ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При изучении темы «Освещение. Свет и тень» учащиеся познакомились с боковым, фронтальным, контражурным ос­вещением. Не будет лишним напомнить школьникам этот ма­териал, показать выполненные на уроках работы. Данная тема предусматривает углублённое понимание роли света в созда­нии выразительного портретного образа. Необходимо под­черкнуть, что грамотное использование освещения в портрете способствует выявлению выразительности и характерных черт модели.

Изучая тему «Натюрморт», ребята также уже познакоми­лись с такими понятиями, как свет, блик, тень, полутень, рефлекс, и учителю необходимо проверить, насколько хоро­шо дети помнят все элементы светотени. Изображая челове­ка, ребята будут использовать знания по светотени, получен­ные ранее при работе с натюрмортом.

Учитель должен объяснить, что изобразительная грамота одинакова и для натюрморта, и для портрета, меняется лишь форма того, что мы изображаем. Можно вспомнить работы Ж. де Латура, Ф. Сурбарана, Леонардо да Винчи и т. д. (учеб­ник, с. 68—73). Для знакомства с особенностями освещения в портрете рекомендуется рассмотреть работы П.-П. Рубенса, Р. ван дер Вейдена, Рембрандта, Г. С. Островского, А. Г. Ве­нецианова и др. (учебник, с. 91—121). С целью активизации мышления в процессе беседы детям можно предложить сле­дующие вопросы: «Какое освещение использовал художник для выявления характера портретируемого? Почему и для че­го художник выбрал такой вид освещения? Всегда ли мы мо­жем определить источник освещения? Какой вид освещения использовали бы вы в своей работе?»

Картина Рембрандта «Христос в Эммаусе» даёт ребятам наглядный пример того, как художник, используя различное освещение, может добиться необходимого эффекта, помогая понять символику картины. У шестиклассников может возник­нуть вопрос: «Почему Христос, всегда изображаемый худож­никами со светлым лицом, передан на картине Рембрандта тёмным силуэтом?» Картина написана Рембрандтом на еван­гельский сюжет, поэтому учителю необходимо объяснить де­тям смысл изображённого. Рембрандт изобразил Христа, появившегося после своего Воскресения вечером в Эммау- се перед своими учениками. Именно этот момент и показал художник: Христос, изображённый тёмным силуэтом, и ос­вещённое боковым светом удивлённое лицо ученика. Только при помощи различного освещения фигур Рембрандт смог так драматично и напряжённо рассказать о случившемся.


О силе освещения рассказывает Н. В. Гоголь в повести «Портрет»: «...окна, как нарочно, были заставлены и загро­мождены снизу так, что давали свет только с одной верхуш­ки. „...Как теперь хорошо осветилось его лицо!“ — сказал он про себя и принялся жадно писать, как бы опасаясь, чтобы как-нибудь не исчезло счастливое освещенье». В результате у художника получился портрет с «необыкновенным, странным выраженьем в лице; но более всего обступившие были по­ражены необыкновенной живостью глаз. Чем более всматри­вались в них, тем более они, казалось, устремлялись каждо­му вовнутрь». Гоголь очень точно показал, насколько важным в работе над портретом может быть освещение.

Практическая работа. Предлагается несколько вариантов выполнения практической работы. В любом случае для на­глядности желательно найти модель — одноклассника или какого-то другого человека.

Первый вариант задания: дети выполняют в технике аппли­кации два портрета с различным освещением. На уроке не­обходимо продемонстрировать освещение модели — по све­ту контражурное. При выполнении задания можно разделить класс на группы: первая группа выполняет портрет челове­ка по свету (тёмный фон — светлый тон для головы), вто­рая — против света (светлый фон — тёмный силуэт головы), а третья — с боковым освещением.

Учитель напоминает последовательность выполнения ап­пликации:

  • вырезать (предварительно наметив) обобщённую форму головы, взяв её в правильных пропорциях. Основная характе­ристика формы должна быть передана уже в первоначально вырезанной форме головы;

  • учесть движение головы — её поворот или наклон. Чело­век может держать голову прямо, наклонив её набок или впе­рёд, закинув назад, повернув вправо или влево. Соответ­ственно наблюдаемому в натуре движению головы и нужно использовать первоначальную общую форму;

  • обозначить и вырезать плечевой пояс (можно взять толь­ко воротник);

  • вырезать в соответствующем масштабе отдельные части лица.

После этого передвигаем вырезанные части по листу бума­ги, определяя положение головы на листе, затем приклеиваем на фон форму головы, волосы, плечевой пояс. Передвигаем черты лица вверх и вниз, устанавливая нужные пропорции. Пропорции нижней и верхней частей головы и общая форма этих двух частей во многом определяют индивидуальные осо­бенности человека. Учащиеся часто допускают ошибку, намечая верхнюю часть головы меньше по высоте, а нижнюю — боль­ше, хотя в большинстве случаев они бывают почти равными.



Второй вариант задания более сложный: выполняем порт­рет при боковом освещении, используя гуашь (тёмную, тёп­лую и белую). Боковое освещение более всего может рас­сказать о характере человека. Рекомендуемые краски: тёмная и холодная (синяя, фиолетовая, коричневая), тёплая (оранже­вая, жёлтая, охра, красная) и белая. Выбирать краски должен сам ученик. Принцип выполнения портрета тот же.

Этапы выполнения работы гуашью:

  • наметить цветовым пятном в зависимости от освещения тёмной или тёплой краской овал лица;

  • наметить шапку волос;

  • наметить основные черты лица (глаза, нос, рот), обо­значить затемнения по линии расположения глаз и теневую сторону носа, соблюдая пропорции;

  • доработать черты лица так, чтобы получился портрет с определённым характером (можно выполнить доработку други­ми материалами, например пастелью). Нельзя забывать, что мы не просто срисовываем натуру, а думаем о средствах выра­жения, о том, как с их помощью передать характер человека.

