Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поставление, обобщение, личный показ, опора на личный опьт воспитуемых и др.

Убеждение осуществляется прежде всего путем разъяснения. Разъяснить — значит добиться, чтобы военнослужащие глубоко осознали сущность определенных понятий, документов, явлений, событий, умели дать им правильную оценку, определить свое от­ношение к ним.

Для того чтобы военнослужащие поняли тот или иной вопрос,
порой необходимо разъяснять его несколько раз, и надо делать это
терпеливо. Чтобы добиться доходчивости при разъяснении тех или
иных положений, надо искать новые приемы, подбирать вырази­
тельные факты.

В воспитательной работе очень важны умения офицеров и пра­порщиков аргументированно опровергать те убеждения военно­служащих, которые носят ошибочный или ненаучный характер. Эта работа очень трудная, но необходимая в воспитании.

Большой силой доказательности обладают факты, примеры, их анализ, обобщение. Однако факты являются хорошим средством убеждения, если они точны, неоспоримы. Для аргументированного убеждения следует также прибегать к сравнению.

В процессе убеждения некоторые военнослужащие могут не со­гласиться к мыслями убеждающего, вступить в полемику с ним. В таких случаях офицеры и прапорщики должны проявлять выдерж­ку, внимательность, стремиться правильно понять мысли того, кто возражает, не искажать их смысл, а спокойно, терпеливо и убеди­тельно доказать свою правоту. Здесь необходимо проявлять такт и чуткость, вежливость и спокойствие.

Реализация всех требований метода убеждения — дело кропот­ливое и сложное. Но только четкое соблюдение всех условий эф­фективного применения данного метода повышает его воспитательные возможности и способствует успешному решению задачи вос­питания у военнослужащих высокой сознательности, убежденнос­ти и ответственности.
3.2. Метод примера
Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В ус­ловиях армии пример командиров, начальни­ков, офицеров, прапорщиков и сержантов оказывает систематичес­кое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания.

В системе методов воспитания метод примера рассматривается
как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения. Пример командиров, товари­щей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воз­действие на окружающих, когда он является отражением их внут­ренней сущности.

Определенную воспитательную роль играют примеры жизни и подвигов исторических личностей, выдающихся, общепризнанных обществом людей современной жизни, художественные образы, за­печатленные в литературе и искусстве.

В процессе воспитания метод примера выполняет ряд функций: убеждает; организует; выполняет роль идеала, в соответствии с ко­торым формируется личность воина и коллектив в целом; выступает в роли условия для самовоспитания и саморазвития воинов; служит материалом для выработки обобщенных знаний; стимулом творчес­кой деятельности и средством вдохновения (средством поднятия бое­вого духа воинов в экстремальной боевой обстановке).

Педагогическая эффективность примера в воспитании достига­ется при выполнении следующих педагогических условий:

  • созда­ние нравственного содержания образа, примера (образца, идеала) для подражания;

  • отбор и анализ подлинных образцов социальных ценностей;

  • возможность повторения опыта;

  • самокритичность и са­моанализ чувств и поступков военнослужащих;

  • подлинный авто­ритет офицеров-воспитателей, уровень их педагогической культу­ры, такта и военно-профессионального мастерства.


3.3. Метод упражнения
В воспитании воина большое значение имеет формирование силы воли, смелости, ре­шительности, инициативности, физической силы, выносливости, нравственных привычек, которые соответству­ют требованиям общества и содействует претворению нравствен­ных принципов в жизнь. Развитие и совершенствование этих ка­честв достигается прежде всего методом упражнения.

Использование этого метода в воспитании означает такую орга­низацию службы, учебы и всей жизни воинов, которая позволяет им успешно решать служебно-боевые задачи, приобретать опыт, создавать традиции правильного поведения.

Особое внимание необходимо уделять строгому выполнению тре­бований законов РФ, уставов, приказов, распоряжений и соблюде­нию формы одежды.



Малейшие отступления от установленных норм ведут к образо­ванию нравственных привычек, подрывающих дисциплинирован­ность воина.

Лучшей школой воспитания, дающей возможность наиболее эф­фективного приобретения воинами необходимых привычек и качеств, является боевая учеба и уставная служба. В ходе занятий, обслужи­вания вооружения и техники, несения боевого дежурства, карауль­ной, и внутренней службы воины закаляются морально и физически, накапливают и закрепляют опыт дисциплинированного поведения, формируется их морально-психологическая устойчивость к изменя­ющимся обстоятельствам. В процессе боевой учебы создаются усло­вия, в которых военнослужащие обязаны проявлять определенные положительные качества. А. С. Макаренко это требование сформу­лировал следующим образом: «Нельзя воспитать мужественного че­ловека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог про­явить мужество, все равно в чем, — в сдержанности, в прямом от­крытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости».

