Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поставление, обобщение, личный показ, опора на личный опьт воспитуемых и др.
Убеждение осуществляется прежде всего путем разъяснения. Разъяснить — значит добиться, чтобы военнослужащие глубоко осознали сущность определенных понятий, документов, явлений, событий, умели дать им правильную оценку, определить свое отношение к ним.
Для того чтобы военнослужащие поняли тот или иной вопрос,
порой необходимо разъяснять его несколько раз, и надо делать это
терпеливо. Чтобы добиться доходчивости при разъяснении тех или
иных положений, надо искать новые приемы, подбирать вырази
тельные факты.
В воспитательной работе очень важны умения офицеров и прапорщиков аргументированно опровергать те убеждения военнослужащих, которые носят ошибочный или ненаучный характер. Эта работа очень трудная, но необходимая в воспитании.
Большой силой доказательности обладают факты, примеры, их анализ, обобщение. Однако факты являются хорошим средством убеждения, если они точны, неоспоримы. Для аргументированного убеждения следует также прибегать к сравнению.
В процессе убеждения некоторые военнослужащие могут не согласиться к мыслями убеждающего, вступить в полемику с ним. В таких случаях офицеры и прапорщики должны проявлять выдержку, внимательность, стремиться правильно понять мысли того, кто возражает, не искажать их смысл, а спокойно, терпеливо и убедительно доказать свою правоту. Здесь необходимо проявлять такт и чуткость, вежливость и спокойствие.
Реализация всех требований метода убеждения — дело кропотливое и сложное. Но только четкое соблюдение всех условий эффективного применения данного метода повышает его воспитательные возможности и способствует успешному решению задачи воспитания у военнослужащих высокой сознательности, убежденности и ответственности.
3.2. Метод примера
Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В условиях армии пример командиров, начальников, офицеров, прапорщиков и сержантов оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания.
В системе методов воспитания метод примера рассматривается
как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения. Пример командиров, товарищей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на окружающих, когда он является отражением их внутренней сущности.
Определенную воспитательную роль играют примеры жизни и подвигов исторических личностей, выдающихся, общепризнанных обществом людей современной жизни, художественные образы, запечатленные в литературе и искусстве.
В процессе воспитания метод примера выполняет ряд функций: убеждает; организует; выполняет роль идеала, в соответствии с которым формируется личность воина и коллектив в целом; выступает в роли условия для самовоспитания и саморазвития воинов; служит материалом для выработки обобщенных знаний; стимулом творческой деятельности и средством вдохновения (средством поднятия боевого духа воинов в экстремальной боевой обстановке).
Педагогическая эффективность примера в воспитании достигается при выполнении следующих педагогических условий:
3.3. Метод упражнения
В воспитании воина большое значение имеет формирование силы воли, смелости, решительности, инициативности, физической силы, выносливости, нравственных привычек, которые соответствуют требованиям общества и содействует претворению нравственных принципов в жизнь. Развитие и совершенствование этих качеств достигается прежде всего методом упражнения.
Использование этого метода в воспитании означает такую организацию службы, учебы и всей жизни воинов, которая позволяет им успешно решать служебно-боевые задачи, приобретать опыт, создавать традиции правильного поведения.
Особое внимание необходимо уделять строгому выполнению требований законов РФ, уставов, приказов, распоряжений и соблюдению формы одежды.
Малейшие отступления от установленных норм ведут к образованию нравственных привычек, подрывающих дисциплинированность воина.
Лучшей школой воспитания, дающей возможность наиболее эффективного приобретения воинами необходимых привычек и качеств, является боевая учеба и уставная служба. В ходе занятий, обслуживания вооружения и техники, несения боевого дежурства, караульной, и внутренней службы воины закаляются морально и физически, накапливают и закрепляют опыт дисциплинированного поведения, формируется их морально-психологическая устойчивость к изменяющимся обстоятельствам. В процессе боевой учебы создаются условия, в которых военнослужащие обязаны проявлять определенные положительные качества. А. С. Макаренко это требование сформулировал следующим образом: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости».
Эффективность применения метода зависит от учета конкретных требований, среди которых выделяются:
3.4. Метод поощрения
Поощрение как метод—это система средств и приемов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчиненного со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов.
