Файл: Международный институт управления ю. В. Фененко муниципальные системы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 483
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава государства:
Король Альберт II.
Языки:
Голландский Французский Немецкий
Основная религия:
Католицизм, верующих: 84% , протестанты, иудеи, мусульмане – 16 %.
Форма правления:
Конституционная монархия
Территориальная
система:
Федерация
Примечание:
Федерация с 1989 года
Бельгия
В 1830 г., провозгласив свою самостоятельность и отделившись от
Нидерландов, Бельгия обрела государственность. На этом завершился период
59 ее зависимости от различных европейских стран
121
. Бельгия - конституционная монархия, где действует двухпалатный парламент, а исполнительная власть и руководство Кабинетом находятся в руках премьер- министра
122
Под влиянием исторических и географических обстоятельств в стране сформировались две основные народности - фламандцы и французы
(валлоны). Имеется также небольшое немецко-говорящее население, проживающее на востоке страны. Эта территория была передана Бельгии по окончании первой мировой войны.
Значительные различия в традициях и языке между двумя ведущими этническими группами, а также неравномерное экономическое развитие регионов привели к определенной напряженности в обществе. Стремясь сгладить существующие проблемы, центральные власти провели демаркацию регионов. Таким образом, конституционные поправки 1970 г. разделили страну на четыре лингвистические территории: франкофонскую, фламандскую, немецко-говорящую и двуязычный район Брюсселя - включающий в себя только 19 столичных муниципалитетов
123
В 1970 г. в соответствии с еще одной конституционной поправкой страна была разделена на три административных региона: валлонский, фламандский и регион Брюсселя. Однако лишь в 1980 г. юридически была обеспечена демаркация и приняты законы, определившие структуру и функции этих регионов... Вопрос Брюсселя законодательно был урегулирован еще позднее. В 1980 г. в статью Зс Конституции, закрепившую
. В результате каждый из муниципалитетов закрепляется за соответствующим регионом и. тем самым определяет основной язык в нем. Законодательно зафиксировано, что границы любого муниципалитета могут быть изменены лишь на основании специального парламентского акта, который принимается только квалифицированным большинством депутатов.
121
См.: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. http://slovari.yandex.ru/; "Большая
Российская энциклопедия" М. Т.1.2001.
122
См.: www.belgium.ru.
123
См.: Конституция Бельгии. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
60 наличие трех культурных общин - фламандской, французской и немецкой, - были внесены поправки
124
Каждая община и каждый регион имеют свои собственные органы управления, наделенные определенной компетенцией и, если не считать
Брюсселя, правом налогообложения. Фламандские община и регион объединены в одну правительственную структуру с единой администрацией.
По-другому обстоит дело с французским и валлонским регионами.
. Было изъято слово "культурные" в сочетания с общиной и введено понятие "персонифицированные вопросы". По этим вопросам гражданам было предоставлено право вести обсуждение с властями проблем личного характера на их родном языке, даже если он, и не является официальным языком региона. К таким вопросам стали относить вопросы здравоохранения, попечительства, образования и помощь в личных делах.
Тем самым граждане получили возможность определять принадлежность к той или иной общине независимо от места проживания.
Административная структура Бельгии включает в себя 9 провинций, которые в свою очередь разбиты на 43 округа (arrondissement), или кантоны, а также на 589 муниципалитетов (коммун)
125 124
См.: Конституция Бельгии. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
. С 1971 по 1977 г. в результате слияния число муниципалитетов было сокращено приблизительно на 25%.
