Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 502

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мы говорим о методе проектов как о педагогической технологии, эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Умение применять проектную технологию— показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к
стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества, а также:


    • необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых практических задач;




  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т. д.);




    • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;




  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.


По доминирующему в проекте виду деятельности можно выделить пять типов проектов:
1) исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, профессиональной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
2) творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается,
49

подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и т. д.);


  1. игровые. В данных проектах структура также тольконамечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;





  1. информационные проекты. Этот тип проектов изначальнонаправлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и


исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность – методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговых штурмов» и т. д.) и обработки информации (их
анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, лад, видео и т. д.), презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, и т. д.);


  1. практико-ориентированные. Эти проекты отличаются четкообозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Этот результат обязательно ориентирован на профессиональные интересы самих участников.


Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций
50

каждого из них, четких выводов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
По предметно-содержательной области можно выделить монопроекты и межпредметные проекты. Монопроекты проводятся в рамках одной дисциплины, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе изучения дисциплины. Работа над монопректами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы, но сама проблема лежит в русле одного конкретного предмета. Подобный проект требует тщательной структуризации по темам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые студенты предположительно должны приобрести в результате работы. Заранее планируется логика работы на каждом занятии по группам (роли в группах распределяются самими обучающимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.


Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные
исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По характеру контактов выделяются два типа проектов: внутренние (региональные) и международные. Внутренние проекты действуют в пределах одной страны, международные предполагают, что участники проекта являются представителями разных стран. Для реализации данных проектов требуются средства информационных технологий.
51

По количеству участников можно выделить проекты: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников); групповые (между группами участников). В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран и т. д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.
По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными (для решения небольшой проблемы или отдельной части крупной проблемы), средней продолжительности; долгосрочными.
Как правило, краткосрочные проекты проводятся на занятиях по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой программу проектов. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживать их можно и на уроках.


  • работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Исследовательский метод, или метод исследовательских проектов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский



проект структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом:
 определение целей исследовательской деятельности (этот этап разработки проекта определяется педагогом);
 выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала (предпочтительно, чтобы этот этап предусматривал самостоятельную деятельность обучающихся, например, в форме «мозгового штурма»);
52

  • формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;




  • уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.



Выявление проблемы




Выдвижение




Продумывание




Определение хода




и вытекающих из нее




гипотезы, их




методов




деятельностей и




задач исследования




решение




исследования




распределение






















обязанностей




































































Выводы, выдвижение










Сбор систематизация и




Подведение итогов,







новых проблем







анализ полученных







оформление результатов







исследования, анализ







данных
















успехов и ошибок

































Рисунок 4. Последовательность этапов выполнения проекта

Применение проектных технологий ведет к изменению позиции педагога (рис. 5).
Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как приходится переориентироваться на разнообразные виды самостоятельной
деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения.