Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 732

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
номенклатуры запасов методом ABC.Единственной качественной

характеристикой номенклатурных позиций, согласно методу XYZ, явля- ется темп (скорость) отгрузки (потребления).

Основой для количественной оценки скорости потребления запаса может служить статистика отгрузок данной позиции запаса за опреде- ленный период. Скорость потребления оценивается через коэффициент вариации статистического ряда. Значение коэффициента вариации поз- воляет однозначно отнести номенклатурные позиции к одной из трех групп X,Y,или Z

К группе X относятся номенклатурные позиции запаса со значени- ем коэффициента вариации статистического ряда отгрузок до 25%.

К группеУотносятся номенклатурные позиции запаса со значени- ем коэффициента вариации статистического ряда отгрузок от 25 до 50%. При значении коэффициента вариации отгрузок в запасе более

50% номенклатурные позиции относятся к группеZ.

В результате такой классификации к группе Х относятся позиции запаса, имеющие относительно стабильные характеристики отгрузки. Следовательно, в отношении этой группы можно применить концепциюминимизации уровня запаса за счет достижения соответствующих ха- рактеристик поставки и формирования запаса на уровне, близком к страховому.

К группе У относятся позиции запаса, имеющие явно выраженные тенденции изменения характеристик потребления (отгрузки). В отно- шении позиции этой группы можно применить концепцию оптимизацииуровнязапаса.

Номенклатурные позиции запасов группы Z характеризуются от- сутствием выраженного характера потребления и каких-либо тенденций его изменения. Потребность в запасах этой группы не может быть спро- гнозирована с достаточной точностью. Уровень запасов позиций этой группы не может быть оптимизирован. Здесь можно применить стра-тегиюминимизацииилимаксимизацииуровнязапаса.


Объединение результатов классификации ABC и XYZ в матрицеABC-XYZ – популярный и очень информативный инструмент управле- ния запасами. В таблице 5.2 приведена иллюстрация общепризнанного варианта составления такой матрицы.

Таблица 5.2

СоставлениематрицыABC-XYZ




X

Y

Z

A

AX

AY

AZ

B

BX

BY

BZ

C

CX

CY

CZ

В каждую ячейку матрицы ABC-XYZ попадают те позиции но- менклатуры запаса, которые были отнесены к каждой из двух указан- ных в ячейке групп номенклатуры. Например, в ячейку АХ должны быть записаны позиции, отнесенные к группе А при классификации по методу ABC и к группе X при классификации по методу XYZ.

Общие рекомендации по работе с запасами групп АВС-класси- фикации и выбор подходов к управлению запасами групп X, Y и Z мо- гут быть объединены для выбора конкретных решений в работе с запа- сами номенклатуры классификации ABC-XYZ, учитывая новую инфор- мацию.

Например, общая рекомендация по ориентации группы X на рабо- ту «точно в срок» по подгруппе АХ может привести как к блестящим результатам (в силу значимости группы А) в случае успешной реализа- ции технологии «точно в срок», так и к грандиозному провалу в случае срыва поставок и в силу высокой значимости группы А.

Максимизация работы по группе Z в случае подгруппы AZ может привести к крайне высокому уровню капитала в запасах. С другой сто- роны, при отрицательной позиции к группе Z и минимизации запаса подгруппы AZ возможны серьезные потери, если в качестве критерия классификации ABC были приняты показатели, отслеживающие значи- мость реализации продукции группы А. Дефицит в таком случае будет крайне нежелателен. Поэтому для группы Z при наличии совмещения с классификацией ABC возможна комбинация подходов минимизации и

максимизации в зависимости от групп А, В и С.

В общем случае наличие группы AZ в номенклатуре запаса, осо- бенно готовой продукции, должно быть подвергнуто серьезному анали- зу. Возможно, что единичный и крайне выгодный заказ должен быть исключен из номенклатуры классификации как нетипичный. Наличие такого заказа в общем списке номенклатуры может привести к нежела- тельному искажению информации.

Группа СХ в силу привлекательного для традиционного бизнеса постоянного характера потребления не может быть исключена из сферы внимания, что типично для отношения к группе С в целом. Именно эта группа может стать полигоном отработки навыков поставки «точно в срок», так как вероятные срывы и высокие риски, свойственные такой работе, не будут фатальными для организации.

