Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и характер, состояние здоровья и физического развития; преобла­
дание психических состояний (подъем, упадок, бодрость, уныние и
др.) в последнее время;

г) отношение к окружающему миру (мировоззрение, взгляды на
социально-экономическое состояние и государственный строй об­
щества);

д) отношение к окружающим людям (с кем дружит, место в кол­
лективе, степень авторитетности, общительности, помогает ли то­
варищам в учебе или сам нуждается в помощи, как понимает друж­
бу и товарищество, поведение в различных ситуациях);

е) отношение к самому себе (уверенность в себе, самокритич­
ность, чувство собственного достоинства и др.);

ж) показатели в выполнении конкретных служебных обязаннос­
тей, уровень знаний, профессиональных навыков и умений, анализ
несения службы в суточном наряде, общественная активность;

з) количество поощрений и взысканий (кем, когда и за что применялись);

и) обсуждался ли на собраниях личного состава и как себя при этом вел и т.д.

Если беседа предстоит с солдатом, призванным на военную службу не со сверстниками, то надлежит выяснить причины отсрочек от призыва: болезнь, семейное положение, продолжение образования. Если он перед службой отбывал уголовное наказание, то узнать, за что осужден, столько времени отбывал наказание. Кроме того, надо знать и учитывать конкретную обстановку в части.

Индивидуальную беседу можно проводить практически в лю­бом месте. Желательно проведение беседы наедине с собеседни­ком, так как это больше располагает к откровенному разговору и взаимопониманию.

Время проведения индивидуальной беседы должно быть выбра­но с таким расчетом, чтобы она проходила без спешки, не захваты­вала время приема пищи и отдыха, не отрывала солдата от инте­ресного для него занятия.

Приступая к беседе, необходимо назвать себя, сообщить цель и причину встречи с собеседником.

Обращаться к собеседнику следует официально по фамилии (на­пример, товарищ Васильев), а не по имени, и только на «вы», под­черкивая этим уважение к нему, как того требует Устав внутренней
службы.

Некоторые особенности имеет индивидуальная беседа с недис­циплинированными воинами.

В этом случае особенно важно расположить подчиненного к себе. Всем видом, содержанием всего разговора надо дать понять и по­чувствовать солдату, что его поведением командир обеспокоен, что желает ему добра.

В ходе обмена мнениями желательно постепенно подводить со­беседника к главному вопросу — почему он встал на путь наруше­ний воинской дисциплины. Не следует бояться возражений собе­седника. Надо стараться понять и дать правильную оценку его суж­дениям. В беседе весьма важно дать возможность солдату выска­заться, выслушать его. Это позволит увидеть отношение воина к себе, другим людям, своим поступкам, еще глубже и полнее по­знать его индивидуальную психологию, сильные и слабые сторо­ны. Возможно, в беседе он сообщит о допускавшейся в отношении него несправедливости, нарушении его прав и законных интере­сов. Если будет сделано такое заявление, то следует проверить его информацию и принять меры к устранению нарушений.

В ходе беседы следует подвести военнослужащего к мысли о том, что причины имеющихся недостатков кроются и в нем самом. Обосновывать и убеждать его в этом следует весьма тактично, доб­рожелательно, но принципиально и твердо. Не следует прибегать к насмешке, назидательному, грубому тону, выражать недоверие к его словам, тем более допускать угрозу. Это, как правило, обрекает беседу на неудачу.

Прежде всего требуется выяснить, в чем причины отклоняюще­гося от уставных правил поведения. Если воин осознает свои про­ступки и раскаивается в них, то следующим важным моментом со­беседования является совместное определение путей и приемов коренного улучшения поведения и личной дисциплинированнос­ти. Возможно, следует напомнить подчиненному о требованиях уставов Вооруженных сил РФ и соответствующих видах ответствен­ности военнослужащих, выразить ему доверие, показать доброже­лательное отношение к нему, выразить уверенность в его успехах в будущем.

Вместе с тем необходимо тактично разъяснить, что избавление от отрицательных привычек, наклонностей, поступков и формиро­вание положительных черт характера, волевых качеств — дело тру­

доемкое. Здесь нужны повседневная самокритичная работа над со­бой, волевые усилия, старание, постоянное стремление выполнить порученное задание точно и своевременно.

