Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и характер, состояние здоровья и физического развития; преобла
дание психических состояний (подъем, упадок, бодрость, уныние и
др.) в последнее время;
г) отношение к окружающему миру (мировоззрение, взгляды на
социально-экономическое состояние и государственный строй об
щества);
д) отношение к окружающим людям (с кем дружит, место в кол
лективе, степень авторитетности, общительности, помогает ли то
варищам в учебе или сам нуждается в помощи, как понимает друж
бу и товарищество, поведение в различных ситуациях);
е) отношение к самому себе (уверенность в себе, самокритич
ность, чувство собственного достоинства и др.);
ж) показатели в выполнении конкретных служебных обязаннос
тей, уровень знаний, профессиональных навыков и умений, анализ
несения службы в суточном наряде, общественная активность;
з) количество поощрений и взысканий (кем, когда и за что применялись);
и) обсуждался ли на собраниях личного состава и как себя при этом вел и т.д.
Если беседа предстоит с солдатом, призванным на военную службу не со сверстниками, то надлежит выяснить причины отсрочек от призыва: болезнь, семейное положение, продолжение образования. Если он перед службой отбывал уголовное наказание, то узнать, за что осужден, столько времени отбывал наказание. Кроме того, надо знать и учитывать конкретную обстановку в части.
Индивидуальную беседу можно проводить практически в любом месте. Желательно проведение беседы наедине с собеседником, так как это больше располагает к откровенному разговору и взаимопониманию.
Время проведения индивидуальной беседы должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы она проходила без спешки, не захватывала время приема пищи и отдыха, не отрывала солдата от интересного для него занятия.
Приступая к беседе, необходимо назвать себя, сообщить цель и причину встречи с собеседником.
Обращаться к собеседнику следует официально по фамилии (например, товарищ Васильев), а не по имени, и только на «вы», подчеркивая этим уважение к нему, как того требует Устав внутренней
службы.
Некоторые особенности имеет индивидуальная беседа с недисциплинированными воинами.
В этом случае особенно важно расположить подчиненного к себе. Всем видом, содержанием всего разговора надо дать понять и почувствовать солдату, что его поведением командир обеспокоен, что желает ему добра.
В ходе обмена мнениями желательно постепенно подводить собеседника к главному вопросу — почему он встал на путь нарушений воинской дисциплины. Не следует бояться возражений собеседника. Надо стараться понять и дать правильную оценку его суждениям. В беседе весьма важно дать возможность солдату высказаться, выслушать его. Это позволит увидеть отношение воина к себе, другим людям, своим поступкам, еще глубже и полнее познать его индивидуальную психологию, сильные и слабые стороны. Возможно, в беседе он сообщит о допускавшейся в отношении него несправедливости, нарушении его прав и законных интересов. Если будет сделано такое заявление, то следует проверить его информацию и принять меры к устранению нарушений.
В ходе беседы следует подвести военнослужащего к мысли о том, что причины имеющихся недостатков кроются и в нем самом. Обосновывать и убеждать его в этом следует весьма тактично, доброжелательно, но принципиально и твердо. Не следует прибегать к насмешке, назидательному, грубому тону, выражать недоверие к его словам, тем более допускать угрозу. Это, как правило, обрекает беседу на неудачу.
Прежде всего требуется выяснить, в чем причины отклоняющегося от уставных правил поведения. Если воин осознает свои проступки и раскаивается в них, то следующим важным моментом собеседования является совместное определение путей и приемов коренного улучшения поведения и личной дисциплинированности. Возможно, следует напомнить подчиненному о требованиях уставов Вооруженных сил РФ и соответствующих видах ответственности военнослужащих, выразить ему доверие, показать доброжелательное отношение к нему, выразить уверенность в его успехах в будущем.
Вместе с тем необходимо тактично разъяснить, что избавление от отрицательных привычек, наклонностей, поступков и формирование положительных черт характера, волевых качеств — дело тру
доемкое. Здесь нужны повседневная самокритичная работа над собой, волевые усилия, старание, постоянное стремление выполнить порученное задание точно и своевременно.
