Файл: Т. И. Ермакова, Е. Г. Ивашкин проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 496
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
–предполагает использованиевозможностей интерактивных технологий для непосредственного включения в образовательный процесс обучаемых, для которых в силу определенных причин возможна и доступна только дистанционная форма обучения;
третье направление –связано с использованиеминтерактивных технологий в образовательном процессе для оптимизации
Синтезом последних двух направлений является создание электронных учебно-методических комплексов дисциплин, которые могут быть использованы как при дистанционной, так и очной форме обучения.
Проектирование новых технологий – сложный процесс, включающий несколько уровней, таких как концептуальный, методический, операционный, аналитический, контрольно-оценочный, результативный. В связи с этим возникает проблема полной системы средств описания педагогических технологий. Соответственно идеям той или иной психолого-педагогической теории можно определить, например, технологию современного занятия, технологию обучения по направ-ленности (проблемное обучение, программированное обучение, компью-терное), технологию коллективной познавательной деятельности, техно-логию игровой деятельности, технологию изучения и описания передо-вого педагогического опыта и др.
29
2.2. Информационные технологии
Содержание понятия «педагогическая технология» и отражение его существенных принципов позволяет сделать вывод, что современные образовательные технологии можно рассматривать в двух направлениях:
педагогические технологии, к которым относятся все технологии, используемые в докомпьютерной эре;
информационные технологии, к которым относятся компьютерно-ориентированные технологии и интернет – технологии.
Информационные технологии – совокупность принципиально новых методов работы с данными, обеспечивающих целенаправленное создание и передачу, сбор и хранение, распространение и отображение информации с целью повышения скорости и эффективности учебного процесса, снижения трудоемкости, обеспечения надежности и оперативности получения и использования информации, подчиненных целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая (дидактическая) технология рассматривается сегодня как новое направление в развитии педагогической науки, как новая отрасль педагогического знания. Поэтому для описания сущности и исследования технологических аспектов дидактических явлений
используется свой понятийный аппарат. Такими ведущими
категориальными понятиями являются: «педагогическое проектирование», «педагогическое моделирование», «модель обучения», «педагогическая система», «технологическая схема», «технологическая карта».
Процесс обучения современного человека не заканчивается в колледже или вузе. Он становится непрерывным. Система непрерывного образования — не декларация, а насущная потребность каждого человека. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информа-ционных технологий.
30
телекоммуникационные сети Интернет. Естественно, это требует значительных материальных затрат. Но здесь, как в народной мудрости: кто не успел, тот опоздал, и скупой платит дважды.
Применение современных информационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития
мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.
Уровень развития информационных технологий, современные концепции образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного самообразования на всем протяжении жизни для адекватности современным условиям заставляет пересмотреть и сами технологии, применяемые в образовательном процессе. Необходимо выбирать из них, в первую очередь те, которые повышают эффективность и качество обучения, обеспечивают мотивы самостоятельной познавательной деятельности, способствуют углублению меж предметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Идет внедрение новой концепции обучения, помещающей студента
Каждый из студентов имеет свой личный индивидуальный подход к целям обучения по каждому из изучаемых предметов (предыдущие знания, предыдущий опыт, предпочтения, хобби, интересы,
мотивация). Интерактивные способы обучения дают возможность преподавателю визуализировать процесс усвоения учебного материала студентами. Важным отличием мультимедиа технологии от любой другой технологии является интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации, как традиционных – текст, таблицы, иллюстрации, так и активно развивающихся: речь, музыка, анимация. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача аудио и визуальной информации. Эта технология реализует новый уровень интерактивного общения человека и компьютера, где
31
пользователь может переходить от одного объекта к другому, организовывать режим вопросов и ответов.
Также огромную популярность приобрели гипермедиатехнологии. Они имеют много общего с мультимедиа, но отличаются нелинейной организацией содержащейся информации; предоставляют удобные возможности работы с текстом за счет выделения в них ключевых объектов; таких как слова, фразы, изображения, и организации перекрестных ссылок между ними; пользователь с помощью щелчка мыши может запросить уточнения терминов и определений. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия позволяют достичь гораздо большего эффекта: по данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Совершенно очевидно, что степень усвояемости материала можно значительно увеличить, если внимание учащихся будет сосредоточено на том, что объясняет преподаватель, а не на том, как скорее и точнее отобразить его слова в своих записях. Во многих странах преподаватели снабжают студентов распечатками слайдов своих лекций.
Лекции, демонстрируемые с помощью проектора в режиме слайд-шоу, пока еще не стали наиболее распространенным способом обучения. Тем не менее, задача освобождения студентов от записей может быть решена с помощью копирующих или электронных досок. У копирующих досок достаточно нажать одну кнопку на устройстве, встроенном в доску, и информация, только что написанная на доске, будет распечатана и бумажные копии розданы аудитории, которой они помогают увеличить степень запоминания прочитанного материала и повысить продуктивность лекции, освободив время для свободного контакта с аудиторией.
Написанная на электронной доске информация мгновенно появляется на экране компьютера, хранится в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере. Надписи на доске делаются цветными маркерами, а при наличии цветного принтера, подсоединенного
32
сохранения написанного на доске в компьютерных файлах, электронные доски позволяют создать базу знаний по различным предметам. Если студент пропустил лекцию, он может легко восстановить пропущенный материал.
Если к компьютеру подключить мультимедиа-проектор, то записанную лекцию можно проецировать на доску, используя ее в качестве большого интерактивного экрана. В этом случае доска превращается в интерактивную доску, на которой с помощью маркера, поставляемого вместе с доской, можно вносить комментарии и вызывать различные функции пользовательского интерфейса.
Пульт дистанционного управления, поставляемый к такой доске, обеспечивает широкий спектр визуальных эффектов: имитацию подсветки части изображения фонариком, рисование цветными карандашами, выделение текста маркером, эффект увеличительного стекла и т.д.
Наличие обратной связи, обусловленной использованием интерактивных технологий в процессе обучения, позволяет преподавателю для каждого из студентов выстраивать индивидуальные, уникальные траектории обучения. Причем развитие и движение студентов по этим траекториям сугубо индивидуальны и несинхронны.
2.3. Технологии личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. Отличие этих двух феноменов заключается в следующем:
монолог;
33
Объяснение – всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание со студентами, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности недостаточно развиты, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами, нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности человека. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, мы рассмотрим следующие:
третье направление –связано с использованиеминтерактивных технологий в образовательном процессе для оптимизации
-
изменения содержательной составляющей процесса обучения путем обновления и совершенствования его методической базы, создания и внедрения на этой основе новых прогрессивных методик.
Синтезом последних двух направлений является создание электронных учебно-методических комплексов дисциплин, которые могут быть использованы как при дистанционной, так и очной форме обучения.
-
настоящее время существует множество различных педагогиче-ских технологий. Разработка их, как правило, соответствует той или иной теоретической концепции.
Проектирование новых технологий – сложный процесс, включающий несколько уровней, таких как концептуальный, методический, операционный, аналитический, контрольно-оценочный, результативный. В связи с этим возникает проблема полной системы средств описания педагогических технологий. Соответственно идеям той или иной психолого-педагогической теории можно определить, например, технологию современного занятия, технологию обучения по направ-ленности (проблемное обучение, программированное обучение, компью-терное), технологию коллективной познавательной деятельности, техно-логию игровой деятельности, технологию изучения и описания передо-вого педагогического опыта и др.
29
2.2. Информационные технологии
Содержание понятия «педагогическая технология» и отражение его существенных принципов позволяет сделать вывод, что современные образовательные технологии можно рассматривать в двух направлениях:
педагогические технологии, к которым относятся все технологии, используемые в докомпьютерной эре;
информационные технологии, к которым относятся компьютерно-ориентированные технологии и интернет – технологии.
Информационные технологии – совокупность принципиально новых методов работы с данными, обеспечивающих целенаправленное создание и передачу, сбор и хранение, распространение и отображение информации с целью повышения скорости и эффективности учебного процесса, снижения трудоемкости, обеспечения надежности и оперативности получения и использования информации, подчиненных целям и задачам учебно-воспитательного процесса.
Педагогическая (дидактическая) технология рассматривается сегодня как новое направление в развитии педагогической науки, как новая отрасль педагогического знания. Поэтому для описания сущности и исследования технологических аспектов дидактических явлений
используется свой понятийный аппарат. Такими ведущими
категориальными понятиями являются: «педагогическое проектирование», «педагогическое моделирование», «модель обучения», «педагогическая система», «технологическая схема», «технологическая карта».
Процесс обучения современного человека не заканчивается в колледже или вузе. Он становится непрерывным. Система непрерывного образования — не декларация, а насущная потребность каждого человека. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информа-ционных технологий.
-
качестве источников информации все шире используются электронные средства (радио, телевидение, компьютеры), в последнее время все большее место в информационном обеспечении человека начинают играть средства телематики, в первую очередь, глобальные
30
телекоммуникационные сети Интернет. Естественно, это требует значительных материальных затрат. Но здесь, как в народной мудрости: кто не успел, тот опоздал, и скупой платит дважды.
