ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Условность и лаконичность графического языка дают возможность выявлять самое главное, яркое, характерное. Портреты, созданные художниками разных времён, показывают детям неисчерпаемые выразительные возможности графики, позволяющей быстрыми в исполнении средствами передавать характерные черты человека и неповторимость каждого момента жизни.
Портреты современников дают возможность более внимательно посмотреть вокруг себя, чтобы понять, кто же из окружающих людей действительно может рассказать о своём времени. Рассматривая портреты, выполненные художниками, учащиеся видят, насколько разным может быть взгляд художника на свою эпоху, на самого человека. Учитель предлагает выполнить наброски с натуры, а учащимся предстоит сделать выбор, кого рисовать.
Практическая работа: создание портрета одноклассника, кого-то из членов своей семьи или автопортрета.
Для активизации творческого мышления учащихся их можно ориентировать на предварительное обдумывание своих работ, задавая вопросы, например: «Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат выбрать? В каких линиях выполнять рисунок, каким материалом? Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объём на портрете? Каковы основные пропорции лица человека?» Первоначально следует подумать о размещении рисунка на листе, о композиции портрета, где расположить изображение — в центре, чуть выше центра или ниже его. С этими проблемами учащиеся сталкивались, работая над композицией натюрморта.
Рисунок головы в профиль или в три четверти надо размещать не в самом центре листа бумаги. Если голова повёрнута вправо, то её следует сдвинуть влево от центра картины, и наоборот. Освещённая часть должна отстоять от края листа бумаги дальше, чем теневая. Этим будет сохранено оптическое равновесие.
Голову начинают рисовать с общего, а не с частного. Вначале надо наметить обобщённую форму без деталей лица, взяв её в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатыми, приплюснутыми или почти круглыми. Мы говорили уже о форме голов — о форме яйца, шара, груши и т. д. Наметив пропорции общей формы головы, срединную линию и линию глазных впадин, надо отметить места расположения более мелких форм: основания носа, линии рта, скуловых костей. Приступая к детальной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит прежде всего от правильно выраженных общих пропорций. Огромное значение для изображения человека имеют глаза и губы. В их выражении — ключ к разгадке внутреннего содержания человека. Но внешнего сходства мало! У человека в течение дня множество раз меняется настроение и в связи с этим выражение лица. Важно в мимике, в выражении глаз, в жестах найти то, что свойственно только портретируемому. Даже незначительные на первый взгляд детали помогут придать портрету индивидуальные черты и отразить внешнее сходство.
Вариант практической работы. Чтобы увлечь детей, можно предложить им интересную, необычную тему, например «Исторический портрет». В VI классе в это время изучают историю Средних веков, поэтому дети могут изобразить человека Средневековья.
Художник, рисуя на тему истории, занимается изучением эпохи, костюмов, причёсок, обычаев людей, живших много лет назад. Детям предоставляется возможность превратиться в такого художника. Можно попробовать изобразить себя в средневековом костюме, уложив волосы в характерную для того времени причёску, и т. д.
Урок: «Сатирические образы человека»
Планируемые результаты:
-
получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах; -
учиться рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении; -
учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения; -
приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительности при изображении человека.
Понятия: карикатура, сатира, шарж; чувство меры и чувство правды.
Практическая работа: создание дружеского шаржа — портрета одноклассника или литературного персонажа.
Материалы: карандаш (тушь, перо), белая или тонированная бумага; белая или чёрная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: Леонардо да Винчи. Скарамуч- чья; О. Домье. Иллюстрация к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Адвокат и его клиентка; П. Пикассо. Дон Кихот, Портрет Идальго; А. Тулуз-Лотрек. Автопортрет; Х. Бидструп. Сатирические рисунки; Н. В. Кузьмин. Иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя, Н. С. Лескова; Б. Е. Ефимов. Курортники; В. Н. Горяев. Иллюстрации к повести М. Твена «Приключение Гекльберри Финна» (учебник, с. 116—119); учебные работы.
Основная художественная проблема урока — выявление сути человека путём обострения его характерных черт. Учебник знакомит детей с творчеством художников, использующих в своих зарисовках
художественное преувеличение, которое позволяет подметить характерные особенности лица, мимики и фигуры человека. Сатирические рисунки Леонардо да Винчи, О. Домье, А. Тулуз-Лотрека, Х. Бидструпа и др. помогут настроить детей на создание сатирического образа.
