Файл: Практикум по логистике рекомендовано в качестве учебного пособия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 733
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В общем виде основными задачами, решаемыми закупочной логи- стикой, являются следующие задачи:
-
что закупить; -
у кого закупить; -
сколько закупить; -
на каких условиях закупить.
Задачу «что закупить» отдел снабжения/закупок компании реша- ет совместно с производственным отделом и инженерной службой. Совместно определяются потребности в сырье и материалах, качествен- ные и эксплуатационные характеристики, параметры спецификации. Вся эта информация поступает в отдел снабжения.
Решение «у кого купить» требует глубокого анализа рынка инте- ресующей компанию продукции, существующих и потенциальных по- ставщиков и выбора наиболее перспективных и эффективных из них. Данный вопрос находится полностью в компетенции работников отдела снабжения. Как показывает опыт, удачный выбор поставщика обеспе- чивает половину успеха предприятия (особенно это относится к дея- тельности торгово-посреднических структур).
Решение «сколько закупить» осуществляется при согласовании с другими отделами (производственным, складским, финансо- вым/бухгалтерией). Совместно с производственным отделом определя- ется требуемое количество материальных ресурсов. Проверяется нали- чие данного товара на складе (если склад находится в ведении отдела
снабжения). Если на складе этой продукции нет (или ее недостаточно), то объем закупки необходимо согласовать с финансовым отде- лом/бухгалтерией.
Задача «на каких условиях закупить» решается, когда поставщики уже предложили свои условия. Отдел снабжения рассматривает пред- ложенные варианты и ведет переговоры с поставщиками. В решении данного вопроса могут участвовать и работники других отделов (фи-
нансового/бухгалтерии, логистики и т.д.). Решение данной задачи озна- чает ясность по следующим параметрам: цена, условия оплаты, условия доставки, сроки и т.д.
-
Методывыборапоставщикавлогистикеснабжения
Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач за- купочной логистики. Она является одной из четырех основных задач отдела снабжения/закупок компании. Некоторые менеджеры недооце- нивают значения правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании. Собственный успех компании- покупателя в обеспечении потребителей качественной продукцией и услугами зависит во многом от того, насколько четко поставщики вы- полняют свои функции. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. Поэтому выбор «правильного» поставщика является осно- вой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабже- ния любой компании.
Возможны два направления выбора поставщика:
-
Выбор поставщика из числа компаний, которые были постав- щиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании рас- полагает точными данными о деятельности этих поставщиков (хотя так бывает не всегда).
Основные этапы решения этой задачи:
-
сбор информации о поставщиках; -
анализ информации на основе критериев выбора поставщика; -
принятие решения о выборе поставщика.
-
Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа инте- ресующего рынка: рынка, с которым компания уже работает, или со- вершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифи- цировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее
следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из неболь- шого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с су- ществующими, ожидается более высокая эффективность.
Выбор поставщика (или группы поставщиков) определяется си- стемой критериев, но как для промышленной, так и для торговой ком- пании обычно основными критериями выбора являются: цена, качествотовара и надежность поставки. Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (произ- водственной) и логистической стратегий конкретной компании. В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, постав- ка товаров на основании взаимозачета, и другие.
Существует несколько распространенных методов выбора по- ставщика:
-
затратно-коэффициентный; -
доминирующих характеристик; -
категорий предпочтения; -
рейтинговая оценка факторов и др.
Методоценкизатрат
Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (мис- сий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получаются данные для сравнения и выбора вариантов ре- шений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возмож- ные издержки и доходы/выигрыши (при этом учитываются логистиче- ские риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
По существу это – разновидность метода ранжирования (критери- ев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения факторов и их стои- мостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщи- ка. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема
информации и анализа большого объема информации по каждому по- ставщику.
Методдоминирующиххарактеристик
Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее
доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.
Методкатегорийпредпочтения
В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразде- лений компании. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологичную продукцию и могут компетентно судить о ее качестве, диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов, производственные отде- лы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в про- изводственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обшир- ной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для компании, возможно, какой-то фактор является ключе- вым, например, простота использования продукции в производственном процессе.
Методрейтинговыхоценок
Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок, который, в свою очередь, является разновидностью метода категорий предпочтения. После отбора крите- риев выбора поставщика их значимость обычно устанавливается экс- пертным путем работниками службы снабжения/закупок или привле- ченными экспертами. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значений (удельного веса) критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинго-
вая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием до- полнительных критериев оценки. При обращении к потенциальным по- ставщикам трудно (а иногда практически невозможно) получить объек- тивные данные, необходимые для работы экспертов.
Окончательный выбор поставщика производится лицом, прини- мающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не мо- жет быть полностью формализован.
Примеррасчетарейтингапоставщика
Допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значи- мость остальных критериев, установленная – как и значимость первого
-
экспертным путем работниками отдела закупок, приведена в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Примеррасчетарейтингапоставщика
Критерийвыборапоставщика | Удельный вескритерия | Оценка значениякритерияпо 10- балльной шкале уданногопоставщика | Произведениеудельного веса кри-териянаоценку |
1. Надежность по- ставки | 0,30 | 7 | 2,1 |
2. Цена | 0,25 | 6 | 1,5 |
3. Качество товара | 0,15 | 8 | 1,2 |
4. Условия платежа | 0,15 | 4 | 0,6 |
5. Возможность вне- плановых поставок | 0,10 | 7 | 0,7 |
6. Финансовое состо- яние поставщика | 0,05 | 4 | 0,2 |
Итого | 1,00 | - | 6,3 |