Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сюжетно-организационном единстве, при котором в целостной последовательности действий устных выступлений, оценок поступков воинов, зрительных образов, различных сценических эффектов и приемов обеспечиваются сравнимость результатов положительных достижений, а следовательно, и возможность повторить лучшее.
Каждый такой вечер должен быть событием, по-своему индивидуальным и неповторимым, как неповторимы и индивидуальны судьбы и поступки, воинские специальности и стиль работы, достижения и опыт тех, кому посвящаются эти мероприятия.
Чтобы добиться оригинальности, полного раскрытия гаммы чувств, характеризующих чествуемых, надо немало поработать, приложить старание, проявить выдумку и творчество.
По своему назначению, методике подготовки и проведению вечер-портрет и вечер-чествование имеют много общего. В основе сценария того и другого реальная жизнь, конкретные достижения и опыт военнослужащих или целых воинских коллективов. Поэтому при их организации далеко не всегда можно использовать готовые сценарные разработки, как это иногда делается при проведении некоторых тематических вечеров. Сценарии вечеров-портретов и вечеров-чествований должны быть индивидуализированными, оригинальными, созданными самими организаторами на документальной основе с широким использованием литературно-художественных материалов.
2.2.2.12. Слет солдатских матерей
Слет (День) солдатских матерей проводится на базе войсковой части, во время призыва, один — два раза в год. Слет солдатских матерей — очень важное мероприятие для воспитания военнослужащих. Слет (День) солдатских матерей планируется и тщательно организуется заранее. Через военкоматы родители молодых солдат оповещаются о порядке проведения и организации данного мероприятия. В числе приглашенных могут быть близкие родственники воинов.
В плане проведения Слета (Дня) солдатских матерей организаторы должны учесть: порядок размещения приглашенных, вопросы встречи, транспорта и общих мероприятий для приглашенных, порядок увольнения солдат, а также другие общие вопросы. В общем плане проведения Слета (Дня) солдатских матерей особое внимание следует уделить мероприятиям, проводимым на территории части. К этим мероприятиям относятся:
- общее собрание военнослужащих части с участием гостей, на котором могли бы выступить и командование части, и сами приглашенные;
- посещение приглашенными казарменных помещений, общежитий, учебных классов, клуба, спортивного городка, плаца, тренажеров и других помещений;
- посещение столовой.
Посещение столовой гостями — одно из самых важных мероприятий. Если у командования есть возможность, то хорошо бы провести обед для гостей и солдат воинской части. При посещении столовой необходимо ознакомить гостей с нормами солдатского пайка, с меню завтрака, обеда, ужина, показать процесс приготовления пищи, условия хранения и выдачи продуктов.
Во время проведения Слета (Дня) солдатских матерей у офицеров и прапорщиков есть возможность побеседовать с родителями солдат, выяснить особенности развития (воспитания) конкретных военнослужащих, определить систему связей с родителями, решить личные вопросы (просьбы), которые, возможно, возникнут в процессе общения.
2.2.2.13. День открытых дверей
День открытых дверей проводится, как правило, один-два раза в год, в масштабе воинской части. Как показала практика, День открытых дверей целесообразнее проводить к
какой-либо знаменательной дате, например: принятие присяги молодым пополнением, День воинской части, День города, День защитника Отечества и др.
Из наиболее подготовленных офицеров назначаются экскурсоводы, которые проводят гостей по территории части, рассказывают им об истории части, ходе выполнения поставленных перед личным составом задач. Во время Дня открытых дверей проводятся лекции, открытые слушания, посвященные тематике Дня открытых дверей, спортивно-массовые мероприятия, организуются концерты с участием самодеятельности подразделений, артистов и деятелей культуры. Во время этих мероприятий выступают представители местных органов власти и военкоматов. Во многом День открытых дверей схож со Слетом (Днем) солдатских матерей, но особенность Дня открытых дверей в том, что он призван закрепить в сознании людей важность воинской службы, показать «лицо» воинской части.
2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы
Экскурсия (лат. — поездка), посещение достопримечательных и историко-героических объектов (памятников культуры, музеев и т.п.), является формой и методом приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии различаются:
а) по целям: учебные, культурно-просветительные, научные;
б) по тематике: в соответствии с содержанием объектов;
в) по месту расположения объектов: натурные, музейные.
Экскурсии играют большую роль в воспитании воинов, организуются частями в составе подразделений и проводятся по мере необходимости в музеи, комнаты Боевой славы, картинные галереи, на выставки, промышленные предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, по историческим местам и т.д.
Культпоходы организуются в театры, кинотеатры, Дворцы спорта, стадионы и другие культурно-досуговые учреждения с целью организованного отдыха личного состава и последующего обсуждения театральных постановок, концертов, кинофильмов, спортивных состязаний и т.д.
Культпоходы планируются в месячных планах, организуются и проводятся командирами и офицерами-воспитателями воинских частей и подразделений.
