Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 747
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
складе. Это обусловлено тем, что данные запасы «замораживают» срав- нительно небольшую часть денежных средств, а колебания спроса на эти позиции значительны.
Достаточно сложным вопросом является управление запасами по позициям, входящим в группы ВХ, BY, BZ. Запасы по этим позициям составляют небольшую, но значимую группу. Относительно колебаний спроса также сложно сделать какие-либо определенные выводы. Вооб- ще, управление запасами по этим позициям может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям планирования.
Для определения рационального объема запаса традиционно ис- пользуют модели оптимального размера заказа (Economic order quantitymodels – EOQ), впервые предложенные еще в 1913 г. Критерием опти- мизации во всех этих моделях служит минимум совокупных расходов, связанных с размером заказа.
Наиболее известны и широко применяются модели, имеющие общее название – модели Уилсона (Wilson). Известно несколько моде- лей Уилсона: основная – определения оптимального размера заказа; с постепенным пополнением; с учетом потерь от дефицита; оптимального размера заказа при наличии оптовых скидок.
Все эти модели ориентированы на постоянный характер потреб- ления. При интенсивном изменении потребления модели Уилсона не дают достаточной точности оценки размера заказа.
Основная модель (ее еще называют классической, или идеальнойEOQмоделью) имеет несколько основных условий и предпосылок. Прежде всего, необходимо отметить, что она разработана для теорети- ческого цикла управления запасом.
Характеристиками теоретического цикла управления запасами являются следующие допущения:
Очевидно, что характеристики теоретического цикла управления запасами неприемлемы для управления запасами на практике. Тем не менее именно теоретические, т.е. идеальные, условия применения ос- новной модели Уилсона позволяют рассматривать ее в качестве ин- струмента первоначальной обработки информации, необходимого для всестороннего рассмотрения практической ситуации и принятия обос- нованного управленческого решения.
Основная модель оптимального объема запаса, кроме характери- стик теоретического цикла, предполагает также отсутствие оптовых скидок. Для выведения формулы расчета оптимального размера заказа
необходимо построить функцию общих издержек, связанных с разме- ром заказа (рисунок 5.4).
Рисунок5.4–Зависимостьобщихиздержекотразмеразаказа
емых:
В общие издержки, связанные с объемом заказа, входят три слага-
стоимость выдачи заказа:
Стоимость выдачи заказа является величиной постоянной и в пе- ресчете на единицу продукции падает с увеличением заказываемой пар- тии.
В результате дифференцирования функции общих издержек по переменной размера заказа получаем формулу, получившую название основной модели оптимизации размера заказа:
qîïò
(5.1)
где А–стоимость выдачи одного заказа, руб.;
I– затраты на содержание единицы запасов, руб./шт.;
Q–оптимальный размер заказа, шт.;
S–потребность в товарно-материальных запасах за определен- ный период, шт.
Пример5.2
План годового выпуска продукции производственного предприя- тия составляет 800 шт., при этом на каждую шт. готовой продукции требуется 2 шт. комплектующего изделия. Известно, что стоимость по- дачи одного заказа составляет 200 руб., цена одной шт. комплектующе- го изделия – 480 руб., а стоимость содержания комплектующего изде- лия на складе составляет 15% от его цены.
Требуется определить оптимальный размер заказа на комплекту- ющее изделие.
Решение
Оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокуп- ных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле Уилсона:
qîïò
94,28
øò .
Округление оптимального размера заказа в большую сторону по- могает избежать дефицита комплектующего изделия.
Таким образом, оптимальный размер заказа составляет 95шт.
Затраты на содержание единицы запасов, стоимость выдачи одно- го заказа, потребность в товарно-материальных запасах зачастую нельзя оценить точно. Как правило, эти сведения нельзя определить из данных бухгалтерского или оперативного учета. Их величины обычно устанав- ливаются на основании мнения экспертов. Допустимо округление рас- считываемой по формуле величины размера заказа, так как в области оптимального значения кривая годовых расходов пологая (особенно в правой части), поэтому получившуюся величину оптимального заказа можно считать довольно устойчивой.
Со временем формула расчета оптимального размера заказа стала реже применяться для планирования работы с запасами. Причины этого заключаются в том, что формула имеет некоторые допущения, типич- ные только для теоретического цикла управления запасами. Все эти ограничения позволяют значительно упростить сложную задачу. По- этому классическая формула оптимального размера заказа, как правило, не устраивает большинство компаний.
Тем не менее, формула расчета оптимального размера заказа – достаточно надежный инструмент для предприятий, которые только начинают работать с запасами.
В теории управления запасами разработаны две основные систе- мы управления:
каза;
времени между заказами.
Системауправлениязапасамисфиксированнымразмеромзаказа
Основной параметр системы – размер заказа. Он строго фиксиро- ван и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами.
