Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 732
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
номенклатуры запасов методом ABC.Единственной качественной
характеристикой номенклатурных позиций, согласно методу XYZ, явля- ется темп (скорость) отгрузки (потребления).
Основой для количественной оценки скорости потребления запаса может служить статистика отгрузок данной позиции запаса за опреде- ленный период. Скорость потребления оценивается через коэффициент вариации статистического ряда. Значение коэффициента вариации поз- воляет однозначно отнести номенклатурные позиции к одной из трех групп X,Y,или Z
К группе X относятся номенклатурные позиции запаса со значени- ем коэффициента вариации статистического ряда отгрузок до 25%.
К группеУотносятся номенклатурные позиции запаса со значени- ем коэффициента вариации статистического ряда отгрузок от 25 до 50%. При значении коэффициента вариации отгрузок в запасе более
50% номенклатурные позиции относятся к группеZ.
В результате такой классификации к группе Х относятся позиции запаса, имеющие относительно стабильные характеристики отгрузки. Следовательно, в отношении этой группы можно применить концепциюминимизации уровня запаса за счет достижения соответствующих ха- рактеристик поставки и формирования запаса на уровне, близком к страховому.
К группе У относятся позиции запаса, имеющие явно выраженные тенденции изменения характеристик потребления (отгрузки). В отно- шении позиции этой группы можно применить концепцию оптимизацииуровнязапаса.
Номенклатурные позиции запасов группы Z характеризуются от- сутствием выраженного характера потребления и каких-либо тенденций его изменения. Потребность в запасах этой группы не может быть спро- гнозирована с достаточной точностью. Уровень запасов позиций этой группы не может быть оптимизирован. Здесь можно применить стра-тегиюминимизацииилимаксимизацииуровнязапаса.
Объединение результатов классификации ABC и XYZ в матрицеABC-XYZ – популярный и очень информативный инструмент управле- ния запасами. В таблице 5.2 приведена иллюстрация общепризнанного варианта составления такой матрицы.
Таблица 5.2
СоставлениематрицыABC-XYZ
В каждую ячейку матрицы ABC-XYZ попадают те позиции но- менклатуры запаса, которые были отнесены к каждой из двух указан- ных в ячейке групп номенклатуры. Например, в ячейку АХ должны быть записаны позиции, отнесенные к группе А при классификации по методу ABC и к группе X при классификации по методу XYZ.
Общие рекомендации по работе с запасами групп АВС-класси- фикации и выбор подходов к управлению запасами групп X, Y и Z мо- гут быть объединены для выбора конкретных решений в работе с запа- сами номенклатуры классификации ABC-XYZ, учитывая новую инфор- мацию.
Например, общая рекомендация по ориентации группы X на рабо- ту «точно в срок» по подгруппе АХ может привести как к блестящим результатам (в силу значимости группы А) в случае успешной реализа- ции технологии «точно в срок», так и к грандиозному провалу в случае срыва поставок и в силу высокой значимости группы А.
Максимизация работы по группе Z в случае подгруппы AZ может привести к крайне высокому уровню капитала в запасах. С другой сто- роны, при отрицательной позиции к группе Z и минимизации запаса подгруппы AZ возможны серьезные потери, если в качестве критерия классификации ABC были приняты показатели, отслеживающие значи- мость реализации продукции группы А. Дефицит в таком случае будет крайне нежелателен. Поэтому для группы Z при наличии совмещения с классификацией ABC возможна комбинация подходов минимизации и
максимизации в зависимости от групп А, В и С.
В общем случае наличие группы AZ в номенклатуре запаса, осо- бенно готовой продукции, должно быть подвергнуто серьезному анали- зу. Возможно, что единичный и крайне выгодный заказ должен быть исключен из номенклатуры классификации как нетипичный. Наличие такого заказа в общем списке номенклатуры может привести к нежела- тельному искажению информации.