Однако до сих пор существуют муниципалитеты с численностью менее 2000 человек. Провинции и муниципалитеты имеют автономию, законодательные полномочия и свой собственный бюджет. Кроме того, муниципалитет в соответствии с выработанными в 1971 г. правилами обладает правом войти в состав объединения или федерации муниципалитетов - структуры, которая может решать от их имени конкретные проблемы, представляющие общий интерес. В настоящее время таким объединением является управление
125
В Бельгии параллельно существует двойная система административного деления:
Бельгия разделена на три округа, два из которых делятся на провинции: Фламандский округ: Провинция
Антверпен; Провинция Лимбург; Провинция Восточная Фландрия; Провинция Западная Фландрия;
Провинция Фламандский Брабант; Валлонский округ: Провинция Эно; Провинция Льеж; Провинция
Люксембург; Провинция Намюр; Провинция Валлонский Брабант; Брюссельский столичный округ;
Параллельно с этим, Бельгия делится на три языковых сообщества: Нидерландско язычное сообщество
(Фламандский округ и Брюссельский столичный округ); Франкоязычное сообщество (Валлонский округ и
Брюссельский столичный округ); Немецкоязычное сообщество (часть провинции Льеж). См.: ru.wikipedia.org.
61 большого Брюсселя, в которое входят город Брюссель и прилегающие 18 муниципалитетов.
На основании правительственного акта № 1922 муниципалитетам было дано право добровольно объединяться в межмуниципальные структуры для решения текущих задач в таких областях, как распределение газа, электроэнергии и воды, сбор и переработка отходов, земельная политика, жилищные вопросы и т.п. Межмуниципальные объединения, имея правовой статус, по сравнению с отдельными муниципалитетами обладают большей административной свободой и менее жестко контролируются центральными органами
126
Муниципалитеты (Gemeenten, Communes)
Автономия бельгийских муниципалитетов (коммун) гарантируется
Конституцией, а их организационные возможности и компетенции закреплены в Коммунальном законе 1836 г. и последующих законах.
Каждый муниципалитет имеет Совет, избираемый на всеобщих пропорциональных выборах на шестилетний период. В Совет входит от 7 - в маленьких до 55 депутатов - в больших муниципалитетах. Совет принимает решения по всем вопросам, касающимся местного уровня. Его решения могут носить как конкретный, так и общий характер. К первым относятся решения по вопросам муниципальных предприятий, выполнения общественных работ, принятия бюджета, финансовой отчетности, определения налогов, издания указов, касающихся всей сферы деятельности местных органов власти. Общий характер имеют решения, касающиеся выработки политики муниципалитета, одобрения решений, принимаемых мэром или правлением (президиумом), выражение своей позиции по любому вопросу, выносимому на рассмотрение Совета и т.п.
127
Муниципальный Совет, кроме того, является органом центрального правительства, на который возлагаются обязанности по решению вопросов управления, затрагивающих общенациональные интересы. Такие вопросы
126
См.: Багиров Ф.А. Опыт местного самоуправления Бельгии. www.demaz.org.
127
См.: Багиров Ф.А. Опыт местного самоуправления Бельгии. www.demaz.org.
62 устанавливаются законодательно либо возникают и решаются на муниципальном уровне. Важной частью указанной функции муниципалитета является формирование (назначение) в соответствии с принципом пропорционального представительства совета Центра по социальному обеспечению, ранее известного как Комиссия общественного содействия.
Этот важный орган муниципальной системы управления несет ответственность за все виды социальных выплат наиболее нуждающимся слоям населения. Одновременно он осуществляет услуги в области социального обеспечения и создания системы муниципальных больниц, которые, за некоторыми исключениями, находятся в ведении местных властей.
Из числа своих членов Совет выбирает от 2 до 9 лиц, образующих вместе с мэром правление, и определяет те его полномочия, в рамках которых оно должно действовать. Правление обеспечивает повседневную деятельность местных органов власти, претворяет в жизнь решения Совета, наблюдает за поступлениями (доходами) в местный бюджет
128
, управляет общественной собственностью, руководит муниципальными служащими, за исключением полиции, представляет муниципалитет в судебных органах
129
и несет ответственность за развитие муниципалитета в соответствии с практическими и экономическими планами, выработанными Советом
130 128
См.: Местные финансы в Европейских странах: Сборник - М.: МОНФ, 2000.
Правление, кроме того, ответственно за выполнение тех обязанностей, которые делегированы Совету центральным правительством или провинциальными властями, например за соблюдение закона о выборах.
