Файл: Теоретикоправовые основы пенсионной системы в Росии 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 893

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сделать серьезных шагов в этом направлении5.

В ситуации, когда возможности наращивания налогов исчерпаны, обязательства растут, и будут расти, а глубокая реформа либо невозможна, либо крайне сложна, правительствам приходится идти на частичные и непопулярные изменения в пенсионных системах: повышать пенсионный возраст, требования к числу лет работы, необходимому для получения нормальной пенсии, снижать уровень льгот, предоставляемых различными специальными пенсионными системами, снижать отношение средней пен- сии к средней заработной плате.

Особенно рельефно проблемы функционирования систем социальной защиты, такие, как дестимулирование занятости, зарегулированность рынка труда, неспособность провести диктуемые финансовыми ограниче- ниями реформы, проявляются в регионе, который был местом возникно- вения системы социальной защиты, — континентальной Западной Европе. Здесь давление финансовых проблем заставляет даже политиков, тради- ционно выступавших за экспансию социальных обязательств, иницииро- вать малопопулярные реформы, направленные на их ограничение. В Германии налоги на заработную плату составляют 42% ее величины, государственные финансы в глубоком кризисе.

С начала 1980-х гг., когда кризис пенсионных систем стал очевидным, идет процесс повышения пенсионного возраста (Германия, Греция, Италия, Португалия, Великобритания), минимального срока работы, необходимого для получения полной пенсии (Германия, Греция, Италия), ужесточения условий более раннего выхода на пенсию (Франция, Германия). Отношение средней пенсии к зарплатам было снижено за счет введения более жестких механизмов индексации (Австрия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Голландия). Происходит сокращение периода, в течение которого более длительная работа предусматривает увеличение базы предстоящих пенсионных выплат (Австрия, Финляндия, Франция, Италия, Голландия, Португалия, Великобритания), сокращаются пенсионные привилегии занятых в государственном секторе (Финляндия, Греция, Италия, Португалия).

Таким образом, в условиях постиндустриального мира правительства оказываются под двойным давлением: с одной стороны, тенденции старения населения, глобальная налоговая конкуренция вынуждают их сокращать или, по меньшей мере, ограничивать рост уровня социальных расходов; с другой стороны, непопулярность таких мер и объективные трудности осуществления изменений создают серьезные, часто непреодолимые препятствия на пути введения ограничительных мер.



2.2 Анализ современных пенсионных систем в зарубежных странах



Пенсионная система США состоит из трех уровней: государственное пенсионное обеспечение, частное (корпоративное) пенсионное обеспечение и персональное пенсионное обеспечение. Первый уровень финансируется за счет пенсионного налога, который обязаны платить все лица, работающие по договору найма, а также все работодатели. Величина налога составляет 6,2% от получаемых доходов для работников и 6,2% от фонда заработной платы для работодателей.

Государственное пенсионное обеспечение включает в себя два вида государственных пенсий: государственное пособие (выплачивается малоимущим гражданам, размер данного пособия минимален и дифференцирован в зависимости от семейного положения получателя) и государственная пенсия (размер государственной пенсии зависит от трудового стажа, заработной платы и размера уплаченных налогов).

Право на получение государственной пенсии имеют граждане, достигшие возраста 67 лет (пенсионный возраст в США является одинаковым как для мужчин, так и для женщин), а также имеющие трудовой стаже не менее 13 лет. Однако, выйти на пенсию можно и раньше, но, в этом случае, размер пенсии будет на 25% ниже от ее настоящей величины.

Второй уровень. Корпоративные пенсии представляют собой одну из разновидностей бонусного вознаграждения (отложенную заработную плату), которая широко распространена в США. Планы по корпоративному пенсионному обеспечению, как правило, обговариваются сразу между работником и работодателем. Третий уровень системы пенсионного обеспечения США представлен персональными пенсионным накоплениями, которые зависят от участия самого гражданина в формировании своей будущей пенсии.

Япония. Пенсионная система Японии состоит из двух уровней: базового уровня и государственного (профессионального). Первый уровень представлен базовыми пенсиями, источником финансирования которых являются пенсионные взносы застрахованных граждан, работодателей, а также дотации государства, которые, как правило, не превышают 1/3 часть от всего фонда пенсионных накоплений. Право на получения базовой пенсии имеют все граждане Японии, достигшие пенсионного возраста (пенсионный возраст в Японии мужчин равен пенсионному возрасту женщин и составляет 65 лет), а также имеющие определенный трудовой стаж.