Группа СХ в силу привлекательного для традиционного бизнеса постоянного характера потребления не может быть исключена из сферы внимания, что типично для отношения к группе С в целом. Именно эта группа может стать полигоном отработки навыков поставки «точно в срок», так как вероятные срывы и высокие риски, свойственные такой работе, не будут фатальными для организации.
Матрица ABC-XYZ дает хорошую информацию для стратегиче- ского изменения позиций номенклатуры.
Например, появление позиций группы CZ может быть вызвано от- сутствием внимания отдела маркетинга к продвижению продукции группы С, что в целом понятно. Возможно, изучение рынка реализации
группы CZ и проведение маркетинговых мероприятий позволит сме- стить эти позиции в группу CY, имеющую выраженные тенденции спроса, что в дальнейшем может привести к перемещению их в группу BY.
При анализе матрицы ABC-XYZ также важен учет фазы жизнен- ного цикла товарно-материальных ценностей запаса.
На начальных фазах жизненного цикла товар может объективно попадать в группу Z или Y. Фаза насыщения рынка (или зрелости това- ра), как правило, связана с группой X. Факторы, обусловливающие из- менение жизненного цикла товара, могут быть не связаны с критериями классификации ABC, и их необходимо учитывать отдельно при анализе матрицы ABC-XYZ руководством.
Группа
В может рассматриваться как переходная от А к С или от С к А, поэтому зачастую требует особого анализа. Номенклатурные по- зиции группы В матрицы ABC-XYZ поэтому также могут требовать ин- дивидуального подхода для принятия решения, к какой группе, А или С, они могут быть отнесены, что часто целесообразно делать для сокраще- ния совокупности используемых на предприятии методов, моделей и подходов.
Таким образом, матрица ABC-XYZ может быть использована не только как инструмент управления запасами, но и как объект стратеги- ческого анализа, результаты которого могут во многом помочь в приня- тии решений по стратегическому развитию бизнеса.
В целом инструмент классификации ABC и XYZ еще раз подчер- кивает первостепенное значение качества управления запасами для обеспечения эффективной деятельности предприятия в целом.
Пример5.1
Руководство компании, занимающейся оптовой торговлей това- рами народного потребления, приняло решение расширить торговый ас- сортимент, что должно привести к повышению конкурентоспособности фирмы и, как следствие, укреплению позиции на рынке. Однако сво- бодных финансовых средств и складских помещений недостаточно.
Перед отделом логистики поставлена задача пересмотра методов контроля товарных запасов с целью возможного высвобождения склад- ских помещений, а также денежных средств, «замороженных» в излиш- них запасах (методы АВС и XYZ).
Ассортимент товаров компании, а также среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж по каждой товарной позиции представ- лены в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продажпоассортименту товаров
характеристикой номенклатурных позиций, согласно методу XYZ, явля- ется темп (скорость) отгрузки (потребления).
Основой для количественной оценки скорости потребления запаса может служить статистика отгрузок данной позиции запаса за опреде- ленный период. Скорость потребления оценивается через коэффициент вариации статистического ряда. Значение коэффициента вариации поз- воляет однозначно отнести номенклатурные позиции к одной из трех групп X,Y,или Z
К группе X относятся номенклатурные позиции запаса со значени- ем коэффициента вариации статистического ряда отгрузок до 25%.
К группеУотносятся номенклатурные позиции запаса со значени- ем коэффициента вариации статистического ряда отгрузок от 25 до 50%. При значении коэффициента вариации отгрузок в запасе более
50% номенклатурные позиции относятся к группеZ.
В результате такой классификации к группе Х относятся позиции запаса, имеющие относительно стабильные характеристики отгрузки. Следовательно, в отношении этой группы можно применить концепциюминимизации уровня запаса за счет достижения соответствующих ха- рактеристик поставки и формирования запаса на уровне, близком к страховому.
К группе У относятся позиции запаса, имеющие явно выраженные тенденции изменения характеристик потребления (отгрузки). В отно- шении позиции этой группы можно применить концепцию оптимизацииуровнязапаса.
