ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 351

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С целью активизации творческого мышления, развития композиционных способностей учащимся можно предложить после выполнения постановки натюрморта не написать на­тюрморт, а сфотографировать его. Фотографии можно обсу­дить с точки зрения композиции, освещения, подбора и со­гласованности предметов по форме, фактуре и цвету и др. (по усмотрению учителя).

Итогом данной темы станет выполнение натюрморта по индивидуальному замыслу.

Практическая работа: создание натюрморта с использо­ванием различных живописных материалов и техники.

Использование различных художественных материалов и техник даёт возможность учащимся найти выразительные средства для создания работы. Каждая техника обладает только ей присущими художественными достоинствами и по­могает развитию творчества ученика.

Интересным художественным материалом является пас­тель. Слово «пастель» произошло от латинского слова, ко­торое в переводе означает «паста», «тесто» — именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Па­стель — это своего рода мел, его разновидность со своими специфическими свойствами, она лучше ложится на бумагу, штрихи, сделанные пастелью, создают впечатление бархати­стости и мягких размытых краёв. Техника рисования пастелью требует определённых навыков, линии должны проводиться мягко, почти невесомо. Пастель не любит многократного пе­реписывания, вмешательства в красочный слой. Удачно най­денные мазки, линии, штрихи желательно сохранять. При не­продуманном, неосторожном вмешательстве всё это можно безвозвратно потерять. Чтобы этого не произошло, в начале работы нужно многое обдумать, уяснить. В этих целях жела­тельно выполнить несколько маленьких этюдов-набросков. Пастелью можно добиться цветового звучания многоцветны­ми мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, расти­рая пальцем, растушёвкой или сухой кистью, но можно остав­лять и в чистом виде, подобно мозаике. Получаются мягкие, нежные, воздушные полутона, и возникает ощущение, будто изображение окружено сиянием. Бумагу для работы пастелью берут шероховатую, а выполненную работу закрепляют фик­сативом, так как пастель имеет свойство осыпаться. Хорошо рисовать пастелью на цветной бумаге. Цвет основы исполь­зуется как основной тон, колористически объединяющий всё цветовое построение. Кроме того, на тонированной основе рисунок смотрится более мягко, чем на белом фоне.


Можно выполнить работу в технике монотипии. Моноти­пия предполагает художественное произведение, выполнен­ное за один приём. Для произведений, выполненных в тех­нике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. В этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге с пластины, на которую нане­сены краски.

На пластину помещают лист бумаги и прижимают. На бу­маге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстети­ческой привлекательности и сюжету. Техника монотипии до­вольно трудоёмка и требует большого количества материалов и терпения.

Появление монотипии в России связано с именем Е. С. Кругликовой, заново открывшей эту технику в начале XX в. и создавшей собственную школу. Лирические созерца­тельно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени этой художницы.

Для монотипии можно использовать акварель, гуашь, тем­перу, а также акриловые, масляные, офортные, типографские краски и др.

Так же широк и многообразен выбор поверхностей, с ко­торых можно делать оттиски: бумага, различные виды карто­нов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов, стекло, оргалит, фанера и др. Краску на пластину можно нано­сить кистью, пальцами, мастихином и др. Отпечатки получают на станках или вручную.

Техника изготовления монотипии может быть очень раз­ной.

Краски наносят на пластину, кладут на неё лист бумаги, прижимают руками или прокатывают валиком. Снимают лист и получают цветной оттиск. Оттиск затем слегка дорабаты­вают.

Ещё один способ: на пластину валиком накатывают слой краски, легко накладывают сверху газету, удаляя лишний слой краски, далее, не придавливая, опускают лист бумаги на накатанную краской поверхность и начинают рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — всё зависит от толщины линии, которую хотят получить. Затем лист бумаги снимают и слегка дорабатывают оттиск. Такая творческая техника очень нравится учащимся.

После выполнения творческого задания проводится со­вместное обсуждение полученных натюрмортов с точки зрения композиции, тональных и цветовых контрастов, ритма линий и пятен.








Вглядываясь в человека. Портрет

Приобщение учащихся к культурному наследию человече­ства через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой ин­дивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Ху­дожественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.


