Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 744

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II раздел.

Функциональный комплекс логистики


Тема 2. Логистика снабжения





    1. Целиизадачилогистикивуправлениизакупками


Управление закупками в значительной степени влияет на конку- рентоспособность компании. Если эта функция закупок не выполняется, то компания не получит сырья или готовой продукции к нужному сро- ку, нужного качества и по цене, которая сохранит стоимость конечной продукции конкурентоспособной и контролируемой.

Для лучшего понимания закупочных функций необходимо опре- делить их цели. Целью закупок (частично совпадающих с логистиче- ским миксом) является приобретение товаров нужного качества в нуж- ном количестве по установленной заранее цене в конкретном источнике и в нужное время. Такой упрошенный подход оправдан при принятии ключевых решений: что купить, какое качество и цена приемлемы, где лучше всего приобрести необходимый товар, а также – в какой именно момент это следует делать.

Основные цели деятельности в области организации и управления закупками представлены на рисунке 2.1.




Рисунок2.1Целиорганизациииуправлениязакупками

Рассмотрим более детально основные цели:

  1. Оптимальные сроки поставки материальных ресурсов/готовой продукции и предоставления услуг. Опоздание в закупках может со- рвать производственный график, что повлечет за собой большие накладные расходы, а закупленные ранее намеченного срока материалы ложатся дополнительным бременем на оборотные фонды и складские помещения предприятия. Например, авиакомпания не сможет перево- зить пассажиров, если вовремя не будет обеспечена топливом, но хра- нить лишние тонны горючего также невыгодно для компании.

  2. Оптимальный размер партии поставки, т.е. соблюдение точного соответствия между объемом поставок и потребностями в них. Избыток или недостаточный объем поставляемой продукции негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении оп- тимального баланса.

  3. Поддержание и повышение качества. Продукция, материалы или услуги должны поставляться необходимого уровня качества, иначе конечный продукт не будет соответствовать принятым стандартам, что приведет к росту логистических издержек. Затраты на доведение каче- ства до стандартного уровня могут быть весьма значительными. Необ- ходимо постоянно повышать качество снабжения и обеспечивать кон- курентоспособность товаров и услуг на мировом уровне, что требует внимания к качеству закупаемых материалов.

  4. Поиск и закупка товаров и услуг по минимальным ценам. Эта задача особенно актуальна для российских предприятий, так как заку- почная деятельность требует большого объема оборотных средств, а, как показывает опыт, нехватка именно оборотных средств является од- ной из главных проблем российского бизнеса. Потенциал увеличения прибыли при осуществлении закупок может быть довольно значитель- ным. Например, если при осуществлении закупки поставщик предоста- вит скидку (или будут найдены другие поставщики с более низкими це- нами) и компания сможет на этом сэкономить, то эти деньги пойдут непосредственно на счет прибыли (до налогообложения). Однако, если эта компания дополнительно продаст товар на ту же сумму, то получен- ная чистая прибыль составит не более 5% цены после налогообложения. Прибыль, полученная благодаря закупкам по более низким ценам или за счет снижения общих логистических затрат, может быть очень весомой/

  5. Поиск компетентных поставщиков и развитие отношений с ни- ми. Успех отдела закупок в конечном итоге определяет надежность по- ставщиков. Деятельность поставщика оказывает гораздо большее влия- ние на производительность, качество и конкурентоспособность


компании-покупателя, чем это представляет большинство менеджеров. Работник, отвечающий за выбор поставщика, должен проводить тща- тельный поиск и анализ возможных поставщиков, причем анализ жела- тельно проводить по нескольким критериям, например, по качеству предлагаемой продукции, возможности своевременной доставки, цене, сервису и т.д. Также важным критерием является оценка риска при осуществлении закупок.

  1. Повышение конкурентоспособности компании. Основные за- дачи исследования рынка закупок заключаются в регулярном сборе и оценке информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Импульсом к проведению ис- следования может стать интерес к определению размеров затрат, изме- нений в собственной программе дистрибьюции, внедрению достижений технического прогресса, повышению доли компании на рынке, конку- ренции, надежности поставщиков, объему предложения в будущем и т.д.