В отечественной практике сложилась ситуация, когда размер за- каза зачастую определяется на основе частных организационных сооб- ражений, например, исходя из затрат на транспортировку или возмож- ности загрузки складских помещений. Между тем в системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только организационно, но и экономически обоснованным.
Поскольку проблема управления запасами рассматривается в ло- гистической системе, то критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и возобновление заказа. Данный
критерий учитывает три фактора, действующих на величину совокуп- ных затрат:
ление их взаимодействия не одинаково. Желание максимально сэконо- мить затраты на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление
заказов и оплату заказанной продукции. Экономия затрат на возобнов- ление заказа компенсирует потери, связанные с содержанием излишних складских помещений и, кроме того, снижает уровень обслуживания потребителей. При максимальной загрузке складских помещений значи- тельно увеличиваются затраты на хранение запасов, растет риск появ- ления неликвидных запасов. Задача оптимизации совокупных затрат позволяет найти компромисс между этими факторами и обеспечить наиболее выгодное их сочетание (рисунок 5.4).
Для определения размера заказа в системе управления запасами с фиксированным размером заказа можно воспользоваться расчетами по формулам Уилсона (5.1) и учесть организационные и другие факторы. Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа целесообразно представить в виде таблицы 5.7.
Таблица 5.7
Параметры системы управления запасами с фиксированным размеромзаказа
Достаточно сложным вопросом является управление запасами по позициям, входящим в группы ВХ, BY, BZ. Запасы по этим позициям составляют небольшую, но значимую группу. Относительно колебаний спроса также сложно сделать какие-либо определенные выводы. Вооб- ще, управление запасами по этим позициям может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям планирования.
-
Определениеоптимальногоразмеразаказа
Для определения рационального объема запаса традиционно ис- пользуют модели оптимального размера заказа (Economic order quantitymodels – EOQ), впервые предложенные еще в 1913 г. Критерием опти- мизации во всех этих моделях служит минимум совокупных расходов, связанных с размером заказа.
Наиболее известны и широко применяются модели, имеющие общее название – модели Уилсона (Wilson). Известно несколько моде- лей Уилсона: основная – определения оптимального размера заказа; с постепенным пополнением; с учетом потерь от дефицита; оптимального размера заказа при наличии оптовых скидок.
Все эти модели ориентированы на постоянный характер потреб- ления. При интенсивном изменении потребления модели Уилсона не дают достаточной точности оценки размера заказа.
Основная модель (ее еще называют классической, или идеальнойEOQмоделью) имеет несколько основных условий и предпосылок. Прежде всего, необходимо отметить, что она разработана для теорети- ческого цикла управления запасом.
Характеристиками теоретического цикла управления запасами являются следующие допущения:
-
все расчеты относятся к одному виду товара; -
постоянный темп потребления (отгрузки); -
постоянное время исполнения заказа; -
постоянная продолжительность цикла возобновления заказа; -
каждый заказ поступает единой поставкой; -
вследствие постоянного темпа потребления и отгрузки при- емка осуществляется в момент времени, когда уровень запаса равен ну- лю; -
параметры цикла таковы, что запасов всегда достаточно для обеспечения потребления.
Очевидно, что характеристики теоретического цикла управления запасами неприемлемы для управления запасами на практике. Тем не менее именно теоретические, т.е. идеальные, условия применения ос- новной модели Уилсона позволяют рассматривать ее в качестве ин- струмента первоначальной обработки информации, необходимого для всестороннего рассмотрения практической ситуации и принятия обос- нованного управленческого решения.
Основная модель оптимального объема запаса, кроме характери- стик теоретического цикла, предполагает также отсутствие оптовых скидок. Для выведения формулы расчета оптимального размера заказа
необходимо построить функцию общих издержек, связанных с разме- ром заказа (рисунок 5.4).
Рисунок5.4–Зависимостьобщихиздержекотразмеразаказа
емых:
В общие издержки, связанные с объемом заказа, входят три слага-
-
стоимостьзаказа (включает цену закупки); -
издержкинасодержаниезапаса:
-
альтернативные издержки или процент на вложенный капитал; -
стоимость обработки запасов; -
издержки хранения; -
издержки обслуживания запаса; -
потери от порчи, потери, морального старения и кражи; -
стоимость эксплуатации обслуживающих систем.
стоимость выдачи заказа:
-
издержки на поиск поставщика; -
стоимость размещения заказа; -
стоимость мониторинга поставки; -
стоимость мониторинга транспортировки.
Стоимость выдачи заказа является величиной постоянной и в пе- ресчете на единицу продукции падает с увеличением заказываемой пар- тии.
