Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 742

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончание таблицы 5.2


№ пози- ции

Среднегодовой запас по пози- ции, тыс. руб.

Реализация

I квартал

II квар-

тал

III квар-

тал

IV квар-

тал

42.

990

310

330

300

320

43.

1310

300

550

390

570

44.

580

100

110

90

100

45.

690

130

180

150

190

46.

890

150

240

240

210

47.

1700

530

580

420

470

48.

60

25

25

40

20

49.

7270

1500

2200

1600

1800

50.

1170

290

340

350

390


Решение

Решение поставленной перед отделом логистики задачи предпо- лагает установление разных методов контроля и разной политики заку- пок для различных групп товаров. Группировка товарных позиций и по- следующий анализ выделенных групп позволят выбрать оптимальные технологии планирования и управления запасами для всего ассортимен- та товаров, предлагаемых компанией. Разделение товаров на группы должно учитывать долю запасов по каждой позиции в общем объеме товарных запасов, а также степень неравномерности спроса (с учетом точности прогнозирования) по каждой ассортиментной позиции (мето- ды АВС и XYZ).

Порядок проведения АВС-анализа будет
следующим:

  1. Формулирование цели анализа.

  2. Определение множества анализируемых объектов.

  3. Выделение признака, на основе которого будет классифици- ровано анализируемое множество объектов.

  4. Оценка анализируемых объектов по выделенному классифи- кационному признаку.

  5. Группировка объектов в порядке убывания значения призна-

ка.

  1. Построение кривой ABC.

  2. Разделение множества анализируемых объектов на три груп-

пы: группа А, группа В и группа С.

В результате анализа выявляются три подмножества анализируе- мого множества объектов, требующие разного подхода к управлению.

В решаемой задаче цель ABC-анализа – распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от объема денежных средств, иммобилизованных в запасах по этим позициям.

То есть необходимо определить:

  • незначительное количество позиций ассортимента, запасы по которым занимают значительную долю в общей стоимости запасов (группа А);

  • несколько большее количество позиций, запасы по которым занимают гораздо меньшую, но тоже значимую долю в общей стоимо- сти запасов (группа В);

  • оставшиеся позиции (около половины от общего количества), запасы по которым занимают незначительную долю в общей стоимости запасов (группа С).

Исходя из этого, объект анализа – объем товарных запасов (в де- нежном выражении) по ассортиментным позициям, а признак анализа – доля запасов (в %) отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса..

Следовательно, для проведения анализа рассчитывается доля от-

дельных позиций в общем объеме запаса. Доля запаса по конкретной позиции рассчитывается как отношение запаса по данной позиции к общей сумме запасов. Затем ассортиментные позиции ранжируются в порядке убывания их доли в общей стоимости запасов. Пользуясь пред- ложенным алгоритмом выделения групп и учитывая замечание о спе- цифике конкретного множества, ассортиментные позиции разделяются на соответствующие группы.

Результаты этих процедур представлены в таблице 5.3.

Таблица 5.3

Расчетирезультатанализа АВС


Исходные данные

Упорядоченный список


№ по- зиции

Среднегодовой запас по пози- ции, тыс. руб.


№ по- зиции

Среднегодовой запас по пози- ции, тыс. руб.

Доля запаса по позиции

в общем запасе, %

Доля нарастаю-

щим ито- гом, %


Группа

1.

2280

27.

23470

19,38

19,38

Группа А

2.

720

8.

16750

13,83

33,20

3.

3550

34.

13590

11,22

44,42

4.

850

40.

9870

8,15

52,57

5.

90

11.

8750

7,22

59,80

6.

1580

49.

7270

6,00

65,80

7.

220

38.

6050

4,99

70,79

8.

16750

10.

5280

4,36

75,15

9.

310

3.

3550

2,93

78,08

10.

5280

25.

3000

2,48

80,56


Окончание таблицы 5.3


Исходные данные

Упорядоченный список


№ по- зиции

Среднегодовой запас по пози- ции, тыс. руб.


№ по- зиции

Среднегодовой запас по пози- ции, тыс. руб.

Доля запаса по позиции в общем

запасе, %

Доля нарастаю- щим ито-

гом, %


Группа

11.

8750

1.

2280

1,88

82,44



Группа В

12.

1950

12.

1950

1,61

84,05

13.

930

47.

1700

1,40

85,45

14.

480

6.

1580

1,30

86,76

15.

400

43.

1310

1,08

87,84

16.

290

50.

1170

0,97

88,81

17.

190

42.

990

0,82

89,62

18.

130

30.

960

0,79

90,42

19.

770

13.

930

0,77

91,18

20.

80

46.

890

0,73

91,92

21.

250

4.

850

0,70

92,62

22.

800

22.

800

0,66

93,28

23.

30

19.

770

0,64

93,92

24.

170

2.

720

0,59

94,51

25.

3000

45.

690

0,57

95,08

26.

110

35.

630

0,52

95,60


Группа С

27.

23470

44.

580

0,48

96,08

28.

40

37.

520

0,43

96,51

29.

280

14.

480

0,40

96,90

30.

960

41.

450

0,37

97,28

31.

20

15.

400

0,33

97,61

32.

70

33.

370

0,31

97,91

33.

370

9.

310

0,26

98,17

34.

13590

16.

290

0,24

98,41

35.

630

29.

280

0,23

98,64

36.

50

21.

250

0,21

98,84

37.

520

7.

220

0,18

99,03

38.

6050

17.

190

0,16

99,18

39.

140

24.

170

0,14

99,32

40.

9870

39.

140

0,12

99,44

41.

450

18.

130

0,11

99,55

42.

990

26.

110

0,09

99,64

43.

1310

5.

90

0,07

99,71

44.

580

20.

80

0,07

99,78

45.

690

32.

70

0,06

99,83

46.

890

48.

60

0,05

99,88

47.

1700

36.

50

0,04

99,93

48.

60

28.

40

0,03

99,96

49.

7270

23.

30

0,02

99,98

50.

1170

31.

20

0,02

100,00

Итого

121130

















Далее строится кривая ABC, характеризующая полученное рас- пределение (рисунок 5.2).

120
100
Доля в 80

общем

запасе 60

нарастающим

итогом, % 40

20

0

0 50

100

150

Доля в ассортименте, %
Рисунок5.2КриваяАВС-анализа
Анализ ABC позволяет дифференцировать номенклатуру ресурсов или ассортимент товаров по степени влияния на интересующий признак (в данном случае, по степени влияния на общий объем товарных запа- сов).

Для разделения товаров на группы с учетом степени неравномер- ности спроса по каждой ассортиментной позиции используется другой тип анализа – XYZ-анализ.

Анализ XYZ подразумевает разделение всего ассортимента това- ров (номенклатуры ресурсов) на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Равномерность спроса может быть определена показателями относительной колеблемо- сти (вариации) спроса, среди которых наиболее часто применяемым и достаточно легко рассчитываемым является коэффициент вариации, определяемый по формуле:

n

(xi xñð)2

i1

v n 100%,

xñð

где хiзначение спроса в t-м периоде (месяц, квартал, год) по оцениваемой позиции;

хср среднее (среднемесячное, среднеквартальное, среднегодовое) значение спроса по оцениваемой позиции;

п количество