ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учебную игру с уже готовыми вырезанными формой головы и частями лица (воспользуйтесь магнитной доской или любым демонстрационным стендом). Учитель, прикрепляя части лица на готовую форму головы, демонстрирует учащимся, как просто добиться разного выражения лица. Если изменить расположение элементов (губ, бровей, глаз и т. д.), лицо приобретёт другое выражение и характер: чуть сдвинули к переносице брови — человек нахмурился, насупился; приподняли брови — человек удивился и т. д.
После этого учащиеся начинают самостоятельно передвигать вырезанные части лица вверх и вниз, уменьшая или увеличивая верхнюю или нижнюю часть лица. У разных людей отношения этих двух частей различны. Пропорции нижней и верхней частей головы и общая форма этих двух частей во многом определяют индивидуальный характер человека. Учащиеся часто допускают ошибки, намечая верхнюю по-
ловину головы меньше по высоте, а нижнюю — больше, хотя в большинстве случаев они бывают почти равными. Это происходит потому, что форма верхней части головы кажется меньше, поскольку более цельная и не заполнена мелкими деталями, как нижняя часть.
Причёска может быть собрана из однотипных прядей орнаментального характера таким образом, что верхние пряди накладываются на нижние.
Учитель должен понимать, что выполнение данного задания — важнейший этап в обучении пониманию конструкции формы и выразительности пропорций головы человека.
Урок: «Изображение головы человека в пространстве»
Планируемые результаты:
Понятия: композиция, пропорции, конструкция, объём.
Практическая работа: выполнение набросков и зарисовок головы человека.
Материалы: простой карандаш или чёрная ручка, бумага.
Зрительный ряд: А. Дюрер. Строение головы. Рисунки из трактата «О перспективе и пропорциях»; П.-П. Рубенс. Штудия голов в разных ракурсах (учебник, с. 106—107); схемы построения головы, детские рисунки.
Основная художественная проблема урока — продолжение изучения объёмной конструкции головы человека. Эта тема сложна и для ученика, и для учителя. В процессе работы целесообразно сосредоточиться не на передаче внешнего сходства, а, скорее, на передаче эмоционального впечатления о движении головы в пространстве. Необходимо работать над целостным видением формы, над умением её анализировать, умением сравнивать одну форму с другой, т. е. учить мыслить.
Учащиеся уже знают, что всё разнообразие предметов и вещей, которое нас окружает, может быть представлено в виде простых геометрических тел.
Заслуживает особого внимания метод обучения рисунку, созданный Д. Н. Кардовским: «...чтобы облегчить ученику задачу, надо упростить форму, и когда он поймёт её основу, то можно разрешить переходить к уточнению. Сложную форму надо сначала как бы обрубить и довести понимание формы до такой же простоты, как при изображении геометрических тел. „Обруб“ — принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм». В учебнике (с. 106) дети могут рассмотреть «обруб» головы, выполненный А. Дюрером.
Так же как и при изображении натюрморта, при изображении головы человека необходимо сначала проанализировать сложность формы.
Учитель помогает увидеть сложную форму головы в виде простой формы, составленной из отдельных форм — геометрических тел.
Ученики должны научиться мыслить не линиями, а пространственными плоскостями, образующими форму головы.
Опыт работы над объёмными фигурами при изучении темы «Мир наших вещей. Натюрморт» здесь очень пригодится.
Практическая работа: выполнение набросков и зарисовок головы человека на основе учебных рисунков мастеров — Дюрера, Рубенса и др. Задача учителя — научить детей не просто срисовывать, а видеть, понимать и уметь анализировать форму, строить её в собственных работах.
На данном этапе нецелесообразно вести работу с натуры, так как, выполняя рисунок портрета с натуры, нельзя сравнивать деталь рисунка с той же деталью натуры. При сравнении в упор всегда будут ошибки! Надо сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке
с соотношениями таких же деталей в натуре. Например, величина глаза определяется на рисунке по отношению к ширине носа и высоте лба, их масштабы пропорционально уменьшаются по сравнению с соответствующей величиной глаза, носа и лба в натуре. Какую бы деталь мы ни рисовали, нужно всегда одновременно оценивать её отношение к целому.
«Природу копировать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей», — говорил И. И. Левитан.
Полезно, прежде чем приступить к выполнению зарисовок головы человека, всю подготовительную работу проделать в уме: нужно уметь представить работу уже нарисованной.