В качестве поощрений могут применяться различные средства: выражение положительного отношения (приветливая улыбка, дружеский жест); одобрение; похвала, осуществляемая словами «молодец», «пра-
вильно», «верно», или разбор действий, поступка воина; выражение доверия (например, поручение наиболее ответственного дела). Важно, чтобы человек понимал, что поручение это есть доверие ему, удовлетворение определенных интересов и потребностей воина (например, подарок — интересная книга, нужная в быту вещь, организация коллективного выхода в театр, кино, на природу, экскурсию и пр.); «авансированность» личности. Этот термин введен А.С. Макаренко и означает предоставление воспитаннику определенного блага, высказывания положительного мнения о нем, если даже он этого в полной мере еще не заслуживает. Оно дается в счет будущих заслуг, проектируя, прогнозируя успех воина, и выступает для него как бы моральной обязанностью оправдать доверие командира.
Поощрение — это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определенных педагогических требований, которыми являются:
1) систематичность поощрения всех категорий военнослужащих;
2) обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых форм поощрения. Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учебу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие. При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность;
3) своевременность поощрения как стимул последующей активности воина;
4) гласность поощрения. Весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрен их товарищ. Это побуждает воинов следовать примеру лучших;
5) широкое использование разнообразных видов поощрения. Каждый командир обладает правом поощрения по отношению к подчиненным. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно.
3.5. Метод принуждения
Принуждение является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников.
Необходимость принуждения обусловлена сложностью процесса воспитания, важностью преодоления противоречия между должным и реальным в поведении воинов. Принуждение как метод воспитания реализуется путем категоричного требования, запрещения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответственности, наложения взыскания.
Видами этого метода являются: принуждение — упражнение; принуждение — условность; принуждение — изменение отношения; принуждение — наказание.
Эффективность мер принуждения в воспитании воина зависит от учета ряда педагогических требований. Основные из них:
1) обоснованность и необходимость принуждения в конкретной обстановке. Офицеру и прапорщику необходимо быть особенно внимательным при объявлении первого взыскания;
2) справедливость наказания, его соответствие виней тяжести проступка. Внимательное выяснение причин, мотивов проступка, а также осознание вины нарушителем повышают воспитательные возможности мер принуждения;
3) важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Заслуживает внимания совет М.И. Драгомирова: «За проступок накажи — забудь»;
4) своевременность наложения взыскания. В каждом конкретном случае подход строго индивидуален;
5) гласность взыскания. Гласность обеспечивает воспитание провинившегося, служит предупреждением для остальных;
6) обязательность исполнения объявленных мер взыскания;
7) сочетание принуждения с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением;
8) не накладывать взыскания на весь личный состав подразделения вместо провинившегося.
«Вообще в области наказания, — учил А.С. Макаренко, -... нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».
3.6. Метод самовоспитания
В процессе воспитания очень многое зависит от самого военнослужащего. Без настойчивой работы военнослужащего над формированием собственной личности эффективность процесса воспитания будет невысокой. В каждом человеке заложено стремление к собственному развитию. Эту потребность необходимо развивать, дать ей правильное направление.
Важнейшими условиями саморазвития личности являются направленность жизненной позиции, овладение приемами самовоспитания и проявление волевых качеств. Самовоспитание — особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Оно является следствием хорошо организованного воспитания и способствует повышению его эффективности.
Поэтому командир в индивидуальном порядке (как правило) или в рамках групповых форм работы с личным составом может предложить своим подчиненным те или способы самовоспитания, а также указать направления работы над собой, т. е. над какими качествами личности следует работать и какими приемами можно достичь желаемого результата.
Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к службе, к окружающим, к себе. Оно может осуществляться путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и самопринуждения.
Самоанализ позволяет глубже разобраться в собственных желаниях, устремлениях, сомнениях, способствует объективному ответу на вопрос: «Кто есть я?»
Убеждение осуществляется прежде всего путем разъяснения. Разъяснить — значит добиться, чтобы военнослужащие глубоко осознали сущность определенных понятий, документов, явлений, событий, умели дать им правильную оценку, определить свое отношение к ним.