Темы уроков

«Образ человека - главная тема в искусстве».

«Конструкция головы человека и её основные пропорции».

«Изображение головы человека в пространстве».

«Портрет в скульптуре».

«Графический портретный рисунок».

«Сатирические образы человека».

«Образные возможности освещения в портрете».

«Роль цвета в портрете».

«Великие портретисты прошлого».

«Портрет в изобразительном искусстве XX века».

©сновная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культу­ре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в про­изведениях искусства. Каждый учащийся может и должен стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его перво­начальное встраивание в эту культуру.

Задачи приобщения к жанру портрета — это также разви­тие наблюдательности, глазомера, композиционного мышле­ния и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.

Разговор пойдёт о том, что же делает портрет произ­ведением искусства. Обычно различают сходство внешнее, которое имеет ценность как исторический документ или се­мейная реликвия, и сходство внутреннее, которое убеждает, что именно таким должен быть портретируемый.

Художественный портрет, с одной стороны, передаёт вну­треннее содержание портретируемого человека, его характер через передачу внешнего облика, а с другой — отражает миро­воззрение самого художника, определённое понимание идеа­лов, которое присуще художнику как человеку своего времени.

Эти стороны искусства портрета рассматриваются в дан­ной теме. Настоящим помощником для учителя станет учебник, в котором есть соответствующий материал: короткий и ёмкий текст, зрительный ряд, проиллюстрированные учебными рабо­тами задания. Учитель может расширить зрительные впечатле­ния школьников, предложив дополнительный зрительный ряд или свой вариант прочтения задания, всё это приветствуется. Слайды, видеофильмы, визуальные возможности компьютера, Интернет также необходимы на уроке. Однако главную роль всё-таки играет учебник, с которым ребёнок общается непосредственно на уроке и дома длительное время.


Чтобы сформировать у ребёнка определённую систему знаний, учебник предлагает изучение жанра по определён­ному плану: общее знакомство с историей жанра как частью человеческой культуры; понимание особенностей скульптур­ного, графического и живописного портретов; знакомство с конструкцией, формой головы человека, пропорциями лица; собственное прочтение жанра учащимися. Материал учебника содержит минимум необходимых искусствоведческих знаний, каждый разворот учебника включает в содержательном един­стве текст и зрительный материал (репродукции, методи­ческие рисунки). Текст учебника не просто носит культуроло­гический и учебный характер, а призван создать целостный зрительный образ жанра.

Целесообразно познакомить учащихся с особенностями жанра портрета в Древнем Египте, в Древнем Риме, а также в странах Западной Европы и, конечно, в России.

Формирование интереса к портрету и возникновение жан­ра портрета — всё имело свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих замечательных портретистов, в их произведениях воплотились художественные идеалы вре­мени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, националь­ной культуре, художественному направлению, так и индиви­дуальности отдельных живописцев.

Работа над постижением жанра построена на принципе единства восприятия и практической деятельности вну­три каждой изучаемой темы. Практические задания при зна­комстве с данным жанром так же обязательны, как и при зна­комстве с любым другим жанром. Конкретная практическая

задача изображения предмета или явления не должна рассматриваться как отдельный механический навык в отрыве от художественно-творческих задач. В тексте данного пособия и в учебнике предлагается несколько больше учебных заданий, чем можно выполнить при одном учебном часе в неделю. Такой подход учитывает возможности увели­чения времени на выполнение заданий за счёт школьного компонента и второй половины дня.

Урок: «Образ человека - главная тема в искусстве»

Планируемые результаты:

  • знакомиться с великими портретными произведениями разных эпох и получать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве;

  • получать представление об изменчивости образа че­ловека в истории;

  • получать представление об истории портрета в рус­ском искусстве, узнавать имена великих художников-портре- тистов;

  • понимать, что портрет не только запечатлевает внешнее сходство с портретируемым, но и выражает идеалы эпохи и авторскую позицию художника;

  • учиться различать виды портрета, парадный и лири­ческий портрет;

  • учиться рассказывать о своих художественных впечат­лениях.