Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тельственных наград и т.д.
В воспитательной работе утвердился порядок, при котором вопрос о необходимости проведения митинга решается вышестоящим воспитательным органом. Однако не исключается личная инициатива командиров и офицеров-воспитателей частей и даже подразделений, особенно когда они находятся в отрыве от своих частей и выполняют самостоятельные задачи.
Митинги представляют собой довольно сложную форму воспитательной работы. Кратковременность подготовки и проведения самого митинга, необходимость в ограниченное время максимально воздействовать на сознание, чувства, волю и мысли воинов — все это повышает роль тщательной его организации и проведения. Заместителю командира подразделения по воспитательной работе может быть поручено подготовиться к выступлению на митинге лично или подготовить к этому одного из воинов, выполнить некоторые меры подготовительного (разъяснительного) характера.
Целью митинга является прямое обращение к воинам, быстрое и оперативное доведение до личного Состава смысла и значения
того или иного важного события, разъяснение вытекающих из этого задач и мобилизация воинского коллектива на их качественное решение.
2.2.2.4. Собрание военнослужащих
Собрания военнослужащих проводятся в подразделениях по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, в управлениях бригад — не реже одного раза в квартал.
На собраниях обсуждаются задачи подразделения (части), вытекающие из сложившейся военно-социальной обстановки, мероприятия по выполнению приказов министра обороны Российской Федерации, командования части, вопросы воинского и нравственного воспитания, состояния боевой, военно-профессиональной учебы и военной службы, воинской дисциплины и др.
Войсковая практика показывает, что собрания военнослужащих, независимо от того, где они проводятся, обсуждению каких вопросов они посвящены, носят характер демократического органа, где каждый, независимо от служебного положения и воинского звания, имеет равное право участвовать в свободном и конструктивном обсуждении поставленных вопросов, подвергать товарищес
кой критике недостатки, не подрывая при этом авторитета командира и принцип единоначалия.
Организуют собрание военнослужащих командир подразделения (части) и его заместитель по воспитательной работе. С учетом предложений офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат они определяют повестку дня собрания, докладчика и дату его проведения. Повестка дня может быть рекомендована и старшим командиром, офицером-воспитателем.
Главная цель собрания состоит в том, чтобы коллективно обсудить задачи, стоящие перед подразделением (частью), наметить пути и способы их выполнения.
2.2.2.5. Усный журнал
Распространенной формой информационно- воспитательной работы стали устные журналы, которые пользуются большой популярностью среди воинов..
Устный журнал имеет много достоинств. Он дает широкие возможности сочетания устного слова, художественной самодеятельности, театра, изобразительного искусства и других средств.
Устные журналы проводятся в клубах, Домах офицеров и в подразделениях. Для подготовки и выпуска номеров устного журнала в подразделениях необходимо иметь редколлегию в составе 3-5 человек из числа наиболее подготовленных солдат и сержантов.
В роте редколлегия обычно подбирается заместителем командира роты по воспитательной работе и назначается командиром роты. В обязанности редколлегии входит планирование тематики очередных номеров устных журналов, их подготовка и выпуск, подбор и подготовка выступающих, организация художественного и музыкального оформления (сопровождения) каждого номера журнала. Устный журнал должен иметь свое название, а его каждый номер — содержать ряд «иллюстрированных» страниц. Названия журналов могут быть самыми различными: «Вестник любознательных», «Кругозор» и др.
2.2.2.6. Викторина
Викторина — это игра, включающая ответы на вопросы в устной или письменной форме, обычно объединенные какой-либо темой. Это своеобразная форма состязания воинов или подразделений в военно-профессиональных знаниях, в остроте ума, представляющая собой ответы на заранее подготовленные вопросы.
Цель викторины — способствовать углублению профессиональных знаний и расширению общего кругозора воинов, повышению уровня их боевой и специальной подготовки, улучшению культурного досуга.
Викторины проводятся на общественно-государственные, военно-технические, естественно-научные темы, а также по вопросам литературы, искусства и спорта. Очень важно, чтобы тематика викторин способствовала решению задач, стоящих перед частью и подразделением.
Викторины, как правило, проводятся по решению командиров или офицеров-воспитателей.
Опыт показывает, что викторины организуются и проводятся в отделениях и взводах между воинами — с участием всего личного состава, в ротах — между взводами (команда от каждого взвода), в батальоне — командами от рот.
Подготовка викторины включает в себя решение следующих вопросов:
- определение темы и составление плана ее проведения;
- назначение инициативных групп;
- разработку вопросов;
- подбор справочной литературы;
- оповещение о дате, времени и месте проведения;
- подготовку необходимой учебно-материальной базы;
- назначение жюри и выработку условий викторины;
- подготовку призов (определение мер поощрения победителей);
- проведение мероприятий по подготовке команд к состязанию.