Для подготовки культпохода назначается организатор, который заранее приобретает и распространяет билеты, доводит до личного
состава время культпохода, название спектакля, кинофильма.
ВЫВОД по вопросу: необходимо отметить, что к организации воспитания подчиненных следует подходить творчески, учитывать в этом процессе не только его цели, но и условия, в которых необходимо применять тот или иной метод, организовать и провести соответствующую форму воспитания.
Логика воспитательного процесса, как подчеркивал А.С. Макаренко, требует, чтобы он прежде всего был до конца целесооб-
разным, не допускающим каких бы то ни было шаблонов. «Нет никаких непогрешимых средств, и нет средств обязательно порочных. В зависимости от обстоятельств, времени, особенности личности и коллектива, от таланта и подготовки исполнителей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюнктуры диапазон применения того или иного средства может увеличиваться до степени полной общности или уменьшаться до положения полного отрицания», — писал А.С. Макаренко. В воспитательной работе должна быть большая свобода выбора и маневрирования методами и формами, умение сочетать их, обеспечивать им большую гармоничную направленность в соответствии с современными требованиями.
3-й вопрос: Методы восптательной работы офицеров
В воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:
Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы.
Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение.
Методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.
Особое место воспитании военнослужащих отводится конкретным методам воспитания.
Под методами понимаются определенные способы достижения какой-либо цели. Следовательно
, метод воспитания — это совокупность средств, приемов (путь, способ) воздействия на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих с целью формирования у них необходимых качеств для выполнения воинского долга.
Наиболее успешно задачи воспитания решаются там, где систему методов воспитания творчески применяют в многообразии форм воспитательной работы. Ни один из методов и ни одна из форм воспитания не являются универсальными и не решают всех задач воспитания. Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания.
К числу важнейших методов воспитания военнослужащих относятся:
3.1. Метод убеждения
Метод убеждения — это основной метод воспитания воина, в процессе которого он формируется как личность. Убеждение — «главнейшая дорога человеческого воспитания», — писал К.Д. Ушинский. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, достоверные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.
При использовании метода убеждения необходимы: ясность, доходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использования метода убеждения зависит от обеспечения определенных усломеченную беседу иногда даже лучше перенести на более благоприятное время.
Искусство убеждения связано с умением офицеров и прапорщиков учитывать особенности различных категорий военнослужащих. Очень важно научиться подходить к каждому отдельному военнослужащему особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь попять особенности, своеобразные черты психологии каждого военнослужащего.
В практике воспитания накопилось много средств и приемов убеждения. К ним относятся разъяснение, доказательство, опровержение, информация, иллюстрация фактов и их сравнение, со
Каждый такой вечер должен быть событием, по-своему индивидуальным и неповторимым, как неповторимы и индивидуальны судьбы и поступки, воинские специальности и стиль работы, достижения и опыт тех, кому посвящаются эти мероприятия.
Чтобы добиться оригинальности, полного раскрытия гаммы чувств, характеризующих чествуемых, надо немало поработать, приложить старание, проявить выдумку и творчество.
По своему назначению, методике подготовки и проведению вечер-портрет и вечер-чествование имеют много общего. В основе сценария того и другого реальная жизнь, конкретные достижения и опыт военнослужащих или целых воинских коллективов. Поэтому при их организации далеко не всегда можно использовать готовые сценарные разработки, как это иногда делается при проведении некоторых тематических вечеров. Сценарии вечеров-портретов и вечеров-чествований должны быть индивидуализированными, оригинальными, созданными самими организаторами на документальной основе с широким использованием литературно-художественных материалов.
2.2.2.12. Слет солдатских матерей
Слет (День) солдатских матерей проводится на базе войсковой части, во время призыва, один — два раза в год. Слет солдатских матерей — очень важное мероприятие для воспитания военнослужащих. Слет (День) солдатских матерей планируется и тщательно организуется заранее. Через военкоматы родители молодых солдат оповещаются о порядке проведения и организации данного мероприятия. В числе приглашенных могут быть близкие родственники воинов.
В плане проведения Слета (Дня) солдатских матерей организаторы должны учесть: порядок размещения приглашенных, вопросы встречи, транспорта и общих мероприятий для приглашенных, порядок увольнения солдат, а также другие общие вопросы. В общем плане проведения Слета (Дня) солдатских матерей особое внимание следует уделить мероприятиям, проводимым на территории части. К этим мероприятиям относятся:
- общее собрание военнослужащих части с участием гостей, на котором могли бы выступить и командование части, и сами приглашенные;
- посещение приглашенными казарменных помещений, общежитий, учебных классов, клуба, спортивного городка, плаца, тренажеров и других помещений;
- посещение столовой.
Посещение столовой гостями — одно из самых важных мероприятий. Если у командования есть возможность, то хорошо бы провести обед для гостей и солдат воинской части. При посещении столовой необходимо ознакомить гостей с нормами солдатского пайка, с меню завтрака, обеда, ужина, показать процесс приготовления пищи, условия хранения и выдачи продуктов.