Хотя согласно существующей практике член правления заведует одним или
129
В начале 1980-х гг. в системе бельгийских судебных учреждений появился Арбитражный суд. Он рассматривал жалобы на нарушения прав "нации и гражданина" и мог признавать недействительными - в силу противоречия Конституции и правам человека - законодательные акты или их отдельные положения, подзаконные акты, а также постановления местных органов самоуправления. В 1988 г. он был преобразован в Конституционный суд. В законе, определившем его компетенцию, подчеркивается, что он контролирует соблюдение конституционных прав и свобод не только отдельных граждан, но и национальных общин и меньшинств.
130
См.: Губанов А. В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. – М.: МАЭП, 1999.
63 несколькими муниципальными отделами самостоятельно, решения по всем вопросам должны приниматься коллегиально.
Главным представителем исполнительной власти является назначаемый королем мэр. Его рекомендует из своего состава избранный муниципальный
Совет. Совет также имеет право, если на то есть общее согласие, выдвинуть на пост мэра общественного деятеля, не входящего в Совет. Однако такая практика чрезвычайно редка. Выбор мэра фактически является политическим решением: мэр представляет сильнейшую партию или же партийную коалицию, сформированную на местном уровне. Мэр председательствует в
Совете и правлении, отвечает за всю муниципальную почту, а также исполняет представительские функции. Основная его обязанность в качестве руководителя муниципалитета – следить за соблюдением законов и нормативных решений местного Совета (или правления). При назначении на должность мэру поручается от имени центрального правительства руководство и организация деятельности полиции и регистратуры. Он может получать и другие поручения, за исполнение которых отвечает перед центральными, региональными или местными властями
131
Осуществление повседневных муниципальных обязанностей может быть возложено на муниципального секретаря, назначение которого, отстранение от дел или же смещение должно получить одобрение вышестоящего органа власти.
Средства для осуществления своей деятельности бельгийские муниципалитеты получают в основном из центрального бюджета.
Определенная их часть поступает из местных источников, прежде всего за счет дополнительного налога на собственность, личные доходы, и зарплату, а также за счет дорожных налогов
132
Несмотря на то, что местные власти обладают достаточно большой свободой действий в решении чисто муниципальных дел, вышестоящие власти ведут надзор за всеми действиями Советов, правлений и мэров в
131
См.: Багиров Ф.А. Опыт местного самоуправления Бельгии. www.demaz.org.
132
См.: Местные финансы в Европейских странах: Сборник - М.: МОНФ, 2000.
64 целях поддержания законности осуществляемых ими мер (контроль за законностью) и соблюдения общих интересов (контроль за соответствием)
133
Первый вид контрольных функций вышестоящих властей основан на том, что все административные решения и меры, входящие в компетенцию муниципалитетов, заложены в текст закона в общих формулировках, составляющих правовую базу для их дальнейшего толкования, и обычно не конкретизируются. Таким образом, в соответствии с Коммунальным законом при рассмотрении вопроса, относящегося к муниципалитету с населением свыше 20000 человек, действия Совета, правления или мэра могут быть приостановлены губернатором и аннулированы региональным правительством или губернатором, если превышены полномочия местных органов власти, нарушен закон или действия противоречат общим интересам страны
Такой надзор ведется в следующих четырех формах: общий надзор, приводящий к аннулированию принятых мер, "специальный" надзор, приводящий к одобрению принятых мер; принудительный надзор; апелляция.
134
Второй вид надзора называется "специальным" потому, что рассматриваемая проблема должна быть специально отражена в тексте закона или отнесена к какой-либо категории, например, требующей одобрения монарха. К другой категории таких вопросов относятся решения регионального правительства, по которым необходимо иметь предварительное одобрение провинциального правления. Закон 1984 г. значительно уменьшил количество вопросов, относящихся к сфере действия "специального" надзора
135 133
См.:Robertson C. D. Introduction to the Belgian Legal System // Juridical Review. 1983. December. P. 224-256.
. Ранее он охватывал финансовые вопросы, касающиеся годового бюджета и его исполнения, долгосрочной сдачи в
134
См.: Багиров Ф.А. Опыт местного самоуправления Бельгии. www.demaz.org.