Вначале надо наметить обобщённую форму без деталей лица, взяв её в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатые, приплюснутые или почти круглые. Основная характеристика формы должна быть передана уже в первоначальной форме головы. Соотношение черепной и лицевой частей надо искать не на поверхности головы, а сравнивая трёхмерную массу той и другой части. При этом голову надо строить как сложную форму, основой которой является череп.
Типичной ошибкой при изображении головы является преуменьшение пропорций лба и всей черепной коробки по отношению к лицевой части.
При построении первоначальной общей формы очень важно учесть движение головы — её поворот или наклон.
Человек может держать голову прямо, наклонив её набок или вперёд, закинув назад, повернув вправо или влево. Соответственно наблюдаемому в натуре движению головы и нужно строить первоначальную общую форму. Чтобы сразу же показать движение головы и наметить её объём, надо провести срединную линию (см. предыдущую тему). Срединная линия поможет не только определить поворот головы, но и правильно расположить детали лица: нос, рот, подбородок. Намечая срединную линию, очень важно правильно установить на рисунке пропорции правой и левой частей лица — лба, подбородка и т. д. На данном этапе необходимо также установить связь головы с шеей и плечевым поясом.
На намеченной первоначально форме головы, кроме срединной линии, надо провести поперечную линию, определяющую положение глаз, и таким образом разделить общую форму на две части: верхнюю (мозговую) — от теменных костей до переносицы и нижнюю (лицевую) — от переносицы до подбородка.
Параллельно поперечной линии, определяющей расположение глазных впадин, можно провести остальные вспомогательные линии, которые пройдут через брови, передний край волосяного покрова, нижнее основание носа и ушей, разрез губ, нижний край подбородка. Все эти линии между собой параллельны, подчиняются законам перспективы и в случае поворота головы или наклона направляются на рисунке в одну и ту же точку схода. Если сравнить рисунки головы в различных поворотах, то можно увидеть, что линия глазных впадин делит форму головы на равные части, а пропорции деталей лица в лицевой части меняются. Глаза в разных случаях располагаются на различных расстояниях от арок глазных впадин и переносицы. От этого зависит характер лица и его выражение.
Наметив пропорции общей формы головы, срединную линию и линию глазных впадин, нужно наметить местоположение более мелких форм — основания носа, линии рта, скуловых костей. Затем можно определить, пока ещё только обобщённо, форму носа: от линии переносицы строим призму с помощью четырёх граней — передней, двух боковых и одной нижней. При этом надо строго следить за пропорциями носа, постоянно сравнивая его с лобной и нижней частями лица по величине и местоположению, учитывая перспективные сокращения и симметричность относительно срединной линии. Наметив форму носа, уточняем места височных углов, высоту лба, форму глазниц. Обобщённую форму рта определяем, прокладывая тени под нижней губой, намечая толщину губ и характер углов рта, которые могут быть опущены или подняты. Чтобы правильно наметить ширину рта, надо, ориентируясь по ширине крыльев носа, найти углы рта. Парные детали надо всегда рисовать сразу: два глаза, две ноздри, два уха и т. п.
Приступая к детальной прорисовке формы головы, надо смотреть на каждую деталь как на совокупность поверхностей простых форм. Простая форма, с которой можно сравнить нос, — это призма, состоящая из передней поверхности, двух боковых, а также обязательно и нижней поверхности, где расположены ноздри. Лоб — усечённый плоскостями цилиндр, он нависает над глазными впадинами. Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Чем внимательнее будет проанализировано строение деталей лица, тем точнее будет построена их форма и связь с черепом.
Нос может быть широким, длинным, прямым, с горбинкой или курносым. Но несмотря на многообразие форм носов, их строение имеет единую для всех структуру, обусловленную анатомическим строением. При изображении головы размер носа можно взять в качестве модульного размера, который по высоте головы укладывается примерно четыре раза. Точки, определяющие верхнюю поверхность носа, находятся на уровне переносицы и кончика носа. Боковая поверхность носа сверху ограничивается у основания внутренними краями слезников, а снизу — краями крыльев носа. Рисуя, нужно помнить, что нос — это призма, ограниченная в пространстве четырьмя основными плоскостями.
