Файл: Теоретикоправовые основы пенсионной системы в Росии 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 889
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретико–правовые основы пенсионной системы в России
Понятие и содержание системы пенсионного обеспечения в России
Глава 2 Анализ особенности пенсионной системы в зарубежных государствах
2.1 Генезис, становление и развитие пенсионного обеспечения населения в зарубежных государствах
2.2 Анализ современных пенсионных систем в зарубежных странах
или иных деяний [2, с. 31]. На деятельность Фонда наложены различные запреты, например: запрет на распоряжение дальнейшей юридической судьбой вверенного имущества при отсутствии непосредственного согласия самого собственника. Имущество, которым располагает Пенсионный фонд, принадлежит государству на праве собственности. Это значит, что сам владелец (Фонд) не обладает всеми полномочиями собственника, и, соответственно, при возникновении необходимости распорядиться имущество в целях своей деятельности, должно быть получено согласие соответствующего представителя государства. Другой запрет связан с необходимостью осуществлять свою деятельность добросовестно. Осуществляя свою деятельность от имени государства, Пенсионный фонд обязуется следовать принципам гуманизма, законности и добросовестности. Поэтому совершение деяний в обход указанным принципам является недопустимым. Пенсионному фонду запрещено инвестировать денежные средства в объекты, которые не включены в пенсионное законодательство. Инвестирование, само по себе, представляет весьма рискованный процесс, поэтому, чтобы минимизировать риски, законодатель закрепляет закрытый перечь объектов инвестирования [14].
Осуществляя свою деятельность, Пенсионный фонд непосредственно взаимодействует с личной информацией граждан. С учетом механизма
защиты персональных данных, предусмотренным отечественной системой права, Пенсионный фонд не может передавать полученную
в ходе своей деятельности информацию о гражданах третьим лицам. Безусловно, из этого правила имеют место быть исключения, например, в случае, когда прокуратура в рамках официальной проверки подает соответствующий запрос. Кроме того, в процессе осуществления своей деятельности Пенсионному фонду запрещено совершать действия или бездействия, которые бы нарушали нормы антимонопольного законодательства. Еще один запрет непосредственно связан с тем, что Пенсионный фонд, как уже было отмечено раньше, государственное учреждение. Для подобных организаций законодатель предусмотрел специальный (контрактный) порядок закупки товара, получения услуг или каких-либо работ. В связи с этим, Пенсионный фонд не может действовать в обход «контрактной системы государственных закупок». Иначе в этом будут прослеживаться элементы коррупционного правонарушения [8].
Третий элемент правового статуса – полномочия Фонда. Полномочия можно отнести к категории прав. Полномочия это юридическое дозволение применять и направлять ресурсы организации для достижения поставленных целей и обозначенных задач. Правовую основу действующих полномочий ПФР составляют несколько источников: Положение о ПФР, Закон №165-ФЗ [40], Закон №167-ФЗ [38], постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 г. №9-П [44], в соответствии с которыми ПФР наделен довольно широким кругом полномочий, в том числе государственно-властных. Кроме того, согласно позиции Ко6ституционного Суда полномочия Фонда необходимо относить к сфере деятельности органов исполнительной власти.
Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» [19], для решения определенных задач
государство вправе передавать властные полномочия своим органам и наделять правом их применения.
ПФР и его территориальные органы действуют на основании Закона
№167-ФЗ [38] и составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам [40].
Средства обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации. Поэтому с учетом положений статьи 71 Конституции [12] (об исключительной компетенции Российской Федерации в вопросах управления федеральной собственностью) управление этими средствами может осуществляться только федеральным органом или централизованной системой органов с жесткой вертикально интегрированной структурой и подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим.
Отдельно обратим внимание, что, основываясь на конкретных признаках, мы можем выделить следующие характеристики полномочий Пенсионного фонда:
Таким образом, Пенсионному фонду был представлен ряд полномочий, которые он частично распределил между своими структурными подразделениями. По большинству из них Фонд несет индивидуальную, но имеются случаи, когда законодатель предусмотрел возможность наступления
субсидиарной ответственности. Делегирование государственных полномочий ПФР может быть реализовано на основании принятых федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации [4].
