ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятия: жанр, композиция, художественно-выразительные средства изображения, виды портрета.
Зрительный ряд: А. Дюрер. Автопортрет; П.-П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы; фаюмские портреты (Портрет юноши); портрет императора Филиппа (Древний Рим); Ж. Клуэ. Франциск I; Р. ван дер Вейден. Портрет молодой женщины (учебник, с. 90—101) и т. д.
Возможны самые разные сценарии проведения уроков
и контроля за освоением материала по данной теме: беседа, посещение музея, анализ детских работ и др. При выборе любого сценария урока необходима вдумчивая работа с учебником, где представлен содержательный зрительный ряд — портреты эпохи Древнего Египта, Древнего Рима, а также стран Западной Европы и России. В учебнике специально дано материала больше, чем может быть освоено на одном уроке, и учитель сам может выбрать траекторию развития урока.
Портрет — изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Через внешнее сходство отображается внутренний мир человека.
Проводя беседу о портрете, можно задавать вопросы типа: «Как вы считаете, какой характер у изображённого человека? Кем бы он мог быть? Какие у него отношения с другими людьми?» Это вызовет повышенный интерес к обсуждению произведения, позволит учащимся обратиться к анализу внутреннего состояния и особенностей личности изображённого человека. Разговор пойдёт о том, что же делает портрет произведением искусства. Обычно различают сходство внешнее и сходство внутреннее. Можно активизировать внимание учащихся, задавая следующие вопросы: «Только ли внешнее сходство определяет ценность портрета как произведения искусства? Есть ли внешнее сходство в портретах великих мастеров этого жанра — Рафаэля, Рубенса, Клуэ? Только ли внешнее сходство важно в портрете?» Мы можем предполагать, что в портретах великих мастеров, например Рафаэля, Тициана, Веласкеса или Рембрандта, сходство было достигнуто. Однако, как бы ни было разумно данное предположение, соответствие его действительности уже не проверить. Вывод прост: если бы единственным достоинством портрета было его сходство с натурой, сложно было бы отличить хороший портрет от плохого.
Художник стремится передать не буквальное сходство, а, скорее, эмоциональное. Чтобы подчеркнуть определённые качества модели, художник может идеализировать или обострять изображение. Порой зрители больше всего хвалят именно те работы, которые, как кажется, не очень похожи на оригинал, и лишь потому, что эти портреты отразили некое внутреннее свойство модели. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Иногда точка зрения, с которой подходят к произведению искусства, бывает явно недостаточна: портрет рассматривают только так: „похож“ он или „не похож“ на оригинал. Достаточно ли этого? Ведь искать похожести лучше всего в фотографии: все морщинки и прыщики на месте. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похожести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. Это знают и хорошие фотографы, стремящиеся ухватить подходящий момент для съёмки, чтобы не было в лице напряжённости, связанной обычно с ожиданием съёмки, чтобы выражение лица было характерное, чтобы положение тела было свободным и индивидуальным, свойственным данному человеку. От такой „внутренней похожести“ многое зависит в том, чтобы портрет или фотография стали произведениями искусства. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции» (Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо тридцать второе. Понимать искусство). Для передачи этой «внутренней похожести», внутренней сути человека художник каждый раз ищет новые художественные средства, новый художественный язык.
Автор портрета не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. У древних народов существует суеверное предубеждение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение, но на самом
деле пленённой оказывается душа портретиста во время работы над портретом. Благодаря этому рука портретиста легко узнаётся в его работах. Альфонс Доде (французский романист и драматург XIX в.) остроумно обобщает: «Художник, обладающий длинным носом, стремится удлинить носы во всех портретах, которые он пишет». Именно поэтому портреты одного и того же человека, выполненные разными художниками, могут различаться по передаче даже внешнего мира.
Важный аспект жанра —
портрет и время. Хороший портрет — это не только суждение о конкретном человеке, но и представление об образе жизни людей определённой эпохи, её идеалах и представлениях о человеке. Концепция личности в портрете находится в сложной зависимости от мировоззрения, эстетических и социальных идеалов своего времени. Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII в., вторая половина XVIII и XIX в. Художники создавали портреты будучи вдохновлёнными собственным интересом или привязанностью к модели или же по заказу — для частных людей и общественных организаций. Портреты могут являться важными государственными или семейными знаками, создающимися для увековечивания памяти человека.
