ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учебную игру с уже готовыми вырезан­ными формой головы и частями лица (воспользуйтесь магнит­ной доской или любым демонстрационным стендом). Учитель, прикрепляя части лица на готовую форму головы, демонстри­рует учащимся, как просто добиться разного выражения ли­ца. Если изменить расположение элементов (губ, бровей, глаз и т. д.), лицо приобретёт другое выражение и характер: чуть сдвинули к переносице брови — человек нахмурился, насупил­ся; приподняли брови — человек удивился и т. д.

После этого учащиеся начинают самостоятельно передви­гать вырезанные части лица вверх и вниз, уменьшая или уве­личивая верхнюю или нижнюю часть лица. У разных людей отношения этих двух частей различны. Пропорции нижней и верхней частей головы и общая форма этих двух частей во многом определяют индивидуальный характер человека. Учащиеся часто допускают ошибки, намечая верхнюю по-

ловину головы меньше по высоте, а нижнюю — больше, хо­тя в большинстве случаев они бывают почти равными. Это происходит потому, что форма верхней части головы кажется меньше, поскольку более цельная и не заполнена мелкими деталями, как нижняя часть.

Причёска может быть собрана из однотипных прядей ор­наментального характера таким образом, что верхние пряди накладываются на нижние.

Учитель должен понимать, что выполнение данного зада­ния — важнейший этап в обучении пониманию конструкции формы и выразительности пропорций головы человека.

Урок: «Изображение головы человека в пространстве»

Планируемые результаты:

  • получать представление о способах объёмного изо­бражения головы человека;

  • участвовать в обсуждении содержания и выразитель­ных средств рисунков мастеров портретного жанра;

  • получать представление о бесконечности индивиду­альных особенностей при общих закономерностях строения головы человека;

  • учиться видеть особенности лиц разных людей;

  • выполнять наброски и зарисовки головы человека.

Понятия: композиция, пропорции, конструкция, объём.

Практическая работа: выполнение набросков и зарисовок головы человека.

Материалы: простой карандаш или чёрная ручка, бумага.


Зрительный ряд: А. Дюрер. Строение головы. Рисунки из трактата «О перспективе и пропорциях»; П.-П. Рубенс. Штудия голов в разных ракурсах (учебник, с. 106—107); схе­мы построения головы, детские рисунки.

Основная художественная проблема урока — продолже­ние изучения объёмной конструкции головы человека. Эта тема сложна и для ученика, и для учителя. В процессе рабо­ты целесообразно сосредоточиться не на передаче внешнего сходства, а, скорее, на передаче эмоционального впечатле­ния о движении головы в пространстве. Необходимо работать над целостным видением формы, над умением её анализи­ровать, умением сравнивать одну форму с другой, т. е. учить мыслить.

Учащиеся уже знают, что всё разнообразие предметов и вещей, которое нас окружает, может быть представлено в виде простых геометрических тел.

Заслуживает особого внимания метод обучения рисунку, созданный Д. Н. Кардовским: «...чтобы облегчить ученику за­дачу, надо упростить форму, и когда он поймёт её основу, то можно разрешить переходить к уточнению. Сложную форму надо сначала как бы обрубить и довести понимание формы до такой же простоты, как при изображении геометрических тел. „Обруб“ — принцип упрощения сложной формы предме­тов до наипростейших форм». В учебнике (с. 106) дети могут рассмотреть «обруб» головы, выполненный А. Дюрером.

Так же как и при изображении натюрморта, при изображе­нии головы человека необходимо сначала проанализировать сложность формы.

Учитель помогает увидеть сложную форму головы в виде простой формы, составленной из отдельных форм — геомет­рических тел.

Ученики должны научиться мыслить не линиями, а про­странственными плоскостями, образующими форму головы.

Опыт работы над объёмными фигурами при изучении темы «Мир наших вещей. Натюрморт» здесь очень пригодится.

