Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 495

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Есть две причины, по которым, мы выбрали указанные ранее технологии:


  1. в условиях еще существующей у нас традиционной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Вместе с тем, если речь идет о профильно-ориентированной системе обучения, то данные технологии хорошо сочетаются и с этими образовательными системами. Это – технологии, которые позволяют при интеграции в реальный учебно-


34

воспитательный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным, методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;


  1. указанные истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению




  • педагогу и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этими технологиями.


Эффективное развитие профессиональной компетентности преподавателя зависит от осмысления актуальности использования технологий личностно-ориентированного обучения и содействия формированию готовности к переносу и творческому использованию технологий личностно-ориентированного обучения в собственной профессиональной деятельности.
Эти новые педагогические технологии и любые другие, используемые в настоящее время или только зарождающиеся в умах ученых и педагогов, в недрах педагогической практики, немыслимы без
широкого применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяю в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
2.3.1. Технология развития критического мышления

Критическое мышление – творческое, аналитическое, конструктивное. Критическое мышление решает в обучении следующие задачи:


  • помогает обучающемуся определить приоритеты;




  • предполагает принятие индивидуальной ответственности;


35

    • повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.


Главное стратегическое направление развития систем образования


  • мировой педагогике — развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственное развитие. «Развивающее обучение — тип обучениям котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения — учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий» [2]. Развивающее обучение предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. Эти два вида или типа мышления вбирают в себя либо предполагают необходимость развития и других видов мышления, о которых речь пойдет далее. Самые важные аспекты критического и творческого мышления представлены в таблице 2.


Таблица 2. Типы мышления, предполагающие развитие соответствующих умений





Критическое мышление:

Творческое мышление:










1)

аналитическое мышление

1)мысленного

(анализ информации, отбор необходимых

экспериментирования,

фактов, сравнение, сопоставление фактов,

пространственного воображения;

явлений);













2)

ассоциативное мышление

2)прогностические (способность

(установление ассоциаций с ранее

предвидеть возможные последствия

изученными, знакомыми фактами,

принимаемых решений, а также

явлениями, установление ассоциаций с

устанавливать причинно- следственные

новыми качествами предмета, явления и пр.);

связи);










3)

самостоятельное мышление;

3) самостоятельного переноса знаний







для решения новой задачи, проблемы,







поиска новых решений;




36














Окончание табл. 2

4)

логическое мышление

4) комбинаторные (способность

(умение выстраивать логику доказатель-

комбинировать ранее известные методы,

ности принимаемого решения, внутреннюю

способы решения задачи, проблемы в

логику решаемой проблемы, логику

новый комбинированный, комплексный

последовательности действий,

способ);

предпринимаемых для решения проблемы и




пр.);
















5)

системное мышление




(умение рассматривать изучаемый объект,




проблему в целостности их связей и




характеристик).















  • указанным умениям следует, на наш взгляд, добавить специфические навыки работы с информацией, для чего важно уметь:


 отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников;

 анализировать полученную информацию;
 систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей;
 выявлять проблемы в различных областях знания, в окружающей действительности;

 выдвигать обоснованные гипотезы их решения; ставить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные);
 делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;
 статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок;


 генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;
 работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли;

 владеть искусством и культурой коммуникации.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Базовая модель (вызов-
реализация-рефлексия) задает логику построения занятия,
37
последовательность и способы сочетания конкретных технологических средств и приемов (рис. 2).



Технологические этапы









































1 фаза










2 фаза







3 фаза














































ВЫЗОВ










РЕАЛИЗАЦИЯ




РЕФЛЕКСИЯ







(пробуждение










СМЫСЛА




(осмысление,

























имеющих-ся знаний










(получение новой




рождение нового







и интереса к










информации)







знания)

























получению новой





































































Рисунок 2. Ключевые фазы ТКРМ
Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации. Учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для последующей работы. Происходит систематизация накопленной информации. Она оформляется с использованием графических схем.
Вторая фаза направлена на активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания, на этой стадии:


  • осуществляется контакт с новой информацией;




  • обучающиеся сопоставляют эту информацию с имеющимся опытом и знаниями;




  • акцентируется внимание на поиске ответов на поставленные


вопросы;


  • обращается внимание на сложные аспекты проблемы, ставятся новые вопросы;



38

 происходит анализ и обсуждение услышанного или прочитанного.
Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле. «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается


  • собственное знание. Один из способов развития мышления в учебном процессе состоит в использовании вопросов разных типов


Существуют вопросы разных типов. Каждый тип предполагает разный тип ответа, потому что актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Для практических целей педагоги и психологи стремились создать классификацию типов вопросов. Зная, что каждый тип вопроса задействует определенную сторону мышления, мы можем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением своих учеников, для того, чтобы в полной мере развить и реализовать интеллектуальный потенциал.
Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач» явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления. Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего» и «высшего» порядка. Так, на «нижнем»