2.2.2.7. Диспут
Диспут (от лат. — рассуждаю, спорю) — активное обсуждение проблем, интересующихего участников, горячий и страстный спор, вызванный желанием как можно глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах.
Свободный обмен мнениями помогает участникам диспута критически осмыслить свои взгляды и убеждения, учит доказательно опровергать ошибочность выводов оппонентов.
Специфика диспута соответствует задачам воспитания инициативности, самостоятельности, принципиальности, честности и непримиримости к недостаткам. Хорошо организованный диспут вовлекает всех его участников в активное обсуждение злободневных вопросов, способствует развитию активного, творческого мышления и ответственного отношения людей к своим общественным обязанностям, оказывает большое влияние на формирование у его
участников стойких нравственных убеждений, повышает культуру речи, помогает развитию логического мышления. Он требует от выступающего умения не только отстоять свою точку зрения, но и доказать неправоту (ошибочность взглядов) оппонента.
Диспуты планируются и проводятся, как правило, в масштабе роты. Периодичность их не установлена. Однако опыт показывает необходимость их проведения 1-2 раза в квартал.
2.2.2.8. Тематический вечер
В войсках получили широкое распространение тематические вечера, в которых краткие выступления, доклады, теоретические сообщения, воспоминания, информации, рассказы об опыте работы органически сочетаются с применением технических и наглядных средств (киножурналов и фрагментов из кино-и видеофильмов, диафильмов и диапозитивов об истории и хронике войсковой части, магнитофонных и грамзаписей, фотоальбомов, выставок литературы, образцов техники и т.п.). Использование всех этих средств подчинено теме вечера и позволяет сочетать нравственное
Для того чтобы тематический вечер полностью оправдывал свое предназначение, его необходимо тщательно готовить, проявляя при этом разумную инициативу и творчество как в выборе темы, так и в разработке плана подготовки и проведения вечера, состава его участников и исполнителей, форм и способов подачи материала, содержания и продолжительности выступлений. Шаблон в проведении тематических вечеров недопустим, всегда следует учитывать качественную характеристику воинского коллектива, с которым проводится тематический вечер.
2.2.2.9. Вечер вопросов и ответов
Одной из распространенных форм воспитательной работы является вечер вопросов и ответов. Одновременно это и важная форма взаимодействия командиров (начальников) с подчиненными, изучения нужд и запросов военнослужащих.
Темы вечера вопросов и ответов могут быть самые разнообразные:
- вопросы международной и внутренней жизни государства, решения Президента Российской Федерации и Правительства РФ;
- законы Российской Федерации и воинские уставы о правах и обязанностях военнослужащих;
- о порядке прохождения воинской службы;
- нормы снабжения военнослужащих по призыву и по контракту;
- законы о льготах для семей военнослужащих.
Заблаговременно (за 15—20 дней) личный состав оповещается о времени и месте намеченного вечера вопросов и ответов, организуется сбор вопросов.
Обычно для этой цели вывешивается объявление и почтовый ящик. Организуется подготовка квалифицированных ответов на поданные вопросы.
2.2.2.10. Вечер знания техники
Вечер (день) знания техники (вооружения) проводится в частях и подразделениях с це лью более глубокого изучения и пропаганды имеющихся новых образцов вооружения, специальной техники, ее тактико-технических характеристик, правил эксплуатации и сбережения.
Чаще всего проводятся они в специальных классах и парках. Особенность вечеров (дней) знания техники (вооружения) заключается в том, что в ходе их проведения организуется показ различных образцов оружия и техники, демонстрируются приемы их применения с соответствующими пояснениями.
Такие вечера готовятся заранее. В план их подготовки включаются следующие вопросы:
- подготовка докладчика и научных сообщений;
- выбор места проведения мероприятия и оформление его наглядными пособиями;
- оповещение личного состава;
- подготовка воинов-специалистов, выделенных для показа действий на технике.
Оправдала себя практика приглашения на подобные вечера участников Великой Отечественной войны и ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации, которые делятся с молодыми воинами собственным опытом использования техники и вооружения.
2.2.2.11. Вечер-чествоание и вечер-портрет
Подобные вечера являются разновидностью тематических вечеров и позволяют эффективно использовать все имеющиеся в распоряжении офицеров и прапорщиков средства воспитательного и эмоционального воздействия. Специфическая особенность таких вечеров заключается в тематическом и
В воспитательной работе утвердился порядок, при котором вопрос о необходимости проведения митинга решается вышестоящим воспитательным органом. Однако не исключается личная инициатива командиров и офицеров-воспитателей частей и даже подразделений, особенно когда они находятся в отрыве от своих частей и выполняют самостоятельные задачи.