Практическая работа: выполнение набросков и зари­совок головы человека на основе учебных рисунков масте­ров — Дюрера, Рубенса и др. Задача учителя — научить детей не просто срисовывать, а видеть, понимать и уметь анализи­ровать форму, строить её в собственных работах.

На данном этапе нецелесообразно вести работу с натуры, так как, выполняя рисунок портрета с натуры, нельзя сравни­вать деталь рисунка с той же деталью натуры. При сравнении в упор всегда будут ошибки! Надо сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке

с соотношениями таких же деталей в натуре. Например, величина глаза определяет­ся на рисунке по отношению к ширине носа и высоте лба, их масштабы пропорционально уменьшаются по сравнению с соответствующей величиной глаза, носа и лба в натуре. Ка­кую бы деталь мы ни рисовали, нужно всегда одновременно оценивать её отношение к целому.

«Природу копировать не надо, но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей», — говорил И. И. Левитан.

Полезно, прежде чем приступить к выполнению зарисо­вок головы человека, всю подготовительную работу проделать в уме: нужно уметь представить работу уже нарисованной.

Вначале надо наметить обобщённую форму без дета­лей лица, взяв её в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатые, приплюснутые или почти круглые. Основная характеристика формы должна быть передана уже в перво­начальной форме головы. Соотношение черепной и лицевой частей надо искать не на поверхности головы, а сравнивая трёхмерную массу той и другой части. При этом голову надо строить как сложную форму, основой которой является череп.

Типичной ошибкой при изображении головы является преуменьшение пропорций лба и всей черепной коробки по отношению к лицевой части.

При построении первоначальной общей формы очень важно учесть движение головы — её поворот или наклон.

Человек может держать голову прямо, наклонив её набок или вперёд, закинув назад, повернув вправо или влево. Соот­ветственно наблюдаемому в натуре движению головы и нужно строить первоначальную общую форму. Чтобы сразу же по­казать движение головы и наметить её объём, надо провести срединную линию (см. предыдущую тему). Срединная линия поможет не только определить поворот головы, но и правиль­но расположить детали лица: нос, рот, подбородок. Намечая срединную линию, очень важно правильно установить на ри­сунке пропорции правой и левой частей лица — лба, подбо­родка и т. д. На данном этапе необходимо также установить связь головы с шеей и плечевым поясом.

На намеченной первоначально форме головы, кроме сре­динной линии, надо провести поперечную линию, опреде­ляющую положение глаз, и таким образом разделить общую форму на две части: верхнюю (мозговую) — от теменных ко­стей до переносицы и нижнюю (лицевую) — от переносицы до подбородка.


Параллельно поперечной линии, определяющей располо­жение глазных впадин, можно провести остальные вспомога­тельные линии, которые пройдут через брови, передний край волосяного покрова, нижнее основание носа и ушей, разрез губ, нижний край подбородка. Все эти линии между собой параллельны, подчиняются законам перспективы и в случае поворота головы или наклона направляются на рисунке в одну и ту же точку схода. Если сравнить рисунки головы в различ­ных поворотах, то можно увидеть, что линия глазных впадин делит форму головы на равные части, а пропорции деталей лица в лицевой части меняются. Глаза в разных случаях рас­полагаются на различных расстояниях от арок глазных впадин и переносицы. От этого зависит характер лица и его выра­жение.

Наметив пропорции общей формы головы, срединную ли­нию и линию глазных впадин, нужно наметить местополо­жение более мелких форм — основания носа, линии рта, скуловых костей. Затем можно определить, пока ещё только обобщённо, форму носа: от линии переносицы строим призму с помощью четырёх граней — передней, двух боковых и одной нижней. При этом надо строго следить за пропорциями но­са, постоянно сравнивая его с лобной и нижней частями лица по величине и местоположению, учитывая перспективные со­кращения и симметричность относительно срединной линии. Наметив форму носа, уточняем места височных углов, высоту лба, форму глазниц. Обобщённую форму рта определяем, про­кладывая тени под нижней губой, намечая толщину губ и ха­рактер углов рта, которые могут быть опущены или подняты. Чтобы правильно наметить ширину рта, надо, ориентируясь по ширине крыльев носа, найти углы рта. Парные детали надо всегда рисовать сразу: два глаза, две ноздри, два уха и т. п.

