ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 351
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С целью активизации творческого мышления, развития композиционных способностей учащимся можно предложить после выполнения постановки натюрморта не написать натюрморт, а сфотографировать его. Фотографии можно обсудить с точки зрения композиции, освещения, подбора и согласованности предметов по форме, фактуре и цвету и др. (по усмотрению учителя).
Итогом данной темы станет выполнение натюрморта по индивидуальному замыслу.
Практическая работа: создание натюрморта с использованием различных живописных материалов и техники.
Использование различных художественных материалов и техник даёт возможность учащимся найти выразительные средства для создания работы. Каждая техника обладает только ей присущими художественными достоинствами и помогает развитию творчества ученика.
Интересным художественным материалом является пастель. Слово «пастель» произошло от латинского слова, которое в переводе означает «паста», «тесто» — именно такое впечатление производят невысохшие пастельные мелки. Пастель — это своего рода мел, его разновидность со своими специфическими свойствами, она лучше ложится на бумагу, штрихи, сделанные пастелью, создают впечатление бархатистости и мягких размытых краёв. Техника рисования пастелью требует определённых навыков, линии должны проводиться мягко, почти невесомо. Пастель не любит многократного переписывания, вмешательства в красочный слой. Удачно найденные мазки, линии, штрихи желательно сохранять. При непродуманном, неосторожном вмешательстве всё это можно безвозвратно потерять. Чтобы этого не произошло, в начале работы нужно многое обдумать, уяснить. В этих целях желательно выполнить несколько маленьких этюдов-набросков. Пастелью можно добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушёвкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике. Получаются мягкие, нежные, воздушные полутона, и возникает ощущение, будто изображение окружено сиянием. Бумагу для работы пастелью берут шероховатую, а выполненную работу закрепляют фиксативом, так как пастель имеет свойство осыпаться. Хорошо рисовать пастелью на цветной бумаге. Цвет основы используется как основной тон, колористически объединяющий всё цветовое построение. Кроме того, на тонированной основе рисунок смотрится более мягко, чем на белом фоне.
Можно выполнить работу в технике монотипии. Монотипия предполагает художественное произведение, выполненное за один приём. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. В этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге с пластины, на которую нанесены краски.
На пластину помещают лист бумаги и прижимают. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Техника монотипии довольно трудоёмка и требует большого количества материалов и терпения.
Появление монотипии в России связано с именем Е. С. Кругликовой, заново открывшей эту технику в начале XX в. и создавшей собственную школу. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени этой художницы.
Для монотипии можно использовать акварель, гуашь, темперу, а также акриловые, масляные, офортные, типографские краски и др.
Так же широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов, стекло, оргалит, фанера и др. Краску на пластину можно наносить кистью, пальцами, мастихином и др. Отпечатки получают на станках или вручную.
Техника изготовления монотипии может быть очень разной.
Краски наносят на пластину, кладут на неё лист бумаги, прижимают руками или прокатывают валиком. Снимают лист и получают цветной оттиск. Оттиск затем слегка дорабатывают.
Ещё один способ: на пластину валиком накатывают слой краски, легко накладывают сверху газету, удаляя лишний слой краски, далее, не придавливая, опускают лист бумаги на накатанную краской поверхность и начинают рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — всё зависит от толщины линии, которую хотят получить. Затем лист бумаги снимают и слегка дорабатывают оттиск. Такая творческая техника очень нравится учащимся.
После выполнения творческого задания проводится совместное обсуждение полученных натюрмортов с точки зрения композиции, тональных и цветовых контрастов, ритма линий и пятен.
Вглядываясь в человека. Портрет
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Темы уроков
«Образ человека - главная тема в искусстве».
«Конструкция головы человека и её основные пропорции».
«Изображение головы человека в пространстве».
«Портрет в скульптуре».
«Графический портретный рисунок».
«Сатирические образы человека».
«Образные возможности освещения в портрете».
«Роль цвета в портрете».
«Великие портретисты прошлого».
«Портрет в изобразительном искусстве XX века».
©сновная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.
Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.
Разговор пойдёт о том, что же делает портрет произведением искусства. Обычно различают сходство внешнее, которое имеет ценность как исторический документ или семейная реликвия, и сходство внутреннее, которое убеждает, что именно таким должен быть портретируемый.
Художественный портрет, с одной стороны, передаёт внутреннее содержание портретируемого человека, его характер через передачу внешнего облика, а с другой — отражает мировоззрение самого художника, определённое понимание идеалов, которое присуще художнику как человеку своего времени.
Эти стороны искусства портрета рассматриваются в данной теме. Настоящим помощником для учителя станет учебник, в котором есть соответствующий материал: короткий и ёмкий текст, зрительный ряд, проиллюстрированные учебными работами задания. Учитель может расширить зрительные впечатления школьников, предложив дополнительный зрительный ряд или свой вариант прочтения задания, всё это приветствуется. Слайды, видеофильмы, визуальные возможности компьютера, Интернет также необходимы на уроке. Однако главную роль всё-таки играет учебник, с которым ребёнок общается непосредственно на уроке и дома длительное время.
Чтобы сформировать у ребёнка определённую систему знаний, учебник предлагает изучение жанра по определённому плану: общее знакомство с историей жанра как частью человеческой культуры; понимание особенностей скульптурного, графического и живописного портретов; знакомство с конструкцией, формой головы человека, пропорциями лица; собственное прочтение жанра учащимися. Материал учебника содержит минимум необходимых искусствоведческих знаний, каждый разворот учебника включает в содержательном единстве текст и зрительный материал (репродукции, методические рисунки). Текст учебника не просто носит культурологический и учебный характер, а призван создать целостный зрительный образ жанра.
Целесообразно познакомить учащихся с особенностями жанра портрета в Древнем Египте, в Древнем Риме, а также в странах Западной Европы и, конечно, в России.
Формирование интереса к портрету и возникновение жанра портрета — всё имело свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих замечательных портретистов, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, национальной культуре, художественному направлению, так и индивидуальности отдельных живописцев.
Работа над постижением жанра построена на принципе единства восприятия и практической деятельности внутри каждой изучаемой темы. Практические задания при знакомстве с данным жанром так же обязательны, как и при знакомстве с любым другим жанром. Конкретная практическая
задача изображения предмета или явления не должна рассматриваться как отдельный механический навык в отрыве от художественно-творческих задач. В тексте данного пособия и в учебнике предлагается несколько больше учебных заданий, чем можно выполнить при одном учебном часе в неделю. Такой подход учитывает возможности увеличения времени на выполнение заданий за счёт школьного компонента и второй половины дня.
Урок: «Образ человека - главная тема в искусстве»
Планируемые результаты:
-
знакомиться с великими портретными произведениями разных эпох и получать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве; -
получать представление об изменчивости образа человека в истории; -
получать представление об истории портрета в русском искусстве, узнавать имена великих художников-портре- тистов; -
понимать, что портрет не только запечатлевает внешнее сходство с портретируемым, но и выражает идеалы эпохи и авторскую позицию художника; -
учиться различать виды портрета, парадный и лирический портрет; -
учиться рассказывать о своих художественных впечатлениях.