135
Основные законы, связанные с деятельностью муниципалитетов, были приняты 22 декабря 1986, 24 сентября 1988 и 26 мая 1989 годов, однако первый закон, касающийся управления указанными структурами, вступил в силу еще 30 апреля 1836 года. Кроме того, по вопросам деятельности органов местного самоуправления были приняты следующие документы: "Закон о частной организации" (8 августа 1980 г.),
"Закон о реформе головных организаций" (9 августа 1980 г.), "Специальный закон о Брюссельской организации" (12 января 1989 г.), "Специальный закон для сообщества, говорящего по-немецки" (31 декабря
1983 г.), "Специальный закон о финансировании сообществ и областей" (16 января 1983 г.). www.demaz.org.
65 аренду, займов, закладных, сбора с налогов, вступительных взносов, штрафов, передачи муниципальной собственности и иных операций с нею, принятия пожертвований и наследства и ряда вопросов планирования.
Третий вид надзора предполагает наличие у осуществляющих его органов подтвержденного законом специального права на предотвращение нанесения муниципальными органами ущерба вследствие их некомпетентности, неспособности исполнять свои обязанности или преднамеренных недобросовестных действий. Уполномоченные на такой надзор органы могут взять на себя функции соответствующих муниципальных властей в осуществлении местного управления. Прежде всего такой надзор относится к вопросам введения в бюджет статей, обязательных к исполнению, и установления специального налога для выплаты объявленного муниципального долга. В этом случае могут назначаться специально уполномоченные для сбора необходимой информации или подготовки соответствующих комментариев, для наблюдения за соблюдением общих законов и положений, а также указов и распоряжений местного Совета. Такая форма надзора за деятельностью местных властей встречается крайне редко.
Следующая контрольная функция реализуется в ферме апелляции, которую может подать как отдельное лицо, так и административные власти, ответ в таком случае ограничивается фактом согласия или несогласия властей провинции с тем или иным решением, касающимся вопросов передачи собственности или увольнения муниципальных служащих.
Провинции (Provincies)
Как и в муниципалитетах, в бельгийских провинциях избирается Совет в соответствии с системой пропорционального представительства на период 4 года. В состав Совета входит от 50 до 90 членов. На регулярной ежегодной сессии или в ходе созываемых специальных сессий Совет принимает законодательные решения по всем вопросам, затрагивающим интересы провинции, которые не попадают в сферу полномочий других органов
66 власти. К таким вопросам относятся выработка ежегодного бюджета и подготовка доклада о его исполнении, создание и поддержание деятельности соответствующих общественных институтов, утверждение операций по займам и с недвижимой собственностью, определение отчислений и налогов на провинциальном уровне. Как составная часть государства Совет провинции уполномочен избирать сенаторов, выдвигать кандидатов на некоторые законодательные должности, высказывать свое мнение относительно действий ряда официальных органов власти, принимать решения по вопросам, относящимся к муниципальному управлению.
Президент, по должности председательствующий в провинциальном органе власти, избирается из действующего состава Совета
136
Поправки, внесенные в последнее время в закон о провинциях, привели к некоторым важным изменениям в функциях Совета провинции. Сокращен круг вопросов, по которым Советы взаимодействуют с муниципалитетами.
Предоставлено право созыва внеочередной сессии Совета. Вплоть до 1983 г. такого права не было и провинциальный Совет созывался лишь дважды в год.
В период между сессиями Совета работу ведет правление в составе 6 человек, избранных на четыре года простым большинством по отдельному списку на каждое из мест. На практике такая система приводит к созданию коалиции партий большинства, вследствие чего оппозиция лишается возможности быть представленной в этом правлении.
Правление контролирует исполнение решений Совета и руководит его текущей деятельностью. Губернатор может опротестовать вопросы, вносимые Советом в повестку дня. Правление в случае конфликта различных точек зрения с согласия губернатора может обратиться к королю.
136
См.: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. (Отв. ред. д.ю.н., проф. А.Я.