Следующий элемент – предмет ведения Пенсионного фонда. Данная категория подразумевает определенную сферу, в которой осуществляется государственно-властное воздействие. Порядок разрешения вопросов, которые мы можем отнести к предмету деятельности Фонда, позволяет разделить их на две основные группы:
К исключительному предмету ведения мы можем отнести:
Совместное ведение непосредственно самого Фонда и его структурных подразделений застрагивает следующие вопросы:
Еще одним элементом правового статуса является компетенция. Компетенция представляет собой совокупность прав и обязанностей, а также функций и задач, установленных законом и определяющих характер деятельности субъекта права. Содержание компетенции определяется множеством элементов, поэтому мы можем рассматривать
Осуществляя свою деятельность, Пенсионный фонд непосредственно взаимодействует с личной информацией граждан. С учетом механизма
защиты персональных данных, предусмотренным отечественной системой права, Пенсионный фонд не может передавать полученную
в ходе своей деятельности информацию о гражданах третьим лицам. Безусловно, из этого правила имеют место быть исключения, например, в случае, когда прокуратура в рамках официальной проверки подает соответствующий запрос. Кроме того, в процессе осуществления своей деятельности Пенсионному фонду запрещено совершать действия или бездействия, которые бы нарушали нормы антимонопольного законодательства. Еще один запрет непосредственно связан с тем, что Пенсионный фонд, как уже было отмечено раньше, государственное учреждение. Для подобных организаций законодатель предусмотрел специальный (контрактный) порядок закупки товара, получения услуг или каких-либо работ. В связи с этим, Пенсионный фонд не может действовать в обход «контрактной системы государственных закупок». Иначе в этом будут прослеживаться элементы коррупционного правонарушения [8].
Третий элемент правового статуса – полномочия Фонда. Полномочия можно отнести к категории прав. Полномочия это юридическое дозволение применять и направлять ресурсы организации для достижения поставленных целей и обозначенных задач. Правовую основу действующих полномочий ПФР составляют несколько источников: Положение о ПФР, Закон №165-ФЗ [40], Закон №167-ФЗ [38], постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2001 г. №9-П [44], в соответствии с которыми ПФР наделен довольно широким кругом полномочий, в том числе государственно-властных. Кроме того, согласно позиции Ко6ституционного Суда полномочия Фонда необходимо относить к сфере деятельности органов исполнительной власти.
Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» [19], для решения определенных задач
государство вправе передавать властные полномочия своим органам и наделять правом их применения.
ПФР и его территориальные органы действуют на основании Закона
№167-ФЗ [38] и составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам [40].
Средства обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации являются собственностью Российской Федерации. Поэтому с учетом положений статьи 71 Конституции [12] (об исключительной компетенции Российской Федерации в вопросах управления федеральной собственностью) управление этими средствами может осуществляться только федеральным органом или централизованной системой органов с жесткой вертикально интегрированной структурой и подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим.
Отдельно обратим внимание, что, основываясь на конкретных признаках, мы можем выделить следующие характеристики полномочий Пенсионного фонда:
-
Рассматривая полномочия Фонда во времени, мы можем сделать вывод, что они действуют с момента их закрепления в нормативно-правовом акте и до момента их исключения оттуда; -
С точки зрения круга лиц, полномочия Пенсионного фонда распространяются на физические и юридические лица; -
Территориальный признак позволяет нам сделать вывод, что полномочия Пенсионного фонда распространяются по всей территории Российской Федерации.
Таким образом, Пенсионному фонду был представлен ряд полномочий, которые он частично распределил между своими структурными подразделениями. По большинству из них Фонд несет индивидуальную, но имеются случаи, когда законодатель предусмотрел возможность наступления
субсидиарной ответственности. Делегирование государственных полномочий ПФР может быть реализовано на основании принятых федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации [4].
Следующий элемент – предмет ведения Пенсионного фонда. Данная категория подразумевает определенную сферу, в которой осуществляется государственно-властное воздействие. Порядок разрешения вопросов, которые мы можем отнести к предмету деятельности Фонда, позволяет разделить их на две основные группы:
-
Сфера деятельности, регулируемая исключительно Пенсионным фондом; -
Сфера деятельности, регулируемая Фондом совместно с его структурными подразделениями.
К исключительному предмету ведения мы можем отнести:
-
Сотрудничество на международном уровне в сфере пенсионного обеспечения; -
Формирование структурных подразделений, а также утверждение положений, регулирующих их деятельность; -
Содействие в подготовке и заключении актов о сотрудничестве в сфере социального обеспечения с другими странами;
-
Обобщение правоприменительной практики в сфере социального обеспечения и разработка предложений по ее совершенствованию;
-
Проведение научной разработки вопросов в сфере пенсионного обеспечения; -
Управление государственным имуществом.
Совместное ведение непосредственно самого Фонда и его структурных подразделений застрагивает следующие вопросы:
-
Проведение контрольных мероприятий, связанных с проверкой достоверности расчетов, сроков уплаты и количества страховых взносов; -
Учет застрахованных лиц и субъектов, проводящих страховые отчисления; -
Проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности в пенсионной сфере среди населения; -
Оказания услуг физическим и юридическим лицам, предоставляемых ПФР, в электронном виде используя интернет-портал государственных и муниципальных услуг [10, с. 174].
Еще одним элементом правового статуса является компетенция. Компетенция представляет собой совокупность прав и обязанностей, а также функций и задач, установленных законом и определяющих характер деятельности субъекта права. Содержание компетенции определяется множеством элементов, поэтому мы можем рассматривать