Файл: Дипломная работа транснациональные корпорации японии и их роль в развитии азиатскотихоокеанского региона (атр).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ.

1.1. Западные теории прямых инвестиций и их применимость к Японии

1.2. Японские теории прямых инвестиций.

2.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ

2.1. Транснационализация бизнеса.

2.2. Конкурентоспособные стратегии ТНК в автомобильной промышленности

2.3. Японские ТНК на мировых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)

3.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ.

3.1. Интернационализация экономической деятельности компаний.

3.2. Инвестиционная активность японских ТНК в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Закаурцева и Сидорова Азиатско-Тихоокеанский регион как направление исследований молодых ученых // Актуальные проблемы международного права и международных отношений. Место Азиатско-Тихоокеанского региона в современных отношениях: проблемы безопасности и перспективы развития – 2017 – 7 с. А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко Экономика транснациональной компании – 2005 – Dunning J. Key Literature on IB Activities: 1960–2006 // The Oxford Hand- book of International Business. Second Edition. NY, 2009. P. 41. Hymer S. The Multinational Corporation. A Radical Approach. Cambridge, 1979. P. 3; Hymer S. The International Operations of National Firms: A Study of Direct Foreign Investment. Cambridge, 1976. P. 17. Kindleberger, C.P. The Theory of Direct Investment // Kindleberger, C., Ed., American Business Abroad, Yale University Press, New Haven, 1969. P. 57 Knickerbocker, F.T. Oligopolistic Reaction and the Multinational Enterprise. Harvard University Press, Cambridge, 1973. P. 16 Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. СПб.: Экономическая школа. 2002, 267 с. Galbraith J., A theory of the multinational corporation, 2011 Vernon R. Theory of Product Life Cycle, 1996. P. 67 Ozawa T. Japan Multinational Enterprises, Economic Structure and International Competitiveness. Tokyo, 1985. P. 155. Akamatsu K., Koide Y. Industrial and Labour Conditions in Japan: With Special Reference to Those in Nagoya. Nagoya, 1934. P. 30. Kojima K., Direct Foreign Investment: A Japanese Model of Multi-National Business Operations, 2010, P. 35 Tsurumi Y., Global Management, 1991 Urata S. FDI Flows, their Determinants and Economic Impacts in East Asia / Multinatiomals and Economic Growth in East Asia. London, 2006. P. 21–55. Robins N., The Corporation That Changed the World How the East India Company Shaped the Modern Multinational. London: Pluto, 2006. P.145. "U.S. Makes Ninety Percent of World's Automobiles". Popular Science. 115 (5): 84. November 1929. Retrieved 6 August 2013. Motor Vehicle Statistics of Japan. – Japan Automobile Manufacturers Association, 2013. PP. 18-19. "The Story of Sakichi Toyoda". Toyota Industries Corporation. 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20170923003201/https://www.toyota-industries.com/company/history/toyoda_sakichi/index.html (дата обращения: 16.01.2022.01.16) Honda Motor (2021) FORM20-F [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sec.report/Document/0001193125-21-196757/ (дата обращения: 06.06.2022) Nissan Motor Major Facilities Overseas [Электронный ресурс] Режим доступа:https://www.nissan-global.com/EN/COMPANY/PROFILE/EN_ESTABLISHMENT/(дата обращения: 06.06.2022) News from JAMA Asia, Vol. 39, March 2010. P. 3. Hamel G., The Future of Management, 2007, P. 88 Aichner, T.; Coletti, P (2013). "Customers' online shopping preferences in mass customization". Journal of Direct, Data and Digital Marketing Practice. 15 (1): 20–35. Лебедева И.П. Глобализация японского промышленного производства, Москва, 2021, 35 с. Forbes 2022 The Global 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.forbes.com/lists/global2000/#6a418bf5ac04 (дата обращения: 16.01.2022) Gertner J., The Idea Factory: Bell Labs and the Great Age of American Innovation, 2013, P. 37 Потоцкая Изучение транснациональной деятельности компаний как элемент отраслевого анализа // Менеджмент в России и за рубежом, Пресса России, 2006 Fortune (2021) Fortune Global 500 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fortune.com/global500/2021/search/?fg500_country=Japan (дата обращения: 16.01.2022) Global Justice Now (2018) 69 of the richest 100 entities on the planet are corporations, not governments, figures show [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globaljustice.org.uk/news/69-richest-100-entities-planet-are-corporations-not-governments-figures-show /(дата обращения: 05.06.2022) Toyota Motor Cooperation (2021) FINANCIAL SUMMARY [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf Toyota Motor (2011) 海外車両生産会社親工場一覧表 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.toyota.co.jp/jpn/company/history/75years/data/automotive_business/production/production/overseas/mother_plants/index.html (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor (2021) Toyota Integrated Report [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/pages/global_toyota/ir/financial-results/2021_4q_summary_en.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Toyota Motor Toyota Global Operations [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.toyota/en/company/profile/facilities/manufacturing-worldwide/japan.html(дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors WORLDWIDE LOCATIONS [Электронный ресурс] Режим доступа: https://corporate.ford.com/operations/locations/global-plants/ford-thailand-manufacturing-plant.html (дата обращения: 06.06.2022) Ford Motors (2021) Strategic Progress of Ford+ Growth Plan, Solid Financials in ’21 Position Company for Connected EV Leadership in 2022, Beyond [Электронный ресурс] Режим доступа: https://media.ford.com/content/dam/fordmedia/North%20America/US/2022/02/03/financials-fy-ford-21.pdf (дата обращения: 06.06.2022) General Motor General Motor’s Revenue by Segment (2016-2022) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://businessquant.com/general-motors-revenue-by-segment (дата обращения: 06.06.2022) General Motors GM Plants, Offices, Facilities Info [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gmauthority.com/blog/gm/gm-facilities/ (дата обращения: 06.06.2022) Hyundai Motor Manufacturing [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hyundai.com/worldwide/en/footer/corporate/networks/manufacturing (дата обращения: 06.06.2022) Honda Manufacturing Facilities [Электронный ресурс] Режим доступа: https://global.honda/about/group/category.html?category=manufacturing-facilities(дата обращения: 06.06.2022) Suzuki Motor Overseas Network [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/corporate/productionbase/overseas/asia.html(дата обращения: 06.06.2022)  Suzuki Motor (2021) Consolidated Financial Summary [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.globalsuzuki.com/ir/library/financialresults/pdf/2021/financial_summary.pdf(дата обращения: 06.06.2022) The Wayback Machine GM Facilities and the Environment [Электронный ресурс] Режим доступа: https://web.archive.org/web/20080614231130/http://www.gm.com/corporate/responsibility/environment/plants/index.jsp (дата обращения: 06.06.2022) Sony (2021) Financial Statements and Consolidated Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.sony.com/en/SonyInfo/IR/library/presen/er/pdf/21q4_sony.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2021) FORM 10-K [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) AMD (2021) Reports Fourth Quarter and Full Year Financial Results [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ir.amd.com/news-events/press-releases/detail/1044/amd-reports-fourth-quarter-and-full-year-2021-financial (дата обращения: 06.06.2022) Apple (2020) Apple Supplier List [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.apple.com/supplier-responsibility/pdf/Apple-Supplier-List.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Cisco (2021) The Future of Work ANNUAL REPORT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.cisco.com/c/dam/en_us/about/annual-report/cisco-annual-report-2021.pdf (дата обращения: 06.06.2022) Hikvision Hikvision Company Profile [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hikvision.com/en/about-us/company-profile/#:



  • Данный принцип помогает разработать теорию транснационализации, которая будет включать в себя одновременно две другие теории: международную торговлю и прямые инвестиции

  • Транснационализация бизнеса необходима японской экономике для дополнения экспорта товаров и услуг, что благоприятно сказывается на профиците страны.

  • Соотношение между эффективностью ПИИ и издержками можно определить с помощью «принципа соотношения сравнительной прибыли и сравнительных издержек», где снижение издержек корпорацией в стране базирования обратно пропорционально прибыли в принимающей стране.