Дети знакомятся с искусством портрета Древнего Рима, эпохи Возрождения, XVIII и XIX вв. В учебнике дана подробная характеристика портретов, позволяющая на уроке ввести детей в удивительный мир портрета. Изобразительный ряд позволяет учащимся увидеть в произведении образ определённого человека, идеалы и представления о человеке той эпохи, в которую творил художник, и отношение самого художника к портретируемому. Взаимоотношения художника и портретируемого не есть постоянная величина, динамика формирования образа для каждого исторического периода имеет свои особенности. За портретом и моделью в том или ином виде стоит самосознание эпохи. Портрет — это своего рода зримая летопись времени.
Виды портрета. Портрет может изображать людей в повседневной жизни, за каким-либо занятием — это камерный портрет. В некоторых исторических периодах целью портрета было запечатлеть и показать власть и могущество изображённых, поэтому был распространён парадный портрет; в другие эпохи художники более стремились отразить спонтанность, естественность и полноту жизни. Камерный портрет уделяет больше внимания индивидуальным, личностным особенностям человека.
В процессе беседы о портрете и его видах необходимо обратиться к учебнику. Интересный, содержательный текст, точно подобранный иллюстративный ряд помогут учителю грамотно выстроить урок. Использование дополнительных материалов и
средств информационных технологий сделают урок ещё более интересным и увлекательным.
Планируемые результаты:
-
получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица; -
понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника; -
овладевать первичными навыками изображения головы человека; -
приобретать новые навыки изображения в рисунке и средствами аппликации.
Понятия: пропорции, конструкция, форма.
Практическая работа: выполнение портрета в технике аппликации.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы; Г Гольбейн. Наброски головы и кистей рук; учебные работы (учебник, с. 102—105).
Главная художественная проблема урока — знакомство с конструкцией головы человека и её пропорциями. Главное — не перенасытить урок излишними сведениями и техническими приёмами изображения головы. Важно учить детей воспринимать общее — общую форму и основные пропорции головы, а не сосредоточиваться на частных, конкретных формах, например форме носа или глаз. Мы легко отличаем листья дуба от листочков берёзы или клёна. Но ведь и каждый лист дуба имеет свою особую форму. Значит, мы определяем принадлежность листа к данному дереву или растению по общей форме, которую несёт каждый листок этого дерева в отдельности. Это важно и в изображении портрета. У одних людей можно наблюдать удлинённое лицо и острые углы и грани деталей лица, у других, наоборот, закруглённость и сглаженность форм всей головы и частей лица. Вспомните, как Н. В. Гоголь в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» метко описывал характерное строение голов своих героев: у одного голова напоминает редьку хвостом вверх, а у другого — редьку хвостом вниз.
К понятию конструкция мы обращались при изучении формы предметов. Всё сказанное о конструкции объектов материального мира справедливо и при разговоре о портрете. Наша голова является таким же материальным объектом и складывается из геометрических форм или тел. Для убедительности учитель может обратиться к учебному рисунку или наброскам Г. Гольбейна. При положении лица анфас, когда левая и правая половины его видны одинаково, средняя и поперечные линии, обозначающие местонахождение глаз и губ, будут прямыми. При других положениях эти линии будут дугами большей или меньшей кривизны в зависимости от степени поворота головы.
Античное искусство установило идеальные пропорции, согласно которым голова по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждая из этих половин делится, в свою очередь, на две равные части: верхняя — линией волос, а нижняя — основанием носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа. Место и величина ушей определяются расстоянием от бровей до основания носа. В действительности у людей редко бывают такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от них и лучше понимать индивидуальные пропорции каждого человека, его характер.
Практическая работа: выполнение портрета в технике аппликации. Вначале надо вырезать (наметить) обобщённую форму головы, взяв её в правильных пропорциях. Голова может быть продолговатой, приплюснутой или почти круглой, она может напоминать форму яйца, шара, груши и т. п. Основная характеристика формы должна быть передана уже в первоначальной форме головы, размер которой половина листа А4. На некотором расстоянии мы видим голову перспективно уменьшенной и, следовательно, меньше натуры. Меньше натуральной её и следует изображать. Человек может держать голову прямо или наклонить её. В аппликации также имеет смысл дать живое движение головы относительно шеи.
Чтобы точнее выполнить форму головы, надо обозначить срединную линию. Срединная линия — это воображаемая линия, проходящая через середину лба, середину основания носа, губ и подбородка. Срединная линия поможет правильно расположить детали лица: нос, рот, подбородок. Далее вырезаем в соответствующем масштабе отдельные части лица. Бумага при этом должна быть разной по цвету и фактуре. Для большей наглядности можно выполнить учебный рисунок на доске и воспользоваться репродукциями в учебнике (с. 105). Можно предложить учащимся