Сухарев). - "НОРМА", 2003 г.
Король Альберт II.
Языки:
Голландский Французский Немецкий
Основная религия:
Католицизм, верующих: 84% , протестанты, иудеи, мусульмане – 16 %.
Форма правления:
Конституционная монархия
Территориальная
система:
Федерация
Примечание:
Федерация с 1989 года
Бельгия
В 1830 г., провозгласив свою самостоятельность и отделившись от
Нидерландов, Бельгия обрела государственность. На этом завершился период
59 ее зависимости от различных европейских стран
121
. Бельгия - конституционная монархия, где действует двухпалатный парламент, а исполнительная власть и руководство Кабинетом находятся в руках премьер- министра
122
Под влиянием исторических и географических обстоятельств в стране сформировались две основные народности - фламандцы и французы
(валлоны). Имеется также небольшое немецко-говорящее население, проживающее на востоке страны. Эта территория была передана Бельгии по окончании первой мировой войны.
Значительные различия в традициях и языке между двумя ведущими этническими группами, а также неравномерное экономическое развитие регионов привели к определенной напряженности в обществе. Стремясь сгладить существующие проблемы, центральные власти провели демаркацию регионов. Таким образом, конституционные поправки 1970 г. разделили страну на четыре лингвистические территории: франкофонскую, фламандскую, немецко-говорящую и двуязычный район Брюсселя - включающий в себя только 19 столичных муниципалитетов
123
В 1970 г. в соответствии с еще одной конституционной поправкой страна была разделена на три административных региона: валлонский, фламандский и регион Брюсселя. Однако лишь в 1980 г. юридически была обеспечена демаркация и приняты законы, определившие структуру и функции этих регионов... Вопрос Брюсселя законодательно был урегулирован еще позднее. В 1980 г. в статью Зс Конституции, закрепившую
. В результате каждый из муниципалитетов закрепляется за соответствующим регионом и. тем самым определяет основной язык в нем. Законодательно зафиксировано, что границы любого муниципалитета могут быть изменены лишь на основании специального парламентского акта, который принимается только квалифицированным большинством депутатов.
121
См.: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. http://slovari.yandex.ru/; "Большая
Российская энциклопедия" М. Т.1.2001.
122
См.: www.belgium.ru.
123
См.: Конституция Бельгии. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
60 наличие трех культурных общин - фламандской, французской и немецкой, - были внесены поправки
124
Каждая община и каждый регион имеют свои собственные органы управления, наделенные определенной компетенцией и, если не считать
Брюсселя, правом налогообложения. Фламандские община и регион объединены в одну правительственную структуру с единой администрацией.
По-другому обстоит дело с французским и валлонским регионами.
. Было изъято слово "культурные" в сочетания с общиной и введено понятие "персонифицированные вопросы". По этим вопросам гражданам было предоставлено право вести обсуждение с властями проблем личного характера на их родном языке, даже если он, и не является официальным языком региона. К таким вопросам стали относить вопросы здравоохранения, попечительства, образования и помощь в личных делах.
Тем самым граждане получили возможность определять принадлежность к той или иной общине независимо от места проживания.
Административная структура Бельгии включает в себя 9 провинций, которые в свою очередь разбиты на 43 округа (arrondissement), или кантоны, а также на 589 муниципалитетов (коммун)
125 124
См.: Конституция Бельгии. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1998.
. С 1971 по 1977 г. в результате слияния число муниципалитетов было сокращено приблизительно на 25%.
