Файл: Занятие Основные формы и методы воспитательной работы офицера.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Самонаблюдение — умение оценивать свои действия, поступки и отношения со стороны, как бы глазами другого человека. Перио­дически фиксируя внимание на своих состояниях, военнослужа­щий начинает лучше ориентироваться в тех или иных ситуациях.

Самооценка—единство знания самого себя и отношения к себе. Она включает определение собственных качеств, мотивов и целей поведения, их осознание и оценочное к ним отношение, умение оценить свои силы и возможности, соотнести их с внешними усло­виями, требованиями окружающей среды, самостоятельно ставить перед собой ту иную цель.

Особое место в системе самовоспитания занимает самовнуше­ние. Образно говоря, самовнушение — это мощной рычаг, много­кратно увеличивающий власть над самим собой.

Психологическая сущность этого приема — пробудить и укре­пить веру в себя, в свои способности преодолеть любые преграды на пути к желаемой цели. Техника самовнушения строится на прин­ципах аутогенной тренировки и состоит из словесных предписа­ний: «должен — хочу — могу — есть». Например: «Я должен быть организованным!», «Я хочу быть организованным!», «Я могу быть организованным!», «Я стал организованным!» Проводить такую тренировку целесообразно перед сном и при пробуждении по че­тыре—пять раз подряд с временными интервалами в две—три ми­нуты. При достижении успеха через несколько месяцев аутотренинг может быть переключен на другие актуальные стороны совер­шенствования: выработку аккуратности, точности, уравновешен­ности. Следует учитывать правила, которые повышают действен­ность аутогенной тренировки: составленный текст должен ясно и точно отражать цель самовнушения; произносимые фразы должны быть лаконичны (как бы сказаны на одном дыхании); фразы долж­ны произноситься только в утвердительной форме.

Приемы самопринуждения близки по своему характеру к само­внушению, хотя и выражаются в несколько иных формах: как пра­вило, выделяют самоосуждение и самозапрещение.

Самоосуждение—это искреннее недовольство своими действи­ями и поведением. Форма проявления этой внутренне осознанной неудовлетворенности собой может быть различной. Самоосужде­ние может выразиться в виде внутреннего диалога, в котором офи­
цер, анализируя шаг за шагом свое поведение, критикует себя, или проявиться в гневном монологе в свой адрес, например, за допу­щенную беспринципность или халатность по службе.

Самозапрещение — добровольный отказ от собственных наме­рений и действий. Самозапрещение помогает разрешать конфликт­ные ситуации с товарищами. Применяя самозапрещение, военнос­лужащий как бы накладывает вето на отклонения и соблазны, уво­дящие в сторону от намеченного пути.

Наряду с повышением качества работы с подчиненными рас­смотренные приемы самовоспитания позволяют также разнообра­зить методику воздействия на самого себя в интересах целенаправ­ленного развития военно-профессиональных качеств командира (начальника).

Использование воспитания и самовоспитания в комплексе -залог успеха в формировании положительных качеств военнослу­жащего.

ВЫВОД по вопросу: Как уже отмечалось, ни один из вышерассмотренных методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач в процессе воспитания. Так, метод убеждения оказывает большое влияние на общее формирование личности военнослужащего, но его главное назначение состоит в развитии Твердых убеждений, на­учных взглядов, лежащих в основе сознательного поведения воен­нослужащего. Метод упражнения преимущественно воздействует на развитие и совершенствование волевых качеств личности, на­выков и привычек должного поведения. Но решение всей совокуп­ности воспитательных задач достигается творческим применением всего арсенала средств и приемов, всех основных методов, которые в процессе воспитания взаимно дополняют друг друга, реализуют­ся во всем многообразии применяемых форм воспитания, образуя тем самым стройную систему воспитательной работы со всеми ка­тегориями военнослужащих.
4-й вопрос: Нормативные документы по организации воспитательной работы в части и подразделении
Перечень основных руководящих документов Министерства обороны Российской Федерации, определяющих порядок организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. По общим вопросам:

приказ министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1995 г. № 235;

приказ министра обороны Российской Федерации «Об органах воспитай тельной работы»

2004 г. № 70;

– приказ министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1996 г. № 023;

приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о Главном управлении воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1998 г, № 494.

2. По информационному обеспечению, практическому воспитанию:

– приказ министра обороны Российской Федерации «Об организации общественно-государственной подготовки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации» 1993 г. № 250.