Рот составляют верхние и нижние губы, в основе которых лежат круговые мышцы рта. Как и остальные части лица, губы имеют свои индивидуальные особенности: могут быть тонкими, полными, маленькими и т. п. Надо приучать детей не изображать губы в отдельности, а начинать построение с обобщённой формы. Независимо от многообразия форм структура губ имеет единую основу. Особое внимание следует обратить на срединную линию рта.
Глаз имеет шарообразную форму и располагается в глазничной впадине, а веки являются как бы толстой оболочкой этого шара. Намечая линию глаз, нужно иметь в виду уровень переносицы, который служит ориентиром. Слезники глаз располагаются на этой линии, а внешние уголки глаз могут быть как на уровне слезников, так и чуть выше или ниже их. Начиная построение, глаз можно изобразить в виде параллелограмма. У глаз с узким разрезом уголки сближаются, при этом верхний угол будет более острым, чем нижний.
Нужно следить за всеми элементами пропорций, только ни в коем случае нельзя превратить работу в чертёж, в диктат схемы. Всё будет мёртвым!
Рисуя лоб, нос, глаза, не следует просто рисовать цилиндр, призму или шар, а нужно всегда передавать живую форму деталей лица, характерные особенности каждой их поверхности. Рисуя, например, переднюю плоскость носа, надо внимательно прослеживать характер переносицы, носовой кости и кончика носа. Все четыре плоскости носа уже в самом начале должны передавать в общих чертах характерные особенности носа реального человека (нос прямой, курносый, широкий, острый). Такой продуманный, конструктивный подход должен быть при рисовании каждой детали лица.
Необходимо напомнить учащимся материал предыдущих уроков.
Наметив формы всех деталей головы, уточняем их пропорции и проверяем правильность построения головы в целом. Портретное сходство зависит прежде всего от правильно выдержанных общих пропорций.
В процессе выявления формы головы в рисунок можно вводить светотень. На рисунке Дюрера (учебник, с. 106) благодаря разделению объёма на грани отчётливо видна пространственная конструкция общей формы головы, отдельных деталей. Видно, как распределяются тени в зависимости от того, насколько та или иная грань повёрнута к световым лучам.
Механизм построения — средство, а не цель, поэтому чаще всего он скрыт в законченном произведении. Художники эпохи Возрождения раскрывали этот механизм в своих трактатах, но образы, созданные ими, затмевали технологию, они были неизмеримо глубже и сложнее её.
После этого учащиеся начинают самостоятельно передвигать вырезанные части лица вверх и вниз, уменьшая или увеличивая верхнюю или нижнюю часть лица. У разных людей отношения этих двух частей различны. Пропорции нижней и верхней частей головы и общая форма этих двух частей во многом определяют индивидуальный характер человека. Учащиеся часто допускают ошибки, намечая верхнюю по-
ловину головы меньше по высоте, а нижнюю — больше, хотя в большинстве случаев они бывают почти равными. Это происходит потому, что форма верхней части головы кажется меньше, поскольку более цельная и не заполнена мелкими деталями, как нижняя часть.
Причёска может быть собрана из однотипных прядей орнаментального характера таким образом, что верхние пряди накладываются на нижние.
Учитель должен понимать, что выполнение данного задания — важнейший этап в обучении пониманию конструкции формы и выразительности пропорций головы человека.
Урок: «Изображение головы человека в пространстве»
Планируемые результаты:
-
получать представление о способах объёмного изображения головы человека; -
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра; -
получать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека; -
учиться видеть особенности лиц разных людей; -
выполнять наброски и зарисовки головы человека.
Понятия: композиция, пропорции, конструкция, объём.
Практическая работа: выполнение набросков и зарисовок головы человека.
Материалы: простой карандаш или чёрная ручка, бумага.
Зрительный ряд: А. Дюрер. Строение головы. Рисунки из трактата «О перспективе и пропорциях»; П.-П. Рубенс. Штудия голов в разных ракурсах (учебник, с. 106—107); схемы построения головы, детские рисунки.
Основная художественная проблема урока — продолжение изучения объёмной конструкции головы человека. Эта тема сложна и для ученика, и для учителя. В процессе работы целесообразно сосредоточиться не на передаче внешнего сходства, а, скорее, на передаче эмоционального впечатления о движении головы в пространстве. Необходимо работать над целостным видением формы, над умением её анализировать, умением сравнивать одну форму с другой, т. е. учить мыслить.