Митинги представляют собой довольно сложную форму воспитательной работы. Кратковременность подготовки и проведения самого митинга, необходимость в ограниченное время максимально воздействовать на сознание, чувства, волю и мысли воинов — все это повышает роль тщательной его организации и проведения. Заместителю командира подразделения по воспитательной работе может быть поручено подготовиться к выступлению на митинге лично или подготовить к этому одного из воинов, выполнить некоторые меры подготовительного (разъяснительного) характера.
Целью митинга является прямое обращение к воинам, быстрое и оперативное доведение до личного Состава смысла и значения
того или иного важного события, разъяснение вытекающих из этого задач и мобилизация воинского коллектива на их качественное решение.
2.2.2.4. Собрание военнослужащих
Собрания военнослужащих проводятся в подразделениях по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, в управлениях бригад — не реже одного раза в квартал.
На собраниях обсуждаются задачи подразделения (части), вытекающие из сложившейся военно-социальной обстановки, мероприятия по выполнению приказов министра обороны Российской Федерации, командования части, вопросы воинского и нравственного воспитания, состояния боевой, военно-профессиональной учебы и военной службы, воинской дисциплины и др.
Войсковая практика показывает, что собрания военнослужащих, независимо от того, где они проводятся, обсуждению каких вопросов они посвящены, носят характер демократического органа, где каждый, независимо от служебного положения и воинского звания, имеет равное право участвовать в свободном и конструктивном обсуждении поставленных вопросов, подвергать товарищес
кой критике недостатки, не подрывая при этом авторитета командира и принцип единоначалия.
Организуют собрание военнослужащих командир подразделения (части) и его заместитель по воспитательной работе. С учетом предложений офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат они определяют повестку дня собрания, докладчика и дату его проведения. Повестка дня может быть рекомендована и старшим командиром, офицером-воспитателем.
Главная цель собрания состоит в том, чтобы коллективно обсудить задачи, стоящие перед подразделением (частью), наметить пути и способы их выполнения.
2.2.2.5. Усный журнал
Распространенной формой информационно- воспитательной работы стали устные журналы, которые пользуются большой популярностью среди воинов..
Устный журнал имеет много достоинств. Он дает широкие возможности сочетания устного слова, художественной самодеятельности, театра, изобразительного искусства и других средств.
Устные журналы проводятся в клубах, Домах офицеров и в подразделениях. Для подготовки и выпуска номеров устного журнала в подразделениях необходимо иметь редколлегию в составе 3-5 человек из числа наиболее подготовленных солдат и сержантов.
В роте редколлегия обычно подбирается заместителем командира роты по воспитательной работе и назначается командиром роты. В обязанности редколлегии входит планирование тематики очередных номеров устных журналов, их подготовка и выпуск, подбор и подготовка выступающих, организация художественного и музыкального оформления (сопровождения) каждого номера журнала. Устный журнал должен иметь свое название, а его каждый номер — содержать ряд «иллюстрированных» страниц. Названия журналов могут быть самыми различными: «Вестник любознательных», «Кругозор» и др.
2.2.2.6. Викторина
Викторина — это игра, включающая ответы на вопросы в устной или письменной форме, обычно объединенные какой-либо темой. Это своеобразная форма состязания воинов или подразделений в военно-профессиональных знаниях, в остроте ума, представляющая собой ответы на заранее подготовленные вопросы.
Цель викторины — способствовать углублению профессиональных знаний и расширению общего кругозора воинов, повышению уровня их боевой и специальной подготовки, улучшению культурного досуга.
Викторины проводятся на общественно-государственные, военно-технические, естественно-научные темы, а также по вопросам литературы, искусства и спорта. Очень важно, чтобы тематика викторин способствовала решению задач, стоящих перед частью и подразделением.
Викторины, как правило, проводятся по решению командиров или офицеров-воспитателей.
Опыт показывает, что викторины организуются и проводятся в отделениях и взводах между воинами — с участием всего личного состава, в ротах — между взводами (команда от каждого взвода), в батальоне — командами от рот.
Подготовка викторины включает в себя решение следующих вопросов:
- определение темы и составление плана ее проведения;
- назначение инициативных групп;
- разработку вопросов;
- подбор справочной литературы;
- оповещение о дате, времени и месте проведения;
- подготовку необходимой учебно-материальной базы;
- назначение жюри и выработку условий викторины;
- подготовку призов (определение мер поощрения победителей);
- проведение мероприятий по подготовке команд к состязанию.
