ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятия: жанр, композиция, художественно-выразитель­ные средства изображения, виды портрета.

Зрительный ряд: А. Дюрер. Автопортрет; П.-П. Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы; фаюмские портре­ты (Портрет юноши); портрет императора Филиппа (Древний Рим); Ж. Клуэ. Франциск I; Р. ван дер Вейден. Портрет молодой женщины (учебник, с. 90—101) и т. д.

Возможны самые разные сценарии проведения уроков

и контроля за освоением материала по данной теме: беседа, посещение музея, анализ детских работ и др. При выборе лю­бого сценария урока необходима вдумчивая работа с учебни­ком, где представлен содержательный зрительный ряд — пор­треты эпохи Древнего Египта, Древнего Рима, а также стран Западной Европы и России. В учебнике специально дано ма­териала больше, чем может быть освоено на одном уроке, и учитель сам может выбрать траекторию развития урока.

Портрет — изображение какого-либо человека либо груп­пы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Через внешнее сходство отображается внутренний мир человека.

Проводя беседу о портрете, можно задавать вопросы типа: «Как вы считаете, какой характер у изображённого человека? Кем бы он мог быть? Какие у него отношения с другими людь­ми?» Это вызовет повышенный интерес к обсуждению произ­ведения, позволит учащимся обратиться к анализу внутреннего состояния и особенностей личности изображённого человека. Разговор пойдёт о том, что же делает портрет произведени­ем искусства. Обычно различают сходство внешнее и сход­ство внутреннее. Можно активизировать внимание учащихся, задавая следующие вопросы: «Только ли внешнее сходство определяет ценность портрета как произведения искусства? Есть ли внешнее сходство в портретах великих мастеров этого жанра — Рафаэля, Рубенса, Клуэ? Только ли внешнее сходство важно в портрете?» Мы можем предполагать, что в портретах великих мастеров, например Рафаэля, Тициана, Веласкеса или Рембрандта, сходство было достигнуто. Однако, как бы ни было разумно данное предположение, соответствие его действительности уже не проверить. Вывод прост: если бы единственным достоинством портрета было его сходство с на­турой, сложно было бы отличить хороший портрет от плохого.


Художник стремится передать не буквальное сходство, а, скорее, эмоциональное. Чтобы подчеркнуть определённые качества модели, художник может идеализировать или обо­стрять изображение. Порой зрители больше всего хвалят именно те работы, которые, как кажется, не очень похожи на оригинал, и лишь потому, что эти портреты отразили некое внутреннее свойство модели. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Иногда точка зрения, с которой подходят к произведению искусства, бывает явно недостаточна: портрет рассматривают только так: „похож“ он или „не похож“ на оригинал. Достаточ­но ли этого? Ведь искать похожести лучше всего в фотографии: все морщинки и прыщики на месте. Что же нужно в портрете, чтобы он был произведением искусства, кроме простой похо­жести? Во-первых, сама похожесть может быть разной глубины проникновения в духовную суть человека. Это знают и хоро­шие фотографы, стремящиеся ухватить подходящий момент для съёмки, чтобы не было в лице напряжённости, связанной обычно с ожиданием съёмки, чтобы выражение лица было ха­рактерное, чтобы положение тела было свободным и индивиду­альным, свойственным данному человеку. От такой „внутренней похожести“ многое зависит в том, чтобы портрет или фотогра­фия стали произведениями искусства. Но дело ещё и в другой красоте: в красоте цвета, линий, композиции» (Д. С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. Письмо тридцать второе. По­нимать искусство). Для передачи этой «внутренней похожести», внутренней сути человека художник каждый раз ищет новые художественные средства, новый художественный язык.

Автор портрета не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отноше­ние художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый от­печаток. У древних народов существует суеверное предубеж­дение против портрета, основанное на вере, будто живая душа человека переходит в нарисованное изображение, но на самом

деле пленённой оказывается душа портретиста во время ра­боты над портретом. Благодаря этому рука портретиста легко узнаётся в его работах. Альфонс Доде (французский романист и драматург XIX в.) остроумно обобщает: «Художник, облада­ющий длинным носом, стремится удлинить носы во всех пор­третах, которые он пишет». Именно поэтому портреты одного и того же человека, выполненные разными художниками, могут различаться по передаче даже внешнего мира.

Важный аспект жанра —

портрет и время. Хороший порт­рет — это не только суждение о конкретном человеке, но и представление об образе жизни людей определённой эпо­хи, её идеалах и представлениях о человеке. Концепция лич­ности в портрете находится в сложной зависимости от ми­ровоззрения, эстетических и социальных идеалов своего времени. Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII в., вторая половина XVIII и XIX в. Художники создавали портреты будучи вдохновлёнными собственным интересом или привя­занностью к модели или же по заказу — для частных людей и общественных организаций. Портреты могут являться важ­ными государственными или семейными знаками, создающи­мися для увековечивания памяти человека.

