Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 495
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Есть две причины, по которым, мы выбрали указанные ранее технологии:
-
в условиях еще существующей у нас традиционной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Вместе с тем, если речь идет о профильно-ориентированной системе обучения, то данные технологии хорошо сочетаются и с этими образовательными системами. Это – технологии, которые позволяют при интеграции в реальный учебно-
34
воспитательный процесс достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным, методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
-
указанные истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сути, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению
-
педагогу и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этими технологиями.
Эффективное развитие профессиональной компетентности преподавателя зависит от осмысления актуальности использования технологий личностно-ориентированного обучения и содействия формированию готовности к переносу и творческому использованию технологий личностно-ориентированного обучения в собственной профессиональной деятельности.
Эти новые педагогические технологии и любые другие, используемые в настоящее время или только зарождающиеся в умах ученых и педагогов, в недрах педагогической практики, немыслимы без
широкого применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяю в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
2.3.1. Технология развития критического мышления
Критическое мышление – творческое, аналитическое, конструктивное. Критическое мышление решает в обучении следующие задачи:
-
помогает обучающемуся определить приоритеты;
-
предполагает принятие индивидуальной ответственности;
35
-
повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.
Главное стратегическое направление развития систем образования
-
мировой педагогике — развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственное развитие. «Развивающее обучение — тип обучениям котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения — учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий» [2]. Развивающее обучение предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. Эти два вида или типа мышления вбирают в себя либо предполагают необходимость развития и других видов мышления, о которых речь пойдет далее. Самые важные аспекты критического и творческого мышления представлены в таблице 2.
Таблица 2. Типы мышления, предполагающие развитие соответствующих умений
| Критическое мышление: | Творческое мышление: | |
| | | |
1) | аналитическое мышление | 1)мысленного | |
(анализ информации, отбор необходимых | экспериментирования, | ||
фактов, сравнение, сопоставление фактов, | пространственного воображения; | ||
явлений); | | ||
| | | |
2) | ассоциативное мышление | 2)прогностические (способность | |
(установление ассоциаций с ранее | предвидеть возможные последствия | ||
изученными, знакомыми фактами, | принимаемых решений, а также | ||
явлениями, установление ассоциаций с | устанавливать причинно- следственные | ||
новыми качествами предмета, явления и пр.); | связи); | ||
| | | |
3) | самостоятельное мышление; | 3) самостоятельного переноса знаний | |
| | для решения новой задачи, проблемы, | |
| | поиска новых решений; | |
| 36 | |
| | Окончание табл. 2 | |
4) | логическое мышление | 4) комбинаторные (способность | |
(умение выстраивать логику доказатель- | комбинировать ранее известные методы, | ||
ности принимаемого решения, внутреннюю | способы решения задачи, проблемы в | ||
логику решаемой проблемы, логику | новый комбинированный, комплексный | ||
последовательности действий, | способ); | ||
предпринимаемых для решения проблемы и | | ||
пр.); | | | |
| | | |
5) | системное мышление | | |
(умение рассматривать изучаемый объект, | | ||
проблему в целостности их связей и | | ||
характеристик). | | ||
| | |
-
указанным умениям следует, на наш взгляд, добавить специфические навыки работы с информацией, для чего важно уметь:
отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников;
анализировать полученную информацию;
систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей;
выявлять проблемы в различных областях знания, в окружающей действительности;
выдвигать обоснованные гипотезы их решения; ставить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные);
делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;
статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок;
генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;
работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли;
владеть искусством и культурой коммуникации.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Базовая модель (вызов-
реализация-рефлексия) задает логику построения занятия,
37
последовательность и способы сочетания конкретных технологических средств и приемов (рис. 2).
Технологические этапы
| | | | | | | | | | | |
| 1 фаза | | | | 2 фаза | | | 3 фаза | | | |
| | | | | | | | | | | |
| ВЫЗОВ | | | | РЕАЛИЗАЦИЯ | | РЕФЛЕКСИЯ | | | ||
(пробуждение | | | | СМЫСЛА | | (осмысление, | | | |||
| | | | | | ||||||
имеющих-ся знаний | | | | (получение новой | | рождение нового | | | |||
и интереса к | | | | информации) | | | знания) | | | ||
| | | | | | ||||||
получению новой | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Рисунок 2. Ключевые фазы ТКРМ
Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации. Учащиеся высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для последующей работы. Происходит систематизация накопленной информации. Она оформляется с использованием графических схем.
Вторая фаза направлена на активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания, на этой стадии:
-
осуществляется контакт с новой информацией;
-
обучающиеся сопоставляют эту информацию с имеющимся опытом и знаниями;
-
акцентируется внимание на поиске ответов на поставленные
вопросы;
-
обращается внимание на сложные аспекты проблемы, ставятся новые вопросы;
38
происходит анализ и обсуждение услышанного или прочитанного.
Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле. «Рефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается
-
собственное знание. Один из способов развития мышления в учебном процессе состоит в использовании вопросов разных типов
Существуют вопросы разных типов. Каждый тип предполагает разный тип ответа, потому что актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Для практических целей педагоги и психологи стремились создать классификацию типов вопросов. Зная, что каждый тип вопроса задействует определенную сторону мышления, мы можем сознательно управлять как своим мышлением, так и мышлением своих учеников, для того, чтобы в полной мере развить и реализовать интеллектуальный потенциал.
Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач» явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления. Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего» и «высшего» порядка. Так, на «нижнем»