Файл: Теоретикоправовые основы пенсионной системы в Росии 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 895
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретико–правовые основы пенсионной системы в России
Понятие и содержание системы пенсионного обеспечения в России
Глава 2 Анализ особенности пенсионной системы в зарубежных государствах
2.1 Генезис, становление и развитие пенсионного обеспечения населения в зарубежных государствах
2.2 Анализ современных пенсионных систем в зарубежных странах
возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. В области поддержки лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, имеет постановление Правительства Российской Федерации. От 01.04.2005 № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» [41].
Указанными Правилами определены порядок и условия предоставления названной компенсации лицам, имеющим на нее право. Необходимо также отметить, что в развитие положений статей 7 и 39 Конституции Российской Федерации [12], принят Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [27].
Данный федеральный закон был разработан и издан в целях повышения пенсионного обеспечения лиц, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Для введения механизма уплаты добровольных дополнительных страховых взносов для накопления накопительной части трудовой пенсии. Помимо этого предоставляется государственная поддержка формирования пенсионных накоплений, которая осуществляется за счет средств фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.
В 2009 году принят блок законов, внесших очередные существенные
изменения. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [33].
С 2010 года единый социальный налог (ЕСН) отменяется, вводятся прямые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда – Пенсионный фонд РФ, фонд обязательного медицинского страхования, фонд обязательного социального страхования. Ранее в коридорах власти вновь обсуждался вопрос о передаче функций по сбору страховых взносов в налоговые органы, но с 2021 г. вновь стали обсуждать вопрос, но уже о возращении функций по сбору страховых взносов в органы ПФР.
Не заставили себя ждать и изменения в части расчета и условий назначения пенсий гражданам. С 1 января 2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [34] года введен новый порядок исчисления пенсий. Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 года перевели на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.
Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка [52].
В завершении данного параграфа можно отметить, что на протяжении всего
существования Пенсионного фонда, государство неоднократно предпринимало попытки исправить имеющиеся ошибки и недочеты и усовершенствовать систему пенсионного обеспечения путем нормотворческой деятельности.
Одним из факультативных элементов правового статуса являются правовые гарантии. В научной литературе под правовыми гарантиями принято понимать средство, способ, инструмент обеспечения субъективного права. Например, одной из гарантий реализации права на свободный труд является закрепленная в уголовном законе обязанность нарушителя данного права понести ответственность за организацию принудительного труда. По аналогии мы можем выделить ответственность ПФР за нарушение пенсионных прав граждан. В этом контексте мы рассмотрим только гражданско-правовую ответственность ПФР. В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона № 167-ФЗ [38], за нарушение положений и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании ПФР несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Важной гарантией является то, что денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат [53].
Первый элемент правового статуса - юридическая обязанность ПФР. Применительно к ПФР обязанности закрепляются, например, в Положении о ПФР (в пункте 3, пункте 2 статьи 13 Закона № 167-ФЗ) [46]. В пункте 2 статьи 10 Федерального закона от
24 июля 2002 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" [36], статьи 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в иных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации [16].
На Пенсионный фонд возложен широкий круг обязанностей. В первую очередь это назначение, расчет и выплата пенсий. Эта обязанность корреспондирует праву гражданина на получение пенсионных выплат в случае наступления тех или иных событий (например: достижение пенсионного возраста). Пенсионный фонд должен в обязательном порядке
рассмотреть заявление и приложенные документы, проверить их достоверность, удостовериться, что лицо обладает соответствующим правом на пенсионные выплаты и уже после этого назначить ему пенсию. Здесь нельзя не указать и другую обязанность – назначение доплаты к пенсии. Ранее нами отмечалось, что в тех случаях, когда размер пенсии в меньшую сторону не равен прожиточному минимуму, получателю назначаются дополнительные выплаты с целью компенсировать эту разницу.
Поскольку Пенсионный фонд обслуживает большую часть населения страны, на него возложена обязанность по ведению учета прав участников системы обязательного страхования. Учет позволяет структурировать данные и избежать возможных ошибок при начислении страховых пенсий. Поскольку Фонд обладает властными полномочиями в сфере пенсионного обеспечения, законодатель накладывает на учреждение обязанность по администрированию страховых взносов.
На
сегодняшний день в Российской Федерации остро стоит вопрос демографии. Государство использует различные способы для улучшения нынешней обстановки. В этом вопросе активно реализуется государственная поддержка семьи путем предоставления различных льгот и денежных выплат. Одним из инструментов поддержки является материнский (семейный) капитал. На Пенсионный фонд возложена обязанность по выдаче сертификатов на его получение и выплате соответствующих средств.
Работа с населением является важной составляющей в деятельности Пенсионного фонда. Вопросы, связанные с пенсионным обеспечением должны быть понятны населению, а в случае возникновения сложностей с их пониманием, все непонятные моменты должны быть сразу же разъяснены. С этой целью на Пенсионный фонд возложена обязанность, проводить разъяснительную работу по вопросам пенсионного законодательства. Кроме того, Фонд совместно с региональными органами власти обязан оказывать адресную помощь пенсионерам и участвовать в развитие социальной инфраструктуры.
С учетом того обстоятельства, что Пенсионный фонд является бюджетной организацией, то есть имеет свой баланс и строго установленные цели, все его финансовые операции находятся под жестким контролем. Поэтому на рассматриваемое учреждение возложена обязанность по составлению и ведению всей финансовой документации, в частности бюджета и отчета по его исполнению.