Во время проведения Слета (Дня) солдатских матерей у офицеров и прапорщиков есть возможность побеседовать с родителями солдат, выяснить особенности развития (воспитания) конкретных военнослужащих, определить систему связей с родителями, решить личные вопросы (просьбы), которые, возможно, возникнут в процессе общения.
2.2.2.13. День открытых дверей
День открытых дверей проводится, как правило, один-два раза в год, в масштабе воинской части. Как показала практика, День открытых дверей целесообразнее проводить к
какой-либо знаменательной дате, например: принятие присяги молодым пополнением, День воинской части, День города, День защитника Отечества и др.
Из наиболее подготовленных офицеров назначаются экскурсоводы, которые проводят гостей по территории части, рассказывают им об истории части, ходе выполнения поставленных перед личным составом задач. Во время Дня открытых дверей проводятся лекции, открытые слушания, посвященные тематике Дня открытых дверей, спортивно-массовые мероприятия, организуются концерты с участием самодеятельности подразделений, артистов и деятелей культуры. Во время этих мероприятий выступают представители местных органов власти и военкоматов. Во многом День открытых дверей схож со Слетом (Днем) солдатских матерей, но особенность Дня открытых дверей в том, что он призван закрепить в сознании людей важность воинской службы, показать «лицо» воинской части.
2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы
Экскурсия (лат. — поездка), посещение достопримечательных и историко-героических объектов (памятников культуры, музеев и т.п.), является формой и методом приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии различаются:
а) по целям: учебные, культурно-просветительные, научные;
б) по тематике: в соответствии с содержанием объектов;
в) по месту расположения объектов: натурные, музейные.
Экскурсии играют большую роль в воспитании воинов, организуются частями в составе подразделений и проводятся по мере необходимости в музеи, комнаты Боевой славы, картинные галереи, на выставки, промышленные предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, по историческим местам и т.д.
Культпоходы организуются в театры, кинотеатры, Дворцы спорта, стадионы и другие культурно-досуговые учреждения с целью организованного отдыха личного состава и последующего обсуждения театральных постановок, концертов, кинофильмов, спортивных состязаний и т.д.
Культпоходы планируются в месячных планах, организуются и проводятся командирами и офицерами-воспитателями воинских частей и подразделений.
Для подготовки культпохода назначается организатор, который заранее приобретает и распространяет билеты, доводит до личного
состава время культпохода, название спектакля, кинофильма.
ВЫВОД по вопросу: необходимо отметить, что к организации воспитания подчиненных следует подходить творчески, учитывать в этом процессе не только его цели, но и условия, в которых необходимо применять тот или иной метод, организовать и провести соответствующую форму воспитания.
Логика воспитательного процесса, как подчеркивал А.С. Макаренко, требует, чтобы он прежде всего был до конца целесооб-
разным, не допускающим каких бы то ни было шаблонов. «Нет никаких непогрешимых средств, и нет средств обязательно порочных. В зависимости от обстоятельств, времени, особенности личности и коллектива, от таланта и подготовки исполнителей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюнктуры диапазон применения того или иного средства может увеличиваться до степени полной общности или уменьшаться до положения полного отрицания», — писал А.С. Макаренко. В воспитательной работе должна быть большая свобода выбора и маневрирования методами и формами, умение сочетать их, обеспечивать им большую гармоничную направленность в соответствии с современными требованиями.
3-й вопрос: Методы восптательной работы офицеров
В воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:
Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы.
Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение.
Методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.
Особое место воспитании военнослужащих отводится конкретным методам воспитания.
Под методами понимаются определенные способы достижения какой-либо цели. Следовательно
, метод воспитания — это совокупность средств, приемов (путь, способ) воздействия на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих с целью формирования у них необходимых качеств для выполнения воинского долга.
Наиболее успешно задачи воспитания решаются там, где систему методов воспитания творчески применяют в многообразии форм воспитательной работы. Ни один из методов и ни одна из форм воспитания не являются универсальными и не решают всех задач воспитания. Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания.
К числу важнейших методов воспитания военнослужащих относятся:
-
убеждение; -
пример; -
упражнение; -
поощрение; -
принуждение; -
самовоспитание.
3.1. Метод убеждения
Метод убеждения — это основной метод воспитания воина, в процессе которого он формируется как личность. Убеждение — «главнейшая дорога человеческого воспитания», — писал К.Д. Ушинский. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, достоверные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.
При использовании метода убеждения необходимы: ясность, доходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использования метода убеждения зависит от обеспечения определенных усломеченную беседу иногда даже лучше перенести на более благоприятное время.
Искусство убеждения связано с умением офицеров и прапорщиков учитывать особенности различных категорий военнослужащих. Очень важно научиться подходить к каждому отдельному военнослужащему особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь попять особенности, своеобразные черты психологии каждого военнослужащего.
В практике воспитания накопилось много средств и приемов убеждения. К ним относятся разъяснение, доказательство, опровержение, информация, иллюстрация фактов и их сравнение, со