Важно отметить, что граждане Японии могут выйти на пенсию гораздо раньше достижения ими пенсионного возраста, однако, в этом случае, размер пенсии существенно сократится, а именно на 25% от ее размера. Однако, тем, кто предпочел по достижении пенсионного возраста, остаться на рынке труда, полагается ежегодное ее увеличение на 5%. Размер базовой части пенсии устанавливается государством и ежегодно индексируется в соответствии с индексом роста потребительских цен.

Второй уровень составляют государственные и профессиональные пенсии. Источником финансирования данного уровня являются пенсионные взносы работодателей и самих работников. Размер таких взносов, точно как и размер начисленных пенсий зависит от заработной платы работника в пределах максимально-допустимого значения, установленного государством. Право на получение данной пенсии имеют все граждане Японии, застрахованные в системе обязательного пенсионного обеспечения.

Финляндия. Финская пенсионная система представлена двумя дополняющими друг друга уровнями: трудовой пенсией и народной (гарантийной) пенсией. Первый уровень финансируется как за счет пенсионных взносов работодателей, так и за счет взносов самих работников. Размер такой пенсии зависит от трудового стажа и заработной платы работника, однако, он не может превышать 60% от заработной платы работника, кому начисляется трудовая пенсия.

В Финляндии координатором между частными страховыми компаниями и государственными пенсионными фондами выступает Центр пенсионной защиты населения. Данная организация также занимается информированием работников о величине накопленных ими средств, что, безусловно, обеспечивает повышение уровня осведомленности граждан в вопросах пенсионного обеспечения. Однако, вопросы, связанные с выплатой пенсий и размерами страховых взносов, регулируются законодательством Финляндии.

Обеспечением народной (гарантийной) пенсией занимается также государство. Размер народной пенсии зависит от доходов гражданина, его трудового стажа, семейного положения, а также продолжительности его проживания на территории Финляндии. Право на получение данной пенсии имеют те граждане, которые не смогли накопить определенный уровень трудовой пенсии, необходимой для достойного уровня жизни, и которые достигли пенсионного возраста (в Финляндии пенсионный возраст мужчин равен пенсионному возрасту женщин и составляет 65 лет).


Чили. Пенсионная система Чили является одной из самых современных систем пенсионного обеспечения в мире. Некоторые черты чилийской пенсионной системы отчасти используются в России. Новшество данной системы заключается в том, что ответственность за формирование пенсии полностью перенесена на работающих граждан. Это возможно благодаря наличию у каждого гражданина своего личного пенсионного счета, на который ежемесячно поступают страховые взносы в размере 10% от его заработной платы. Далее накопленные средства инвестируются частными пенсионными фондами или управляющими компаниями, которые выбирает также сам гражданин.

Отличительной чертой чилийской пенсионной системы является то, что работодатель никаких пенсионных взносов за своих работников не вносит. Это позволяет свести к минимуму расходы работодателя, связанные с пенсионным обеспечением и направить освободившиеся ресурсы на создание новых рабочих мест. Пенсионный возраст Чили дифференцирован: для мужчин он составляет 65 лет, а для женщин – 60 лет. Более ранний выход на пенсию возможен в случае, если сформировано необходимое количество пенсионных накоплений.

Однако, если же гражданину в течение 20 лет трудовой деятельности не удалось сформировать нужный размер пенсионных накоплений, он имеет право на получение минимального размера пенсии. Это, в свою очередь, создает предпосылки для тайного соглашения между работником и работодателем на предмет сокрытия части заработной платы, что повлечет за собой рост финансовых обязательств государства.

Китай. Изначально пенсии в Китае получали только государственные служащие или работники государственных компаний, однако с введением новых пенсионных реформ пенсионная система охватила и работников частного сектора. Начисление пенсий в Китае напрямую зависит от места проживания гражданина: городская или сельская местность, а также от сферы его трудовой деятельности: государственная служба или частный сектор экономики.

Китайская пенсионная система является трехэлементной: обязательные распределительные программы с установленным размером пособий; обязательные программы с установленным размером взносов и образованием специальных фондов; добровольная система сбережений.

Пенсионный возраст в Китае для женщин, занятых административной работой, составляет 50 лет, а для женщин, занятых физическим трудом, он составляет 50 лет. В то время как мужчины,