ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 357
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок: «Портрет в скульптуре»
Планируемые результаты:
-
знакомиться с портретными изображениями, созданными великими мастерами скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета; -
приобретать знания о великих русских скульпторах- портретистах; -
получать представление о выразительных средствах скульптурного образа; -
приобретать творческий опыт нового видения индивидуальности человека; -
приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения человека.
Понятия: материал, фактура, пропорции, конструкция, объём, пластика, бюст.
Практическая работа: создание скульптурного портрета литературного героя.
Материалы: скульптурный пластилин или глина, банка вытянутой формы, стеки, подставка для скульптуры.
Зрительный ряд: статуя писца Каи, портрет царицы Нефертити (Древний Египет); «Брут» из Палаццо дей Кон- серватори в Риме, портреты Цицерона и Помпея (Древний Рим), скульптуры Донателло, Л. Гиберти, А. Верроккьо, Микеланджело, Л. Бернини, Дж. Манцу, а также А. С. Голубкиной, Е. Ф. Белашовой, М. К. Аникушина и др. (см. учебник).
Основная художественная проблема урока — углубление представлений о конструктивной форме головы человека. В начальной школе учащиеся работали в объёме с разнообразными материалами для лепки: пластилином, глиной, тестом и др., обучались способам и приёмам лепки (вытягивание, защи- пление, вдавливание и др.), работе со стеками. Желательно начать урок с беседы о мастерах скульптуры, а затем закрепить полученные представления в практической работе — выполнить скульптурный портрет литературного героя.
Материальность скульптуры проявляется в конкретности самого материала, который, обретая форму, становится носителем художественной идеи. Каждая культура приносит своё понимание соотношения объёма и пространства: Античность понимает объём тела как расположение в пространстве, Средние века — как ирреальный мир, эпоха барокко — как среду, захваченную скульптурным объёмом и покорённую им, классицизм — как равновесие пространства, объёма и формы. XIX век позволил пространству войти в мир скульптуры, подарив объёму текучесть, а XX век, продолжив этот процесс, сделал скульптуру подвижной и проходимой для пространства.
Лёгкость восприятия скульптуры только кажущаяся. Скульптура символична, условна, а значит, сложна и неоднозначна при восприятии.
В процессе беседы можно познакомить учащихся с одним из древнейших жанров — скульптурным портретом — изображением человека, дающим представление о внешности и внутреннем мире портретируемого. Развитие портретного жанра в скульптуре идёт практически параллельно с представлениями о роли личности в истории. В зависимости от этого портрет становится то более реалистичным, то более идеализированным.
Формы портрета в истории искусства были разнообразными: маски мумий, герма (четырёхгранный столб с портретной головой) у греков, римский бюст и т. д.
Существует разная степень обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определённому типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ.
В процессе беседы дети вспоминают, что портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст (по- грудное изображение человека в круглой скульптуре), полуфигу- ра, поколенное изображение, фигура. Все формы скульптурного портрета рассчитаны на восприятие с близкого расстояния, что даёт уникальные возможности. Скульптуру можно рассматривать с разных точек зрения и открывать всё новые грани в многосторонней характеристике портретируемого.
Выразительные средства скульптуры. Выразительность в скульптуре достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объёмов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Основными средствами выражения содержания в скульптуре выступают объём, пластическая моделировка, силуэт, пропорции, фактура материала, иногда цвет.
Главный предмет изображения в скульптуре — человек. Скульптура может правдиво показать сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Нет случайности в том, что одна работа выполнена в дереве, другая — в мраморе, третья — в бронзе. Бронза, например, даёт возможность большей детализации, дерево обладает особой пластичностью, мрамор — теплотой, образным обобщением, сталь — силой, цемент — лаконичностью и т. д. Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточняет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в окончательную пластику с учётом выбранного материала.
Средства выразительности — свет и тень, фактура. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующих на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передаёт нежность и упругость тела женщины.
Рассуждая о скульптурном портрете, учитель обращает внимание учащихся на выразительные средства, используемые скульпторами в разные эпохи.
Скульптурный портрет известен со времён Древнего Египта. Египтяне верили, что, кроме души и тела, есть ещё нечто промежуточное — призрачный двойник человека и его жизненная сила (называемая Ка), который должен найти свою земную оболочку, и тогда душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Для этого в гробницу помещали портретную статую умершего, причём портрет должен был быть очень похожим (иначе как же Ка опознает свой облик?). Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта. Материалом для статуй служили дерево или камень (гранит, базальт, песчаник, известняк). Притягательными в скульптурном образе человека были глаза: египтяне считали их зеркалом души. Глаза делали из специально подобранных материалов. В глазницы из бронзы вставляли кусочки алебастра, а внутрь помещали горный хрусталь, имитируя зрачок. Особенно известен портрет царицы Нефертити из раскрашенного известняка, сделанный в натуральную величину. Поразительна тонкость и в то же время уверенность, с какой скульптор передал форму щёк, губ, подбородка, шеи. Кроме того, скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарований, каких-то тяжёлых переживаний царицы.
