Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 728
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:
-
В современных условиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способ- ности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спе- цификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворя- ет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов. -
Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, вклю- чающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязатель- ность, заинтересованность в ведении бизнеса с компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установлен- ных объемов поставки и т.д. Сюда же необходимо включить и соблюде- ние поставщиком сроков поставки материальных ресурсов / готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок.
В качестве примераможно привести бальную систему оценки своевременности доставки (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Оценкасвоевременностидоставки
Высший рейтинг | А | Доставка осуществляется в срок без экспедирова- ния |
Высший рейтинг | В | Поставщик выполняет требуемые сроки доставки |
Хороший рейтинг | С | Доставка осуществляется в срок без контроля |
Хороший рейтинг | D | Поставщик выполняет требуемые сроки доставки |
Удовлетворительный рейтинг | Е | Сроки доставки иногда срываются, требуется зна- чительный контроль |
Неудовлетворительный рейтинг | F | Сроки доставки обычно срываются, договорные сроки доставки редко выполняются, необходимы действия по ускорению работ |
-
Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку кон- кретного вида материальных ресурсов / готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск измене- ния курсов валют, таможенные пошлины и так далее. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс за- трат.
В качестве примера можно привести перечень логистических из- держек, связанных с закупкой конкретного товара:
-
маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнкту- ры цен на рынке данного товара; -
издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.п.); -
издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщи- ков (изготовителей); -
затраты, связанные с анализом качественных показателей то- вара у различных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, по- теря товарного вида, возможности ремонта или восстановления каче- ственных показателей товара у заказчика, ущерб от утраты качества товара в связи с задержкой его доставки или сокращением срока реали- зации, расходы по гарантийным обязательствам); -
затраты не грузопереработку, складирование и хранение то- варов; -
транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата та- моженных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара; -
расходы на потребительскую упаковку, транспортную тару, маркировку и кодирование товаров; -
издержки на финансовый учет товаров; -
непредвиденные расходы, ущербы и затраты на страхование логистических рисков.
Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и кон- тролировать в реальном масштабе времени.
-
Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных под- разделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.д. -
Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Как уже упоминалось выше, нехватка оборотных средств существенно огра- ничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются вне- штатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действи- тельности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие пла- тежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гаран- тирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.
Пример2.1
Компания MGI, расширила номенклатуру своей продукции и по- лучила очень выгодный и ответственный заказ на разработку и после- дующую поставку препаратов одной аэрокосмической корпорации. Сроки выполнения контракта были очень жесткими. В течение первого года ежеквартально компания должна была предоставлять по одному промышленному образцу, проводя определенные усовершенствования по результатам его тестирования, чтобы через год иметь возможность начать поставку продукции на соответствующем уровне.
Компания уже работала с многолетними партнерами по поставке сырья, компаниями АВС и СВС, которые выразили готовность участво- вать в проекте, хотя это было для них новым направлением. Кроме это- го очень хорошие условия по цене были предложены крупным сырье- вым холдингом «Интер», который был готов только одной поставкой обеспечить годовую потребность компании MGI
в сырье. Итак, через год компания MGI назвала поставщика сырья для этого проекта.
Требуется ответить на следующие вопросы: 1) какого поставщика могла бы выбрать компания MGI при первоначальном анализе; 2) может ли измениться кандидатура поставщика после первого года совместной деятельности.
Для решения задачи используются следующие параметры:
-
наиболее простые критерии выбора поставщика (таблица
2.4);
-
пятибалльная оценка значения (веса) критерия выбора по-
ставщика от 0 до 4;
-
заявленное качество товара у всех трех поставщиков одина-
ково;
-
данные по ценам и условиям поставки (таблица 2.5); -
критерии оценки деятельности поставщиков и результаты
первого года работы (таблицы 2.6 и 2.7) – в случае необходимости.
