Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 479
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42
(чиновнику), отстранение мэра или других служащих от должности, наложение взыскания, отмена актов муниципальных органов. Самая страшная и реальная мера — отмена субсидий. Таким образом, существует денежная узда, которой местные органы держат в подчинении. Возможность роспуска местных органов предусмотрена в законодательстве Франции,
92
Италии
93
и Японии.
94
Кроме административного возможен и судебный надзор. Например, в Англии центральная власть может обращаться в суд в случае недовольства действиями местных органов. Судьи разных уровней могут рассматривать претензии власти или частных лиц к местным органам.
Такие дела принимают к рассмотрению суды графств и более вышестоящие суды.
95
Наиболее жесткий надзор за органами местного самоуправления в тех странах, где в составе муниципальных органов есть (или при них, или параллельно с ними) правительственные агенты или чиновники — префекты или губернаторы. Во Франции, например, префекты могут отстранять избранных мэров от должности сроком на 1 месяц. Префект ведает департаментом полиции, контролирует местную муниципальную полицию и т. д. Это очень важное властное лицо, которое контролирует местные власти
96
В Италии акты, принимаемые областными советами, публикуются только после визы правительственного комиссара.
Должность правительственного комиссара предусмотрена конституцией
97
Местные исполнительные органы
Основную повседневную работу в любой административной единице выполняют исполнительные органы, которые ежедневно и ежечасно
92
См.: Местная государственная служба во Франции. Организация и общий статус. М.: Посольство Франции в Москве, 1993. Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989.
93
См.: Местные органы власти и предпринимательство в Италии: Сборник обзоров. М.: ИНИОН, 1994.
94
См.: Сенаторов А. Японский опыт местного самоуправления // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 4.
С. 35–45.
95
См.: Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М.: Прогресс, 1994.
96
См.: Местная государственная служба во Франции. Организация и общий статус. М.: Посольство Франции в Москве, 1993. Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989.
97
См.: См.: Местные органы власти и предпринимательство в Италии: Сборник обзоров. М.: ИНИОН, 1994;
Васильева Т. А. Правовое положение областей с обычным статусом в Итальянской Республике // Советское государство и право. 1983. № 5.
43 управляют местными делами. Называют три основные разновидности образования местных исполнительных органов.
1. Система, при которой избранное гражданами представительное собрание (муниципальное собрание) само избирает должностных лиц, образующих исполнительный орган. Это, например, система выборов мэра во Франции. Мэр — единоличный исполнительный орган в виде одного избранного служащего
98
. Может быть избран коллегиальный орган, как магистрат в ряде земель ФРГ
99
. Деятельность таких исполнительных органов в разных странах различна. Например, в Великобритании советы городов избирают мэров (в крупных городах они называются лорд-мэры), советы графств выбирают председателей на 1 год. Важное место в руководстве занимают специальные комитеты, в работе которых главную роль играют назначаемые постоянные клерки
100 2. Суть этой системы — раздельное избрание муниципального собрания и исполнительного органа. Наиболее характерна для Японии, где губернаторы префектур, мэры городов и старосты деревень избираются населением
101
. В той или иной степени этот вариант применяется в некоторых штатах США
102
и в некоторых землях ФРГ
103
При избираемом мэре или бургомистре падает роль представительного коллегиального органа. В Японии, к примеру, по инициативе губернатора, мэра или старосты может быть проведен досрочный роспуск соответствующего представительного органа
104 3. Неизбираемые органы. Они бывают двух видов:
98
См.: Местная государственная служба во Франции. Организация и общий статус. М.: Посольство Франции в Москве, 1993;Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989.
99
См.: Гизевиус Вольфганг. Политика местного самоуправления в ФРГ/ Пер. с нем. Б. Воронов. – Бонн:
Фонд Фридриха Эберта, – 1995; Федеративная Республика Германия: Конституция и законодательные акты.
М., 1991.
100
См.: Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное самоуправление. – М., 1984.
101
См.: Сенаторов А. Японская модель местного самоуправления // Знакомьтесь – Япония. 1996. № 12. С.
19–
31; № 13. – С. 29–43.
102
См.: Органы власти штатов и местные органы управления в США. – М., 1990.
