Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 745
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
периодов (месяцев, кварталов, лет), за которые проведена оценка.
Порядок проведения XYZ-анализа следующий.
Ассортимент товаров разделяется на группы в соответствии с тем, в какой интервал попадает коэффициент вариации по данной позиции. Для данной задачи предлагаются следующие диапазоны групп (таблица 5.4).
Таблица 5.4
Границыинтерваловдляразделенияассортиментапогруппам
В решаемой задаче цель XYZ-анализа – распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции. То есть необходимо опре- делить:
Исходя из этого, объект анализа – данные по реализации товарных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным позициям, а при-
знак анализа – степень неравномерности реализации ассортиментных позиций с течением времени.
Следовательно, для проведения анализа рассчитывается коэффи- циент вариации для каждой позиции ассортимента по вышеприведенной формуле. Затем позиции ранжируются в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Согласно предложенному алгоритму ассорти- ментные позиции распределяются по соответствующим группам (таб- лица 5.5).
Таблица 5.5
Расчетирезультатанализа XYZ
Окончание таблицы 5.5
График, отображающий группы XYZ-анализа, изображен на ри- сунке 5.3.
120
100
80
Коэффициент 60 вариации, %
40
20
0
0 20
40 60
80 100 120
Доля в ассортименте, %
Рисунок5.3–КриваяXYZ-анализа
По итогам анализа ABC и анализа XYZ строится матрица ABC– XYZ (таблица 5.6), после чего выделяются товарные позиции, требую- щие наиболее тщательного контроля.
Таблица 5.6
МатрицаABC–XYZ
Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY, AZ, следует выработать и применять индивидуальные технологии управления запа- сами, поскольку, согласно классификации ABC, небольшая по числен- ности группа А связывает в запасах значительную часть (80%) финан- совых средств. Например, для позиций, входящих в группу АХ, необходимо рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть воз- можность применения технологии «точно в срок», объем реализации по этим позициям относительно стабилен во времени. Позиции же, входя- щие в группу AZ, необходимо контролировать ежедневно. В связи с большими колебаниями спроса необходимо предусмотреть достаточный для их сглаживания страховой запас.
Планирование запасов по позициям, входящим в группы СХ, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период (например, на квартал) с еженедельной или ежемесячной проверкой наличия запаса на
Порядок проведения XYZ-анализа следующий.
-
Формулирование цели анализа. -
Определение коэффициентов вариации по отдельным пози- циям анализируемого множества. -
Группировка объектов множества в порядке возрастания ко- эффициента вариации. -
Построение кривой XYZ. -
Разделение множества анализируемых объектов на три груп- пы: группа X, группа Y и группа Z.
Ассортимент товаров разделяется на группы в соответствии с тем, в какой интервал попадает коэффициент вариации по данной позиции. Для данной задачи предлагаются следующие диапазоны групп (таблица 5.4).
Таблица 5.4
Границыинтерваловдляразделенияассортиментапогруппам
Группа | Интервал (коэффициент вариации) |
X | 0 ≤ v < 10 |
Y | 10 ≤ v < 25 |
Z | 25 ≤ v < ∞ |
В решаемой задаче цель XYZ-анализа – распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции. То есть необходимо опре- делить:
-
позиции ассортимента, объемы реализации по которым прак- тически неизменны во времени (группа X); -
позиции ассортимента, объемы реализации по которым ме- няются во времени, но не очень значительно и/или достаточно предска- зуемо (группа Y); -
позиции ассортимента, объемы реализации по которым ме- няются во времени значительно и практически непредсказуемо (группа Z).
Исходя из этого, объект анализа – данные по реализации товарных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным позициям, а при-
знак анализа – степень неравномерности реализации ассортиментных позиций с течением времени.
Следовательно, для проведения анализа рассчитывается коэффи- циент вариации для каждой позиции ассортимента по вышеприведенной формуле. Затем позиции ранжируются в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Согласно предложенному алгоритму ассорти- ментные позиции распределяются по соответствующим группам (таб- лица 5.5).