Эффективность применения метода зависит от учета конкрет­ных требований, среди которых выделяются:

  • определение целей и содержания упражнений с учетом времени и места их применения;

  • умелое сочетание с другими методами воспитания, в первую оче­редь с убеждением;

  • настойчивость и выдержка в достижении це­лей; всесторонний учет индивидуальных особенностей воинов;

  • опо­ра на армейскую общественность, воинский коллектив.


3.4. Метод поощрения
Поощрение как метод—это система средств и приемов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их ус­пехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свиде­тельство одобрений подчиненного со стороны командира и побуж­дения его к их повторению или достижению более высоких резуль­татов.

В качестве поощрений могут применяться различные средства: выра­жение положительного отношения (приветливая улыбка, дружеский жест); одобрение; похвала, осуществляемая словами «молодец», «пра-

вильно», «верно», или разбор действий, поступка воина; выраже­ние доверия (например, поручение наиболее ответственного дела). Важно, чтобы человек понимал, что поручение это есть доверие ему, удовлетворение определенных интересов и потребностей воина (на­пример, подарок — интересная книга, нужная в быту вещь, органи­зация коллективного выхода в театр, кино, на природу, экскурсию и пр.); «авансированность» личности. Этот термин введен А.С. Мака­ренко и означает предоставление воспитаннику определенного бла­га, высказывания положительного мнения о нем, если даже он этого в полной мере еще не заслуживает. Оно дается в счет будущих зас­луг, проектируя, прогнозируя успех воина, и выступает для него как бы моральной обязанностью оправдать доверие командира.


Поощрение — это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определен­ных педагогических требований, которыми являются:

1) систематичность поощрения всех категорий военнослужащих;

2) обоснованность (педагогическая целесообразность) и справед­ливость применяемых форм поощрения. Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учебу; активное участие в создании материально-технической базы; доб­росовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие. При этом военнослу­жащий должен поощряться не только за высокий результат, но преж­де всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творче­ство, сознательную активность;

3) своевременность поощрения как стимул последующей активно­сти воина;

4) гласность поощрения. Весь личный состав подразделения дол­жен знать, за что и как поощрен их товарищ. Это побуждает вои­нов следовать примеру лучших;

5) широкое использование разнообразных видов поощрения. Каж­дый командир обладает правом поощрения по отношению к подчи­ненным. Практика свидетельствует, что они используются далеко не полно.
3.5. Метод принуждения
Принуждение является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников.

Необходимость принуждения обусловлена сложностью процес­са воспитания, важностью преодоления противоречия между дол­жным и реальным в поведении воинов. Принуждение как метод воспитания реализуется путем категоричного требования, запре­щения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответствен­ности, наложения взыскания.

Видами этого метода являются: при­нуждение — упражнение; принуждение — условность; принужде­ние — изменение отношения; принуждение — наказание.

Эффективность мер принуждения в воспитании воина зависит от учета ряда педагогических требований. Основные из них:

1) обоснованность и необходимость принуждения в конкретной обстановке. Офицеру и прапорщику необходимо быть особенно внимательным при объявлении первого взыскания;


2) справедливость наказания, его соответствие виней тяжести про­ступка. Внимательное выяснение причин, мотивов проступка, а также осознание вины нарушителем повышают воспитательные воз­можности мер принуждения;

3) важна не строгость наказания, а его неотвратимость. Заслужи­вает внимания совет М.И. Драгомирова: «За проступок накажи — забудь»;

4) своевременность наложения взыскания. В каждом конкретном случае подход строго индивидуален;

5) гласность взыскания. Гласность обеспечивает воспитание про­винившегося, служит предупреждением для остальных;

6) обязательность исполнения объявленных мер взыскания;

7) сочетание принуждения с другими методами воспитания, в пер­вую очередь с убеждением;

8) не накладывать взыскания на весь личный состав подразделе­ния вместо провинившегося.

«Вообще в области наказания, — учил А.С. Макаренко, -... нужно всегда помнить правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».
3.6. Метод самовоспитания
В процессе воспитания очень многое зависит от самого военнослужащего. Без настойчивой работы военнослужащего над форми­рованием собственной личности эффектив­ность процесса воспитания будет невысокой. В каждом человеке заложено стремление к собственному развитию. Эту потребность необходимо развивать, дать ей правильное направление.

Важнейшими условиями саморазвития личности являются на­правленность жизненной позиции, овладение приемами самовоспитания и проявление волевых качеств. Самовоспитание — осо­бый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Оно является следствием хорошо организованного воспитания и способствует повышению его эффективности.

Поэтому командир в индивидуальном порядке (как правило) или в рамках групповых форм работы с личным составом может пред­ложить своим подчиненным те или способы самовоспитания, а так­же указать направления работы над собой, т. е. над какими каче­ствами личности следует работать и какими приемами можно дос­тичь желаемого результата.

Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к службе, к окружающим, к себе. Оно может осуществляться путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и само­принуждения.

Самоанализ позволяет глубже разобраться в собственных жела­ниях, устремлениях, сомнениях, способствует объективному отве­ту на вопрос: «Кто есть я?»