Таким образом, цели управления закупками различаются в зави- симости от специализации компании (промышленная, торговая, сервис- ная). Основной целью логистики закупок, например, в производствен- ной компании является надежное обеспечение производственных подразделений материальными ресурсами, необходимыми для выпол- нения производственного графика. Производственный график при этом должен быть сформирован в соответствии с маркетинговой и логисти- ческой стратегией компании на рынке продаж готовой продукции, что достигается путем интеграции основных функциональных сфер логи- стики.

В любой компании-товаропроизводителе существует типичный набор задач, связанных с управлением закупками, характеристика кото- рых представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Типовые
задачивуправлениизакупками

Наименование

Краткаяхарактеристика



Идентификация (или переоценка) потребностей

Определение снабженческих трансакций, которые должны быть установлены между отделом закупок и конкретными по- требителями (подразделениями) материальных ресурсов внутри компании. В некоторых случаях, например, при изменении ас- сортимента готовой продукции пересматривается состав внут- рифирменных потребителей и (или) номенклатура материаль-

ных ресурсов.

Продолжение таблицы 2.1


Наименование

Краткаяхарактеристика



Определение и оценка требований потребителей

Как только определены внутрифирменные потребители и но- менклатура материальных ресурсов, устанавливаются требова- ния к весу, размерам, параметрам поставок, планы и специфи- кации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу материальных ресурсов. Кроме того, устанавливаются требования пользователей, определяющие

сервис и сопровождающие поставки.


Решение «делать или покупать» - за- дача MOB («makeor buy»)

Решение вопроса, что выгоднее – производить определенные виды материальных ресурсов (например, компоненты для сбор- ки сложных товаров - автомобилей, компьютеров и т.п.) самой компании или покупать у других. В этом случае для принятия окончательного решения оцениваются соответствующие затра-

ты и достижимый уровень качества.



Определение типов закупок

В настоящее время существует три основных типа организации закупок материальных ресурсов в зависимости от продолжи- тельности и сложности: установившиеся закупки, модифициро- ванные закупки (в которых меняется или поставщик или пара- метры закупаемых материальных ресурсов), новые закупки,

вызванные потребностями нового пользователя.



Анализ поведения рынка

Источник материальных ресурсов для компании (поставщик) может функционировать в различной рыночной среде и типе рынка: монопольном, олигопольном, высококонкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу компании определить число возможных поставщи-

ков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.


Идентификация всех возможных поставщиков

Определение всех возможных поставщиков определенного ви- да (номенклатуры) материальных ресурсов, которые могут удо- влетворить требования внутрифирменных пользователей. Важ-

но включить в этот список те поставщики, услугами которых товаропроизводитель ранее не пользовался.


Предварительная оценка всех воз- можных источни- ков

Предварительная оценка возможных источников закупаемых материальных ресурсов заключается в сравнении предлагаемо- го (рекламируемого) поставщиками качества MP и сервиса с требуемыми внутрифирменными пользователями. Такую оцен-

ку производят эксперты производственного и логистического менеджмента.


Оценка оставшихся поставщиков и окончательный вы- бор поставщика

После сокращения числа возможных поставщиков на этапе предварительного отбора оставшиеся оцениваются с точки зре- ния наилучшего удовлетворения потребностей компании в ма- териальных ресурсах конкретного вида. Для окончательного выбора поставщика производится, как правило, многокритери-

альная оценка, включающая такие показатели, как уровень цен, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса и др.


Окончание таблицы 2.1


Наименование

Краткаяхарактеристика



Доставка матери- альных ресурсов и сопутствующий сервис

Включает ряд задач, связанных с поставками конкретной но- менклатуры материальных ресурсов от поставщика производи- телю: оформление договорных отношений, передача прав соб- ственности на материальные ресурсы, процедуры формирования заказов, транспортировка, грузопереработка, хранение, складирование и т.п. В ряде случаев включает реше- ния в отношении организационной структуры собственных ло- гистических каналов продвижения материальных ресурсов от

поставщика.



Контроль и оценка выполнения заку- пок

Входной контроль качества материальных ресурсов (данная процедура в отношении надежных поставщиков, особенно при технологии ЛТ, может не применяться). Эффективность управ- ления закупками оценивается по результатам непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам,

ценам, параметрам поставок, качеству материальных ресурсов и сервиса.