Следующий элемент правового статуса – юридический запрет. Запрет представляет, своего рода, разновидность обязанности, однако имеет более узкую специфику. Запрет накладывает на субъект права обязанность воздержаться от тех
Указанными Правилами определены порядок и условия предоставления названной компенсации лицам, имеющим на нее право. Необходимо также отметить, что в развитие положений статей 7 и 39 Конституции Российской Федерации [12], принят Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» [27].
Данный федеральный закон был разработан и издан в целях повышения пенсионного обеспечения лиц, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Для введения механизма уплаты добровольных дополнительных страховых взносов для накопления накопительной части трудовой пенсии. Помимо этого предоставляется государственная поддержка формирования пенсионных накоплений, которая осуществляется за счет средств фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета.
В 2009 году принят блок законов, внесших очередные существенные
изменения. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» [33].
С 2010 года единый социальный налог (ЕСН) отменяется, вводятся прямые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда – Пенсионный фонд РФ, фонд обязательного медицинского страхования, фонд обязательного социального страхования. Ранее в коридорах власти вновь обсуждался вопрос о передаче функций по сбору страховых взносов в налоговые органы, но с 2021 г. вновь стали обсуждать вопрос, но уже о возращении функций по сбору страховых взносов в органы ПФР.
Не заставили себя ждать и изменения в части расчета и условий назначения пенсий гражданам. С 1 января 2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [34] года введен новый порядок исчисления пенсий. Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 года перевели на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.
Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка [52].
В завершении данного параграфа можно отметить, что на протяжении всего
существования Пенсионного фонда, государство неоднократно предпринимало попытки исправить имеющиеся ошибки и недочеты и усовершенствовать систему пенсионного обеспечения путем нормотворческой деятельности.
Одним из факультативных элементов правового статуса являются правовые гарантии. В научной литературе под правовыми гарантиями принято понимать средство, способ, инструмент обеспечения субъективного права. Например, одной из гарантий реализации права на свободный труд является закрепленная в уголовном законе обязанность нарушителя данного права понести ответственность за организацию принудительного труда. По аналогии мы можем выделить ответственность ПФР за нарушение пенсионных прав граждан. В этом контексте мы рассмотрим только гражданско-правовую ответственность ПФР. В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона № 167-ФЗ [38], за нарушение положений и иных актов законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании ПФР несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Важной гарантией является то, что денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат [53].
Первый элемент правового статуса - юридическая обязанность ПФР. Применительно к ПФР обязанности закрепляются, например, в Положении о ПФР (в пункте 3, пункте 2 статьи 13 Закона № 167-ФЗ) [46]. В пункте 2 статьи 10 Федерального закона от
24 июля 2002 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" [36], статьи 145 и 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в иных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации [16].
На Пенсионный фонд возложен широкий круг обязанностей. В первую очередь это назначение, расчет и выплата пенсий. Эта обязанность корреспондирует праву гражданина на получение пенсионных выплат в случае наступления тех или иных событий (например: достижение пенсионного возраста). Пенсионный фонд должен в обязательном порядке
рассмотреть заявление и приложенные документы, проверить их достоверность, удостовериться, что лицо обладает соответствующим правом на пенсионные выплаты и уже после этого назначить ему пенсию. Здесь нельзя не указать и другую обязанность – назначение доплаты к пенсии. Ранее нами отмечалось, что в тех случаях, когда размер пенсии в меньшую сторону не равен прожиточному минимуму, получателю назначаются дополнительные выплаты с целью компенсировать эту разницу.
Поскольку Пенсионный фонд обслуживает большую часть населения страны, на него возложена обязанность по ведению учета прав участников системы обязательного страхования. Учет позволяет структурировать данные и избежать возможных ошибок при начислении страховых пенсий. Поскольку Фонд обладает властными полномочиями в сфере пенсионного обеспечения, законодатель накладывает на учреждение обязанность по администрированию страховых взносов.
На
сегодняшний день в Российской Федерации остро стоит вопрос демографии. Государство использует различные способы для улучшения нынешней обстановки. В этом вопросе активно реализуется государственная поддержка семьи путем предоставления различных льгот и денежных выплат. Одним из инструментов поддержки является материнский (семейный) капитал. На Пенсионный фонд возложена обязанность по выдаче сертификатов на его получение и выплате соответствующих средств.
Работа с населением является важной составляющей в деятельности Пенсионного фонда. Вопросы, связанные с пенсионным обеспечением должны быть понятны населению, а в случае возникновения сложностей с их пониманием, все непонятные моменты должны быть сразу же разъяснены. С этой целью на Пенсионный фонд возложена обязанность, проводить разъяснительную работу по вопросам пенсионного законодательства. Кроме того, Фонд совместно с региональными органами власти обязан оказывать адресную помощь пенсионерам и участвовать в развитие социальной инфраструктуры.
С учетом того обстоятельства, что Пенсионный фонд является бюджетной организацией, то есть имеет свой баланс и строго установленные цели, все его финансовые операции находятся под жестким контролем. Поэтому на рассматриваемое учреждение возложена обязанность по составлению и ведению всей финансовой документации, в частности бюджета и отчета по его исполнению.
Следующий элемент правового статуса – юридический запрет. Запрет представляет, своего рода, разновидность обязанности, однако имеет более узкую специфику. Запрет накладывает на субъект права обязанность воздержаться от тех