Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 745

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
периодов (месяцев, кварталов, лет), за которые проведена оценка.

Порядок проведения XYZ-анализа следующий.

  1. Формулирование цели анализа.

  2. Определение коэффициентов вариации по отдельным пози- циям анализируемого множества.

  3. Группировка объектов множества в порядке возрастания ко- эффициента вариации.

  4. Построение кривой XYZ.

  5. Разделение множества анализируемых объектов на три груп- пы: группа X, группа Y и группа Z.

Ассортимент товаров разделяется на группы в соответствии с тем, в какой интервал попадает коэффициент вариации по данной позиции. Для данной задачи предлагаются следующие диапазоны групп (таблица 5.4).

Таблица 5.4

Границыинтерваловдляразделенияассортиментапогруппам


Группа

Интервал (коэффициент вариации)

X

0 ≤ v < 10

Y

10 ≤ v < 25

Z

25 ≤ v <


В решаемой задаче цель XYZ-анализа – распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции. То есть необходимо опре- делить:

  • позиции ассортимента, объемы реализации по которым прак- тически неизменны во времени (группа X);

  • позиции ассортимента, объемы реализации по которым ме- няются во времени, но не очень значительно и/или достаточно предска- зуемо (группа Y);

  • позиции ассортимента, объемы реализации по которым ме- няются во времени значительно и практически непредсказуемо (группа Z).

Исходя из этого, объект анализа – данные по реализации товарных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным позициям, а при-
знак анализа – степень неравномерности реализации ассортиментных позиций с течением времени.

Следовательно, для проведения анализа рассчитывается коэффи- циент вариации для каждой позиции ассортимента по вышеприведенной формуле. Затем позиции ранжируются в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Согласно предложенному алгоритму ассорти- ментные позиции распределяются по соответствующим группам (таб- лица 5.5).

Таблица 5.5

Расчетирезультатанализа XYZ


№ по- зиции

Реализация


Коэффици- ент вариа- ции, %

Упорядоченный спи-

сок


Груп- па

I квар- тал

II

квар- тал

III

квар- тал

IV

квар- тал

Коэффици-

ент вариа- ции, %

№ по- зиции

1.

590

610

690

670

6,4

1,7

11


Груп- па X

2.

200

130

180

120

21,2

2,6

8

3.

500

1300

400

690

48,3

2,9

12

4.

170

190

200

190

5,8

3,5

42

5.

20

0

50

40

69,8

3,6

10

6.

520

540

410

430

11,8

4,3

22

7.

40

50

50

70

20,8

4,3

27

8.

4400

4500

4300

4200

2,6

4,7

34

9.

50

60

110

40

41,4

5,1

40

10.

1010

1030

1060

960

3,6

5,8

4

11.

2210

2180

2280

2240

1,7

6,1

13

12.

520

550

530

560

2,9

6,4

1

13.

240

270

280

250

6,1

7,1

44

14.

70

110

80

60

23,4

7,9

37

15.

100

80

60

80

17,7

10,4

50

Груп- па Y

16.

90

60

80

50

22,6

11,0

25

17.

60

30

60

50

24,5

11,8

6

18.

60

20

40

10

59,1

12,1

47

19.

190

100

130

50

43,1

14,4

21

20.

30

50

0

30

64,9

14,7

45

21.

60

50

50

70

14,4

15,1

49

22.

190

200

200

180

4,3

15,3

41

23.

0

40

5

10

113,2

17,5

46

24.

40

60

40

70

24,7

17,7

15

25.

590

700

660

800

11,0

17,7

26

26.

40

40

50

30

17,7

20,8

7

27.

5180

5500

5490

5850

4,3

21,2

2

28.

10

0

20

10

70,7

22,6

16

29.

50

30

70

50

28,3

23,4

14

30.

240

320

420

240

24,3

24,3

30

31.

5

10

15

10

35,4

24,5

17

32.

10

70

20

10

90,5

24,7

24

33.

80

40

50

70

26,4

24,8

43


Окончание таблицы 5.5



№ по- зиции

Реализация


Коэффици- ент вариа- ции, %

Упорядоченный спи-

сок


Груп- па

I квар- тал

II

квар- тал

III

квар- тал

IV

квар- тал

Коэффици- ент вариа-

ции, %

№ по- зиции

34.

2900

3140

3300

3200

4,7

26,4

33


Груп- па Z

35.

90

130

170

140

21,6

27,3

48

36.

15

30

30

15

33,3

28,3

29

37.

90

80

100

90

7,9

33,3

36

38.

1770

850

560

2280

50,7

35,4

31

39.

20

30

80

40

53,6

41,4

9

40.

2600

2500

2700

2350

5,1

43,1

19

41.

90

80

60

90

15,3

48,3

3

42.

310

330

300

320

3,5

50,7

35

43.

300

550

390

570

24,8

50,7

38

44.

100

110

90

100

7,1

53,6

39

45.

130

180

150

190

14,7

59,1

18

46.

150

240

240

210

17,5

64,9

20

47.

530

580

420

470

12,1

69,8

5

48.

25

25

40

20

27,3

70,7

28

49.

1500

2200

1600

1800

15,1

90,5

32

50.

290

340

350

390

10,4

113,2

23



График, отображающий группы XYZ-анализа, изображен на ри- сунке 5.3.
120

100
80
Коэффициент 60 вариации, %

40
20


0

0 20
40 60
80 100 120

Доля в ассортименте, %
Рисунок5.3КриваяXYZ-анализа

По итогам анализа ABC и анализа XYZ строится матрица ABC– XYZ (таблица 5.6), после чего выделяются товарные позиции, требую- щие наиболее тщательного контроля.
Таблица 5.6

МатрицаABC–XYZ





X

Y

Z

А

27, 8, 34, 40, 11, 10

49, 25

38, 3

В

1, 12, 42, 13, 4, 22

47, 6, 43, 50, 30, 46, 2,

45

19

С

44, 37

35, 14, 41, 15, 16, 21,

7, 17, 24, 26

33, 9, 29, 39, 18, 5, 20,

32, 48, 36, 28, 23, 31


Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY, AZ, следует выработать и применять индивидуальные технологии управления запа- сами, поскольку, согласно классификации ABC, небольшая по числен- ности группа А связывает в запасах значительную часть (80%) финан- совых средств. Например, для позиций, входящих в группу АХ, необходимо рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть воз- можность применения технологии «точно в срок», объем реализации по этим позициям относительно стабилен во времени. Позиции же, входя- щие в группу AZ, необходимо контролировать ежедневно. В связи с большими колебаниями спроса необходимо предусмотреть достаточный для их сглаживания страховой запас.

Планирование запасов по позициям, входящим в группы СХ, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период (например, на квартал) с еженедельной или ежемесячной проверкой наличия запаса на