Для того чтобы военнослужащие поняли тот или иной вопрос,
порой необходимо разъяснять его несколько раз, и надо делать это
терпеливо. Чтобы добиться доходчивости при разъяснении тех или
иных положений, надо искать новые приемы, подбирать вырази
тельные факты.
В воспитательной работе очень важны умения офицеров и прапорщиков аргументированно опровергать те убеждения военнослужащих, которые носят ошибочный или ненаучный характер. Эта работа очень трудная, но необходимая в воспитании.
Большой силой доказательности обладают факты, примеры, их анализ, обобщение. Однако факты являются хорошим средством убеждения, если они точны, неоспоримы. Для аргументированного убеждения следует также прибегать к сравнению.
В процессе убеждения некоторые военнослужащие могут не согласиться к мыслями убеждающего, вступить в полемику с ним. В таких случаях офицеры и прапорщики должны проявлять выдержку, внимательность, стремиться правильно понять мысли того, кто возражает, не искажать их смысл, а спокойно, терпеливо и убедительно доказать свою правоту. Здесь необходимо проявлять такт и чуткость, вежливость и спокойствие.
Реализация всех требований метода убеждения — дело кропотливое и сложное. Но только четкое соблюдение всех условий эффективного применения данного метода повышает его воспитательные возможности и способствует успешному решению задачи воспитания у военнослужащих высокой сознательности, убежденности и ответственности.
3.2. Метод примера
Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В условиях армии пример командиров, начальников, офицеров, прапорщиков и сержантов оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания.
В системе методов воспитания метод примера рассматривается
как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения. Пример командиров, товарищей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на окружающих, когда он является отражением их внутренней сущности.
Определенную воспитательную роль играют примеры жизни и подвигов исторических личностей, выдающихся, общепризнанных обществом людей современной жизни, художественные образы, запечатленные в литературе и искусстве.
В процессе воспитания метод примера выполняет ряд функций: убеждает; организует; выполняет роль идеала, в соответствии с которым формируется личность воина и коллектив в целом; выступает в роли условия для самовоспитания и саморазвития воинов; служит материалом для выработки обобщенных знаний; стимулом творческой деятельности и средством вдохновения (средством поднятия боевого духа воинов в экстремальной боевой обстановке).
Педагогическая эффективность примера в воспитании достигается при выполнении следующих педагогических условий:
-
создание нравственного содержания образа, примера (образца, идеала) для подражания; -
отбор и анализ подлинных образцов социальных ценностей; -
возможность повторения опыта; -
самокритичность и самоанализ чувств и поступков военнослужащих; -
подлинный авторитет офицеров-воспитателей, уровень их педагогической культуры, такта и военно-профессионального мастерства.
3.3. Метод упражнения
В воспитании воина большое значение имеет формирование силы воли, смелости, решительности, инициативности, физической силы, выносливости, нравственных привычек, которые соответствуют требованиям общества и содействует претворению нравственных принципов в жизнь. Развитие и совершенствование этих качеств достигается прежде всего методом упражнения.
Использование этого метода в воспитании означает такую организацию службы, учебы и всей жизни воинов, которая позволяет им успешно решать служебно-боевые задачи, приобретать опыт, создавать традиции правильного поведения.
Особое внимание необходимо уделять строгому выполнению требований законов РФ, уставов, приказов, распоряжений и соблюдению формы одежды.
Малейшие отступления от установленных норм ведут к образованию нравственных привычек, подрывающих дисциплинированность воина.
Лучшей школой воспитания, дающей возможность наиболее эффективного приобретения воинами необходимых привычек и качеств, является боевая учеба и уставная служба. В ходе занятий, обслуживания вооружения и техники, несения боевого дежурства, караульной, и внутренней службы воины закаляются морально и физически, накапливают и закрепляют опыт дисциплинированного поведения, формируется их морально-психологическая устойчивость к изменяющимся обстоятельствам. В процессе боевой учебы создаются условия, в которых военнослужащие обязаны проявлять определенные положительные качества. А. С. Макаренко это требование сформулировал следующим образом: «Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости».