Номенклатурные позиции запасов группы Z характеризуются от- сутствием выраженного характера потребления и каких-либо тенденций его изменения. Потребность в запасах этой группы не может быть спро- гнозирована с достаточной точностью. Уровень запасов позиций этой группы не может быть оптимизирован. Здесь можно применить стра-тегиюминимизацииилимаксимизацииуровнязапаса.
Объединение результатов классификации ABC и XYZ в матрицеABC-XYZ – популярный и очень информативный инструмент управле- ния запасами. В таблице 5.2 приведена иллюстрация общепризнанного варианта составления такой матрицы.
Таблица 5.2
СоставлениематрицыABC-XYZ
| X | Y | Z |
A | AX | AY | AZ |
B | BX | BY | BZ |
C | CX | CY | CZ |
В каждую ячейку матрицы ABC-XYZ попадают те позиции но- менклатуры запаса, которые были отнесены к каждой из двух указан- ных в ячейке групп номенклатуры. Например, в ячейку АХ должны быть записаны позиции, отнесенные к группе А при классификации по методу ABC и к группе X при классификации по методу XYZ.
Общие рекомендации по работе с запасами групп АВС-класси- фикации и выбор подходов к управлению запасами групп X, Y и Z мо- гут быть объединены для выбора конкретных решений в работе с запа- сами номенклатуры классификации ABC-XYZ, учитывая новую инфор- мацию.
Например, общая рекомендация по ориентации группы X на рабо- ту «точно в срок» по подгруппе АХ может привести как к блестящим результатам (в силу значимости группы А) в случае успешной реализа- ции технологии «точно в срок», так и к грандиозному провалу в случае срыва поставок и в силу высокой значимости группы А.
Максимизация работы по группе Z в случае подгруппы AZ может привести к крайне высокому уровню капитала в запасах. С другой сто- роны, при отрицательной позиции к группе Z и минимизации запаса подгруппы AZ возможны серьезные потери, если в качестве критерия классификации ABC были приняты показатели, отслеживающие значи- мость реализации продукции группы А. Дефицит в таком случае будет крайне нежелателен. Поэтому для группы Z при наличии совмещения с классификацией ABC возможна комбинация подходов минимизации и
максимизации в зависимости от групп А, В и С.
В общем случае наличие группы AZ в номенклатуре запаса, осо- бенно готовой продукции, должно быть подвергнуто серьезному анали- зу. Возможно, что единичный и крайне выгодный заказ должен быть исключен из номенклатуры классификации как нетипичный. Наличие такого заказа в общем списке номенклатуры может привести к нежела- тельному искажению информации.
Группа СХ в силу привлекательного для традиционного бизнеса постоянного характера потребления не может быть исключена из сферы внимания, что типично для отношения к группе С в целом. Именно эта группа может стать полигоном отработки навыков поставки «точно в срок», так как вероятные срывы и высокие риски, свойственные такой работе, не будут фатальными для организации.
Матрица ABC-XYZ дает хорошую информацию для стратегиче- ского изменения позиций номенклатуры.
Например, появление позиций группы CZ может быть вызвано от- сутствием внимания отдела маркетинга к продвижению продукции группы С, что в целом понятно. Возможно, изучение рынка реализации
группы CZ и проведение маркетинговых мероприятий позволит сме- стить эти позиции в группу CY, имеющую выраженные тенденции спроса, что в дальнейшем может привести к перемещению их в группу BY.
При анализе матрицы ABC-XYZ также важен учет фазы жизнен- ного цикла товарно-материальных ценностей запаса.
На начальных фазах жизненного цикла товар может объективно попадать в группу Z или Y. Фаза насыщения рынка (или зрелости това- ра), как правило, связана с группой X. Факторы, обусловливающие из- менение жизненного цикла товара, могут быть не связаны с критериями классификации ABC, и их необходимо учитывать отдельно при анализе матрицы ABC-XYZ руководством.