2.2.2.7. Диспут
Диспут (от лат. — рассуждаю, спорю) — активное обсуждение проблем, интересующихего участников, горячий и страстный спор, вызванный желанием как можно глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах.
Свободный обмен мнениями помогает участникам диспута критически осмыслить свои взгляды и убеждения, учит доказательно опровергать ошибочность выводов оппонентов.
Специфика диспута соответствует задачам воспитания инициативности, самостоятельности, принципиальности, честности и непримиримости к недостаткам. Хорошо организованный диспут вовлекает всех его участников в активное обсуждение злободневных вопросов, способствует развитию активного, творческого мышления и ответственного отношения людей к своим общественным обязанностям, оказывает большое влияние на формирование у его
участников стойких нравственных убеждений, повышает культуру речи, помогает развитию логического мышления. Он требует от выступающего умения не только отстоять свою точку зрения, но и доказать неправоту (ошибочность взглядов) оппонента.
Диспуты планируются и проводятся, как правило, в масштабе роты. Периодичность их не установлена. Однако опыт показывает необходимость их проведения 1-2 раза в квартал.
2.2.2.8. Тематический вечер
В войсках получили широкое распространение тематические вечера, в которых краткие выступления, доклады, теоретические сообщения, воспоминания, информации, рассказы об опыте работы органически сочетаются с применением технических и наглядных средств (киножурналов и фрагментов из кино-и видеофильмов, диафильмов и диапозитивов об истории и хронике войсковой части, магнитофонных и грамзаписей, фотоальбомов, выставок литературы, образцов техники и т.п.). Использование всех этих средств подчинено теме вечера и позволяет сочетать нравственное
Для того чтобы тематический вечер полностью оправдывал свое предназначение, его необходимо тщательно готовить, проявляя при этом разумную инициативу и творчество как в выборе темы, так и в разработке плана подготовки и проведения вечера, состава его участников и исполнителей, форм и способов подачи материала, содержания и продолжительности выступлений. Шаблон в проведении тематических вечеров недопустим, всегда следует учитывать качественную характеристику воинского коллектива, с которым проводится тематический вечер.
2.2.2.9. Вечер вопросов и ответов
Одной из распространенных форм воспитательной работы является вечер вопросов и ответов. Одновременно это и важная форма взаимодействия командиров (начальников) с подчиненными, изучения нужд и запросов военнослужащих.
Темы вечера вопросов и ответов могут быть самые разнообразные:
- вопросы международной и внутренней жизни государства, решения Президента Российской Федерации и Правительства РФ;
- законы Российской Федерации и воинские уставы о правах и обязанностях военнослужащих;
- о порядке прохождения воинской службы;
- нормы снабжения военнослужащих по призыву и по контракту;
- законы о льготах для семей военнослужащих.
Заблаговременно (за 15—20 дней) личный состав оповещается о времени и месте намеченного вечера вопросов и ответов, организуется сбор вопросов.
Обычно для этой цели вывешивается объявление и почтовый ящик. Организуется подготовка квалифицированных ответов на поданные вопросы.
2.2.2.10. Вечер знания техники
Вечер (день) знания техники (вооружения) проводится в частях и подразделениях с це лью более глубокого изучения и пропаганды имеющихся новых образцов вооружения, специальной техники, ее тактико-технических характеристик, правил эксплуатации и сбережения.
Чаще всего проводятся они в специальных классах и парках. Особенность вечеров (дней) знания техники (вооружения) заключается в том, что в ходе их проведения организуется показ различных образцов оружия и техники, демонстрируются приемы их применения с соответствующими пояснениями.
Такие вечера готовятся заранее. В план их подготовки включаются следующие вопросы:
- подготовка докладчика и научных сообщений;
- выбор места проведения мероприятия и оформление его наглядными пособиями;
- оповещение личного состава;
- подготовка воинов-специалистов, выделенных для показа действий на технике.
Оправдала себя практика приглашения на подобные вечера участников Великой Отечественной войны и ветеранов Вооруженных сил Российской Федерации, которые делятся с молодыми воинами собственным опытом использования техники и вооружения.
2.2.2.11. Вечер-чествоание и вечер-портрет
Подобные вечера являются разновидностью тематических вечеров и позволяют эффективно использовать все имеющиеся в распоряжении офицеров и прапорщиков средства воспитательного и эмоционального воздействия. Специфическая особенность таких вечеров заключается в тематическом и