ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Условность и лаконичность графического языка дают воз­можность выявлять самое главное, яркое, характерное. Пор­треты, созданные художниками разных времён, показывают детям неисчерпаемые выразительные возможности графики, позволяющей быстрыми в исполнении средствами переда­вать характерные черты человека и неповторимость каждого момента жизни.

Портреты современников дают возможность более внима­тельно посмотреть вокруг себя, чтобы понять, кто же из окру­жающих людей действительно может рассказать о своём вре­мени. Рассматривая портреты, выполненные художниками, учащиеся видят, насколько разным может быть взгляд худож­ника на свою эпоху, на самого человека. Учитель предлагает выполнить наброски с натуры, а учащимся предстоит сделать выбор, кого рисовать.

Практическая работа: создание портрета одноклассника, кого-то из членов своей семьи или автопортрета.

Для активизации творческого мышления учащихся их мож­но ориентировать на предварительное обдумывание своих ра­бот, задавая вопросы, например: «Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат выбрать? В каких линиях выполнять рисунок, каким материалом? Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объём на портрете? Каковы основные пропорции лица человека?» Первоначально следу­ет подумать о размещении рисунка на листе, о композиции портрета, где расположить изображение — в центре, чуть вы­ше центра или ниже его. С этими проблемами учащиеся стал­кивались, работая над композицией натюрморта.

Рисунок головы в профиль или в три четверти надо раз­мещать не в самом центре листа бумаги. Если голова повёр­нута вправо, то её следует сдвинуть влево от центра картины, и наоборот. Освещённая часть должна отстоять от края листа бумаги дальше, чем теневая. Этим будет сохранено оптиче­ское равновесие.

Голову начинают рисовать с общего, а не с частного. Внача­ле надо наметить обобщённую форму без деталей лица, взяв её в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатыми, приплюснутыми или почти круглыми. Мы говорили уже о форме голов — о форме яйца, шара, груши и т. д. Наметив пропорции общей формы головы, срединную линию и линию глазных впа­дин, надо отметить места расположения более мелких форм: ос­нования носа, линии рта, скуловых костей. Приступая к деталь­ной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит прежде всего от правильно выраженных общих пропорций. Огромное значение для изображения человека име­ют глаза и губы. В их выражении — ключ к разгадке внутреннего содержания человека. Но внешнего сходства мало! У человека в течение дня множество раз меняется настроение и в связи с этим выражение лица. Важно в мимике, в выражении глаз, в жестах найти то, что свойственно только портретируемому. Да­же незначительные на первый взгляд детали помогут придать портрету индивидуальные черты и отразить внешнее сходство.


Вариант практической работы. Чтобы увлечь детей, мож­но предложить им интересную, необычную тему, например «Исторический портрет». В VI классе в это время изучают историю Средних веков, поэтому дети могут изобразить че­ловека Средневековья.

Художник, рисуя на тему истории, занимается изучением эпохи, костюмов, причёсок, обычаев людей, живших много лет назад. Детям предоставляется возможность превратить­ся в такого художника. Можно попробовать изобразить се­бя в средневековом костюме, уложив волосы в характерную для того времени причёску, и т. д.

Урок: «Сатирические образы человека»

Планируемые результаты:

  • получать представление о жанре сатирического рисун­ка и его задачах;

  • учиться рассуждать о задачах художественного преуве­личения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении;

  • учиться видеть индивидуальный характер человека, твор­чески искать средства выразительности для его изображения;

  • приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выра­зительности при изображении человека.

Понятия: карикатура, сатира, шарж; чувство меры и чув­ство правды.

Практическая работа: создание дружеского шаржа — порт­рета одноклассника или литературного персонажа.

Материалы: карандаш (тушь, перо), белая или тонирован­ная бумага; белая или чёрная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: Леонардо да Винчи. Скарамуч- чья; О. Домье. Иллюстрация к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Адвокат и его клиентка; П. Пикассо. Дон Кихот, Портрет Идальго; А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет; Х. Бидструп. Сатирические рисунки; Н. В. Кузьмин. Иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова; Б. Е. Ефимов. Курортники; В. Н. Горяев. Иллюстрации к повести М. Твена «Приключение Гекльберри Финна» (учеб­ник, с. 116—119); учебные работы.

Основная художественная проблема урока — выявление сути человека путём обострения его характерных черт. Учеб­ник знакомит детей с творчеством художников, использую­щих в своих зарисовках

художественное преувеличение, которое позволяет подметить характерные особенности лица, мимики и фигуры человека. Сатирические рисунки Леонардо да Винчи, О. Домье, А. Тулуз-Лотрека, Х. Бидструпа и др. по­могут настроить детей на создание сатирического образа.