Учащиеся уже знают, что всё разнообразие предметов и вещей, которое нас окружает, может быть представлено в виде простых геометрических тел.
Заслуживает особого внимания метод обучения рисунку, созданный Д. Н. Кардовским: «...чтобы облегчить ученику задачу, надо упростить форму, и когда он поймёт её основу, то можно разрешить переходить к уточнению. Сложную форму надо сначала как бы обрубить и довести понимание формы до такой же простоты, как при изображении геометрических тел. „Обруб“ — принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм». В учебнике (с. 106) дети могут рассмотреть «обруб» головы, выполненный А. Дюрером.
Так же как и при изображении натюрморта, при изображении головы человека необходимо сначала проанализировать сложность формы.
Учитель помогает увидеть сложную форму головы в виде простой формы, составленной из отдельных форм — геометрических тел.
Ученики должны научиться мыслить не линиями, а пространственными плоскостями, образующими форму головы.
Опыт работы над объёмными фигурами при изучении темы «Мир наших вещей. Натюрморт» здесь очень пригодится.
Практическая работа: выполнение набросков и зарисовок головы человека на основе учебных рисунков мастеров — Дюрера, Рубенса и др. Задача учителя — научить детей не просто срисовывать, а видеть, понимать и уметь анализировать форму, строить её в собственных работах.
На данном этапе нецелесообразно вести работу с натуры, так как, выполняя рисунок портрета с натуры, нельзя сравнивать деталь рисунка с той же деталью натуры. При сравнении в упор всегда будут ошибки! Надо сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке
с соотношениями таких же деталей в натуре. Например, величина глаза определяется на рисунке по отношению к ширине носа и высоте лба, их масштабы пропорционально уменьшаются по сравнению с соответствующей величиной глаза, носа и лба в натуре. Какую бы деталь мы ни рисовали, нужно всегда одновременно оценивать её отношение к целому.
«Природу копировать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей», — говорил И. И. Левитан.
Полезно, прежде чем приступить к выполнению зарисовок головы человека, всю подготовительную работу проделать в уме: нужно уметь представить работу уже нарисованной.
Вначале надо наметить обобщённую форму без деталей лица, взяв её в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатые, приплюснутые или почти круглые. Основная характеристика формы должна быть передана уже в первоначальной форме головы. Соотношение черепной и лицевой частей надо искать не на поверхности головы, а сравнивая трёхмерную массу той и другой части. При этом голову надо строить как сложную форму, основой которой является череп.
Типичной ошибкой при изображении головы является преуменьшение пропорций лба и всей черепной коробки по отношению к лицевой части.
При построении первоначальной общей формы очень важно учесть движение головы — её поворот или наклон.
Человек может держать голову прямо, наклонив её набок или вперёд, закинув назад, повернув вправо или влево. Соответственно наблюдаемому в натуре движению головы и нужно строить первоначальную общую форму. Чтобы сразу же показать движение головы и наметить её объём, надо провести срединную линию (см. предыдущую тему). Срединная линия поможет не только определить поворот головы, но и правильно расположить детали лица: нос, рот, подбородок. Намечая срединную линию, очень важно правильно установить на рисунке пропорции правой и левой частей лица — лба, подбородка и т. д. На данном этапе необходимо также установить связь головы с шеей и плечевым поясом.
На намеченной первоначально форме головы, кроме срединной линии, надо провести поперечную линию, определяющую положение глаз, и таким образом разделить общую форму на две части: верхнюю (мозговую) — от теменных костей до переносицы и нижнюю (лицевую) — от переносицы до подбородка.
Параллельно поперечной линии, определяющей расположение глазных впадин, можно провести остальные вспомогательные линии, которые пройдут через брови, передний край волосяного покрова, нижнее основание носа и ушей, разрез губ, нижний край подбородка. Все эти линии между собой параллельны, подчиняются законам перспективы и в случае поворота головы или наклона направляются на рисунке в одну и ту же точку схода. Если сравнить рисунки головы в различных поворотах, то можно увидеть, что линия глазных впадин делит форму головы на равные части, а пропорции деталей лица в лицевой части меняются. Глаза в разных случаях располагаются на различных расстояниях от арок глазных впадин и переносицы. От этого зависит характер лица и его выражение.