Приступая к детальной прорисовке формы головы, на­до смотреть на каждую деталь как на совокупность поверх­ностей простых форм. Простая форма, с которой можно срав­нить нос, — это призма, состоящая из передней поверхности, двух боковых, а также обязательно и нижней поверхности, где расположены ноздри. Лоб — усечённый плоскостями цилиндр, он нависает над глазными впадинами. Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Чем внимательнее будет проанализи­ровано строение деталей лица, тем точнее будет построена их форма и связь с черепом.

Нос может быть широким, длинным, прямым, с горбин­кой или курносым. Но несмотря на многообразие форм носов, их строение имеет единую для всех структуру, обусловленную анатомическим строением. При изображении головы размер носа можно взять в качестве модульного размера, который по высоте головы укладывается примерно четыре раза. Точ­ки, определяющие верхнюю поверхность носа, находятся на уровне переносицы и кончика носа. Боковая поверхность носа сверху ограничивается у основания внутренними края­ми слезников, а снизу — краями крыльев носа. Рисуя, нужно помнить, что нос — это призма, ограниченная в пространстве четырьмя основными плоскостями.


Рот составляют верхние и нижние губы, в основе которых лежат круговые мышцы рта. Как и остальные части лица, губы имеют свои индивидуальные особенности: могут быть тонки­ми, полными, маленькими и т. п. Надо приучать детей не изо­бражать губы в отдельности, а начинать построение с обоб­щённой формы. Независимо от многообразия форм структура губ имеет единую основу. Особое внимание следует обратить на срединную линию рта.

Глаз имеет шарообразную форму и располагается в глаз­ничной впадине, а веки являются как бы толстой оболочкой этого шара. Намечая линию глаз, нужно иметь в виду уро­вень переносицы, который служит ориентиром. Слезники глаз располагаются на этой линии, а внешние уголки глаз могут быть как на уровне слезников, так и чуть выше или ниже их. Начиная построение, глаз можно изобразить в виде парал­лелограмма. У глаз с узким разрезом уголки сближаются, при этом верхний угол будет более острым, чем нижний.

Нужно следить за всеми элементами пропорций, только ни в коем случае нельзя превратить работу в чертёж, в диктат схемы. Всё будет мёртвым!

Рисуя лоб, нос, глаза, не следует просто рисовать ци­линдр, призму или шар, а нужно всегда передавать живую форму деталей лица, характерные особенности каждой их по­верхности. Рисуя, например, переднюю плоскость носа, на­до внимательно прослеживать характер переносицы, носовой кости и кончика носа. Все четыре плоскости носа уже в са­мом начале должны передавать в общих чертах характерные особенности носа реального человека (нос прямой, курносый, широкий, острый). Такой продуманный, конструктивный под­ход должен быть при рисовании каждой детали лица.

Необходимо напомнить учащимся материал предыдущих уроков.

Наметив формы всех деталей головы, уточняем их пропор­ции и проверяем правильность построения головы в целом. Портретное сходство зависит прежде всего от правильно выдержанных общих пропорций.

В процессе выявления формы головы в рисунок можно вводить светотень. На рисунке Дюрера (учебник, с. 106) бла­годаря разделению объёма на грани отчётливо видна про­странственная конструкция общей формы головы, отдельных деталей. Видно, как распределяются тени в зависимости от того, насколько та или иная грань повёрнута к световым лучам.

Механизм построения — средство, а не цель, поэтому чаще всего он скрыт в законченном произведении. Художники эпохи Возрождения раскрывали этот механизм в своих трак­татах, но образы, созданные ими, затмевали технологию, они были неизмеримо глубже и сложнее её.