ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При изучении темы «Освещение. Свет и тень» учащиеся познакомились с боковым, фронтальным, контражурным освещением. Не будет лишним напомнить школьникам этот материал, показать выполненные на уроках работы. Данная тема предусматривает углублённое понимание роли света в создании выразительного портретного образа. Необходимо подчеркнуть, что грамотное использование освещения в портрете способствует выявлению выразительности и характерных черт модели.
Изучая тему «Натюрморт», ребята также уже познакомились с такими понятиями, как свет, блик, тень, полутень, рефлекс, и учителю необходимо проверить, насколько хорошо дети помнят все элементы светотени. Изображая человека, ребята будут использовать знания по светотени, полученные ранее при работе с натюрмортом.
Учитель должен объяснить, что изобразительная грамота одинакова и для натюрморта, и для портрета, меняется лишь форма того, что мы изображаем. Можно вспомнить работы Ж. де Латура, Ф. Сурбарана, Леонардо да Винчи и т. д. (учебник, с. 68—73). Для знакомства с особенностями освещения в портрете рекомендуется рассмотреть работы П.-П. Рубенса, Р. ван дер Вейдена, Рембрандта, Г. С. Островского, А. Г. Венецианова и др. (учебник, с. 91—121). С целью активизации мышления в процессе беседы детям можно предложить следующие вопросы: «Какое освещение использовал художник для выявления характера портретируемого? Почему и для чего художник выбрал такой вид освещения? Всегда ли мы можем определить источник освещения? Какой вид освещения использовали бы вы в своей работе?»
Картина Рембрандта «Христос в Эммаусе» даёт ребятам наглядный пример того, как художник, используя различное освещение, может добиться необходимого эффекта, помогая понять символику картины. У шестиклассников может возникнуть вопрос: «Почему Христос, всегда изображаемый художниками со светлым лицом, передан на картине Рембрандта тёмным силуэтом?» Картина написана Рембрандтом на евангельский сюжет, поэтому учителю необходимо объяснить детям смысл изображённого. Рембрандт изобразил Христа, появившегося после своего Воскресения вечером в Эммау- се перед своими учениками. Именно этот момент и показал художник: Христос, изображённый тёмным силуэтом, и освещённое боковым светом удивлённое лицо ученика. Только при помощи различного освещения фигур Рембрандт смог так драматично и напряжённо рассказать о случившемся.
О силе освещения рассказывает Н. В. Гоголь в повести «Портрет»: «...окна, как нарочно, были заставлены и загромождены снизу так, что давали свет только с одной верхушки. „...Как теперь хорошо осветилось его лицо!“ — сказал он про себя и принялся жадно писать, как бы опасаясь, чтобы как-нибудь не исчезло счастливое освещенье». В результате у художника получился портрет с «необыкновенным, странным выраженьем в лице; но более всего обступившие были поражены необыкновенной живостью глаз. Чем более всматривались в них, тем более они, казалось, устремлялись каждому вовнутрь». Гоголь очень точно показал, насколько важным в работе над портретом может быть освещение.
Практическая работа. Предлагается несколько вариантов выполнения практической работы. В любом случае для наглядности желательно найти модель — одноклассника или какого-то другого человека.
Первый вариант задания: дети выполняют в технике аппликации два портрета с различным освещением. На уроке необходимо продемонстрировать освещение модели — по свету контражурное. При выполнении задания можно разделить класс на группы: первая группа выполняет портрет человека по свету (тёмный фон — светлый тон для головы), вторая — против света (светлый фон — тёмный силуэт головы), а третья — с боковым освещением.
Учитель напоминает последовательность выполнения аппликации:
-
вырезать (предварительно наметив) обобщённую форму головы, взяв её в правильных пропорциях. Основная характеристика формы должна быть передана уже в первоначально вырезанной форме головы; -
учесть движение головы — её поворот или наклон. Человек может держать голову прямо, наклонив её набок или вперёд, закинув назад, повернув вправо или влево. Соответственно наблюдаемому в натуре движению головы и нужно использовать первоначальную общую форму; -
обозначить и вырезать плечевой пояс (можно взять только воротник); -
вырезать в соответствующем масштабе отдельные части лица.
После этого передвигаем вырезанные части по листу бумаги, определяя положение головы на листе, затем приклеиваем на фон форму головы, волосы, плечевой пояс. Передвигаем черты лица вверх и вниз, устанавливая нужные пропорции. Пропорции нижней и верхней частей головы и общая форма этих двух частей во многом определяют индивидуальные особенности человека. Учащиеся часто допускают ошибку, намечая верхнюю часть головы меньше по высоте, а нижнюю — больше, хотя в большинстве случаев они бывают почти равными.
Второй вариант задания более сложный: выполняем портрет при боковом освещении, используя гуашь (тёмную, тёплую и белую). Боковое освещение более всего может рассказать о характере человека. Рекомендуемые краски: тёмная и холодная (синяя, фиолетовая, коричневая), тёплая (оранжевая, жёлтая, охра, красная) и белая. Выбирать краски должен сам ученик. Принцип выполнения портрета тот же.
Этапы выполнения работы гуашью:
-
наметить цветовым пятном в зависимости от освещения тёмной или тёплой краской овал лица; -
наметить шапку волос; -
наметить основные черты лица (глаза, нос, рот), обозначить затемнения по линии расположения глаз и теневую сторону носа, соблюдая пропорции; -
доработать черты лица так, чтобы получился портрет с определённым характером (можно выполнить доработку другими материалами, например пастелью). Нельзя забывать, что мы не просто срисовываем натуру, а думаем о средствах выражения, о том, как с их помощью передать характер человека.
