Файл: Учебное пособие по дисциплине Информационные системы в бухгалтерском учете (курс лекций) Для.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41 бухгалтерского учета. Для ведения аналитического учета используется многоуровневая структура счетов бухгалтерского учета, а справочники аналитического учета отсутствуют. Количество счетов и субсчетов не ог- раничено, любой счет может иметь до пяти уровней субсчетов. Данные бухгалтерского учета могут быть представлены в виде графиков и диа- грамм. Все формы статистической отчетности в налоговые органы и вне- бюджетные фонды собраны в одну группу с бланками для заполнения первичных документов.
Система
«Бухгалтерский конструктор» представляет собой сис- тему с расширенными инструментальными возможностями. В одну про- грамму невозможно заложить специфику учета многих бухгалтерий, но можно создавать некоторые универсальные заготовки, из которых с по- мощью настроек сделать программу, подходящую для любой организа- ции. Такие универсальные системы устойчивы, свободны от ошибок, не связаны со спецификой конкретного предприятия, характеризуются мо- дульной и гибкой архитектурой, располагают средствами настройки, предлагающими широкие возможности для адаптации к конкретным ус- ловиям учета.
Система
«Интегратор» — многопользовательская сетевая бухгал- терская система, программный продукт нового поколения. Изначально проектировалась как сетевая, построена в архитектуре «клиент-сервер», предназначена не только для предприятий, впервые приступающих к ав- томатизации, но и для тех, кто не удовлетворен результатами работающих у них компьютерных комплексов. Обеспечивает полноту функций и тре- буемый уровень детализации учета на каждом участке; построена в еди- ной информационной среде, где все пользователи имеют доступ к общей информации в режиме реального времени. Новые или измененные дан- ные, введенные на одном рабочем месте, сразу могут быть использованы персоналом, работающим на других компьютерах. Программа обеспечи- вает суверенность работы персонала, когда каждый бухгалтер отвечает за достоверность информации по счетам своего участка. Проводки вводимой операции, затрагивающие счета других участков, остаются отложенными до тех пор, пока их не подтвердят бухгалтеры смежных участков.
Версии_программ_автоматизации_бухгалтерского_учета.'>2. Версии программ автоматизации бухгалтерского учета.
Специалисты программного обеспечения постоянно совершенствуют свои разработки, внося в них необходимые изменения и дополнения, в ре- зультате чего появляются новые версии программ.
Версии
программных продуктов фирмы «Инфо-Бухгалтер». Пред- ложены базовый, минимальный и профессиональный варианты програм- мы. Разработаны варианты, обеспечивающие правовую поддержку, имеющие блоки финансового анализа, бюджетных расчетов и другие:
42
•
базовый вариант рассчитан на небольшие предприятия и содер- жит самые необходимые документы для ведения бухгалтерского учета;
•
минимальная версия отличается от базовой отсутствием количе- ственного учета и всех связанных с ним функций;
•
в профессиональной версии добавлена возможность ведения ко- личественно-суммового учета, валютных операций, расчета за- работной платы, работы с базами данных;
•
программа с правовой поддержкой «Гарант-Практика» по- зволяет вызывать необходимые правовые документы;
•
вариант программы с блоком финансового анализа дает возмож- ность производить анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности (оценку деловой активности, имущественного по- ложения, ликвидности, рентабельности предприятия и др.);
•
вариант программы с блоком расчета заработной платы позволя- ет производить расчет заработной платы, формировать аналити- ческую отчетность и отчетность, представляемую внешним ор- ганам;
•
бюджетный вариант предназначен для ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
По мере развития программы происходит расширение выполняемых ею функций и добавление новых действий. Отчетные формы и первичные документы, используемые в программе, обновляются в соответствии с из- менениями законодательства.
Версии
программных продуктов фирмы «1C:»
Разработанные версии программ системы «1C: Предприятие» могут использоваться в организациях с разными объемами обрабатываемой ин- формации, разным количеством пользователей автоматизированной сис- темы и разной интенсивностью их работы:
- базовые (однопользовательские) версии обеспечивают работу с ин- формационной базой только одного пользователя в один момент времени и используются в основном на небольших предприятиях. Они не включа- ют средств для изменения конфигурации, используются для ведения про- стого учета, не требующего настройки на особенности конкретной орга- низации;
- сетевые версии позволяют работать с информационной базой одно- временно нескольким пользователям. Существуют версии, допускающие работу с ограничением числа пользователей и без ограничения числа пользователей;
- версии программ, учитывающих требования налогового кодекса. Та- кими разработками являются: типовая конфигурация «Бухгалтерский
43 учет»; конфигурация «Производство + Услуги + Бухгалтерия»; комплекс- ная конфигурация «Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры»; конфигурация «Производство + Услуги + Бухгалтерия»; типовая конфигу- рация «Торговля + Склад»; конфигурация «Зарплата + Кадры». Формы регламентированной отчетности для ведения бухгалтерского учета выпус- каются фирмой в двух вариантах — для старого и нового Плана счетов;
- версии для SQL обеспечивают возможность работы с ин- формационной базой в режиме «клиент-сервер», что делает систему ус- тойчивой и надежной, увеличивает ее производительность, особенно при работе большого числа пользователей. Система содержит дополнитель- ную компоненту «Управление распределенными информационными база- ми», которая обеспечивает полную или выборочную синхронизацию дан- ных всех информационных баз, входящих в распределенную систему, по- ставляется отдельно и устанавливается только на одной (центральной) информационной базе;
- локализированные версии разрабатываются в целях расширения кру- га пользователей программ. К примеру, разработаны англоязычный и ук- раинский интерфейсы программы «1C: Предприятие 7.7, 8.0». Фирма предлагает типовые решения для ведения учета, подготовки сводной бух- галтерской отчетности, ведения кадрового учета, расчета заработной пла- ты для бюджетных учреждений. Это программы «Бухгалтерия для бюд- жетных организаций», «1C: Свод отчетов», «1C: Зарплата и Кадры».
