Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сюжетно-организационном единстве, при котором в целостной последовательности действий устных выступлений, оценок по­ступков воинов, зрительных образов, различных сценических эф­фектов и приемов обеспечиваются сравнимость результатов по­ложительных достижений, а следовательно, и возможность по­вторить лучшее.

Каждый такой вечер должен быть событием, по-своему индиви­дуальным и неповторимым, как неповторимы и индивидуальны судьбы и поступки, воинские специальности и стиль работы, дос­тижения и опыт тех, кому посвящаются эти мероприятия.

Чтобы добиться оригинальности, полного раскрытия гаммы чувств, характеризующих чествуемых, надо немало поработать, при­ложить старание, проявить выдумку и творчество.

По своему назначению, методике подготовки и проведению ве­чер-портрет и вечер-чествование имеют много общего. В основе сценария того и другого реальная жизнь, конкретные достижения и опыт военнослужащих или целых воинских коллективов. Поэтому при их организации далеко не всегда можно использовать готовые сценарные разработки, как это иногда делается при проведении некоторых тематических вечеров. Сценарии вечеров-портретов и вечеров-чествований должны быть индивидуализированными, ори­гинальными, созданными самими организаторами на документаль­ной основе с широким использованием литературно-художествен­ных материалов.

2.2.2.12. Слет солдатских матерей
Слет (День) солдатских матерей проводится на базе войсковой части, во время призыва, один — два раза в год. Слет солдатских ма­терей — очень важное мероприятие для вос­питания военнослужащих. Слет (День) сол­датских матерей планируется и тщательно организуется заранее. Через военкоматы родители молодых солдат оповещаются о порядке проведения и организации данного мероприятия. В числе при­глашенных могут быть близкие родственники воинов.

В плане проведения Слета (Дня) солдатских матерей организа­торы должны учесть: порядок размещения приглашенных, вопросы встречи, транспорта и общих мероприятий для приглашенных, по­рядок увольнения солдат, а также другие общие вопросы. В общем плане проведения Слета (Дня) солдатских матерей особое внима­ние следует уделить мероприятиям, проводимым на территории части. К этим мероприятиям относятся:

- общее собрание военнослужащих части с участием гостей, на котором могли бы выступить и командование части, и сами пригла­шенные;

- посещение приглашенными казарменных помещений, общежи­тий, учебных классов, клуба, спортивного городка, плаца, трена­жеров и других помещений;

- посещение столовой.

Посещение столовой гостями — одно из самых важных меро­приятий. Если у командования есть возможность, то хорошо бы провести обед для гостей и солдат воинской части. При посещении столовой необходимо ознакомить гостей с нормами солдатского пай­ка, с меню завтрака, обеда, ужина, показать процесс приготовле­ния пищи, условия хранения и выдачи продуктов.

Во время проведения Слета (Дня) солдатских матерей у офице­ров и прапорщиков есть возможность побеседовать с родителями солдат, выяснить особенности развития (воспитания) конкретных военнослужащих, определить систему связей с родителями, решить личные вопросы (просьбы), которые, возможно, возникнут в про­цессе общения.
2.2.2.13. День открытых дверей
День открытых дверей проводится, как пра­вило, один-два раза в год, в масштабе воин­ской части. Как показала практика, День от­крытых дверей целесообразнее проводить к

какой-либо знаменательной дате, например: принятие присяги мо­лодым пополнением, День воинской части, День города, День за­щитника Отечества и др.

Из наиболее подготовленных офицеров назначаются экскурсо­воды, которые проводят гостей по территории части, рассказывают им об истории части, ходе выполнения поставленных перед лич­ным составом задач. Во время Дня открытых дверей проводятся лекции, открытые слушания, посвященные тематике Дня откры­тых дверей, спортивно-массовые мероприятия, организуются концерты с участием самодеятельности подразделений, артистов и де­ятелей культуры. Во время этих мероприятий выступают предста­вители местных органов власти и военкоматов. Во многом День открытых дверей схож со Слетом (Днем) солдатских матерей, но особенность Дня открытых дверей в том, что он призван закрепить в сознании людей важность воинской службы, показать «лицо» во­инской части.
2.2.2.14. Экскурсии и культпоходы
Экскурсия (лат. — поездка), посещение достопримечательных и историко-героических объектов (памятников культуры, музеев и т.п.), является формой и методом приобретения знаний. Проводит­ся, как правило, коллективно под руководством специалиста-экс­курсовода. Экскурсии различаются:

а) по целям: учебные, культурно-просветительные, научные;

б) по тематике: в соответствии с содержанием объектов;

в) по месту расположения объектов: натурные, музейные.