В итоге солдат должен уяснить, что его задача заключается в том, чтобы воспитать в себе исполнительность, умение подчинять свою волю интересам службы.
Откровенный, душевный разговор, безусловно, оказывает положительное влияние на недисциплинированного солдата и является средством предупреждения проступков с его стороны.
Индивидуальные беседы с военнослужащими по вопросам личной дисциплинированности следует учитывать в дневнике педагогических наблюдений и систематически интересоваться их поведением, отношением к военной службе.
2.2.2.2. Доклад
Доклад—это устное выступление, в кото ром излагается содержание того или иного основополагающего документа, освещаются вопросы практической деятельности, дается анализ состояния дел и ставятся конкретные задачи. В связи с этим общей особенностью подготовки доклада является глубокое и всестороннее изучение не только необходимой литературы, но и состояния дел в подразделении, части, анализ фактического материал.
В практике воспитательной работы в зависимости от целей и состава аудитории доклады делаются:
- на собраниях личного состава подразделения. Здесь офицеры, прапорщики ставят практические, деловые вопросы, объединенные в общую тему, анализируют итоги работы воинов за определенный период боевой и специальной подготовки, обобщают передовой опыт отдельных военнослужащих и в целом коллективов, отмечают общие недостатки и вскрывают их причины, ставят конкретные задачи по их устранению;
- на торжественных собраниях, посвященных определенной знаменательной дате или всенародному празднику. В этом случае доклад носит призывный характер, в нем дается оценка торжественной даты, краткий исторический обзор, характеристика современного международного и внутреннего положения страны, популяризируются достижения воинского коллектива и отличников учебы, кратко говорится об основных недостатках в учебе и в заключение ставятся конкретные задачи;
- инструктивные доклады имеют целью не только поставить задачи офицерам, прапорщикам, сержантам, руководителям групп ОГП, но и научить их методике выполнения этих задач;
- доклады на теоретических, методических, научно-технических конференциях имеют целью довести научно-теоретически и практически обоснованное сообщение по определенной теме и внести конкретные предложения по их применению.
Иногда доклады применяются как одна из форм самостоятельного выступления, не связанного с собраниями или конференциями, например доклад о текущем моменте и задачах, вытекающих из него.
Методика выступления с докладом в основном та же, что и методика подготовки и чтения лекции. Однако вместо вопросов в докладе чаще всего стоят разделы или направления, которые составляют структуру доклада. При подготовке к докладу еще большее значение приобретает глубокое, всестороннее изучение фактического материала, отбор наиболее важных и достоверных примеров как базы для обобщения и выводов. Докладчику нужно определить, что воинам может быть известно, а о чем они услышат впервые. Это новое, а также обобщения и выводы по известным фактам и представляют для них наибольший интерес.
Серьезный ущерб делу приносит использование недостаточно достоверных фактов, а также необоснованных прогнозов. Не имея под собой научной основы, такие «пророчества» вводят людей в
заблуждение, вызывают возражения и путаницу в их умах, порождают недоверие к докладчику.
В ходе доклада при изложении основных вопросов рекомендуется использовать соответствующие цифровые таблицы, схемы, диаграммы и другие средства наглядности, что позволяет повышать образность данного выступления.
По времени продолжительность доклада значительно меньше лекции и составляет, как правило, 30—50 минут. Докладчику во всех случаях необходимо следить за регламентом.
2.2.2.3. Митинг личного состава
Данная форма представляет собой массовое собрание войсковой части для обсуждения злободневных вопросов, одна из эффективных форм воспитательной работы по мобилизации воинов на решение конкретных задач.