103
См.: Гизевиус Вольфганг. Политика местного самоуправления в ФРГ/ Пер. с нем. Б. Воронов. – Бонн:
Фонд Фридриха Эберта, – 1995; Федеративная Республика Германия: Конституция и законодательные акты.
М., 1991.
104
См.: Сенаторов А. Японский опыт местного самоуправления // Проблемы Дальнего Востока. № 4.1995. С.
35.
44 а) функцию исполнительного органа выполняет представитель центральной власти. Таким примером является положение префектов и субпрефектов во Франции. Префект во французском департаменте — очень важная фигура, фактически возглавляющая исполнительную власть в административной единице. Такой префект практически независим от избираемого органа. Он возглавляет все административные службы
105
. Такая система встречается также в ряде стран Азии, Африки и Латинской
Америки
106
б) функции исполнительного органа могут быть возложены на специально приглашаемого управленца — менеджера. Такая система распространена в США, мы уже о ней упоминали, она носит название "совет- управляющий".
;
107 105
См.: Ардан Ф. Франция: государственная система. – М., 1994.
Вопросы большой важности выносятся на местный референдум, особенно в тех случаях, когда местные власти опасаются принимать решение без опоры на населения.
106
См.: Алжирская Народная Демократическая Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1983.;
Сюкияйнен Л. Р. Государственный строй. Судебная система // Арабская Республика Египет. Справочник. –
М., 1990; Конституция Федеративной Республики Бразилия // Право и жизнь. 1998. № 16.; Мексиканские
Соединённые Штаты: Конституция и законодательные акты. М., 1986.; Хачим Ф. И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак). – М.: Изд-во РУДН, 2001.
107
См.: Органы власти штатов и местные органы управления в США. – М., 1990.
45
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 29
ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Республика Албания
Континент:
Европа
Национальное
название:
Republika e Shqiperise
Столица:
Тирана
Площадь:
28700 кв. км.
Население:
В Албании составляет около 3,3 млн. человек, главным образом здесь проживают: албанцы (геги на севере и тоски на юге)
-
96%, греки 3% (около 50 тыс.),
20 тыс. македонцев,
8 тыс. черногорцев и некоторое количество представителей других наций - сербы, болгары,
цыгане и др.
Политический строй:
Политическая ситуация в стране достаточно сложная, Албания вовлечена в конфликт в Косово, на территории страны достаточно большое количество самостоятельных вооруженных формирований и достаточно сложная экономическая ситуация.
Глава государства:
Глава государства - президент.
Глава правительства - премьер-министр.
Высший законодательный орган - парламент (однопалатное
Народное собрание).
Языки:
Албанский, тоскский диалект албанского, греческий.
Основная религия:
Ислам, мусульмане - 70%, православные (греческая православная церковь) - 20%, католики - 10%.
Форма правления:
Республика
Албания
108
После более чем 400-летнего турецкого правления Албания в 1912 г. добилась своей независимости. Спустя восемь лет была провозглашена республика и избран президент. В 1928 г. он был объявлен королем, который под именем короля Зога правил страной до 1939 г., когда страна перешла под контроль стран Оси. В 1944 г. создается временное правительство, и спустя месяц контроль над страной переходит к Национальному освободительному фронту. Выборы 1945 г. привели к власти Коммунистическую партию,
108
См.: Краткая история Албании. - C. 305. Мартынова М. Ю. Балканский кризис: народы и политика. - М.,
1998. С. 275; О проблемах албанцев в Македонии. См.: Смирнова Н. Д. Албанский вопрос: в чем его суть //
Этнополитические конфликты в посткоммунистическом мире. - М., 1996. - Ч. 1; См.: Смирнова Н. Д.
Последняя резервация Европы // Новое время. - 1996. - №37. - С. 34-35.
46 возглавляемую Энвером Ходжа. Вскоре происходит смещение короля, и 11 января 1946 г. объявляется о создании Народной Республики Албания. В соответствии с принятой в декабре 1976 г. новой Конституцией провозглашается Народная Социалистическая Республика
109
Основными органами управления страны являются:
-
Народное собрание (ассамблея) - однопалатный орган, включающий
250 членов, собирающихся на сессии два раза в год;
- президиум Народного собрания. Он состоит из 15 членов, избираемых
Собранием, и осуществляет управление страной в период между сессиями
Собрания. Председатель президиума является главой государства. Этот пост в основном носит представительский характер;
-
Совет Министров - высший распорядительный и исполнительный орган. Его члены также избираются Народным собранием. Главой правительства является Председатель Совета Министров.