Таблица 5.5
Расчетирезультатанализа XYZ
№ по- зиции | Реализация | Коэффици- ент вариа- ции, % | Упорядоченный спи- сок | Груп- па | ||||
I квар- тал | II квар- тал | III квар- тал | IV квар- тал | Коэффици- ент вариа- ции, % | № по- зиции | |||
1. | 590 | 610 | 690 | 670 | 6,4 | 1,7 | 11 | Груп- па X |
2. | 200 | 130 | 180 | 120 | 21,2 | 2,6 | 8 | |
3. | 500 | 1300 | 400 | 690 | 48,3 | 2,9 | 12 | |
4. | 170 | 190 | 200 | 190 | 5,8 | 3,5 | 42 | |
5. | 20 | 0 | 50 | 40 | 69,8 | 3,6 | 10 | |
6. | 520 | 540 | 410 | 430 | 11,8 | 4,3 | 22 | |
7. | 40 | 50 | 50 | 70 | 20,8 | 4,3 | 27 | |
8. | 4400 | 4500 | 4300 | 4200 | 2,6 | 4,7 | 34 | |
9. | 50 | 60 | 110 | 40 | 41,4 | 5,1 | 40 | |
10. | 1010 | 1030 | 1060 | 960 | 3,6 | 5,8 | 4 | |
11. | 2210 | 2180 | 2280 | 2240 | 1,7 | 6,1 | 13 | |
12. | 520 | 550 | 530 | 560 | 2,9 | 6,4 | 1 | |
13. | 240 | 270 | 280 | 250 | 6,1 | 7,1 | 44 | |
14. | 70 | 110 | 80 | 60 | 23,4 | 7,9 | 37 | |
15. | 100 | 80 | 60 | 80 | 17,7 | 10,4 | 50 | Груп- па Y |
16. | 90 | 60 | 80 | 50 | 22,6 | 11,0 | 25 | |
17. | 60 | 30 | 60 | 50 | 24,5 | 11,8 | 6 | |
18. | 60 | 20 | 40 | 10 | 59,1 | 12,1 | 47 | |
19. | 190 | 100 | 130 | 50 | 43,1 | 14,4 | 21 | |
20. | 30 | 50 | 0 | 30 | 64,9 | 14,7 | 45 | |
21. | 60 | 50 | 50 | 70 | 14,4 | 15,1 | 49 | |
22. | 190 | 200 | 200 | 180 | 4,3 | 15,3 | 41 | |
23. | 0 | 40 | 5 | 10 | 113,2 | 17,5 | 46 | |
24. | 40 | 60 | 40 | 70 | 24,7 | 17,7 | 15 | |
25. | 590 | 700 | 660 | 800 | 11,0 | 17,7 | 26 | |
26. | 40 | 40 | 50 | 30 | 17,7 | 20,8 | 7 | |
27. | 5180 | 5500 | 5490 | 5850 | 4,3 | 21,2 | 2 | |
28. | 10 | 0 | 20 | 10 | 70,7 | 22,6 | 16 | |
29. | 50 | 30 | 70 | 50 | 28,3 | 23,4 | 14 | |
30. | 240 | 320 | 420 | 240 | 24,3 | 24,3 | 30 | |
31. | 5 | 10 | 15 | 10 | 35,4 | 24,5 | 17 | |
32. | 10 | 70 | 20 | 10 | 90,5 | 24,7 | 24 | |
33. | 80 | 40 | 50 | 70 | 26,4 | 24,8 | 43 |
Окончание таблицы 5.5
№ по- зиции | Реализация | Коэффици- ент вариа- ции, % | Упорядоченный спи- сок | Груп- па | ||||
I квар- тал | II квар- тал | III квар- тал | IV квар- тал | Коэффици- ент вариа- ции, % | № по- зиции | |||
34. | 2900 | 3140 | 3300 | 3200 | 4,7 | 26,4 | 33 | Груп- па Z |
35. | 90 | 130 | 170 | 140 | 21,6 | 27,3 | 48 | |
36. | 15 | 30 | 30 | 15 | 33,3 | 28,3 | 29 | |
37. | 90 | 80 | 100 | 90 | 7,9 | 33,3 | 36 | |
38. | 1770 | 850 | 560 | 2280 | 50,7 | 35,4 | 31 | |
39. | 20 | 30 | 80 | 40 | 53,6 | 41,4 | 9 | |
40. | 2600 | 2500 | 2700 | 2350 | 5,1 | 43,1 | 19 | |
41. | 90 | 80 | 60 | 90 | 15,3 | 48,3 | 3 | |
42. | 310 | 330 | 300 | 320 | 3,5 | 50,7 | 35 | |
43. | 300 | 550 | 390 | 570 | 24,8 | 50,7 | 38 | |
44. | 100 | 110 | 90 | 100 | 7,1 | 53,6 | 39 | |
45. | 130 | 180 | 150 | 190 | 14,7 | 59,1 | 18 | |
46. | 150 | 240 | 240 | 210 | 17,5 | 64,9 | 20 | |
47. | 530 | 580 | 420 | 470 | 12,1 | 69,8 | 5 | |
48. | 25 | 25 | 40 | 20 | 27,3 | 70,7 | 28 | |
49. | 1500 | 2200 | 1600 | 1800 | 15,1 | 90,5 | 32 | |
50. | 290 | 340 | 350 | 390 | 10,4 | 113,2 | 23 |
График, отображающий группы XYZ-анализа, изображен на ри- сунке 5.3.
120
100
80
Коэффициент 60 вариации, %
40
20
0
0 20
40 60
80 100 120
Доля в ассортименте, %
Рисунок5.3–КриваяXYZ-анализа
По итогам анализа ABC и анализа XYZ строится матрица ABC– XYZ (таблица 5.6), после чего выделяются товарные позиции, требую- щие наиболее тщательного контроля.
Таблица 5.6
МатрицаABC–XYZ
| X | Y | Z |
А | 27, 8, 34, 40, 11, 10 | 49, 25 | 38, 3 |
В | 1, 12, 42, 13, 4, 22 | 47, 6, 43, 50, 30, 46, 2, 45 | 19 |
С | 44, 37 | 35, 14, 41, 15, 16, 21, 7, 17, 24, 26 | 33, 9, 29, 39, 18, 5, 20, 32, 48, 36, 28, 23, 31 |
Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY, AZ, следует выработать и применять индивидуальные технологии управления запа- сами, поскольку, согласно классификации ABC, небольшая по числен- ности группа А связывает в запасах значительную часть (80%) финан- совых средств. Например, для позиций, входящих в группу АХ, необходимо рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть воз- можность применения технологии «точно в срок», объем реализации по этим позициям относительно стабилен во времени. Позиции же, входя- щие в группу AZ, необходимо контролировать ежедневно. В связи с большими колебаниями спроса необходимо предусмотреть достаточный для их сглаживания страховой запас.
Планирование запасов по позициям, входящим в группы СХ, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период (например, на квартал) с еженедельной или ежемесячной проверкой наличия запаса на