Являясь формой массовой работы, митинги не потеряли своего значения и в настоящее время. Они проводятся в тех случаях, когда . необходимо оперативно информировать весь личный состав о выдающихся событиях внутренней и международной жизни, мобилизовать воинов на решение важных практических задач боевой и специальной подготовки. В частности, митинги проводятся в связи с принятием важнейших решений Президентом РФ и Правительством РФ, перед началом нового учебного года, накануне тактико-специальных учений, боевых стрельб, по случаю вручения прави
дание психических состояний (подъем, упадок, бодрость, уныние и
др.) в последнее время;
г) отношение к окружающему миру (мировоззрение, взгляды на
социально-экономическое состояние и государственный строй об
щества);
д) отношение к окружающим людям (с кем дружит, место в кол
лективе, степень авторитетности, общительности, помогает ли то
варищам в учебе или сам нуждается в помощи, как понимает друж
бу и товарищество, поведение в различных ситуациях);
е) отношение к самому себе (уверенность в себе, самокритич
ность, чувство собственного достоинства и др.);
ж) показатели в выполнении конкретных служебных обязаннос
тей, уровень знаний, профессиональных навыков и умений, анализ
несения службы в суточном наряде, общественная активность;
з) количество поощрений и взысканий (кем, когда и за что применялись);
и) обсуждался ли на собраниях личного состава и как себя при этом вел и т.д.
Если беседа предстоит с солдатом, призванным на военную службу не со сверстниками, то надлежит выяснить причины отсрочек от призыва: болезнь, семейное положение, продолжение образования. Если он перед службой отбывал уголовное наказание, то узнать, за что осужден, столько времени отбывал наказание. Кроме того, надо знать и учитывать конкретную обстановку в части.
Индивидуальную беседу можно проводить практически в любом месте. Желательно проведение беседы наедине с собеседником, так как это больше располагает к откровенному разговору и взаимопониманию.
Время проведения индивидуальной беседы должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы она проходила без спешки, не захватывала время приема пищи и отдыха, не отрывала солдата от интересного для него занятия.
Приступая к беседе, необходимо назвать себя, сообщить цель и причину встречи с собеседником.
Обращаться к собеседнику следует официально по фамилии (например, товарищ Васильев), а не по имени, и только на «вы», подчеркивая этим уважение к нему, как того требует Устав внутренней
службы.
Некоторые особенности имеет индивидуальная беседа с недисциплинированными воинами.
В этом случае особенно важно расположить подчиненного к себе. Всем видом, содержанием всего разговора надо дать понять и почувствовать солдату, что его поведением командир обеспокоен, что желает ему добра.
В ходе обмена мнениями желательно постепенно подводить собеседника к главному вопросу — почему он встал на путь нарушений воинской дисциплины. Не следует бояться возражений собеседника. Надо стараться понять и дать правильную оценку его суждениям. В беседе весьма важно дать возможность солдату высказаться, выслушать его. Это позволит увидеть отношение воина к себе, другим людям, своим поступкам, еще глубже и полнее познать его индивидуальную психологию, сильные и слабые стороны. Возможно, в беседе он сообщит о допускавшейся в отношении него несправедливости, нарушении его прав и законных интересов. Если будет сделано такое заявление, то следует проверить его информацию и принять меры к устранению нарушений.
В ходе беседы следует подвести военнослужащего к мысли о том, что причины имеющихся недостатков кроются и в нем самом. Обосновывать и убеждать его в этом следует весьма тактично, доброжелательно, но принципиально и твердо. Не следует прибегать к насмешке, назидательному, грубому тону, выражать недоверие к его словам, тем более допускать угрозу. Это, как правило, обрекает беседу на неудачу.
Прежде всего требуется выяснить, в чем причины отклоняющегося от уставных правил поведения. Если воин осознает свои проступки и раскаивается в них, то следующим важным моментом собеседования является совместное определение путей и приемов коренного улучшения поведения и личной дисциплинированности. Возможно, следует напомнить подчиненному о требованиях уставов Вооруженных сил РФ и соответствующих видах ответственности военнослужащих, выразить ему доверие, показать доброжелательное отношение к нему, выразить уверенность в его успехах в будущем.
Вместе с тем необходимо тактично разъяснить, что избавление от отрицательных привычек, наклонностей, поступков и формирование положительных черт характера, волевых качеств — дело тру
доемкое. Здесь нужны повседневная самокритичная работа над собой, волевые усилия, старание, постоянное стремление выполнить порученное задание точно и своевременно.