Дети знакомятся с искусством портрета Древнего Рима, эпохи Возрождения, XVIII и XIX вв. В учебнике дана подробная характеристика портретов, позволяющая на уроке ввести детей в удивительный мир портрета. Изобразительный ряд позволяет учащимся увидеть в произведении образ определённого чело­века, идеалы и представления о человеке той эпохи, в которую творил художник, и отношение самого художника к портретиру­емому. Взаимоотношения художника и портретируемого не есть постоянная величина, динамика формирования образа для каж­дого исторического периода имеет свои особенности. За пор­третом и моделью в том или ином виде стоит самосознание эпо­хи. Портрет — это своего рода зримая летопись времени.

Виды портрета. Портрет может изображать людей в по­вседневной жизни, за каким-либо занятием — это камерный портрет. В некоторых исторических периодах целью портрета было запечатлеть и показать власть и могущество изображён­ных, поэтому был распространён парадный портрет; в дру­гие эпохи художники более стремились отразить спонтан­ность, естественность и полноту жизни. Камерный портрет уделяет больше внимания индивидуальным, личностным осо­бенностям человека.

В процессе беседы о портрете и его видах необходимо обратиться к учебнику. Интересный, содержательный текст, точно подобранный иллюстративный ряд помогут учителю грамотно выстроить урок. Использование дополнительных материалов и
средств информационных технологий сделают урок ещё более интересным и увлекательным.

Планируемые результаты:

  • получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;

  • понимать роль пропорций в выражении характера мо­дели и отражении замысла художника;

  • овладевать первичными навыками изображения головы человека;

  • приобретать новые навыки изображения в рисунке и средствами аппликации.

Понятия: пропорции, конструкция, форма.

Практическая работа: выполнение портрета в технике ап­пликации.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы; Г Гольбейн. Наброски головы и кистей рук; учеб­ные работы (учебник, с. 102—105).

Главная художественная проблема урока — знакомство с конструкцией головы человека и её пропорциями. Глав­ное — не перенасытить урок излишними сведениями и тех­ническими приёмами изображения головы. Важно учить детей воспринимать общее — общую форму и основные пропор­ции головы, а не сосредоточиваться на частных, конкретных формах, например форме носа или глаз. Мы легко отличаем листья дуба от листочков берёзы или клёна. Но ведь и каж­дый лист дуба имеет свою особую форму. Значит, мы опре­деляем принадлежность листа к данному дереву или расте­нию по общей форме, которую несёт каждый листок этого дерева в отдельности. Это важно и в изображении портрета. У одних людей можно наблюдать удлинённое лицо и острые углы и грани деталей лица, у других, наоборот, закруглённость и сглаженность форм всей головы и частей лица. Вспомните, как Н. В. Гоголь в «Повести о том, как поссорился Иван Ивано­вич с Иваном Никифоровичем» метко описывал характерное строение голов своих героев: у одного голова напоминает редьку хвостом вверх, а у другого — редьку хвостом вниз.

К понятию конструкция мы обращались при изучении формы предметов. Всё сказанное о конструкции объектов материально­го мира справедливо и при разговоре о портрете. Наша голо­ва является таким же материальным объектом и складывается из геометрических форм или тел. Для убедительности учитель может обратиться к учебному рисунку или наброскам Г. Гольбей­на. При положении лица анфас, когда левая и правая половины его видны одинаково, средняя и поперечные линии, обознача­ющие местонахождение глаз и губ, будут прямыми. При других положениях эти линии будут дугами большей или меньшей кри­визны в зависимости от степени поворота головы.


Античное искусство установило идеальные пропорции, согласно которым голова по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впа­дин. Каждая из этих половин делится, в свою очередь, на две равные части: верхняя — линией волос, а нижняя — основани­ем носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа. Место и величина ушей определяются расстоянием от бровей до ос­нования носа. В действительности у людей редко бывают такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от них и лучше понимать индивидуальные пропорции каждого человека, его характер.

Практическая работа: выполнение портрета в технике аппликации. Вначале надо вырезать (наметить) обобщённую форму головы, взяв её в правильных пропорциях. Голова мо­жет быть продолговатой, приплюснутой или почти круглой, она может напоминать форму яйца, шара, груши и т. п. Ос­новная характеристика формы должна быть передана уже в первоначальной форме головы, размер которой половина листа А4. На некотором расстоянии мы видим голову пер­спективно уменьшенной и, следовательно, меньше натуры. Меньше натуральной её и следует изображать. Человек может держать голову прямо или наклонить её. В аппликации также имеет смысл дать живое движение головы относительно шеи.

Чтобы точнее выполнить форму головы, надо обозначить срединную линию. Срединная линия — это воображаемая ли­ния, проходящая через середину лба, середину основания носа, губ и подбородка. Срединная линия поможет правильно расположить детали лица: нос, рот, подбородок. Далее выреза­ем в соответствующем масштабе отдельные части лица. Бума­га при этом должна быть разной по цвету и фактуре. Для боль­шей наглядности можно выполнить учебный рисунок на доске и воспользоваться репродукциями в учебнике (с. 105). Можно предложить учащимся