Древнеримская скульптура известна своими реалистическими портретами, поражающими остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Как и у этрусков, зарождение жанра портрета в древнеримском искусстве было связано с погребальным культом. Обычай снимать с покойника восковую маску и хранить её вместе с фигурками домашних богов (пенатов и ларов) послужил одним из толчков к созданию портрета и способствовал возникновению устойчивой традиции точной передачи внешнего облика человека. Этим определяется своеобразие древнеримского искусства, в котором были созданы портреты большой художественной силы. Так, например, бронзовый бюст римлянина, так называемый «Брут» из Палаццо дей Консерватори, даёт пример портрета, в котором раскрыт человеческий характер. В этом произведении нашёл яркое воплощение образ сурового, непреклонного римлянина эпохи республики.
Скульптура как вид искусства имеет большую художественную и историческую ценность для эстетического воспитания. Пластическая выразительность скульптуры способна оказывать сильное эмоциональное влияние на ребёнка.
Учитель может привлекать к уроку дополнительные материалы, но необходимо помнить, что освоение материала происходит в единстве восприятия и практической деятельности. Беседа о скульптурном портрете не должна занимать много времени, важно, чтобы школьник успел выполнить практическое задание.
Практическая работа: создание скульптурного портрета литературного героя.
Поясним некоторые особенности выполнения задания. Для работы необходимы подставка, стеки, банка (например, из-под кофе), лист бумаги, скульптурный пластилин или глина. На подставку устанавливается банка, открытым горлышком вверх. Заготовленный лист бумаги комкаем в плотный шарик такого размера, чтобы его можно было воткнуть в горлышко банки. Получился определённый каркас для головы, достаточно лёгкий и прочный. Кроме того что скульптура будет легче, она ещё будет экономичнее, на неё уйдёт не очень много пластилина. Далее аккуратно облепляем наш каркас пластилином так, чтобы получилась общая форма головы. Находим соотношение лицевого и черепного объёмов. Добавляя пластилин к форме, нельзя забывать о симметрии. Добавили кусочек пластилина слева — проверили правую сторону лица. Массу волос желательно рассматривать тоже как общую форму с обозначением определённой толщины и объёма.
Учитель напоминает, что в процессе работы необходимо вращать скульптуру, рассматривая её с разных сторон. Набрав общую форму, начинаем прорабатывать лицо. Стараемся работать пространственными плоскостями. С помощью стеки формируем лоб, срезая лишний пластилин с височных частей головы. Сглаживаем форму лица, подбородка. Банку-шею закрываем тонким слоем пластилина в последнюю очередь, чтобы пластилин не мешал придерживать работу. Нужно постоянно думать о своём персонаже, добиваться выразительности образа.
Типичные ошибки. Трудность работы над портретом заключается в том, что детей больше интересует лицевая часть: нос, глаза, рот. Всё остальное выполняется, как правило, небрежно или просто опускается (вместо лба даётся горизонтальная плоскость, вместо затылка — маленький бугорок). Получается что-то вроде маски. Поэтому важно напоминать
процесс работы: после того как набрали массу головы, об- рубовкой намечают весь объём головы, помня об её основных пропорциях, далее в общем объёме находят основные планы формы. Заключительный этап — детальная лепка портрета.
Учащиеся часто склонны использовать бутафорию для дополнения образа: шапку, очки, сигарету, курительную трубку. Это вызвано желанием наиболее лёгким способом добиться остроты типажа или резче выявить индивидуальные качества портретируемого.
Дети должны знать, что в скульптуре нет ничего второстепенного и с одинаковым вниманием следует относиться ко всем аспектам задания.
Урок: «Графический портретный рисунок»
Планируемые результаты:
-
приобретать интерес к изображению человека как способу понимания и видения окружающих людей; -
развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека; -
приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии выразительных графических средств; -
выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете; -
овладевать новыми умениями в рисунке.
Понятия: пропорции, конструкция, форма.
Практическая работа: создание портрета одноклассника, кого-то из членов своей семьи или автопортрета.
Материалы: карандаш, уголь (или сангина, восковые мелки), бумага.
Зрительный ряд: Рембрандт. Автопортрет; А. Дюрер. Портрет восемнадцатилетнего молодого человека; В. А. Фа
ворский. Портрет Д. Н. Орлова; О. А. Кипренский. Портрет Е. И. Чаплица; А. Г. Тышлер. Офелия; К. А. Сомов. Портрет молодого человека. Этюд; Ф. Клуэ. Франциск II (учебник, с. 112—115); учебные рисунки.
Основная художественная проблема урока — перенос полученных знаний на изображение реального объёма. Выполнение портрета графическими материалами вызывает у учащихся огромный интерес. Длительные творческие работы не всем по силам, а вот короткие зарисовки углём, сангиной, восковыми мелками не оставят равнодушными никого.