В итоге солдат должен уяснить, что его задача заключается в том, чтобы воспитать в себе исполнительность, умение подчинять свою волю интересам службы.
Откровенный, душевный разговор, безусловно, оказывает положительное влияние на недисциплинированного солдата и является средством предупреждения проступков с его стороны.
Индивидуальные беседы с военнослужащими по вопросам личной дисциплинированности следует учитывать в дневнике педагогических наблюдений и систематически интересоваться их поведением, отношением к военной службе.
2.2.2.2. Доклад
Доклад—это устное выступление, в кото ром излагается содержание того или иного основополагающего документа, освещаются вопросы практической деятельности, дается анализ состояния дел и ставятся конкретные задачи. В связи с этим общей особенностью подготовки доклада является глубокое и всестороннее изучение не только необходимой литературы, но и состояния дел в подразделении, части, анализ фактического материал.
В практике воспитательной работы в зависимости от целей и состава аудитории доклады делаются:
- на собраниях личного состава подразделения. Здесь офицеры, прапорщики ставят практические, деловые вопросы, объединенные в общую тему, анализируют итоги работы воинов за определенный период боевой и специальной подготовки, обобщают передовой опыт отдельных военнослужащих и в целом коллективов, отмечают общие недостатки и вскрывают их причины, ставят конкретные задачи по их устранению;
- на торжественных собраниях, посвященных определенной знаменательной дате или всенародному празднику. В этом случае доклад носит призывный характер, в нем дается оценка торжественной даты, краткий исторический обзор, характеристика современного международного и внутреннего положения страны, популяризируются достижения воинского коллектива и отличников учебы, кратко говорится об основных недостатках в учебе и в заключение ставятся конкретные задачи;
- инструктивные доклады имеют целью не только поставить задачи офицерам, прапорщикам, сержантам, руководителям групп ОГП, но и научить их методике выполнения этих задач;
- доклады на теоретических, методических, научно-технических конференциях имеют целью довести научно-теоретически и практически обоснованное сообщение по определенной теме и внести конкретные предложения по их применению.
Иногда доклады применяются как одна из форм самостоятельного выступления, не связанного с собраниями или конференциями, например доклад о текущем моменте и задачах, вытекающих из него.
Методика выступления с докладом в основном та же, что и методика подготовки и чтения лекции. Однако вместо вопросов в докладе чаще всего стоят разделы или направления, которые составляют структуру доклада. При подготовке к докладу еще большее значение приобретает глубокое, всестороннее изучение фактического материала, отбор наиболее важных и достоверных примеров как базы для обобщения и выводов. Докладчику нужно определить, что воинам может быть известно, а о чем они услышат впервые. Это новое, а также обобщения и выводы по известным фактам и представляют для них наибольший интерес.
Серьезный ущерб делу приносит использование недостаточно достоверных фактов, а также необоснованных прогнозов. Не имея под собой научной основы, такие «пророчества» вводят людей в
заблуждение, вызывают возражения и путаницу в их умах, порождают недоверие к докладчику.
В ходе доклада при изложении основных вопросов рекомендуется использовать соответствующие цифровые таблицы, схемы, диаграммы и другие средства наглядности, что позволяет повышать образность данного выступления.
По времени продолжительность доклада значительно меньше лекции и составляет, как правило, 30—50 минут. Докладчику во всех случаях необходимо следить за регламентом.
2.2.2.3. Митинг личного состава
Данная форма представляет собой массовое собрание войсковой части для обсуждения злободневных вопросов, одна из эффективных форм воспитательной работы по мобилизации воинов на решение конкретных задач.
Являясь формой массовой работы, митинги не потеряли своего значения и в настоящее время. Они проводятся в тех случаях, когда . необходимо оперативно информировать весь личный состав о выдающихся событиях внутренней и международной жизни, мобилизовать воинов на решение важных практических задач боевой и специальной подготовки. В частности, митинги проводятся в связи с принятием важнейших решений Президентом РФ и Правительством РФ, перед началом нового учебного года, накануне тактико-специальных учений, боевых стрельб, по случаю вручения прави