Детям необходимо объяснить, что карикатура или шарж не должны быть злыми и не должны обижать того, на кого они сделаны. В шарже особенно важно выявить и обострить характерные индивидуальные особенности человека. Можно предложить нарисовать карикатуру-автопортрет или даже карикатуру на самого учителя изобразительного искусства. Это позволит продемонстрировать детям то, что на хорошую и добрую карикатуру не обижается даже учитель. Детям можно задать вопрос, например: «Как может выглядеть карикатура на человека, любящего читать или увлечённого компьютером?» Такие наводящие вопросы, беседа помогут детям лучше приглядеться друг к другу и рассказать о себе или окружающих при помощи весёлых портретов. Если учитель не уверен в том, что детям удастся создать необидные образы, то лучше предложить им нарисовать литературных персонажей.
В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяется реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения, изменяются отношения людей с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке.
Расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра карикатуры связано с Крестьянской войной 1524—1526 гг. в Гер
мании, Реформацией, первыми буржуазными революциями XVI—XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь карикатуры с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора. Самостоятельная эстетическая значимость карикатуры была впервые теоретически осмыслена в начале XIX в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в первой половине XVIII в. картины и гравюры У. Хогар- та, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию карикатуры как важной области изобразительного творчества.
В XIX—XX вв. развитие карикатуры тесно связано с литературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности.
В послевоенный период расширяется круг тем карикатуры, обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с человеческими пороками.
В процессе беседы учителю необходимо предостеречь учащихся от увлечения «мультяшными» героями. Они уже придуманы художником, хорошо или плохо, но уже нарисованы, а учащимся необходимо учиться создавать свой художественный образ.
Практическая работа. Предлагается несколько вариантов выполнения работы. Можно сделать весёлый шарж, используя карандаш или тушь, перо (кисть), белый или тонированный лист бумаги. Работа ведётся без выполнения предварительного рисунка, сразу кистью или пером по листу бумаги.
Можно выполнить задание, используя технику силуэта, позволяющую не прорисовывать подробно мелкие детали лица. Сам термин «силуэт» происходит от фамилии французского министра финансов Этьена Силуэта, на которого в 1759 г. была сделана карикатура в виде теневого профиля. Этьен Силуэт увлекался вырезанием фигурок из чёрной бумаги и был известен своей бережливостью, за что над ним смеялось всё парижское общество. Именем Силуэта стали называть портреты, выполненные из чёрной бумаги. Со временем у этого искусства появились почитатели и во Франции, где силуэты вошли в моду, и в других странах.
Изображая силуэты, ребята должны изучить особенности поворота головы, соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Всё это учитель объясняет, используя учебные рисунки.
Рисунок выполняется сначала на чёрной бумаге, затем вырезается и приклеивается на белый лист. Ребята могут изображать портреты литературных персонажей или своих одноклассников. Из отдельных силуэтов может получиться интересный портрет целого класса.
Вариант задания: придумать и нарисовать в нескольких линейных рисунках юмористический рассказ — весёлую историю из жизни ребят во дворе или в школе.
Урок: «Обратные возможности освещения в портрете»
Планируемые результаты:
-
приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа; -
учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения; -
различать освещение «по свету», «против света», «свет сбоку»; -
характеризовать освещение в произведениях искусства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя; -
овладевать опытом наблюдения и визуальной культурой — культурой восприятия реальности и произведений искусства; -
учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника — по выбору).
Понятия: освещение, источник света, свет, блик, тень, полутень, рефлекс, образные возможности освещения.
Практическая работа: выполнение портретов при разном освещении (в технике аппликации, гуашью или в технике монотипии).
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей; гуашь (три краски), кисть, бумага.
Зрительный ряд: Рембрандт. Христос в Эммаусе; Ж. де Латур. Святой Иосиф-плотник (учебник, с. 121, 68); фотографии с разным характером освещения (учебник, с. 120); репродукции портретов с различным освещением (по выбору учителя).
Основная художественная проблема урока — образные возможности освещения в портрете, передача объёма с помощью освещения. Значение освещения для передачи формы и цвета трудно переоценить. В сущности, мы и видим только то, что хотя бы как-то освещено.
Уроки можно строить по самым разным сценариям. Учитель, включив фонарик (вспомним уроки, посвящённые жанру натюрморта), может продемонстрировать различные направления освещения прямо в классе, используя гипсовую голову или ученика в качестве модели. Вот оно — открытие! Лицо тут же меняется от смены месторасположения источника света. Это очень интересно наблюдать!
Можно построить урок, используя для обучающих целей портретные фотографии (возможно, выполненные самим учителем), которые демонстрируют разные виды освещения. Учащиеся могут заметить, как в зависимости от расположения источника света изменяется лицо человека (от спокойного до тревожно-загадочного), как выявляет форму, объём и глубину пространства боковой свет (выступают из темноты лоб и нос, начинают сиять глаза).