Файл: Теоретикоправовые основы пенсионной системы в Росии 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 894
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретико–правовые основы пенсионной системы в России
Понятие и содержание системы пенсионного обеспечения в России
Глава 2 Анализ особенности пенсионной системы в зарубежных государствах
2.1 Генезис, становление и развитие пенсионного обеспечения населения в зарубежных государствах
2.2 Анализ современных пенсионных систем в зарубежных странах
2122–1 [46], Пенсионный фонд Российской
Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 958 «О передаче в ведение Совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» Пенсионный фонд Российской Федерации находился в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и был ему подотчетен [31].
При этом ПФР обладает собственным бюджетом, который ежегодно утверждается посредством федерального законодательства. Его средства являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [38] устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П [44] «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» [28]. Определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права
на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов [49].
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.
Как уже отмечалось ранее, начиная с 2001 года, отечественная пенсионная система претерпевала существенные изменения ввиду принятия ряда нормативно-правовых актов, которые заложили «фундамент» новой пенсионной системы.
Так, положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [38]. Определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика по обязательному пенсионному страхованию и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, пенсионная система была построена на принципах, которые гарантировали при наступлении определенных обстоятельств обеспечение выплат застрахованному лицу. Размер таких выплат рассчитывался, исходя из ранее уплаченных работодателем
страховых взносов в пользу застрахованного лица [51].
Одновременно положениями Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ [21] «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [17]. Внесены изменения, а также внесены дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН) [15].
Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
С 1 января 2002 года вступили в силу два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Соответственно Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [35] и Федеральный закон от 15.12.2001
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [23].
Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которой осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета [23].
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [35] урегулировал
порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии.
Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявлениями застрахованных лиц урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» [36] и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [30].
Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ [36]. Установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений [53].
Кроме того, указанный федеральный закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.
Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ определены
«полномочия и компетенция негосударственных пенсионных фондов как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного страхования» [30].
Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей» [18]. Вступившим в силу с 1 января 2004 года, изменен порядок регистрации страхователей в органах страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) и исключена обязанность страхователя сообщать в территориальные органы ПФР сведения о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения.
Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 22.08.2004
№ 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». В связи с принятием федеральных законов
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [19]. Данный нормативно-правовой акт внес изменения, которые во многом коснулись деятельности ПФР. Основные изменения затронули процедуру предоставления льгот населению,
обладающих правом на них. Как правило, реализация льгот обеспечивалась путем предоставления пакета социальных услуг или денежных выплат.
Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат)
Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 958 «О передаче в ведение Совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» Пенсионный фонд Российской Федерации находился в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и был ему подотчетен [31].
При этом ПФР обладает собственным бюджетом, который ежегодно утверждается посредством федерального законодательства. Его средства являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [38] устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П [44] «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» [28]. Определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права
на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов [49].
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.
Как уже отмечалось ранее, начиная с 2001 года, отечественная пенсионная система претерпевала существенные изменения ввиду принятия ряда нормативно-правовых актов, которые заложили «фундамент» новой пенсионной системы.
Так, положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [38]. Определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика по обязательному пенсионному страхованию и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.
Таким образом, пенсионная система была построена на принципах, которые гарантировали при наступлении определенных обстоятельств обеспечение выплат застрахованному лицу. Размер таких выплат рассчитывался, исходя из ранее уплаченных работодателем
страховых взносов в пользу застрахованного лица [51].
Одновременно положениями Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ [21] «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [17]. Внесены изменения, а также внесены дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН) [15].
Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
С 1 января 2002 года вступили в силу два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Соответственно Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [35] и Федеральный закон от 15.12.2001
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [23].
Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которой осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета [23].
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [35] урегулировал
порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии.
Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявлениями застрахованных лиц урегулирован положениями федеральных законов от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» [36] и от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [30].
Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ [36]. Установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений [53].
Кроме того, указанный федеральный закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.
Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ определены
«полномочия и компетенция негосударственных пенсионных фондов как субъектов правоотношений в области обязательного пенсионного страхования» [30].
Федеральным законом от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей» [18]. Вступившим в силу с 1 января 2004 года, изменен порядок регистрации страхователей в органах страховщика (Пенсионного фонда Российской Федерации) и исключена обязанность страхователя сообщать в территориальные органы ПФР сведения о принятом в установленном порядке решении о ликвидации (реорганизации) организации, об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения.
Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 22.08.2004
№ 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». В связи с принятием федеральных законов
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [19]. Данный нормативно-правовой акт внес изменения, которые во многом коснулись деятельности ПФР. Основные изменения затронули процедуру предоставления льгот населению,
обладающих правом на них. Как правило, реализация льгот обеспечивалась путем предоставления пакета социальных услуг или денежных выплат.
Функции по выплате этих сумм (ежемесячных денежных выплат)