С правительственными структурами тесно увязана, а фактически доминирует в них правящая партия - Албанская партия труда. На проводимых каждые пять лет съездах партия избирает Центральный комитет, который в свою очередь избирает Политбюро. В действительности вся полнота власти в государстве сосредоточена в руках Первого секретаря ЦК партии. В течение 44 лет, вплоть до своей смерти, последовавшей в 1985 г., у власти находился Э. Ходжа. Его преемник - Р. Алия - также сосредоточил в своих руках посты Первого секретаря ЦК АПТ и Председателя Президиума
Народного собрания
110
После окончания второй мировой войны в целях сохранения чистоты исповедуемой идеологии Албания прервала связи с Югославией, затем с
СССР и Китаем и начала проводить свой собственный курс. Это в конечном итоге привело к полной изоляции страны от внешнего мира
111 109
См.: Восточная Европа в документах российских архивов. 1944-1953. - Новосибирск, 1997. - Т. 1: 1944-
1948. -
С. 476-477.
110
См.: Смирнова Н. Д. Албанская партия труда (страницы истории) // Бюллетень научной информации
ИВИ РАН. - 1974. - № 9. - С. 120-121.
111
См.: Сенкевич И. Г. Албания в период Восточного кризиса. - М., 1965.
47
Уровень урбанизации Албании, составляющий 34% , является самым низким в Европе. В административном отношении страна разделена на 26 районов (rrethi). Районы подразделяются на местности (локалитеты), каждая из которых объединяет несколько сельских общин (укрупненных деревень) - территориально-экономических формирований, в пределах которых образуются сельскохозяйственные кооперативы, а также города. Последних насчитывается более 60. Города в свою очередь разделены на кварталы.
Города и сельские общины - основные административно-территориальные единицы и наряду с районами являются элементами унитарной системы государственной власти. В каждой из таких единиц имеется местный народный Совет, который отвечает - в соответствии с Конституцией - за экономические и культурные вопросы, а также за то, чтобы административные органы выполняли возложенные на них задачи.
112
В целом в обязанности Совета входит поддержание общественного порядка, исполнение законов и формирование местного бюджета. Конституцией, кроме того, предусмотрено проведение Советами регулярных встреч с избирателями и информирование жителей о своей текущей деятельности.
113 112
C
м.: Закон республики Албания «Об организации и функционировании местного самоуправления» № 86 52, принят31.07.2000 Ассамблеей Республики Албания, введен в действие Указом Президента Республики
Албания № 2729, от 08.07.2000. www. municipalkg.narod.ru/interlaw/alblaw.htm.
113
C
м.: Закон республики Албания «Об организации и функционировании местного самоуправления». № 86 52, принят31.07.2000 Ассамблеей Республики Албания, введен в действие Указом Президента Республики
Албания № 2729, от 08.07.2000. Глава 3. Права местного самоуправления. Статья 8. Права местного самоуправления. 1. Каждое сообщество, муниципалитет и регион обладают следующими правами:
1.
Право управления: а)принятие всех необходимых мер для исполнения своих функций и реализации полномочий; б) на основе Конституции Республики Албания, законов и нормативных актов, и для выполнения своих функций и реализации полномочий, вправе издавать директивы, приказы и распоряжения, которые будут обязательными к исполнению всеми лицами (юридическими и физическими) под их юрисдикцией; в)органы местного самоуправления вправе создавать административные структуры для выполнения своих функций и реализации полномочий, в соответствии с действующим законодательством; г)они вправе создавать хозяйствующие объекты и другие учреждения под своей юрисдикцией; д)каждый орган местного самоуправления имеет право создавать комитеты, правления, комиссии по мере необходимости для исполнения особых конкретных функций; е)каждый орган местного самоуправления имеет право создавать административные территориальные подразделения под собственной юрисдикцией для выполнения функций управления, в соответствии с порядком, утвержденным в законодательстве.
2.
Имущественные права: а)местные органы самоуправления могут реализовать свои имущественные права, в том числе право приобретения, продажи или сдачи в аренду своего недвижимого и движимого имущества, а также использовать свое имущество и реализовывать иные права в соответствии с порядком, утвержденным в законодательстве;