Детям необходимо объяснить, что карикатура или шарж не должны быть злыми и не должны обижать того, на кого они сделаны. В шарже особенно важно выявить и обострить характерные индивидуальные особенности человека. Можно предложить нарисовать карикатуру-автопортрет или даже карикатуру на самого учителя изобразительного искусства. Это позволит продемонстрировать детям то, что на хорошую и добрую карикатуру не обижается даже учитель. Детям мож­но задать вопрос, например: «Как может выглядеть карикатура на человека, любящего читать или увлечённого компьютером?» Такие наводящие вопросы, беседа помогут детям лучше при­глядеться друг к другу и рассказать о себе или окружающих при помощи весёлых портретов. Если учитель не уверен в том, что детям удастся создать необидные образы, то лучше пред­ложить им нарисовать литературных персонажей.

В широком смысле слова под карикатурой понимают вся­кое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяется реальное и фантастическое, преуве­личиваются и заостряются характерные черты фигуры, ли­ца, костюма, манеры поведения, изменяются отношения людей с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопо­ставлена с карнавальным действом, театральной буффона­дой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в на­родном творчестве, особенно в лубке.

Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра ка­рикатуры связано с Крестьянской войной 1524—1526 гг. в Гер­

мании, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI—XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора. Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры У. Хогар- та, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества.


В XIX—XX вв. развитие карикатуры тесно связано с ли­тературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности.

В послевоенный период расширяется круг тем карикату­ры, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с человеческими пороками.

В процессе беседы учителю необходимо предостеречь уча­щихся от увлечения «мультяшными» героями. Они уже придуманы художником, хорошо или плохо, но уже нарисованы, а учащимся необходимо учиться создавать свой художественный образ.

Практическая работа. Предлагается несколько вари­антов выполнения работы. Можно сделать весёлый шарж, используя карандаш или тушь, перо (кисть), белый или то­нированный лист бумаги. Работа ведётся без выполнения предварительного рисунка, сразу кистью или пером по листу бумаги.

Можно выполнить задание, используя технику силуэта, позволяющую не прорисовывать подробно мелкие детали ли­ца. Сам термин «силуэт» происходит от фамилии французско­го министра финансов Этьена Силуэта, на которого в 1759 г. была сделана карикатура в виде теневого профиля. Этьен Си­луэт увлекался вырезанием фигурок из чёрной бумаги и был известен своей бережливостью, за что над ним смеялось всё парижское общество. Именем Силуэта стали называть пор­треты, выполненные из чёрной бумаги. Со временем у этого искусства появились почитатели и во Франции, где силуэты вошли в моду, и в других странах.

Изображая силуэты, ребята должны изучить особенности поворота головы, соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Всё это учитель объяс­няет, используя учебные рисунки.

Рисунок выполняется сначала на чёрной бумаге, затем вырезается и приклеивается на белый лист. Ребята могут изображать портреты литературных персонажей или своих одноклассников. Из отдельных силуэтов может получиться интересный портрет целого класса.

Вариант задания: придумать и нарисовать в нескольких линейных рисунках юмористический рассказ — весёлую исто­рию из жизни ребят во дворе или в школе.

Урок: «Обратные возможности освещения в портрете»


Планируемые результаты:

  • приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа;

  • учиться видеть и характеризовать различное эмоцио­нальное звучание образа при разном источнике и характере освещения;

  • различать освещение «по свету», «против света», «свет сбоку»;

  • характеризовать освещение в произведениях искус­ства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя;

  • овладевать опытом наблюдения и визуальной культу­рой — культурой восприятия реальности и произведений ис­кусства;

  • учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника — по выбору).

Понятия: освещение, источник света, свет, блик, тень, по­лутень, рефлекс, образные возможности освещения.

Практическая работа: выполнение портретов при разном освещении (в технике аппликации, гуашью или в технике мо­нотипии).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей; гуашь (три краски), кисть, бумага.

Зрительный ряд: Рембрандт. Христос в Эммаусе; Ж. де Латур. Святой Иосиф-плотник (учебник, с. 121, 68); фотографии с разным характером освещения (учебник, с. 120); репродукции портретов с различным освещением (по выбору учителя).

Основная художественная проблема урока — образные возможности освещения в портрете, передача объёма с по­мощью освещения. Значение освещения для передачи формы и цвета трудно переоценить. В сущности, мы и видим только то, что хотя бы как-то освещено.

Уроки можно строить по самым разным сценариям. Учи­тель, включив фонарик (вспомним уроки, посвящённые жанру натюрморта), может продемонстрировать различные направ­ления освещения прямо в классе, используя гипсовую голову или ученика в качестве модели. Вот оно — открытие! Лицо тут же меняется от смены месторасположения источника све­та. Это очень интересно наблюдать!

Можно построить урок, используя для обучающих целей портретные фотографии (возможно, выполненные самим учи­телем), которые демонстрируют разные виды освещения. Уча­щиеся могут заметить, как в зависимости от расположения источника света изменяется лицо человека (от спокойного до тревожно-загадочного), как выявляет форму, объём и глу­бину пространства боковой свет (выступают из темноты лоб и нос, начинают сиять глаза).