ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 357

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок: «Портрет в скульптуре»

Планируемые результаты:

  • знакомиться с портретными изображениями, создан­ными великими мастерами скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета;

  • приобретать знания о великих русских скульпторах- портретистах;

  • получать представление о выразительных средствах скульптурного образа;

  • приобретать творческий опыт нового видения инди­видуальности человека;

  • приобретать опыт и навыки лепки портретного изо­бражения человека.

Понятия: материал, фактура, пропорции, конструкция, объём, пластика, бюст.

Практическая работа: создание скульптурного портрета литературного героя.

Материалы: скульптурный пластилин или глина, банка вы­тянутой формы, стеки, подставка для скульптуры.

Зрительный ряд: статуя писца Каи, портрет царицы Нефертити (Древний Египет); «Брут» из Палаццо дей Кон- серватори в Риме, портреты Цицерона и Помпея (Древний Рим), скульптуры Донателло, Л. Гиберти, А. Верроккьо, Мике­ланджело, Л. Бернини, Дж. Манцу, а также А. С. Голубкиной, Е. Ф. Белашовой, М. К. Аникушина и др. (см. учебник).

Основная художественная проблема урока — углубление представлений о конструктивной форме головы человека. В на­чальной школе учащиеся работали в объёме с разнообразными материалами для лепки: пластилином, глиной, тестом и др., обучались способам и приёмам лепки (вытягивание, защи- пление, вдавливание и др.), работе со стеками. Желательно начать урок с беседы о мастерах скульптуры, а затем закре­пить полученные представления в практической работе — вы­полнить скульптурный портрет литературного героя.

Материальность скульптуры проявляется в конкретности самого материала, который, обретая форму, становится носи­телем художественной идеи. Каждая культура приносит своё понимание соотношения объёма и пространства: Античность понимает объём тела как расположение в пространстве, Сред­ние века — как ирреальный мир, эпоха барокко — как среду, захваченную скульптурным объёмом и покорённую им, клас­сицизм — как равновесие пространства, объёма и формы. XIX век позволил пространству войти в мир скульптуры, пода­рив объёму текучесть, а XX век, продолжив этот процесс, сде­лал скульптуру подвижной и проходимой для пространства.


Лёгкость восприятия скульптуры только кажущаяся. Скульп­тура символична, условна, а значит, сложна и неоднозначна при восприятии.

В процессе беседы можно познакомить учащихся с одним из древнейших жанров — скульптурным портретом — изо­бражением человека, дающим представление о внешности и внутреннем мире портретируемого. Развитие портретного жанра в скульптуре идёт практически параллельно с пред­ставлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого портрет становится то более реалистичным, то более идеализированным.

Формы портрета в истории искусства были разнообразны­ми: маски мумий, герма (четырёхгранный столб с портретной головой) у греков, римский бюст и т. д.

Существует разная степень обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства чело­века; портрет-тип, дающий характеристику определённому типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ.

В процессе беседы дети вспоминают, что портрет в скульп­туре подразделяется на следующие формы: голова, бюст (по- грудное изображение человека в круглой скульптуре), полуфигу- ра, поколенное изображение, фигура. Все формы скульптурного портрета рассчитаны на восприятие с близкого расстояния, что даёт уникальные возможности. Скульптуру можно рассма­тривать с разных точек зрения и открывать всё новые грани в многосторонней характеристике портретируемого.

Выразительные средства скульптуры. Выразительность в скульптуре достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объёмов масс, ритми­ческих отношений, составляющих единое целое. Основными средствами выражения содержания в скульптуре выступают объём, пластическая моделировка, силуэт, пропорции, фак­тура материала, иногда цвет.

Главный предмет изображения в скульптуре — человек. Скульптура может правдиво показать сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историче­ским или философским содержанием. Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Нет случайности в том, что одна работа выполнена в дереве, другая — в мра­море, третья — в бронзе. Бронза, например, даёт возмож­ность большей детализации, дерево обладает особой пла­стичностью, мрамор — теплотой, образным обобщением, сталь — силой, цемент — лаконичностью и т. д. Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточня­ет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в оконча­тельную пластику с учётом выбранного материала.



Средства выразительности — свет и тень, фактура. Пло­скости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бро­сая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующих на зрителей. Бронзовая скульптура допуска­ет резкое разделение света и тени, проницаемый же для све­товых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними ху­дожниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечиваю­щий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передаёт нежность и упругость тела женщины.

Рассуждая о скульптурном портрете, учитель обращает внимание учащихся на выразительные средства, используе­мые скульпторами в разные эпохи.

Скульптурный портрет известен со времён Древнего Егип­та. Египтяне верили, что, кроме души и тела, есть ещё нечто промежуточное — призрачный двойник человека и его жиз­ненная сила (называемая Ка), который должен найти свою земную оболочку, и тогда душа будет чувствовать себя уве­ренно и спокойно. Для этого в гробницу помещали портрет­ную статую умершего, причём портрет должен был быть очень похожим (иначе как же Ка опознает свой облик?). Из этой тра­диции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Ма­териалом для статуй служили дерево или камень (гранит, ба­зальт, песчаник, известняк). Притягательными в скульптурном образе человека были глаза: египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок. Особенно изве­стен портрет царицы Нефертити из раскрашенного известня­ка, сделанный в натуральную величину. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал фор­му щёк, губ, подбородка, шеи. Кроме того, скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарований, каких-то тяжё­лых переживаний царицы.