Однако до сих пор существуют муниципалитеты с численностью менее 2000 человек. Провинции и муниципалитеты имеют автономию, законодательные полномочия и свой собственный бюджет. Кроме того, муниципалитет в соответствии с выработанными в 1971 г. правилами обладает правом войти в состав объединения или федерации муниципалитетов - структуры, которая может решать от их имени конкретные проблемы, представляющие общий интерес. В настоящее время таким объединением является управление
125
В Бельгии параллельно существует двойная система административного деления:
Бельгия разделена на три округа, два из которых делятся на провинции: Фламандский округ: Провинция
Антверпен; Провинция Лимбург; Провинция Восточная Фландрия; Провинция Западная Фландрия;
Провинция Фламандский Брабант; Валлонский округ: Провинция Эно; Провинция Льеж; Провинция
Люксембург; Провинция Намюр; Провинция Валлонский Брабант; Брюссельский столичный округ;
Параллельно с этим, Бельгия делится на три языковых сообщества: Нидерландско язычное сообщество
(Фламандский округ и Брюссельский столичный округ); Франкоязычное сообщество (Валлонский округ и
Брюссельский столичный округ); Немецкоязычное сообщество (часть провинции Льеж). См.: ru.wikipedia.org.
61 большого Брюсселя, в которое входят город Брюссель и прилегающие 18 муниципалитетов.
На основании правительственного акта № 1922 муниципалитетам было дано право добровольно объединяться в межмуниципальные структуры для решения текущих задач в таких областях, как распределение газа, электроэнергии и воды, сбор и переработка отходов, земельная политика, жилищные вопросы и т.п. Межмуниципальные объединения, имея правовой статус, по сравнению с отдельными муниципалитетами обладают большей административной свободой и менее жестко контролируются центральными органами
126
Муниципалитеты (Gemeenten, Communes)
Автономия бельгийских муниципалитетов (коммун) гарантируется
Конституцией, а их организационные возможности и компетенции закреплены в Коммунальном законе 1836 г. и последующих законах.
Каждый муниципалитет имеет Совет, избираемый на всеобщих пропорциональных выборах на шестилетний период. В Совет входит от 7 - в маленьких до 55 депутатов - в больших муниципалитетах. Совет принимает решения по всем вопросам, касающимся местного уровня. Его решения могут носить как конкретный, так и общий характер. К первым относятся решения по вопросам муниципальных предприятий, выполнения общественных работ, принятия бюджета, финансовой отчетности, определения налогов, издания указов, касающихся всей сферы деятельности местных органов власти. Общий характер имеют решения, касающиеся выработки политики муниципалитета, одобрения решений, принимаемых мэром или правлением (президиумом), выражение своей позиции по любому вопросу, выносимому на рассмотрение Совета и т.п.
127
Муниципальный Совет, кроме того, является органом центрального правительства, на который возлагаются обязанности по решению вопросов управления, затрагивающих общенациональные интересы. Такие вопросы
126
См.: Багиров Ф.А. Опыт местного самоуправления Бельгии. www.demaz.org.
127
См.: Багиров Ф.А. Опыт местного самоуправления Бельгии. www.demaz.org.
62 устанавливаются законодательно либо возникают и решаются на муниципальном уровне. Важной частью указанной функции муниципалитета является формирование (назначение) в соответствии с принципом пропорционального представительства совета Центра по социальному обеспечению, ранее известного как Комиссия общественного содействия.
Этот важный орган муниципальной системы управления несет ответственность за все виды социальных выплат наиболее нуждающимся слоям населения. Одновременно он осуществляет услуги в области социального обеспечения и создания системы муниципальных больниц, которые, за некоторыми исключениями, находятся в ведении местных властей.
Из числа своих членов Совет выбирает от 2 до 9 лиц, образующих вместе с мэром правление, и определяет те его полномочия, в рамках которых оно должно действовать. Правление обеспечивает повседневную деятельность местных органов власти, претворяет в жизнь решения Совета, наблюдает за поступлениями (доходами) в местный бюджет
128
, управляет общественной собственностью, руководит муниципальными служащими, за исключением полиции, представляет муниципалитет в судебных органах
129
и несет ответственность за развитие муниципалитета в соответствии с практическими и экономическими планами, выработанными Советом
130 128
См.: Местные финансы в Европейских странах: Сборник - М.: МОНФ, 2000.
Правление, кроме того, ответственно за выполнение тех обязанностей, которые делегированы Совету центральным правительством или провинциальными властями, например за соблюдение закона о выборах.