Наметив пропорции общей формы головы, срединную линию и линию глазных впадин, нужно наметить местоположение более мелких форм — основания носа, линии рта, скуловых костей. Затем можно определить, пока ещё только обобщённо, форму носа: от линии переносицы строим призму с помощью четырёх граней — передней, двух боковых и одной нижней. При этом надо строго следить за пропорциями носа, постоянно сравнивая его с лобной и нижней частями лица по величине и местоположению, учитывая перспективные сокращения и симметричность относительно срединной линии. Наметив форму носа, уточняем места височных углов, высоту лба, форму глазниц. Обобщённую форму рта определяем, прокладывая тени под нижней губой, намечая толщину губ и характер углов рта, которые могут быть опущены или подняты. Чтобы правильно наметить ширину рта, надо, ориентируясь по ширине крыльев носа, найти углы рта. Парные детали надо всегда рисовать сразу: два глаза, две ноздри, два уха и т. п.
Приступая к детальной прорисовке формы головы, надо смотреть на каждую деталь как на совокупность поверхностей простых форм. Простая форма, с которой можно сравнить нос, — это призма, состоящая из передней поверхности, двух боковых, а также обязательно и нижней поверхности, где расположены ноздри. Лоб — усечённый плоскостями цилиндр, он нависает над глазными впадинами. Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Чем внимательнее будет проанализировано строение деталей лица, тем точнее будет построена их форма и связь с черепом.
Нос может быть широким, длинным, прямым, с горбинкой или курносым. Но несмотря на многообразие форм носов, их строение имеет единую для всех структуру, обусловленную анатомическим строением. При изображении головы размер носа можно взять в качестве модульного размера, который по высоте головы укладывается примерно четыре раза. Точки, определяющие верхнюю поверхность носа, находятся на уровне переносицы и кончика носа. Боковая поверхность носа сверху ограничивается у основания внутренними краями слезников, а снизу — краями крыльев носа. Рисуя, нужно помнить, что нос — это призма, ограниченная в пространстве четырьмя основными плоскостями.
Рот составляют верхние и нижние губы, в основе которых лежат круговые мышцы рта. Как и остальные части лица, губы имеют свои индивидуальные особенности: могут быть тонкими, полными, маленькими и т. п. Надо приучать детей не изображать губы в отдельности, а начинать построение с обобщённой формы. Независимо от многообразия форм структура губ имеет единую основу. Особое внимание следует обратить на срединную линию рта.
Глаз имеет шарообразную форму и располагается в глазничной впадине, а веки являются как бы толстой оболочкой этого шара. Намечая линию глаз, нужно иметь в виду уровень переносицы, который служит ориентиром. Слезники глаз располагаются на этой линии, а внешние уголки глаз могут быть как на уровне слезников, так и чуть выше или ниже их. Начиная построение, глаз можно изобразить в виде параллелограмма. У глаз с узким разрезом уголки сближаются, при этом верхний угол будет более острым, чем нижний.
Нужно следить за всеми элементами пропорций, только ни в коем случае нельзя превратить работу в чертёж, в диктат схемы. Всё будет мёртвым!
Рисуя лоб, нос, глаза, не следует просто рисовать цилиндр, призму или шар, а нужно всегда передавать живую форму деталей лица, характерные особенности каждой их поверхности. Рисуя, например, переднюю плоскость носа, надо внимательно прослеживать характер переносицы, носовой кости и кончика носа. Все четыре плоскости носа уже в самом начале должны передавать в общих чертах характерные особенности носа реального человека (нос прямой, курносый, широкий, острый). Такой продуманный, конструктивный подход должен быть при рисовании каждой детали лица.
Необходимо напомнить учащимся материал предыдущих уроков.
Наметив формы всех деталей головы, уточняем их пропорции и проверяем правильность построения головы в целом. Портретное сходство зависит прежде всего от правильно выдержанных общих пропорций.
В процессе выявления формы головы в рисунок можно вводить светотень. На рисунке Дюрера (учебник, с. 106) благодаря разделению объёма на грани отчётливо видна пространственная конструкция общей формы головы, отдельных деталей. Видно, как распределяются тени в зависимости от того, насколько та или иная грань повёрнута к световым лучам.
Механизм построения — средство, а не цель, поэтому чаще всего он скрыт в законченном произведении. Художники эпохи Возрождения раскрывали этот механизм в своих трактатах, но образы, созданные ими, затмевали технологию, они были неизмеримо глубже и сложнее её.