В результате дифференцирования функции общих издержек по переменной размера заказа получаем формулу, получившую название основной модели оптимизации размера заказа:
qîïò
(5.1)
где А–стоимость выдачи одного заказа, руб.;
I– затраты на содержание единицы запасов, руб./шт.;
Q–оптимальный размер заказа, шт.;
S–потребность в товарно-материальных запасах за определен- ный период, шт.
Пример5.2
План годового выпуска продукции производственного предприя- тия составляет 800 шт., при этом на каждую шт. готовой продукции требуется 2 шт. комплектующего изделия. Известно, что стоимость по- дачи одного заказа составляет 200 руб., цена одной шт. комплектующе- го изделия – 480 руб., а стоимость содержания комплектующего изде- лия на складе составляет 15% от его цены.
Требуется определить оптимальный размер заказа на комплекту- ющее изделие.
Решение
Оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокуп- ных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле Уилсона:
qîïò
94,28
øò .
Округление оптимального размера заказа в большую сторону по- могает избежать дефицита комплектующего изделия.
Таким образом, оптимальный размер заказа составляет 95шт.
Затраты на содержание единицы запасов, стоимость выдачи одно- го заказа, потребность в товарно-материальных запасах зачастую нельзя оценить точно. Как правило, эти сведения нельзя определить из данных бухгалтерского или оперативного учета. Их величины обычно устанав- ливаются на основании мнения экспертов. Допустимо округление рас- считываемой по формуле величины размера заказа, так как в области оптимального значения кривая годовых расходов пологая (особенно в правой части), поэтому получившуюся величину оптимального заказа можно считать довольно устойчивой.
Со временем формула расчета оптимального размера заказа стала реже применяться для планирования работы с запасами. Причины этого заключаются в том, что формула имеет некоторые допущения, типич- ные только для теоретического цикла управления запасами. Все эти ограничения позволяют значительно упростить сложную задачу. По- этому классическая формула оптимального размера заказа, как правило, не устраивает большинство компаний.
Тем не менее, формула расчета оптимального размера заказа – достаточно надежный инструмент для предприятий, которые только начинают работать с запасами.
-
Моделиуправлениязапасами
В теории управления запасами разработаны две основные систе- мы управления:
-
система управления запасами с фиксированным размером за-
каза;
-
система управления запасами с фиксированным интервалом
времени между заказами.
Системауправлениязапасамисфиксированнымразмеромзаказа
Основной параметр системы – размер заказа. Он строго фиксиро- ван и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами.
В отечественной практике сложилась ситуация, когда размер за- каза зачастую определяется на основе частных организационных сооб- ражений, например, исходя из затрат на транспортировку или возмож- ности загрузки складских помещений. Между тем в системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только организационно, но и экономически обоснованным.
Поскольку проблема управления запасами рассматривается в ло- гистической системе, то критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и возобновление заказа. Данный
критерий учитывает три фактора, действующих на величину совокуп- ных затрат:
-
используемая площадь складских помещений, -
издержки на хранение запасов, -
стоимость оформления заказа и оплата заказанной продукции. Эти факторы тесно взаимосвязаны между собой, причем направ-
ление их взаимодействия не одинаково. Желание максимально сэконо- мить затраты на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление
заказов и оплату заказанной продукции. Экономия затрат на возобнов- ление заказа компенсирует потери, связанные с содержанием излишних складских помещений и, кроме того, снижает уровень обслуживания потребителей. При максимальной загрузке складских помещений значи- тельно увеличиваются затраты на хранение запасов, растет риск появ- ления неликвидных запасов. Задача оптимизации совокупных затрат позволяет найти компромисс между этими факторами и обеспечить наиболее выгодное их сочетание (рисунок 5.4).
Для определения размера заказа в системе управления запасами с фиксированным размером заказа можно воспользоваться расчетами по формулам Уилсона (5.1) и учесть организационные и другие факторы. Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа целесообразно представить в виде таблицы 5.7.
Таблица 5.7
Параметры системы управления запасами с фиксированным размеромзаказа
№ п/п | Показатель | Порядок расчета |
1 | Потребность, шт. | - |
2 | Оптимальный размер заказа, шт. | - |
3 | Время поставки, дни | - |
4 | Возможная задержка поставки, дни | - |
5 | Ожидаемое дневное потребление, шт./день | [1] : [число рабочих дней] |
6 | Срок расходования заказа, дни | [2] : [5] |
7 | Ожидаемое потребление за время поставки, шт. | [3] Х [5] |
8 | Максимальное потребление за время поставки, шт. | ([3] + [4]) Х [5] |
9 | Гарантийный запас, шт. | [8] – [7] |
10 | Пороговый уровень запаса, шт. | [9] + [7] |
11 | Максимально желательный запас, шт. | [9] + [2] |
12 | Срок расходования запаса до порогового уров- ня, дни | ([11] – [10]) : [5] |