Применение современных информационных технологий в обучении – одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития
мирового образовательного процесса. В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов.
Уровень развития информационных технологий, современные концепции образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного самообразования на всем протяжении жизни для адекватности современным условиям заставляет пересмотреть и сами технологии, применяемые в образовательном процессе. Необходимо выбирать из них, в первую очередь те, которые повышают эффективность и качество обучения, обеспечивают мотивы самостоятельной познавательной деятельности, способствуют углублению меж предметных связей за счет интеграции информационной и предметной подготовки.
Идет внедрение новой концепции обучения, помещающей студента
-
центр образовательного процесса, превращающего его из пассивного слушателя в самого активного в этом процессе. Этому способствует и уровень современной компьютерной техники и программного обеспечения.
Каждый из студентов имеет свой личный индивидуальный подход к целям обучения по каждому из изучаемых предметов (предыдущие знания, предыдущий опыт, предпочтения, хобби, интересы,
мотивация). Интерактивные способы обучения дают возможность преподавателю визуализировать процесс усвоения учебного материала студентами. Важным отличием мультимедиа технологии от любой другой технологии является интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации, как традиционных – текст, таблицы, иллюстрации, так и активно развивающихся: речь, музыка, анимация. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача аудио и визуальной информации. Эта технология реализует новый уровень интерактивного общения человека и компьютера, где
31
пользователь может переходить от одного объекта к другому, организовывать режим вопросов и ответов.
Также огромную популярность приобрели гипермедиатехнологии. Они имеют много общего с мультимедиа, но отличаются нелинейной организацией содержащейся информации; предоставляют удобные возможности работы с текстом за счет выделения в них ключевых объектов; таких как слова, фразы, изображения, и организации перекрестных ссылок между ними; пользователь с помощью щелчка мыши может запросить уточнения терминов и определений. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия позволяют достичь гораздо большего эффекта: по данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Совершенно очевидно, что степень усвояемости материала можно значительно увеличить, если внимание учащихся будет сосредоточено на том, что объясняет преподаватель, а не на том, как скорее и точнее отобразить его слова в своих записях. Во многих странах преподаватели снабжают студентов распечатками слайдов своих лекций.
Лекции, демонстрируемые с помощью проектора в режиме слайд-шоу, пока еще не стали наиболее распространенным способом обучения. Тем не менее, задача освобождения студентов от записей может быть решена с помощью копирующих или электронных досок. У копирующих досок достаточно нажать одну кнопку на устройстве, встроенном в доску, и информация, только что написанная на доске, будет распечатана и бумажные копии розданы аудитории, которой они помогают увеличить степень запоминания прочитанного материала и повысить продуктивность лекции, освободив время для свободного контакта с аудиторией.
Написанная на электронной доске информация мгновенно появляется на экране компьютера, хранится в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере. Надписи на доске делаются цветными маркерами, а при наличии цветного принтера, подсоединенного
-
компьютеру, копии тоже будут цветными. Использование цвета позволяет выделить наиболее важную информацию и значительно увеличить эффективность ее восприятия. Благодаря возможности
32
сохранения написанного на доске в компьютерных файлах, электронные доски позволяют создать базу знаний по различным предметам. Если студент пропустил лекцию, он может легко восстановить пропущенный материал.
Если к компьютеру подключить мультимедиа-проектор, то записанную лекцию можно проецировать на доску, используя ее в качестве большого интерактивного экрана. В этом случае доска превращается в интерактивную доску, на которой с помощью маркера, поставляемого вместе с доской, можно вносить комментарии и вызывать различные функции пользовательского интерфейса.
Пульт дистанционного управления, поставляемый к такой доске, обеспечивает широкий спектр визуальных эффектов: имитацию подсветки части изображения фонариком, рисование цветными карандашами, выделение текста маркером, эффект увеличительного стекла и т.д.
Наличие обратной связи, обусловленной использованием интерактивных технологий в процессе обучения, позволяет преподавателю для каждого из студентов выстраивать индивидуальные, уникальные траектории обучения. Причем развитие и движение студентов по этим траекториям сугубо индивидуальны и несинхронны.
2.3. Технологии личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. Отличие этих двух феноменов заключается в следующем:
-
при объяснении – только одно сознание, один субъект,
монолог;
-
при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог.
33
Объяснение – всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание со студентами, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности недостаточно развиты, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами, нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности человека. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подхода, мы рассмотрим следующие:
-
технология развития критического мышления;
-
технология обучение в малых группах;
-
технология проектного обучения;
-
технология работы с портфолио.