Эффективность применения метода зависит от учета конкретных требований, среди которых выделяются:
-
определение целей и содержания упражнений с учетом времени и места их применения; -
умелое сочетание с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением; -
настойчивость и выдержка в достижении целей; всесторонний учет индивидуальных особенностей воинов; -
опора на армейскую общественность, воинский коллектив.
3.4. Метод поощрения
Поощрение как метод—это система средств и приемов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчиненного со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов.
В качестве поощрений могут применяться различные средства: выражение положительного отношения (приветливая улыбка, дружеский жест); одобрение; похвала, осуществляемая словами «молодец», «пра-
вильно», «верно», или разбор действий, поступка воина; выражение доверия (например, поручение наиболее ответственного дела). Важно, чтобы человек понимал, что поручение это есть доверие ему, удовлетворение определенных интересов и потребностей воина (например, подарок — интересная книга, нужная в быту вещь, организация коллективного выхода в театр, кино, на природу, экскурсию и пр.); «авансированность» личности. Этот термин введен А.С. Макаренко и означает предоставление воспитаннику определенного блага, высказывания положительного мнения о нем, если даже он этого в полной мере еще не заслуживает. Оно дается в счет будущих заслуг, проектируя, прогнозируя успех воина, и выступает для него как бы моральной обязанностью оправдать доверие командира.
Поощрение — это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определенных педагогических требований, которыми являются:
1) систематичность поощрения всех категорий военнослужащих;
2) обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых форм поощрения. Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учебу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие. При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность;
3) своевременность поощрения как стимул последующей активности воина;
4) гласность поощрения. Весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрен их товарищ. Это побуждает воинов следовать примеру лучших;
5) широкое использование разнообразных видов поощрения. Каждый командир обладает правом поощрения по отношению к подчиненным. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно.
3.5. Метод принуждения
Принуждение является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников.
Необходимость принуждения обусловлена сложностью процесса воспитания, важностью преодоления противоречия между должным и реальным в поведении воинов. Принуждение как метод воспитания реализуется путем категоричного требования, запрещения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответственности, наложения взыскания.
Видами этого метода являются: принуждение — упражнение; принуждение — условность; принуждение — изменение отношения; принуждение — наказание.
Эффективность мер принуждения в воспитании воина зависит от учета ряда педагогических требований. Основные из них:
1) обоснованность и необходимость принуждения в конкретной обстановке. Офицеру и прапорщику необходимо быть особенно внимательным при объявлении первого взыскания;
2) справедливость наказания, его соответствие виней тяжести проступка. Внимательное выяснение причин, мотивов проступка, а также осознание вины нарушителем повышают воспитательные возможности мер принуждения;
3) важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Заслуживает внимания совет М.И. Драгомирова: «За проступок накажи — забудь»;
4) своевременность наложения взыскания. В каждом конкретном случае подход строго индивидуален;
5) гласность взыскания. Гласность обеспечивает воспитание провинившегося, служит предупреждением для остальных;
6) обязательность исполнения объявленных мер взыскания;
7) сочетание принуждения с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением;
8) не накладывать взыскания на весь личный состав подразделения вместо провинившегося.
«Вообще в области наказания, — учил А.С. Макаренко, -... нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».
3.6. Метод самовоспитания
В процессе воспитания очень многое зависит от самого военнослужащего. Без настойчивой работы военнослужащего над формированием собственной личности эффективность процесса воспитания будет невысокой. В каждом человеке заложено стремление к собственному развитию. Эту потребность необходимо развивать, дать ей правильное направление.
Важнейшими условиями саморазвития личности являются направленность жизненной позиции, овладение приемами самовоспитания и проявление волевых качеств. Самовоспитание — особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Оно является следствием хорошо организованного воспитания и способствует повышению его эффективности.
Поэтому командир в индивидуальном порядке (как правило) или в рамках групповых форм работы с личным составом может предложить своим подчиненным те или способы самовоспитания, а также указать направления работы над собой, т. е. над какими качествами личности следует работать и какими приемами можно достичь желаемого результата.
Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к службе, к окружающим, к себе. Оно может осуществляться путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и самопринуждения.
Самоанализ позволяет глубже разобраться в собственных желаниях, устремлениях, сомнениях, способствует объективному ответу на вопрос: «Кто есть я?»