Таблица 2.4
Стандартныекритериивыборапоставщика
Критерий выбора поставщика | Начальный удельный вес критерия |
Надежность поставки | 0,3 |
Себестоимость сырья | 0,25 |
Заявленное качество сырья | 0,15 |
Условия платежа и необходимость последующего хранения сырья | 0,15 |
Возможность внеплановых поставок и корректирующих совмест- ных действий | 0,1 |
Финансовое состояние поставщика и динамика отношений с поку- пателем | 0,05 |
Таблица 2.5
Ценыиусловияпоставкисырья
Наименование показателя | компания АВС | компания СВС | холдинг «Интер» |
Цена за одну тонну сырья, т.р. | 15 | 15 | 10 |
Расстояние от компании MGI до склада поставщика, км | 150 | 100 | 200 |
Тариф за 1 км перевозки, т.р. | 0,04 | 0,03 | 0,035 |
График поставки | Ежеквартально партиями по 250 т | Ежеквартально партиями по 250 т | Один раз в год партией 1000 т |
Объем поставки, т/год | 1000 | 1000 | 1000 |
Форма поставки | Груз пакетирован на поддонах | Коробки | Груз пакетирован на поддонах |
Расходы на разгрузку, т.р./т-ч | 0,2 | 0,3 | 0,2 |
Время на разгрузку всего объе- ма поставки, ч | 6 (на партию) | 8 (на партию) | 20 (на весь объем заказа) |
Таблица 2.6
Критерииоценкидеятельностипоставщиков
Параметр | Баллы | Критерий |
Надежностьпоставщика | ||
Объем по- ставки | 4 | Доставлен полностью |
3 | 5% не соответствует условиям доставки | |
2 | 5–10% не соответствует условиям доставки | |
1 | 10–20% не соответствует условиям доставки | |
0 | Более 20% не соответствует условиям доставки | |
Время по- ставки | 4 | Весь объем поставки доставлен вовремя |
3 | До 5% объема поставок – за пределами допустимого | |
2 | 5–10% объема поставок – за пределами допустимого | |
1 | 10–20% объема поставок – за пределами допустимого | |
0 | Свыше 20% объема поставок – за пределами допустимого | |
Сопроводи- тельная до- кументация | 4 | Нет отсутствующих номеров партий, упаковочных листов, ошибок в документации и пр. |
3 | До 5% объема поставок – с ошибками в документации | |
2 | 5–10% объема поставок – с ошибками в документации | |
1 | 10–20% объема поставок – с ошибками в документации | |
0 | Свыше 20% поставок – с ошибками в документации | |
Состояние полученного сырья | 4 | Все сырье получено в надлежащем состоянии |
3 | До 5% сырья поступило с поломанными поддонами, нарушенной упаковкой или в мятых коробках | |
2 | 5–10% сырья поступило с поломанными поддонами, нарушенной упаковкой или в мятых коробках | |
1 | 10–20% сырья поступило с поломанными поддонами, нарушенной упаковкой или в мятых коробках | |
0 | Свыше 20% сырья поступило с поломанными поддонами, нарушенной упаковкой или в мятых коробках | |
Качествополученногосырья | ||
Соответствие стандартам | 4 | Нет не принятого или не соответствующего стандартам качества сырья |
3 | До 5% сырья не соответствует стандартам качества | |
2 | 5–10% сырья не соответствует стандартам качества | |
1 | 10–20% сырья не соответствует стандартам качества | |
0 | Свыше 20% сырья не соответствует стандартам качества | |
Совместныедействияспокупателем | ||
Корректиру- ющие дей- ствия | 4 | Ответ поставщика на рекламацию и осуществление кор- ректировок в течение 20 дней |
3 | Ответ поставщика на рекламацию и осуществление кор- ректировок в течение 21–30 дней | |
2 | Ответ поставщика на рекламацию в течение 20 дней | |
1 | Ответ поставщика на рекламацию в течение 21–30 дней | |
0 | Нет ответа поставщика на рекламацию в течение более 30 дней |