Матрица ABC-XYZ дает хорошую информацию для стратегиче- ского изменения позиций номенклатуры.

Например, появление позиций группы CZ может быть вызвано от- сутствием внимания отдела маркетинга к продвижению продукции группы С, что в целом понятно. Возможно, изучение рынка реализации

группы CZ и проведение маркетинговых мероприятий позволит сме- стить эти позиции в группу CY, имеющую выраженные тенденции спроса, что в дальнейшем может привести к перемещению их в группу BY.

При анализе матрицы ABC-XYZ также важен учет фазы жизнен- ного цикла товарно-материальных ценностей запаса.

На начальных фазах жизненного цикла товар может объективно попадать в группу Z или Y. Фаза насыщения рынка (или зрелости това- ра), как правило, связана с группой X. Факторы, обусловливающие из- менение жизненного цикла товара, могут быть не связаны с критериями классификации ABC, и их необходимо учитывать отдельно при анализе матрицы ABC-XYZ руководством.

Группа
В может рассматриваться как переходная от А к С или от С к А, поэтому зачастую требует особого анализа. Номенклатурные по- зиции группы В матрицы ABC-XYZ поэтому также могут требовать ин- дивидуального подхода для принятия решения, к какой группе, А или С, они могут быть отнесены, что часто целесообразно делать для сокраще- ния совокупности используемых на предприятии методов, моделей и подходов.

Таким образом, матрица ABC-XYZ может быть использована не только как инструмент управления запасами, но и как объект стратеги- ческого анализа, результаты которого могут во многом помочь в приня- тии решений по стратегическому развитию бизнеса.

В целом инструмент классификации ABC и XYZ еще раз подчер- кивает первостепенное значение качества управления запасами для обеспечения эффективной деятельности предприятия в целом.

Пример5.1

Руководство компании, занимающейся оптовой торговлей това- рами народного потребления, приняло решение расширить торговый ас- сортимент, что должно привести к повышению конкурентоспособности фирмы и, как следствие, укреплению позиции на рынке. Однако сво- бодных финансовых средств и складских помещений недостаточно.

Перед отделом логистики поставлена задача пересмотра методов контроля товарных запасов с целью возможного высвобождения склад- ских помещений, а также денежных средств, «замороженных» в излиш- них запасах (методы АВС и XYZ).

Ассортимент товаров компании, а также среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж по каждой товарной позиции представ- лены в таблице 5.2.

Таблица 5.2

Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продажпоассортименту товаров

№ пози- ции

Среднегодовой запас по пози- ции, тыс. руб.

Реализация

I квартал

II квар-

тал

III квар-

тал

IV квар-

тал

1.

2280

590

610

690

670

2.

720

200

130

180

120

3.

3550

500

1300

400

690

4.

850

170

190

200

190

5.

90

20

0

50

40

6.

1580

520

540

410

430

7.

220

40

50

50

70

8.

16750

4400

4500

4300

4200

9.

310

50

60

110

40

10.

5280

1010

1030

1060

960

11.

8750

2210

2180

2280

2240

12.

1950

520

550

530

560

13.

930

240

270

280

250

14.

480

70

110

80

60

15.

400

100

80

60

80

16.

290

90

60

80

50

17.

190

60

30

60

50

18.

130

60

20

40

10

19.

770

190

100

130

50

20.

80

30

50

0

30

21.

250

60

50

50

70

22.

800

190

200

200

180

23.

30

0

40

5

10

24.

170

40

60

40

70

25.

3000

590

700

660

800

26.

110

40

40

50

30

27.

23470

5180

5500

5490

5850

28.

40

10

0

20

10

29.

280

50

30

70

50

30.

960

240

320

420

240

31.

20

5

10

15

10

32.

70

10

70

20

10

33.

370

80

40

50

70

34.

13590

2900

3140

3300

3200

35.

630

90

130

170

140

36.

50

15

30

30

15

37.

520

90

80

100

90

38.

6050

1770

850

560

2280

39.

140

20

30

80

40

40.

9870

2600

2500

2700

2350

41.

450

90

80

60

90