Древнеримская скульптура известна своими реалистиче­скими портретами, поражающими остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Как и у этрусков, зарож­дение жанра портрета в древнеримском искусстве было свя­зано с погребальным культом. Обычай снимать с покойника восковую маску и хранить её вместе с фигурками домашних богов (пенатов и ларов) послужил одним из толчков к соз­данию портрета и способствовал возникновению устойчивой традиции точной передачи внешнего облика человека. Этим определяется своеобразие древнеримского искусства, в ко­тором были созданы портреты большой художественной силы. Так, например, бронзовый бюст римлянина, так называемый «Брут» из Палаццо дей Консерватори, даёт пример портрета, в котором раскрыт человеческий характер. В этом произведе­нии нашёл яркое воплощение образ сурового, непреклонного римлянина эпохи республики.


Скульптура как вид искусства имеет большую художествен­ную и историческую ценность для эстетического воспитания. Пластическая выразительность скульптуры способна оказы­вать сильное эмоциональное влияние на ребёнка.

Учитель может привлекать к уроку дополнительные ма­териалы, но необходимо помнить, что освоение материала происходит в единстве восприятия и практической дея­тельности. Беседа о скульптурном портрете не должна зани­мать много времени, важно, чтобы школьник успел выполнить практическое задание.

Практическая работа: создание скульптурного портрета литературного героя.

Поясним некоторые особенности выполнения задания. Для работы необходимы подставка, стеки, банка (например, из-под кофе), лист бумаги, скульптурный пластилин или гли­на. На подставку устанавливается банка, открытым горлышком вверх. Заготовленный лист бумаги комкаем в плотный шарик такого размера, чтобы его можно было воткнуть в горлышко банки. Получился определённый каркас для головы, достаточ­но лёгкий и прочный. Кроме того что скульптура будет легче, она ещё будет экономичнее, на неё уйдёт не очень много пла­стилина. Далее аккуратно облепляем наш каркас пластилином так, чтобы получилась общая форма головы. Находим соот­ношение лицевого и черепного объёмов. Добавляя пластилин к форме, нельзя забывать о симметрии. Добавили кусочек пластилина слева — проверили правую сторону лица. Мас­су волос желательно рассматривать тоже как общую форму с обозначением определённой толщины и объёма.

Учитель напоминает, что в процессе работы необходимо вращать скульптуру, рассматривая её с разных сторон. На­брав общую форму, начинаем прорабатывать лицо. Стараемся работать пространственными плоскостями. С помощью стеки формируем лоб, срезая лишний пластилин с височных частей головы. Сглаживаем форму лица, подбородка. Банку-шею за­крываем тонким слоем пластилина в последнюю очередь, чтобы пластилин не мешал придерживать работу. Нужно постоянно ду­мать о своём персонаже, добиваться выразительности образа.

Типичные ошибки. Трудность работы над портретом за­ключается в том, что детей больше интересует лицевая часть: нос, глаза, рот. Всё остальное выполняется, как правило, не­брежно или просто опускается (вместо лба даётся горизон­тальная плоскость, вместо затылка — маленький бугорок). Получается что-то вроде маски. Поэтому важно напоминать
процесс работы: после того как набрали массу головы, об- рубовкой намечают весь объём головы, помня об её основных пропорциях, далее в общем объёме находят основные планы формы. Заключительный этап — детальная лепка портрета.

Учащиеся часто склонны использовать бутафорию для до­полнения образа: шапку, очки, сигарету, курительную трубку. Это вызвано желанием наиболее лёгким способом добиться остроты типажа или резче выявить индивидуальные качества портретируемого.

Дети должны знать, что в скульптуре нет ничего второ­степенного и с одинаковым вниманием следует относиться ко всем аспектам задания.

Урок: «Графический портретный рисунок»

Планируемые результаты:

  • приобретать интерес к изображению человека как спо­собу понимания и видения окружающих людей;

  • развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер че­ловека;

  • приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии вырази­тельных графических средств;

  • выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете;

  • овладевать новыми умениями в рисунке.

Понятия: пропорции, конструкция, форма.

Практическая работа: создание портрета одноклассника, кого-то из членов своей семьи или автопортрета.

Материалы: карандаш, уголь (или сангина, восковые мел­ки), бумага.

Зрительный ряд: Рембрандт. Автопортрет; А. Дюрер. Портрет восемнадцатилетнего молодого человека; В. А. Фа­

ворский. Портрет Д. Н. Орлова; О. А. Кипренский. Портрет Е. И. Чаплица; А. Г. Тышлер. Офелия; К. А. Сомов. Портрет молодого человека. Этюд; Ф. Клуэ. Франциск II (учебник, с. 112—115); учебные рисунки.

Основная художественная проблема урока — перенос по­лученных знаний на изображение реального объёма. Выпол­нение портрета графическими материалами вызывает у уча­щихся огромный интерес. Длительные творческие работы не всем по силам, а вот короткие зарисовки углём, сангиной, восковыми мелками не оставят равнодушными никого.