Хотя согласно существующей практике член правления заведует одним или
129
В начале 1980-х гг. в системе бельгийских судебных учреждений появился Арбитражный суд. Он рассматривал жалобы на нарушения прав "нации и гражданина" и мог признавать недействительными - в силу противоречия Конституции и правам человека - законодательные акты или их отдельные положения, подзаконные акты, а также постановления местных органов самоуправления. В 1988 г. он был преобразован в Конституционный суд. В законе, определившем его компетенцию, подчеркивается, что он контролирует соблюдение конституционных прав и свобод не только отдельных граждан, но и национальных общин и меньшинств.
130
См.: Губанов А. В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. – М.: МАЭП, 1999.
63 несколькими муниципальными отделами самостоятельно, решения по всем вопросам должны приниматься коллегиально.
Главным представителем исполнительной власти является назначаемый королем мэр. Его рекомендует из своего состава избранный муниципальный
Совет. Совет также имеет право, если на то есть общее согласие, выдвинуть на пост мэра общественного деятеля, не входящего в Совет. Однако такая практика чрезвычайно редка. Выбор мэра фактически является политическим решением: мэр представляет сильнейшую партию или же партийную коалицию, сформированную на местном уровне. Мэр председательствует в
Совете и правлении, отвечает за всю муниципальную почту, а также исполняет представительские функции. Основная его обязанность в качестве руководителя муниципалитета – следить за соблюдением законов и нормативных решений местного Совета (или правления). При назначении на должность мэру поручается от имени центрального правительства руководство и организация деятельности полиции и регистратуры. Он может получать и другие поручения, за исполнение которых отвечает перед центральными, региональными или местными властями
131
Осуществление повседневных муниципальных обязанностей может быть возложено на муниципального секретаря, назначение которого, отстранение от дел или же смещение должно получить одобрение вышестоящего органа власти.
Средства для осуществления своей деятельности бельгийские муниципалитеты получают в основном из центрального бюджета.
Определенная их часть поступает из местных источников, прежде всего за счет дополнительного налога на собственность, личные доходы, и зарплату, а также за счет дорожных налогов
132
Несмотря на то, что местные власти обладают достаточно большой свободой действий в решении чисто муниципальных дел, вышестоящие власти ведут надзор за всеми действиями Советов, правлений и мэров в
131
См.: Багиров Ф.А. Опыт местного самоуправления Бельгии. www.demaz.org.
132
См.: Местные финансы в Европейских странах: Сборник - М.: МОНФ, 2000.
64 целях поддержания законности осуществляемых ими мер (контроль за законностью) и соблюдения общих интересов (контроль за соответствием)
133
Первый вид контрольных функций вышестоящих властей основан на том, что все административные решения и меры, входящие в компетенцию муниципалитетов, заложены в текст закона в общих формулировках, составляющих правовую базу для их дальнейшего толкования, и обычно не конкретизируются. Таким образом, в соответствии с Коммунальным законом при рассмотрении вопроса, относящегося к муниципалитету с населением свыше 20000 человек, действия Совета, правления или мэра могут быть приостановлены губернатором и аннулированы региональным правительством или губернатором, если превышены полномочия местных органов власти, нарушен закон или действия противоречат общим интересам страны
Такой надзор ведется в следующих четырех формах: общий надзор, приводящий к аннулированию принятых мер, "специальный" надзор, приводящий к одобрению принятых мер; принудительный надзор; апелляция.
134
Второй вид надзора называется "специальным" потому, что рассматриваемая проблема должна быть специально отражена в тексте закона или отнесена к какой-либо категории, например, требующей одобрения монарха. К другой категории таких вопросов относятся решения регионального правительства, по которым необходимо иметь предварительное одобрение провинциального правления. Закон 1984 г. значительно уменьшил количество вопросов, относящихся к сфере действия "специального" надзора
135 133
См.:Robertson C. D. Introduction to the Belgian Legal System // Juridical Review. 1983. December. P. 224-256.
. Ранее он охватывал финансовые вопросы, касающиеся годового бюджета и его исполнения, долгосрочной сдачи в
134
См.: Багиров Ф.А. Опыт местного самоуправления Бельгии. www.demaz.org.
