки отходов.
Ко второй группе функций относится деятельность, которая охватывает незначительную территорию графства, однако требует к себе существенного внимания с тем, чтобы в полной мере обеспечить эффективное использование специализированных учреждений на подконтрольной территории. Имеются в виду начальные и средние школы, специальные школы для умственно отсталых детей и инвалидов, различные формы специального образования, за исключением университетского. Функции органов образования на территориях, не относящихся к городским, берут на себя Советы графств. Они управляют также деятельностью библиотек, кроме частных, и выступают как органы социального обеспечения. В сферу всего шесть: Tyne and Wear, West Midlands, Merseyside, Greater Manchester, West Yorkshire и South Yorkshire, которые разбиты на 36 муниципальных округов. См.: http://www.parliament.uk/.
158
См.: Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Организация и функционирование местного самоуправления (опыт зарубежных стран). М., 1991.
80 социальных услуг включены продолжительный уход за детьми, семьями и пожилыми людьми, обслуживание домов для престарелых, организация дневных, социальных и других клубов по категориям населения, центры общественного питания, профессиональной подготовки, а также дошкольное воспитание детей. На Советах лежит также ответственность за заботу о детях, лишенных нормальных домашних условий или попавших в беду.
Третья группа охватывает услуги, предоставляемые исключительно на местном уровне, и часть услуг общего характера. Такие услуги относятся к компетенции и графства, и района. Это, например, организация музеев, картинных галерей, зон отдыха и т.п.
Вопросы здравоохранения, снабжения газом, электроэнергией и водой, система канализации находятся в ведении представителей общегосударственного органа, специально создаваемого центральным правительством.
Основным органом власти в графстве является Совет. Его структура не определена законом и не зависит от размеров и численности населения территории, хотя в практических целях избирательные округа поддерживают в том вопросе соотношение между численностью избирателей и членов
Совета. Как правило, состав Совета варьируется от 60 до 100 человек, которые избираются на основе всеобщего избирательного права в одномандатных округах простым большинством на четырехлетний период
159 159
См.: Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М.: Прогресс, 1994.
Работа в Совете строится на добровольной основе и не оплачивается, хотя за участие в работе сессий и выполнение других задач, вытекающих из обязанностей депутата, выплачиваются компенсации. Ряд членов руководства Совета, например избираемый ежегодно председатель, может получать жалованье.