Группа
В может рассматриваться как переходная от А к С или от С к А, поэтому зачастую требует особого анализа. Номенклатурные по- зиции группы В матрицы ABC-XYZ поэтому также могут требовать ин- дивидуального подхода для принятия решения, к какой группе, А или С, они могут быть отнесены, что часто целесообразно делать для сокраще- ния совокупности используемых на предприятии методов, моделей и подходов.
Таким образом, матрица ABC-XYZ может быть использована не только как инструмент управления запасами, но и как объект стратеги- ческого анализа, результаты которого могут во многом помочь в приня- тии решений по стратегическому развитию бизнеса.
В целом инструмент классификации ABC и XYZ еще раз подчер- кивает первостепенное значение качества управления запасами для обеспечения эффективной деятельности предприятия в целом.
Пример5.1
Руководство компании, занимающейся оптовой торговлей това- рами народного потребления, приняло решение расширить торговый ас- сортимент, что должно привести к повышению конкурентоспособности фирмы и, как следствие, укреплению позиции на рынке. Однако сво- бодных финансовых средств и складских помещений недостаточно.
Перед отделом логистики поставлена задача пересмотра методов контроля товарных запасов с целью возможного высвобождения склад- ских помещений, а также денежных средств, «замороженных» в излиш- них запасах (методы АВС и XYZ).
Ассортимент товаров компании, а также среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж по каждой товарной позиции представ- лены в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продажпоассортименту товаров
№ пози- ции | Среднегодовой запас по пози- ции, тыс. руб. | Реализация | |||
I квартал | II квар- тал | III квар- тал | IV квар- тал | ||
1. | 2280 | 590 | 610 | 690 | 670 |
2. | 720 | 200 | 130 | 180 | 120 |
3. | 3550 | 500 | 1300 | 400 | 690 |
4. | 850 | 170 | 190 | 200 | 190 |
5. | 90 | 20 | 0 | 50 | 40 |
6. | 1580 | 520 | 540 | 410 | 430 |
7. | 220 | 40 | 50 | 50 | 70 |
8. | 16750 | 4400 | 4500 | 4300 | 4200 |
9. | 310 | 50 | 60 | 110 | 40 |
10. | 5280 | 1010 | 1030 | 1060 | 960 |
11. | 8750 | 2210 | 2180 | 2280 | 2240 |
12. | 1950 | 520 | 550 | 530 | 560 |
13. | 930 | 240 | 270 | 280 | 250 |
14. | 480 | 70 | 110 | 80 | 60 |
15. | 400 | 100 | 80 | 60 | 80 |
16. | 290 | 90 | 60 | 80 | 50 |
17. | 190 | 60 | 30 | 60 | 50 |
18. | 130 | 60 | 20 | 40 | 10 |
19. | 770 | 190 | 100 | 130 | 50 |
20. | 80 | 30 | 50 | 0 | 30 |
21. | 250 | 60 | 50 | 50 | 70 |
22. | 800 | 190 | 200 | 200 | 180 |
23. | 30 | 0 | 40 | 5 | 10 |
24. | 170 | 40 | 60 | 40 | 70 |
25. | 3000 | 590 | 700 | 660 | 800 |
26. | 110 | 40 | 40 | 50 | 30 |
27. | 23470 | 5180 | 5500 | 5490 | 5850 |
28. | 40 | 10 | 0 | 20 | 10 |
29. | 280 | 50 | 30 | 70 | 50 |
30. | 960 | 240 | 320 | 420 | 240 |
31. | 20 | 5 | 10 | 15 | 10 |
32. | 70 | 10 | 70 | 20 | 10 |
33. | 370 | 80 | 40 | 50 | 70 |
34. | 13590 | 2900 | 3140 | 3300 | 3200 |
35. | 630 | 90 | 130 | 170 | 140 |
36. | 50 | 15 | 30 | 30 | 15 |
37. | 520 | 90 | 80 | 100 | 90 |
38. | 6050 | 1770 | 850 | 560 | 2280 |
39. | 140 | 20 | 30 | 80 | 40 |
40. | 9870 | 2600 | 2500 | 2700 | 2350 |
41. | 450 | 90 | 80 | 60 | 90 |