– приказ министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами воспитания, полиграфическим оборудованием и культурно-досуговым имуществом» 1996 г. № 2;

– приказ министра обороны Российской Федерации «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона: «О днях воинской славы (победных днях) России» 1996 г. № 283.

– приказ Министра обороны Российской Федерации «О прокате киновидеофильмов в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1997 г. № 57;

– приказ министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании научно-информационной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1997 г. № 60;

– приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о Пресс-службе Министерства обороны Российской Федерации» 1997 г. № 457;

– приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о Пресс-службе вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота, рода войск» 1998 г. № 260;

– приказ министра обороны Российской Федерации «О мерах по совершенствованию информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» 2000 г. № 166;

– приказ министра обороны Российской Федерации «О создании ФГУ «Агентство Военинформ» 2000 г. № 358;

– приказ министра обороны Российской Федерации «О внесении изменений в приказы министра обороны Российской Федерации» (о принятии на снабжение комплектов ПАПК оперативного информирования войск (ОТИК) 2001 г. № 38;

– директива министра обороны Российской Федерации «О дальнейшем совершенствовании военно-патриотической работы среди допризывной и призывной молодежи» 1993 г. № Д-59;

– директива министра обороны Российской Федерации «Об организации и проведении коллективной подписки на периодические издания в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1998 г. № Д-10;


– директива министра обороны Российской Федерации «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации системы информирования российской и зарубежной общественности» 1999 г. № Д-9.

3. По психологической работе:

– приказ министра обороны Российской Федерации «О системе работы должностных лиц и органов военного управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» 1998 г. № 440;

– приказ министра обороны Российской Федерации «О введении в действие руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2000 г. № 50;

– директива министра обороны Российской Федерации «О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1996 г. № Д-18;

– Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

– директива начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации «Об организации работы центров (пунктов) психологической помощи и реабилитации, комнат психологической разгрузки в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1998 г. № Д-1;

– директива начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации «О введении в действие в Вооруженных Силах Российской Федерации сборника формализованных документов по психологической работе (полк – дивизия)» 1998 г. № Д-2;

– директива начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации «Об информации по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1998 г. № Д-3;

– директива начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации и начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации «Об улучшении социально-психологического обследования военнослужащих, проходящих военную службу по призыву на воинских должностях солдат, матросов и старшин» 1999 г. № Д-4/1;

– Система работы организаторов психологической работы и войсковых психологов по предупреждению самоубийств военнослужащих (утверждена начальником Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации 10 августа 1997 г.);

– рекомендации по организации психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации на текущий год;


– Обзор психологической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации в текущем году;

– Инструкция 178-го научно-практического центра Генерального штаба по проведению мероприятий профессионального психологического отбора нештатными подразделениями профотбора соединений и воинских частей.

4. По культурно-досуговой работе:

– приказ министра обороны Российской Федерации «О телевизионном конкурсе солдатской песни «Виктория» 1995 г. № 172;

приказ министра обороны Российской Федерации «Об организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1995 г. № 235;

– приказ министра обороны Российской Федерации «О введении в действие Руководства по библиотечному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1995 г. № 300;

– приказ министра обороны Российской Федерации «Об упорядочении деятельности военных учреждений культуры» 1996 г. № 445;

приказ министра обороны Российской Федерации «О Домах офицеров, офицерских клубах воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации» 1997 г. № 235;

– приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о музеях, образованиях музейного типа и комнатах воинской славы Вооруженных Сил Российской Федерации» 1997 г. № 343;

приказ министра обороны Российской Федерации «О центральных учреждениях культуры Вооруженных Сил Российской Федерации» 1998 г. № 389;

директива министра обороны Российской Федерации «О культурно-досуговой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1993 г. № Д-64;

– директива министра обороны Российской Федерации «Об упорядочении празднования юбилеев и иных праздничных дат» 2003 г. № Д-5.

5. По анализу и профилактике правонарушений:

– приказ министра обороны Российской Федерации «О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1993 г. № 0100;

– директива министра обороны Российской Федерации «О мерах по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации» 1995 г. № Д-010;

– директива министра обороны Российской Федерации «О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1996 г. № Д-18;

– директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации «Об утверждении Инструкции по розыску и задержанию, военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу» 1996 г. № ДГШ-8;