При изучении прямых иностранных инвестиций большое внимание уделяется анализу инвестиционного климата той или иной страны. Вместе с этим давно отмечается, что многие компании более склонны к капиталовложениям в соседних странах, чем в отдаленных. В результате соседство с государствами высокого уровня развития, где базируется значительное количество транснациональных корпораций, может способствовать привлечению инвестиций даже в большей мере, нежели общий инвестиционный потенциал принимающей экономики или же уровень политических и других рисков.

Данная теория именуется «эффектом соседства». Но это не означает, что единственный и самый важный фактор при размещении инвестиций – географическое положение той или иной страны. Помимо данного фактора играют большую роль и ряд экономических, социальных и исторических факторов. Особенно этот эффект проявляется в странах, которые активизировались в мировых рынках совсем недавно, куда можно и включить Японию. Ведь, как описывалось выше, японские корпорации начали расширяться в сторону Юго-Восточной Азии, то есть к наиболее близким странам. И данный эффект тесно связан с моделью «стая летящих гусей» Кодзимы.

Т. Одзава же рассматривал данную модель, да и в целом весь процесс перехода от компании к международной корпорации, как дальнейшее развитие экспортирующих компаний. Но все это было бы невозможно без мощнейшей поддержки государства на то время. Обосновывал он свою теорию многими эмпирическими исследованиями, чего ранее не было предложено в своих теориях Кодзимой. [13, 13]

Основываясь на макроэкономических принципах Одзава сделал вывод, что есть два способа расширения японских корпораций: экспансия в развивающиеся страны и в развитые страны.


Транснационализировавшись в развивающиеся страны, корпорации снижают издержки по теории Кодзимы. Второму типу транснационализации соответствуют теории Вернона и Хаймера, то есть западные теории, исходя из которых для компаний характерно иметь уже работающие дочерние компании в развивающихся странах для получения монополистических преимуществ на новом рынке. [5, 9]

Японская модель «стаи летящих гусей» впоследствии была применена в развивающихся странах Азии, где индустриализация началась несколько позже, нежели в Японии, таких как Южная Корея, Тайвань, Малайзия и т.д. Причиной и следствиями имплементации данной модели являются:

  • Страна должна быть открытой для иностранных инвестиций из иностранных корпораций

  • Международная интеграция дает возможность бурного экономического роста для развивающихся стран

  • Для экономического развития необходима разумная ПИИ-политика

Еще одной макроэкономической теорией является теория, которая основывается на постоянных изменениях в сфере производства того или иного товара, вследствие чего компания может стать неконкурентоспособной. И исходя из данной теории, которая именуется «теорией жизненного продукта», компании для того, чтобы не терять свою конкурентоспособность диверсифицируют свой бизнес и транснационализируются.

Кроме макроэкономических школ исследования, также были и микроэкономические школы, теоретики которой считали, что внутренние процессы компаний играли большую роль в транснационализации бизнеса. Среди таковых ученых был Е. Цуруми, который работал над теорией Вернона, из которой следует, что компания перерастает в транснациональную корпорацию за счет увеличивающегося спроса и переносит производства в развитые страны, а потом они формируют производства в развивающихся странах. Цуруми считал, что данная система подходит и под японские реалии, но через какое-то время он пришел к выводу, что все-таки данная теория не полностью отражает японскую ситуацию с ТНК. [14]

С. Урата в своей работе «Влияние японских ПЗИ на регион Юго-Восточной Азии» заключил, что есть 5 причин почему японские ТНК решили заниматься развитием данного региона. [15]

  • Первая причина – это размер рынка.

  • Далее идет то, что в данном регионе была дешевая рабочая сила и необходимость в создании новых рабочих мест.

  • Третий фактор – открытая экономическая система.

  • Помимо этого, немаловажными факторами является стабильность региона и открытая экономическая система.

  • И последним пятым фактором является развитая инфраструктура Юго-Восточной Азии.