135
Основные законы, связанные с деятельностью муниципалитетов, были приняты 22 декабря 1986, 24 сентября 1988 и 26 мая 1989 годов, однако первый закон, касающийся управления указанными структурами, вступил в силу еще 30 апреля 1836 года. Кроме того, по вопросам деятельности органов местного самоуправления были приняты следующие документы: "Закон о частной организации" (8 августа 1980 г.),
"Закон о реформе головных организаций" (9 августа 1980 г.), "Специальный закон о Брюссельской организации" (12 января 1989 г.), "Специальный закон для сообщества, говорящего по-немецки" (31 декабря
1983 г.), "Специальный закон о финансировании сообществ и областей" (16 января 1983 г.). www.demaz.org.
65 аренду, займов, закладных, сбора с налогов, вступительных взносов, штрафов, передачи муниципальной собственности и иных операций с нею, принятия пожертвований и наследства и ряда вопросов планирования.
Третий вид надзора предполагает наличие у осуществляющих его органов подтвержденного законом специального права на предотвращение нанесения муниципальными органами ущерба вследствие их некомпетентности, неспособности исполнять свои обязанности или преднамеренных недобросовестных действий. Уполномоченные на такой надзор органы могут взять на себя функции соответствующих муниципальных властей в осуществлении местного управления. Прежде всего такой надзор относится к вопросам введения в бюджет статей, обязательных к исполнению, и установления специального налога для выплаты объявленного муниципального долга. В этом случае могут назначаться специально уполномоченные для сбора необходимой информации или подготовки соответствующих комментариев, для наблюдения за соблюдением общих законов и положений, а также указов и распоряжений местного Совета. Такая форма надзора за деятельностью местных властей встречается крайне редко.
Следующая контрольная функция реализуется в ферме апелляции, которую может подать как отдельное лицо, так и административные власти, ответ в таком случае ограничивается фактом согласия или несогласия властей провинции с тем или иным решением, касающимся вопросов передачи собственности или увольнения муниципальных служащих.
Провинции (Provincies)
Как и в муниципалитетах, в бельгийских провинциях избирается Совет в соответствии с системой пропорционального представительства на период 4 года. В состав Совета входит от 50 до 90 членов. На регулярной ежегодной сессии или в ходе созываемых специальных сессий Совет принимает законодательные решения по всем вопросам, затрагивающим интересы провинции, которые не попадают в сферу полномочий других органов
66 власти. К таким вопросам относятся выработка ежегодного бюджета и подготовка доклада о его исполнении, создание и поддержание деятельности соответствующих общественных институтов, утверждение операций по займам и с недвижимой собственностью, определение отчислений и налогов на провинциальном уровне. Как составная часть государства Совет провинции уполномочен избирать сенаторов, выдвигать кандидатов на некоторые законодательные должности, высказывать свое мнение относительно действий ряда официальных органов власти, принимать решения по вопросам, относящимся к муниципальному управлению.
Президент, по должности председательствующий в провинциальном органе власти, избирается из действующего состава Совета
136
Поправки, внесенные в последнее время в закон о провинциях, привели к некоторым важным изменениям в функциях Совета провинции. Сокращен круг вопросов, по которым Советы взаимодействуют с муниципалитетами.
Предоставлено право созыва внеочередной сессии Совета. Вплоть до 1983 г. такого права не было и провинциальный Совет созывался лишь дважды в год.
В период между сессиями Совета работу ведет правление в составе 6 человек, избранных на четыре года простым большинством по отдельному списку на каждое из мест. На практике такая система приводит к созданию коалиции партий большинства, вследствие чего оппозиция лишается возможности быть представленной в этом правлении.
Правление контролирует исполнение решений Совета и руководит его текущей деятельностью. Губернатор может опротестовать вопросы, вносимые Советом в повестку дня. Правление в случае конфликта различных точек зрения с согласия губернатора может обратиться к королю.
136
См.: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. (Отв. ред. д.ю.н., проф. А.Я.
Сухарев). - "НОРМА", 2003 г.