Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 511

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  • каждой группе студенты выбирают ответственного – эксперта, с которым общается преподаватель. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками. Эксперт (по согласованию) выбирает студентов из своей группы, ответственных за конкретный вопрос, помогает наладить контакты по сети со своими


43

"коллегами" из других групп. Их совместная задача - обсудить друг с другом стратегию поиска и представления материала, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.
Преподаватель выдает задание (предпочтительно по электронной почте или вывешивая информацию на сайте и т.п.). В этом задании задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос темы и пр.). Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными. Используя синхронную или асинхронную коммуникацию, эксперт и студенты должны проанализировать (структурировать) полученное задание, разбить на несколько подзаданий. Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит). Дальнейшая работа строится по следующему плану:
Поиск и анализ информации. На этом этапе студенты работают индивидуально, собирая и анализируя информацию. Их задача на этом этапе - как можно детальнее познакомиться с вопросом, изучить материал


  • тем, чтобы это позволило им достичь "экспертного" уровня в этой области.


Тренировка экспертов. После сбора и первоначального анализа информации эксперты работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу (либо советуются с преподавателем, по его желанию), подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят на занятии.
Анализ работы. После презентаций и обсуждения всех вопросов, которые были недостаточно ясно отображены в презентациях, учащиеся переходят к обсуждению и оценке работы в целом. Отмечается вклад каждого в общее дело, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько удобно было общаться друг с другом, все ли было понятно и т.п.). Затем преподаватель оценивает их работу. Как оценивается работа группы? Во-первых, во время работы групп преподаватель отслеживает групповую динамику и индивидуальную активность студентов, поэтому в конце работы он уже может сделать определенный вывод об учебном процессе.
Во-вторых, обычным

44

способом проверки знаний учащихся по технологии является выборочный опрос одного из студентов подгруппы.
Успех работы групп кооперации напрямую зависит от умения преподавателя спланировать работу групп и от умения самих обучающихся построить свою учебную деятельность, сочетая индивидуальную работу с работой в парах и группой в целом. Цели такой работы должны быть понятны и доступны студентам. При этом, студенты должны понимать, что это совместная деятельность, но каждый из них имеет в этой деятельности "свое лицо", сохраняет свою индивидуальность.


Функции преподавателя:


  • Объяснение цели предстоящей работы;




  • Организовать самостоятельную поисковую, познавательную, творческую деятельность студентов;




  • Разбивка студентов на группы;




  • Раздача заданий для групп;




  • Контроль за ходом групповой работы;




  • Попеременное участие в работе групп, при этом педагог не навязывания своей точки зрения как единственно возможную, а побуждает к активному поиску;




  • После отчета групп о выполненном задании преподаватель делает выводы и оценивает деятельность студентов.


Группа - это микромодель общественных реакций на поведение индивидуума. Каждый участник создает свое привычное жизненное пространство отношений с другими людьми. Увидев и осознав их ограниченность и неэффективность, можно попытаться изменить свой способ взаимоотношений.
2.3.3.Технология проектного обучения
Данная теория обучения привлекла внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно
45

использовать проектные методы в практике образования. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма активно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Джона Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности. В основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проект – это самостоятельная, оригинальная работа, выполняемая студентами в соответствии с избранной ими темой-проблемой и включающая в себя отбор, распределение и информатизацию материала. Результатом этой деятельности всегда должен быть какой-то продукт, т.е.

проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.
Продукты проекта: конференция, сборник статей (тезисов), сайт, программа конференции, электронная модель процесса, тренажер, бизнес-план, заключение о состоянии дел (результат аудита) и т.д.
Технология проектного обучения ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению, он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных отраслей науки, техники, технологии, творческих областей.

46

  • литературе часто можно встретить тождество понятий «технология проектного обучения» и «метод проектов», и действительно: проектный метод обучения – это совокупность таких приёмов и способов обучения, при которых студенты с помощью коллективной или индивидуальной деятельности по отбору, распределению и систематизации материала по определенной теме, составляют проект, а


технология проектного обучения являет собой процесс, насыщенный самыми современными подходами к обучению. Задача преподавателя – с учетом возрастных и индивидуальных особенностей студентов, их интересов, потребностей, планов на будущее – создать такую рабочую
атмосферу, которая бы стимулировала их мыслительную, коммуникативную и творческую деятельность.
Основные требования к применению проектной технологии:
 наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
 практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; план мероприятий и т.п.);
 самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся;
 структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).


    • основу проектной технологии положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов



самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
47

Создание проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения,


  • с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из раз-личных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.


Для студентов, обучающихся в области техники и технологий важным является использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов и т. д.). Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ.






Способы достижения

целей, через Технология

детальную разработку проектного
проблемы, обучения направленную на
достижение

практического
результата

Совокупность творческих исследовательских, поисковых, проблемных методов



Совокупность приемов для решения проблемы при помощи самостоятельной работы студентов, обязательной презентацией продукта проекта


Рисунок 3. Схема технологии проектного обучения


  • других – выдвигаться преподавателем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов,


48

интересов и способностей обучающихся. Наконец, тематика проектов может предлагаться и самими обучающимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.