Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тельственных наград и т.д.

В воспитательной работе утвердился порядок, при котором воп­рос о необходимости проведения митинга решается вышестоящим воспитательным органом. Однако не исключается личная инициа­тива командиров и офицеров-воспитателей частей и даже подраз­делений, особенно когда они находятся в отрыве от своих частей и выполняют самостоятельные задачи.

Митинги представляют собой довольно сложную форму воспи­тательной работы. Кратковременность подготовки и проведения самого митинга, необходимость в ограниченное время максималь­но воздействовать на сознание, чувства, волю и мысли воинов — все это повышает роль тщательной его организации и проведения. Заместителю командира подразделения по воспитательной работе может быть поручено подготовиться к выступлению на митинге лично или подготовить к этому одного из воинов, выполнить неко­торые меры подготовительного (разъяснительного) характера.

Целью митинга является прямое обращение к воинам, быстрое и оперативное доведение до личного Состава смысла и значения

того или иного важного события, разъяснение вытекающих из это­го задач и мобилизация воинского коллектива на их качественное решение.
2.2.2.4. Собрание военнослужащих
Собрания военнослужащих проводятся в под­разделениях по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, в управлениях бри­гад — не реже одного раза в квартал.

На собраниях обсуждаются задачи подразделения (части), вы­текающие из сложившейся военно-социальной обстановки, ме­роприятия по выполнению приказов министра обороны Российс­кой Федерации, командования части, вопросы воинского и нрав­ственного воспитания, состояния боевой, военно-профессиональ­ной учебы и военной службы, воинской дисциплины и др.

Войсковая практика показывает, что собрания военнослужащих, независимо от того, где они проводятся, обсуждению каких вопро­сов они посвящены, носят характер демократического органа, где каждый, независимо от служебного положения и воинского зва­ния, имеет равное право участвовать в свободном и конструктив­ном обсуждении поставленных вопросов, подвергать товарищес­
кой критике недостатки, не подрывая при этом авторитета коман­дира и принцип единоначалия.

Организуют собрание военнослужащих командир подразделения (части) и его заместитель по воспитательной работе. С учетом пред­ложений офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат они опреде­ляют повестку дня собрания, докладчика и дату его проведения. Повестка дня может быть рекомендована и старшим командиром, офицером-воспитателем.

Главная цель собрания состоит в том, чтобы коллективно обсу­дить задачи, стоящие перед подразделением (частью), наметить пути и способы их выполнения.
2.2.2.5. Усный журнал
Распространенной формой информационно- воспитательной работы стали устные жур­налы, которые пользуются большой популяр­ностью среди воинов..

Устный журнал имеет много достоинств. Он дает широкие воз­можности сочетания устного слова, художественной самодеятель­ности, театра, изобразительного искусства и других средств.

Устные журналы проводятся в клубах, Домах офицеров и в под­разделениях. Для подготовки и выпуска номеров устного журнала в подразделениях необходимо иметь редколлегию в составе 3-5 че­ловек из числа наиболее подготовленных солдат и сержантов.

В роте редколлегия обычно подбирается заместителем командира роты по воспитательной работе и назначается командиром роты. В обязанности редколлегии входит планирование тематики очередных номеров устных журналов, их подготовка и выпуск, подбор и подготовка выступающих, организация художественного и музы­кального оформления (сопровождения) каждого номера журнала. Устный журнал должен иметь свое название, а его каждый номер — содержать ряд «иллюстрированных» страниц. Названия журналов могут быть самыми различными: «Вестник любознательных», «Кругозор» и др.
2.2.2.6. Викторина
Викторина — это игра, включающая ответы на вопросы в устной или письменной форме, обычно объединенные какой-либо темой. Это своеобразная форма состязания воинов или подразделений в военно-профессиональных знаниях, в остроте ума, представляю­щая собой ответы на заранее подготовленные вопросы.



Цель викторины — способствовать углублению профессиональ­ных знаний и расширению общего кругозора воинов, повышению уровня их боевой и специальной подготовки, улучшению культур­ного досуга.

Викторины проводятся на общественно-государственные, воен­но-технические, естественно-научные темы, а также по вопросам литературы, искусства и спорта. Очень важно, чтобы тематика вик­торин способствовала решению задач, стоящих перед частью и под­разделением.

Викторины, как правило, проводятся по решению командиров или офицеров-воспитателей.

Опыт показывает, что викторины организуются и проводятся в отделениях и взводах между воинами — с участием всего личного состава, в ротах — между взводами (команда от каждого взвода), в батальоне — командами от рот.