Работа выполняется за один урок без предварительного тщательного построения простым карандашом.

Третий вариант задания: создание портрета в технике мо­нотипии. На стеклянной или металлической пластине нужно раскатать валиком тонкий слой типографской краски, прове­рить ровность слоя, убрать излишки краски салфеткой. Затем следует наложить лист бумаги с намеченным рисунком пор­трета на слой краски и поработать с рисунком, регулируя на­жим на карандаш и даже протирая тени пальцем. Поднимают лист, просушивают полученный рисунок и сверху прописывают портрет красками, сохраняя драматизм начального наброска.

В конце урока целесообразно сделать выставку детских работ, чтобы обсудить полученные результаты.

Урок: «Роль цвета в портрете»

Планируемые результаты:

  • развивать художественное видение цвета, учиться по­нимать эмоциональное воздействие цвета;

  • анализировать цветовой строй произведения как сред­ство создания художественного образа;

  • рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения;

  • приобретать навыки создания живописного образа.

Понятия:
живопись, цвет, колорит.

Практическая работа: выполнение портретов в разных колоритах с целью передачи характера человека.

Материалы: карандаш, восковые мелки, акварель, кисти, бумага; гуашь, кисти, пастель, бумага.

Зрительный ряд: В. А. Серов. Девочка с персиками;

А. Е. Архипов. Девушка с кувшином; О. Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари; В. Э. Борисов-Мусатов. Дама в голубом; М. А. Врубель. Испания; А. Дерен. Портрет ху­дожника Анри Матисса (учебник, с. 122—125) и др.

Работа над живописным портретом связана с умением учащихся видеть и различать нюансы цвета. Мы видим мир не чёрно-белым, а цветным, и живопись отражает действи­тельность, воздействует на чувства зрителей. В процессе бе­седы можно использовать метод сопоставления с помощью следующих вопросов: «Какие чувства вызывают „Портрет ак­трисы Жанны Самари“ Ренуара и портрет „Испания" Врубеля? Какая в этом роль колорита? Как цвет помог Серову создать образ Веры Мамонтовой, а Борисову-Мусатову — образ за­гадочной дамы в голубом?» Очень полезно показать на боль­шом экране портреты, контрастные по цвету и настроению. Особенно убедительно произойдёт осознание роли цвета, если показать эти полотна и чёрно-белыми.

В процессе работы над темой можно вспомнить матери­ал начальной школы. Уже со II класса началось знакомство учащихся с тёплыми и холодными, со звонкими и глухими, с нежными и контрастными цветами, и они выполняли на эту тему творческие задания. В VI классе дети получают возмож­ность отработать красочный мазок при передаче объёма, ис­пользовать тональные градации и пространственные качества тёплых и холодных цветов.

Слово «живопись» состоит из двух слов: «живое» и «пись­мо». Леонардо да Винчи, гениальный наблюдатель природы и художник, писал: «Мы можем сказать, что почти никогда по­верхности освещённых тел не бывают подлинного цвета этих тел... Если ты возьмёшь белую полоску, поместишь её в тёмное место и направишь на неё свет из трёх щелей, то есть от солн­ца, от огня и от воздуха
, такая полоска окажется трёхцветной». Часть белой полоски, которая освещена солнцем, окажется бе­лой, часть, освещённая огнём, будет оранжевой, а часть, ос­вещённая светом неба, — синей. Особенно важно не забывать об этом, начиная изображать человека: при помощи «живого письма» и человек должен получиться у художника живым.

Целесообразно вспомнить работу над натюрмортами. Изо­бражая их в разных колоритах, дети узнали, что даже при изо­бражении простых предметов цвет помогает художнику пере­дать своё отношение к изображаемому, создать определённое настроение у зрителя. Поможет учителю решить проблему урока обращение к репродукциям портретов, представленным в учебнике, где ясно видно, что художник выбирает цветовое решение в зависимости от замысла, от задуманного художе­ственного образа. У Борисова-Мусатова колорит таинствен­ный сине-голубой, у Архипова колорит праздничный, яркий, горячий, солнечный. Мягкие, радостные и одновременно спо­койные розовые и голубые цвета на картинах Серова и Рену­ара совсем не похожи на загадочные тёмные тона Врубеля.

Полезно использовать на уроках средства новых ин­формационных технологий. Можно показать на большом экране или вывести каждому учащемуся на монитор компьютера фраг­менты полотен, ярко демонстрирующие, что такое «живое пись­мо» и чем оно отличается от простой раскраски изображения.

Школьники так же, как и профессиональные художники, могут иметь свои цветовые предпочтения. Однако учитель не должен забывать, что художественный вкус ребёнка ещё не сформировался и поэтому нуждается в руководстве. Учи­телю необходимо ограничивать красочную палитру в работах учеников, чтобы портрет не получился, как у гоголевского Чарткова в повести «Портрет»: «Он бесчувственно стал сооб­щать ему тот общий колорит, который даётся наизусть и об­ращает даже лица, взятые с натуры, в какие-то холодно-иде­альные, видимые на ученических программах...»

Можно выполнить устные задания: описать цвета, кото­рые необходимы для выполнения живописных работ, напри­мер «Портрет времени года» или «Портрет времени дня». Вы­полняя такие задания, ребёнку придётся задуматься над тем, какие краски подходят для практической работы, а какие сле­дует оставить в коробке.

Выразительные средства живописи:

  • цвет;

  • рисунок;

  • композиция, ритм;

  • фактура красочной поверхности;

  • выразительность красочных замесов (а не сухое закра­шивание).