Работа выполняется за один урок без предварительного тщательного построения простым карандашом.
Третий вариант задания: создание портрета в технике монотипии. На стеклянной или металлической пластине нужно раскатать валиком тонкий слой типографской краски, проверить ровность слоя, убрать излишки краски салфеткой. Затем следует наложить лист бумаги с намеченным рисунком портрета на слой краски и поработать с рисунком, регулируя нажим на карандаш и даже протирая тени пальцем. Поднимают лист, просушивают полученный рисунок и сверху прописывают портрет красками, сохраняя драматизм начального наброска.
В конце урока целесообразно сделать выставку детских работ, чтобы обсудить полученные результаты.
Урок: «Роль цвета в портрете»
Планируемые результаты:
-
развивать художественное видение цвета, учиться понимать эмоциональное воздействие цвета; -
анализировать цветовой строй произведения как средство создания художественного образа; -
рассказывать о своих впечатлениях от нескольких (по выбору) портретов великих мастеров, характеризуя цветовой образ произведения; -
приобретать навыки создания живописного образа.
Понятия:
живопись, цвет, колорит.
Практическая работа: выполнение портретов в разных колоритах с целью передачи характера человека.
Материалы: карандаш, восковые мелки, акварель, кисти, бумага; гуашь, кисти, пастель, бумага.
Зрительный ряд: В. А. Серов. Девочка с персиками;
А. Е. Архипов. Девушка с кувшином; О. Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари; В. Э. Борисов-Мусатов. Дама в голубом; М. А. Врубель. Испания; А. Дерен. Портрет художника Анри Матисса (учебник, с. 122—125) и др.
Работа над живописным портретом связана с умением учащихся видеть и различать нюансы цвета. Мы видим мир не чёрно-белым, а цветным, и живопись отражает действительность, воздействует на чувства зрителей. В процессе беседы можно использовать метод сопоставления с помощью следующих вопросов: «Какие чувства вызывают „Портрет актрисы Жанны Самари“ Ренуара и портрет „Испания" Врубеля? Какая в этом роль колорита? Как цвет помог Серову создать образ Веры Мамонтовой, а Борисову-Мусатову — образ загадочной дамы в голубом?» Очень полезно показать на большом экране портреты, контрастные по цвету и настроению. Особенно убедительно произойдёт осознание роли цвета, если показать эти полотна и чёрно-белыми.
В процессе работы над темой можно вспомнить материал начальной школы. Уже со II класса началось знакомство учащихся с тёплыми и холодными, со звонкими и глухими, с нежными и контрастными цветами, и они выполняли на эту тему творческие задания. В VI классе дети получают возможность отработать красочный мазок при передаче объёма, использовать тональные градации и пространственные качества тёплых и холодных цветов.
Слово «живопись» состоит из двух слов: «живое» и «письмо». Леонардо да Винчи, гениальный наблюдатель природы и художник, писал: «Мы можем сказать, что почти никогда поверхности освещённых тел не бывают подлинного цвета этих тел... Если ты возьмёшь белую полоску, поместишь её в тёмное место и направишь на неё свет из трёх щелей, то есть от солнца, от огня и от воздуха
, такая полоска окажется трёхцветной». Часть белой полоски, которая освещена солнцем, окажется белой, часть, освещённая огнём, будет оранжевой, а часть, освещённая светом неба, — синей. Особенно важно не забывать об этом, начиная изображать человека: при помощи «живого письма» и человек должен получиться у художника живым.
Целесообразно вспомнить работу над натюрмортами. Изображая их в разных колоритах, дети узнали, что даже при изображении простых предметов цвет помогает художнику передать своё отношение к изображаемому, создать определённое настроение у зрителя. Поможет учителю решить проблему урока обращение к репродукциям портретов, представленным в учебнике, где ясно видно, что художник выбирает цветовое решение в зависимости от замысла, от задуманного художественного образа. У Борисова-Мусатова колорит таинственный сине-голубой, у Архипова колорит праздничный, яркий, горячий, солнечный. Мягкие, радостные и одновременно спокойные розовые и голубые цвета на картинах Серова и Ренуара совсем не похожи на загадочные тёмные тона Врубеля.
Полезно использовать на уроках средства новых информационных технологий. Можно показать на большом экране или вывести каждому учащемуся на монитор компьютера фрагменты полотен, ярко демонстрирующие, что такое «живое письмо» и чем оно отличается от простой раскраски изображения.
Школьники так же, как и профессиональные художники, могут иметь свои цветовые предпочтения. Однако учитель не должен забывать, что художественный вкус ребёнка ещё не сформировался и поэтому нуждается в руководстве. Учителю необходимо ограничивать красочную палитру в работах учеников, чтобы портрет не получился, как у гоголевского Чарткова в повести «Портрет»: «Он бесчувственно стал сообщать ему тот общий колорит, который даётся наизусть и обращает даже лица, взятые с натуры, в какие-то холодно-идеальные, видимые на ученических программах...»
Можно выполнить устные задания: описать цвета, которые необходимы для выполнения живописных работ, например «Портрет времени года» или «Портрет времени дня». Выполняя такие задания, ребёнку придётся задуматься над тем, какие краски подходят для практической работы, а какие следует оставить в коробке.
Выразительные средства живописи:
-
цвет; -
рисунок; -
композиция, ритм; -
фактура красочной поверхности; -
выразительность красочных замесов (а не сухое закрашивание).