В итоге солдат должен уяснить, что его задача заключается в том, чтобы воспитать в себе исполнительность, умение подчинять свою волю интересам службы.

Откровенный, душевный разговор, безусловно, оказывает по­ложительное влияние на недисциплинированного солдата и явля­ется средством предупреждения проступков с его стороны.

Индивидуальные беседы с военнослужащими по вопросам лич­ной дисциплинированности следует учитывать в дневнике педаго­гических наблюдений и систематически интересоваться их поведе­нием, отношением к военной службе.

2.2.2.2. Доклад
Доклад—это устное выступление, в кото ром излагается содержание того или иного основополагающего документа, освещаются вопросы практической деятельности, дается анализ состояния дел и ставятся конкретные задачи. В связи с этим общей особенностью подготовки доклада является глубокое и всестороннее изучение не только необходимой литературы, но и состояния дел в подразделе­нии, части, анализ фактического материал.

В практике воспитательной работы в зависимости от целей и состава аудитории доклады делаются:

- на собраниях личного состава подразделения. Здесь офицеры, прапорщики ставят практические, деловые вопросы, объединен­ные в общую тему, анализируют итоги работы воинов за опреде­ленный период боевой и специальной подготовки, обобщают пере­довой опыт отдельных военнослужащих и в целом коллективов, отмечают общие недостатки и вскрывают их причины, ставят кон­кретные задачи по их устранению;

- на торжественных собраниях, посвященных определенной зна­менательной дате или всенародному празднику. В этом случае док­лад носит призывный характер, в нем дается оценка торжествен­ной даты, краткий исторический обзор, характеристика современ­ного международного и внутреннего положения страны, популяри­зируются достижения воинского коллектива и отличников учебы, кратко говорится об основных недостатках в учебе и в заключение ставятся конкретные задачи;

- инструктивные доклады имеют целью не только поставить зада­чи офицерам, прапорщикам, сержантам, руководителям групп ОГП, но и научить их методике выполнения этих задач;

- доклады на теоретических, методических, научно-технических конференциях имеют целью довести научно-теоретически и прак­тически обоснованное сообщение по определенной теме и внести конкретные предложения по их применению.

Иногда доклады применяются как одна из форм самостоятель­ного выступления, не связанного с собраниями или конференция­ми, например доклад о текущем моменте и задачах, вытекающих из него.


Методика выступления с докладом в основном та же, что и ме­тодика подготовки и чтения лекции. Однако вместо вопросов в док­ладе чаще всего стоят разделы или направления, которые составля­ют структуру доклада. При подготовке к докладу еще большее зна­чение приобретает глубокое, всестороннее изучение фактического материала, отбор наиболее важных и достоверных примеров как базы для обобщения и выводов. Докладчику нужно определить, что воинам может быть известно, а о чем они услышат впервые. Это новое, а также обобщения и выводы по известным фактам и представляют для них наибольший интерес.

Серьезный ущерб делу приносит использование недостаточно достоверных фактов, а также необоснованных прогнозов. Не имея под собой научной основы, такие «пророчества» вводят людей в

заблуждение, вызывают возражения и путаницу в их умах, порож­дают недоверие к докладчику.

В ходе доклада при изложении основных вопросов рекоменду­ется использовать соответствующие цифровые таблицы, схемы, диаграммы и другие средства наглядности, что позволяет повышать образность данного выступления.

По времени продолжительность доклада значительно меньше лекции и составляет, как правило, 30—50 минут. Докладчику во всех случаях необходимо следить за регламентом.
2.2.2.3. Митинг личного состава
Данная форма представляет собой массовое собрание войсковой части для обсуждения злободневных вопросов, одна из эффектив­ных форм воспитательной работы по моби­лизации воинов на решение конкретных задач.

Являясь формой массовой работы, митинги не потеряли своего значения и в настоящее время. Они проводятся в тех случаях, когда . необходимо оперативно информировать весь личный состав о вы­дающихся событиях внутренней и международной жизни, мобили­зовать воинов на решение важных практических задач боевой и специальной подготовки. В частности, митинги проводятся в связи с принятием важнейших решений Президентом РФ и Правитель­ством РФ, перед началом нового учебного года, накануне тактико-специальных учений, боевых стрельб, по случаю вручения прави­