Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 499

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уровне окажутся вопросы, требующие узнать или извлечь из памяти факты и понять концепции или идеи. По мере продвижения к верхнему уровню появляются вопросы, требующие применения идей, анализа доказательств, синтеза нескольких идей для получения новых решений и оценки всего хода рассуждений. Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем, и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них. Примеры типов вопросов по уровням развития мышления и их сущность представлены в табл. 3. Это умение извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов называется метод Сократа.

Метод Сократа – метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, называется еще как метод
39

«сократовской иронии». Это умение извлекать скрытое в человеке знание


  • помощью искусных наводящих вопросов, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. Метод признан диалектическим, т.к. он приводит мысль в движение (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине). В основе диалектического метода и сегодня остался диалог как столкновение противоположностей, противоположных точек зрения.


Преимущества у этого метода такие:


    • держит внимание собеседника, не дает отвлечься;




    • если что-то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите;




    • собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью).


Таблица 3. Типы вопросов по уровням развития мышления и их сущность


Тип вопроса

Сущность

Пример










Простые

Ответы на вопросы требуют

Кто...? Что…? Сколько…?

вопросы

знания фактического материала,

Когда…?




ориентированы на работу памяти













Уточняющие

Вопросы помогают развивать

Насколько я понял…

вопросы

способность оформлять и выражать

Правильно ли я Вас




свои мысли, обобщать услышанное,

поняла, что…То есть, Вы




уточнять сказанное, совершенствовать

говорите, что…




речемыслительные способности

Я поняла, что Вы сказали







о…










Вопросы-

Вопросы, которые помогают

Зачем Вы читаете эту

интерпретации

развивать вариативность мышления,

книгу?




способность к осознанию причин

Зачем лично мне нужно




собственных поступков или мнений

знать закон всемирного







тяготения?







Почему этому герою все







помогают?










Оценочные

Вопросы, которые вовлекают

Как ты относишься к этому

вопросы

в работу эмоциональную сторону

явлению?




мышления, помогают извлекать

Что ты чувствуешь, решив




на поверхность образы, которые ранее

эту задачу?




существовали неосознанно, но

Какие концепции




оказывали значительное влияние на

маркетинга работают сейчас?




мышление
















40











Окончание табл. 3










Творческие

Вопросы, которые направлены

Что было бы, если бы не

вопросы

на видоизменение действительности,

было силы трения?




помогают развивать гибкость

Что бы Вы чувствовали на




мышления, способность находить

месте руководителя?




множество решений одной проблемы,

Как вы думаете,




умение почувствовать себя на месте

что произойдет дальше?




другого человека













Практические

Вопросы, ответы на которые

Как мы можем изменить

вопросы

требуют от человека каких-либо

ситуацию?




действий, изменений, побуждают брать

Как мы можем рассчитать




на себя некоторую ответственность за

подъемную силу газа?




поступки















Изменения в обучении (с позиции студента) «Критическое мышление позволяет увидеть проблему совершенно в новом ракурсе. Это возможность по-своему увидеть, понять и принять решение по той или иной проблеме». «Я научилась выражать свои мысли, доверять себе». «Теперь у меня появился стимул учиться».
Изменения в обучении (с позиции преподавателя)

«Я обнаруживаю скрытые таланты в своих студентах, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии».
«Преподаватель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет.., поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них."
«…преподаватель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять».


2.3.2. Технология обучения в малых группах
Обучение в сотрудничестве (collaborative learning), технология кооперативного обучения (сooperative learning) - обучение в малых группах, использовались в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м гг. XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е гг. В
41
Америке обучение в сотрудничестве в большей мере нацелено на формирование определенных навыков, умений, усвоение понятий, академических знаний, предусмотренных программой. В Израиле и в Европе такое обучение в большей мере ассоциируется с проектной деятельностью на уроках, с организацией дискуссий. Этот подход в большей мере, чем американский, базируется на методе проектов, предложенном Джоном Дьюи.
Справедливости ради следует сказать, что оба варианта этого метода, как бы их авторы ни старались найти существенные отличия друг от друга, весьма успешно дополняют друг друга и на самом деле служат прекрасной подготовкой к собственно проектной деятельности обучающихся. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, ее авторы объединили в едином процессе три идеи:


  • обучение в коллективе,




  • взаимооценку,




  • обучение в малых группах.


Это было названо одним термином - обучение в сотрудничестве. При обучении в сотрудничестве главной силой, влияющей на учебный процесс, стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении. Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких.
Обучение в сотрудничестве - это совместная деятельность, в результате которой обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя знания в уже готовом виде.

При этом четко видно две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве:


  • общение обучающихся друг с другом в составе коллектива;




  • собственно процесс обучения.


Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему (ставит учебную задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых студенты могли бы

42

работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения, наставником (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).
Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп обучающихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. На начальных этапах работы по технологии обучения в сотрудничестве преподавателю придется потратить немало времени на следующее:


    • сплочение отдельных групп учащихся;




    • освоение основ групповой коммуникации;




    • развитие умений участвовать в диалоге, вести дискуссию;




    • изучение индивидуальных стилей обучения, работающих в одной группе.


Технологии кооперативного обучения - это технология обучения


  • малых группах. Студенты академической группы разделяются на несколько малых групп и действуют по методике преподавателя. Каждый из обучающихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершения работы над ним. Затем студенты обмениваются информацией таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без нее задание не будет считаться выполненным.


Академическая группа студентов разбивается на несколько небольших групп — от 3 до 5 человек. В группу должны подбираться студенты, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов студентов; характер межличностных отношений.