Подготовка викторины включает в себя решение следующих вопросов:

- определение темы и составление плана ее проведения;

- назначение инициативных групп;

- разработку вопросов;

- подбор справочной литературы;

- оповещение о дате, времени и месте проведения;

- подготовку необходимой учебно-материальной базы;

- назначение жюри и выработку условий викторины;

- подготовку призов (определение мер поощрения победителей);

- проведение мероприятий по подготовке команд к состязанию.
2.2.2.7. Диспут
Диспут (от лат. — рассуждаю, спорю) — активное обсуждение проблем, интересующихего участников, горячий и страстный спор, вызванный желанием как можно глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах.

Свободный обмен мнениями помогает участникам диспута критически осмыслить свои взгляды и убеж­дения, учит доказательно опровергать ошибочность выводов оппо­нентов.

Специфика диспута соответствует задачам воспитания инициа­тивности, самостоятельности, принципиальности, честности и не­примиримости к недостаткам. Хорошо организованный диспут вов­лекает всех его участников в активное обсуждение злободневных вопросов, способствует развитию активного, творческого мышле­ния и ответственного отношения людей к своим общественным обязанностям, оказывает большое влияние на формирование у его
участников стойких нравственных убеждений, повышает культуру речи, помогает развитию логического мышления. Он требует от вы­ступающего умения не только отстоять свою точку зрения, но и доказать неправоту (ошибочность взглядов) оппонента.

Диспуты планируются и проводятся, как правило, в масштабе роты. Периодичность их не установлена. Однако опыт показывает необходимость их проведения 1-2 раза в квартал.
2.2.2.8. Тематический вечер
В войсках получили широкое распространение тематические вечера, в которых краткие выступления, доклады, теоретические сообщения, воспоминания, информации, расска­зы об опыте работы органически сочетаются с применением техни­ческих и наглядных средств (киножурналов и фрагментов из кино-и видеофильмов, диафильмов и диапозитивов об истории и хрони­ке войсковой части, магнитофонных и грамзаписей, фотоальбомов, выставок литературы, образцов техники и т.п.). Использование всех этих средств подчинено теме вечера и позволяет сочетать нрав­ственное

Для того чтобы тематический вечер полностью оправдывал свое предназначение, его необходимо тщательно готовить, проявляя при этом разумную инициативу и творчество как в выборе темы, так и в разработке плана подготовки и проведения вечера, состава его участников и исполнителей, форм и способов подачи материала, содержания и продолжительности выступлений. Шаблон в прове­дении тематических вечеров недопустим, всегда следует учитывать качественную характеристику воинского коллектива, с которым проводится тематический вечер.
2.2.2.9. Вечер вопросов и ответов
Одной из распространенных форм воспита­тельной работы является вечер вопросов и ответов. Одновременно это и важная форма взаимодействия командиров (начальников) с подчиненными, изучения нужд и запросов военнослужащих.

Темы вечера вопросов и ответов могут быть самые разнообраз­ные:

- вопросы международной и внутренней жизни государства, ре­шения Президента Российской Федерации и Правительства РФ;

- законы Российской Федерации и воинские уставы о правах и обязанностях военнослужащих;


- о порядке прохождения воинской службы;

- нормы снабжения военнослужащих по призыву и по контракту;

- законы о льготах для семей военнослужащих.

Заблаговременно (за 15—20 дней) личный состав оповещается о времени и месте намеченного вечера вопросов и ответов, органи­зуется сбор вопросов.

Обычно для этой цели вывешивается объявление и почтовый ящик. Организуется подготовка квалифицированных ответов на поданные вопросы.
2.2.2.10. Вечер знания техники
Вечер (день) знания техники (вооружения) проводится в частях и подразделениях с це лью более глубокого изучения и пропаганды имеющихся новых образцов вооружения, спе­циальной техники, ее тактико-технических характеристик, правил эксплуатации и сбережения.

Чаще всего проводятся они в специальных классах и парках. Особенность вечеров (дней) знания техники (вооружения) заклю­чается в том, что в ходе их проведения организуется показ различ­ных образцов оружия и техники, демонстрируются приемы их при­менения с соответствующими пояснениями.

Такие вечера готовятся заранее. В план их подготовки включа­ются следующие вопросы:

- подготовка докладчика и научных сообщений;

- выбор места проведения мероприятия и оформление его нагляд­ными пособиями;

- оповещение личного состава;

- подготовка воинов-специалистов, выделенных для показа дей­ствий на технике.

Оправдала себя практика приглашения на подобные вечера уча­стников Великой Отечественной войны и ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации, которые делятся с молодыми воинами собственным опытом использования техники и вооружения.
2.2.2.11. Вечер-чествоание и вечер-портрет
Подобные вечера являются разновидностью тематических вечеров и позволяют эффективно использовать все имеющиеся в рас­поряжении офицеров и прапорщиков сред­ства воспитательного и эмоционального воздействия. Специфи­ческая особенность таких вечеров заключается в тематическом и