Экскурсии играют большую роль в воспитании воинов, орга­низуются частями в составе подразделений и проводятся по мере необходимости в музеи, комнаты Боевой славы, картинные гале­реи, на выставки, промышленные предприятия, учебные заведе­ния, научно-исследовательские учреждения, по историческим ме­стам и т.д.

Культпоходы организуются в театры, кинотеатры, Дворцы спорта, стадионы и другие культурно-досуговые учреждения с целью организованного отдыха личного состава и последующего обсуж­дения театральных постановок, концертов, кинофильмов, спортив­ных состязаний и т.д.

Культпоходы планируются в месячных планах, организуются и проводятся командирами и офицерами-воспитателями воинских частей и подразделений.

Для подготовки культпохода назначается организатор, который заранее приобретает и распространяет билеты, доводит до личного
состава время культпохода, название спектакля, кинофильма.

ВЫВОД по вопросу: необходимо отметить, что к организации воспита­ния подчиненных следует подходить творчески, учитывать в этом процессе не только его цели, но и условия, в которых необходимо применять тот или иной метод, организовать и провести соответ­ствующую форму воспитания.

Логика воспитательного процесса, как подчеркивал А.С. Ма­каренко, требует, чтобы он прежде всего был до конца целесооб-

разным, не допускающим каких бы то ни было шаблонов. «Нет никаких непогрешимых средств, и нет средств обязательно по­рочных. В зависимости от обстоятельств, времени, особенности личности и коллектива, от таланта и подготовки исполнителей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюнктуры ди­апазон применения того или иного средства может увеличивать­ся до степени полной общности или уменьшаться до положения полного отрицания», — писал А.С. Макаренко. В воспитатель­ной работе должна быть большая свобода выбора и маневрирова­ния методами и формами, умение сочетать их, обеспечивать им большую гармоничную направленность в соответствии с совре­менными требованиями.
3-й вопрос: Методы восптательной работы офицеров
В воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:

Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы.

Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение.

Методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.

Особое место воспитании военнослужащих отводится конкретным мето­дам воспитания.

Под методами понимаются определенные способы достижения какой-либо цели. Следовательно
, метод воспитания — это сово­купность средств, приемов (путь, способ) воздействия на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащих с целью формирования у них необходимых качеств для выполнения воинского долга.

Наиболее успешно задачи воспитания решаются там, где систе­му методов воспитания творчески применяют в многообразии форм воспитательной работы. Ни один из методов и ни одна из форм воспитания не являются универсальными и не решают всех задач воспитания. Успешно задачи воспитания решаются благодаря твор­ческому применению всей системы методов воспитания.

К числу важнейших методов воспитания военнослужащих от­носятся:

  • убеждение;

  • пример;

  • упражнение;

  • поощрение;

  • принужде­ние;

  • самовоспитание.


3.1. Метод убеждения
Метод убеждения — это основной метод воспитания воина, в процессе которого он фор­мируется как личность. Убеждение — «глав­нейшая дорога человеческого воспитания», — писал К.Д. Ушинский. Убеждать — значит, опираясь на логические доводы, досто­верные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уве­ренность в истинности норм нравственности, правил воинской веж­ливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.

При использовании метода убеждения необходимы: ясность, до­ходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использова­ния метода убеждения зависит от обеспечения определенных усломеченную беседу иногда даже лучше перенести на более благо­приятное время.

Искусство убеждения связано с умением офицеров и прапор­щиков учитывать особенности различных категорий военнослужа­щих. Очень важно научиться подходить к каждому отдельному во­еннослужащему особенно терпеливо и осторожно, чтобы уметь попять особенности, своеобразные черты психологии каждого во­еннослужащего.

В практике воспитания накопилось много средств и приемов убеждения. К ним относятся разъяснение, доказательство, опро­вержение, информация, иллюстрация фактов и их сравнение, со­