1 2 3 4 5 6 7
Тема
7. Принципы работы в автоматизированных системах бух-
галтерского
учета.
1. Основные понятия автоматизированных систем бухгалтерского
учета
.
Базовые понятия
К базовым понятиям относятся: константы, справочники, перечисле- ния, документы, журналы, отчеты, обработки:
•
константы используются для работы с постоянной и условно- постоянной информацией, но могут представлять собой и изме- няемые данные;
•
справочники предназначены для хранения сведений о множестве однотипных объектов, используемых при ведении аналитиче- ского учета и заполнении документов;
•
перечисления используются для описания наборов постоянных значений — видов оплат, типов сотрудников предприятия и т.д.;
•
документы — для фиксации хозяйственных операций;
44
•
журналы документов позволяют просмотреть список всех или разделенных по видам документов;
•
отчеты служат для получения информации, сгруппированной по определенным критериям и содержащей итоги;
•
обработки — для выполнения сервисных и регламентных дейст- вий.
Специализированные понятия
К специализированным понятиям относятся: бухгалтерские счета, операции, проводки, журнал операций, журнал проводок:
•
бухгалтерские счета предназначены для хранения плана счетов бухгалтерского учета. Системы могут поддерживать одновременно не- сколько планов счетов, у каждого из которых возможны собственная дли- на кода счета, количество уровней субсчетов и количество знаков в суб- счете каждого уровня;
•
операции предназначены для отражения данных о хо- зяйственной деятельности. Механизм «типовые операции» позволяет ав- томатизировать ввод часто повторяющихся операций на основе шаблона типовой операции, содержащего составляющие ее бухгалтерские про- водки. При вводе данных на основе типовой операции проводки с требуе- мой корреспонденцией счетов формируются автоматически на основе шаблона;
•
проводки не существуют отдельно от операций, принадлежат только одной операции и состоят из одной (простая проводка) или не- скольких (сложная проводка) корреспонденции. В сложной проводке де- бет одного счета корреспондирует с кредитом нескольких счетов или на- оборот. Механизм «корректные проводки» предназначен для автоматиче- ского контроля вводимых операций. В качестве субконто выступают объ- екты, по которым ведется аналитический учет, каждому виду субконто соответствует один из существующих в системе типов данных — обычно это справочник или перечисление;
•
журнал операций предназначен для просмотра списка бух- галтерских операций. Каждая операция отражается в журнале одной стро- кой с указанием даты, номера, содержания, суммы;
•
журнал проводок позволяет просмотреть проводки операций в виде общего списка.
2. Работа с объектами в автоматизированных бухгалтерских сис-
темах
.
Настройка
плана счетов
45
Работа с любой бухгалтерской программой начинается с анализа ее основного объекта — Плана счетов бухгалтерcкого учета и принятия решения о целесообразности внесения в него изменений и дополнений. В типовых конфигурациях программ предлагается настройка на стандарт- ный план счетов, разработанный в соответствии с нормативными до- кументами по бухгалтерскому учету. При необходимости в него вносятся изменения, учитывающие специфику предприятия. В программе «1C: Бух- галтерия» для этого используется команда План счетов из меню Операции главного меню системы (или соответствующая кнопка на панели инстру- ментов).
Настройка
программы на учет
На данном этапе используются объекты программы — Константы.
Это постоянно-переменные параметры программы, характеризующие зна- чения, которые с течением времени мало изменяются, но в работе про- граммы играют важную роль. Такими параметрами являются «Сведения об организации», «Учетная политика», «Общая настройка», «Индивиду- альная настройка».
Для внесения сведений об организации:
в программе «1C: Бухгалтерия» используется команда «Сведения об организации» из меню «Настройка» главного меню системы. В откры- вающемся диалоговом окне сгруппированы данные: общие сведения об организации, ее коды, банковские реквизиты, учетная политика, от- ветственные лица и другие; в программе «Турбо-Бухгалтер» для этих целей используется коман- да «Выбор бланка» из меню «Документы» главного меню системы. В поя- вившемся окне списка бланков выбирается бланк с кодом ОИ — Основная информация, в который заносятся все требуемые реквизиты; в программе «Инфо-Бухгалтер» используются команды «Реквизи- ты» и «Определения» из меню «Настройка» главного меню системы. В список «Реквизиты» вносятся банковские реквизиты организации, адреса и фамилии ответственных лиц. В список «Определения» вносятся про- центные ставки налогов, сборов и отчислений в соответствующие фонды.
Для внесения изменений в учетную политику:
Режим «Учетная политика» создан для установки и изменения ос- новных значений учетной политики предприятия. Открывается из меню
«Сервис» главного меню программы. В данном режиме можно просмот- реть и отредактировать:
•
сведения о методе определения выручки;
•
сведения о способе начисления амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
•
сведения о пределе стоимости малоценных и быстро- изнашивающихся предметов.