И благодаря этому исследованию, а еще благодаря совместной работе с М. Каваи, с которым они делали эмпирические исследования, он пришел к выводу, что японские корпорации оказали положительное влияние на регион ЮВА.

Исходя из всей той информации, которую мы получили ранее, мы можем сделать вывод, что японские теории ПИИ:

  • Исследования делятся на две группы. Исследования на основе внутренних процессов в компании – микроэкономические и исследования на основе глобальных процессов – микроэкономические.

  • Принципиальным отличием в транснационализации компаний между западными предприятиями и японскими – является мотив. Исходя из слов К. Кодзимы, западные компании идут на такой шаг при условии, что они достаточно конкурентоспособные и транснационализация необходима им для дальнейшего развития компании, а японские же компании расширяются уже только тогда, когда начинают терять свою конкурентоспособность, и в их случае транснационализация – не дальнейшее развитие, а своего рода, сдерживатель упадка компании.

  • Источником западных компаний во время процесса транснационализации являются личные средства и только лишь сама компания заинтересована в становлении ТНК для максимизации своей прибыли. В Японии же правительство и государственный сектор играл огромную роль в расширении компаний. То есть заинтересованной стороной является не только лишь сама компания. И еще одной особенностью является то, что конечной целью транснационализации не всегда является ее максимальная прибыльность.

  • Если становление американских и европейских корпораций можно объяснить на основе ранее предложенных теорий, то в случае с японскими корпорациями есть очень много частных случаев, но все они так или иначе базируются на исследованиях К. Кодзимы.

По причине того, что государственное влияние на процессы транснационализации японского бизнеса было высокое, в них важны макроэкономические процессы. То есть это было транснационализация не столько компаний, а сколько отраслей промышленности. А во время становления западных международных корпораций, микроэкономические процессы отдельных компаний имели большее значение. То есть в Японии 60-70-х годов госсектор обеспечивал техноструктуру не обходимую компаниям для выхода на международные рынки. А сам процесс транснационализации был выгоден для принимающих стран, которые получали не только лишь капитал и новые рабочие места, но и технологии, которые впоследствии были необходимы для развития собственных компаний



2.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЯПОНИИ



2.1. Транснационализация бизнеса.


История транснациональных корпораций началась с истории колониализма. Первые транснациональные корпорации были созданы для строительства колониальных "фабрик" или портовых городов. Кроме того, данные компании занимались торговлей между материнской страной и странами-колониями. [16]

До 1930-х годов около 80% международных инвестиций транснациональных корпораций было сосредоточено в первичном секторе, особенно в горнодобывающей промышленности, особенно нефтяной и сельском хозяйстве (каучук, табак, сахар, пальмовое масло, кофе, какао, тропические фрукты). Большая часть инвестиций шла в колонии, страны третьего мира. Ситуация резко изменилась после 1945 года, когда инвесторы обратились к промышленно развитым странам и вкладывали средства в промышленный сектор (особенно в сферы высокотехнологичной электроники, химическую промышленность, производство лекарств или же автопромышленность), а также в торговлю.

Транснациональные корпорации, являясь крупными экономическими структурами, имеющими производственные и финансовые интересы в большинстве стран мира, располагающие гигантскими капиталами и имеющими оборот, сравнимый с общемировым валовым продуктом, представляют собой не только значительную экономическую, но и политическую силу.

В современном мире именно ТНК контролируют практически всю международную торговлю, разработку крупнейших месторождений полезных ископаемых в странах «третьего мира», основные трудоемкие и наукоемкие производства в развитых странах. На предприятиях, входящих в состав ТНК формируется значительное число от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч. Располагая такими ресурсами, ТНК, даже не оказывая теневого влияния на политику представляют собой для любого современного государства мощную экономическую структуру, политические интересы которой необходимо учитывать, поскольку сворачивание деятельности ТНК во многих государствах способно резко негативным образом отразиться на всей экономике. В целом, политические интересы большинства ТНК в любой стране мира могут быть сведены к следующим моментам: