ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа: создание портрета знакомого человека или литературного героя.
Первый вариант: на листе легко наметить простым карандашом основные пропорции лица (эта работа должна быть выполнена быстро, приблизительно за пять минут); восковым мелком смело выполнить линейный рисунок портрета; поверх линейного рисунка акварелью написать портрет, создавая цветовой образ. Рисунок, выполненный восковым мелком, будет проступать сквозь красочный слой. Работа рассчитана на один урок.
Второй вариант: на листе гуашью мазками выполнить подмалёвок в выбранной цветовой гамме (холодной или тёплой), затем по невысохшему фону легко, едва касаясь бумаги, процарапать линейный рисунок портрета; подождать, пока подмалёвок высохнет, и завершить портрет активным цветом пастелью.
Литературный герой, портрет которого будет создаваться, может быть выбран учителем или самими учащимися.
Класс можно поделить на три группы, раздав фрагменты текста на парты. Задача шестиклассников — показать в итоговом портрете все знания и умения, полученные за четверть: знание конструкции головы, умение изображать голову в пространстве и характеризовать образ освещением и цветом.
Итогом такой работы станет выставка выполненных детьми живописных портретов.
Урок: «Великие портретисты прошлого»
Планируемые результаты:
-
называть и узнавать несколько портретов великих мастеров русского и западноевропейского искусства; -
понимать значение творчества великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей; -
рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и как выражение духовных ценностей эпохи; -
рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника; -
приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета).
Понятия: духовное наследие, классика мирового искусства.
Практическая работа: создание живописного автопортрета или портрета кого-либо из близких людей.
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Зрительный ряд: Леонардо да Винчи.
Джоконда; П.-П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант; Рембрандт. Портрет старушки; И. Е. Репин. Портрет Л. Н. Толстого;
В. И. Суриков. Смеющаяся девушка; Н. А. Ярошенко. Кочегар; И. Н. Крамской. Неизвестная (учебник, с. 126—129).
Данная тема фактически обобщает пройденный материал. Учитель может выстроить урок по данной теме как беседу и практическую работу (выполнение портрета по индивидуальному замыслу). Для проведения беседы рекомендуется воспользоваться текстом и репродукциями произведений, представленными в учебнике. Эти произведения являются классикой мирового портретного искусства.
Каждый ребёнок может и должен стать наследником огромного культурного достояния предков. И здесь происходит его встраивание в эту культуру. Это и есть важнейшая функция любого предмета искусства.
Возможно, учащиеся заранее подготовят сообщения и презентации или учитель предложит выполнить проектноисследовательскую работу по данной теме, защита которой будет происходить на уроке. Необходимо, конечно, расширять зрительный материал и посещать с детьми музеи и выставки,
где они смогут уже вживую изучать творчество художников. Учитель должен собирать свою библиотеку по искусству (книги, альбомы, видеоматериалы) и широко использовать её в работе.
В картинах Леонардо да Винчи, Рембрандта, Ярошенко ученики смогут наблюдать огромное значение освещения для создания художественного образа в портрете. Картины Сурикова, Крамского и Рубенса расскажут о понимании цвета художником. Учитель может использовать на этом уроке учебный фильм об искусстве портрета. Целесообразно показать крупные фрагменты портретов мастеров с целью демонстрации приёмов живописи, колористического богатства картины, эффектов освещения. Главное не перегружать ребят информацией, а активно привлекать их к беседе и самостоятельно подготовленным сообщениям.
Во время вступительной беседы учащиеся могут рассказать не только о картинах, но и о творчестве художников, ведь каждый художник вложил в свой портрет частицу себя самого, своей души. Ребята не должны забывать о том, что каждый портрет, написанный с любовью, прежде всего является выражением впечатлений, мыслей, чувств самого художника. В процессе беседы желательно подчеркнуть те художественные средства, которые использовал художник для создания образа портретируемого.
Перед тем как начать самостоятельную работу над портретом, ребята должны решить, что в их портретах будет главным и какими художественными средствами они смогут это главное передать.
Ф. М. Достоевский писал: «Портретист усаживает, например, субъекта, чтобы снять с него портрет, приготовляется, вглядывается. Почему он это делает? А потому, что он знает на практике, что человек не всегда похож, а потому и отыскивает „главную идею его физиономии", тот момент, когда субъект наиболее на себя похож. В умении приискать и захватить этот момент и состоит дар портретиста».
Л. Н. Толстой считал, что «истинный портретист умеет откинуть лишнее и открыть людям главное в лице человека; они, быть может, и угадывали это главное, но не способны были разглядеть его за неглавным, наносным, ненужным».
На портрете Репина Толстой предстаёт перед зрителем с крупными скульптурными чертами лица, по выражению самого Репина, «не вылепленными, а вырубленными». Меткий глаз художника схватывает тончайшие чёрточки наружности: внушительная фигура с осанкой военного, «грозные нависшие брови, пронзительные глаза — это несомненный властелин».
Практическая работа: портрет выполняется гуашью на листе бумаги (можно взять тонированный лист). Чтобы сэкономить время, учащиеся могут использовать рисунок конструкции головы, сделанный в начале четверти.
Следующий этап — создание подмалёвка портрета. Ребёнок работает большой кистью, смелыми мазками, которые накладываются по форме головы. Необходимо уделить внимание не только самому портрету, но и фону. Целесообразно использовать ограниченную цветовую палитру.
После выполнения подмалёвка портрет дорабатывается маленькой кистью. Учитель не должен оставлять детей без помощи во время практической работы и должен быть всегда готов оказать необходимое творческое участие.
Урок: «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века»
Планируемые результаты:
-
получать представление о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века, запоминать имена известных мастеров; -
получать представление о развитии портрета в отечественном искусстве XX века; -
приводить примеры известных картин-портретов отечественных художников, уметь рассказывать об их содержании и композиционных средствах его выражения; -
интересоваться современным изобразительным искусством.
Понятия: поп-арт, модернизм, реализм.
Практическая работа: урок-беседа с использованием учебника; урок-экскурсия по выставке детских работ.
Зрительный ряд: портреты А. Модильяни, А. Матисса,
С. Дали, Э. Уорхола, В. Е. Попкова, К. С. Петрова-Водкина, Д. Д. Жилинского, З. Е. Серебряковой, Т. Т. Салахова, А. С. Голубкиной (учебник, с. 130—135).
На итоговом уроке по теме «...Портрет» дети знакомятся с портретным искусством ХХ в. Необходимо донести до ребят мысль о том, что этот период — время постоянных художественных исканий, экспериментов и борьбы художественных направлений. Художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре XX в., отошедших от классических путей художественного творчества, получило условное название модерн и постмодерн. Под это определение подпадают чрезвычайно разные, даже антагонистические явления искусства. В целом это совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX в., характеризующихся разрывом с традиционными реалистическими течениями. В итоге происходит противопоставление мира художественного миру реальному. Живописное искусство отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом и против академизма, и против реализма, поиском новых форм. Вследствие этого внутри самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в художественной среде, с другой — с трудностями для понимания его новаций широкой публикой. Неудивительно, что любая художественная выставка сопровождалась бурными обсуждениями и критикой. Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Надо помнить, что ни одно из направлений не охватывает всего развития искусства в целом. Постмодерн отрицает вообще и всё прошлое искусство, в том числе модерн.
Наиболее известно «популярное искусство», или поп-арт. Художники, творящие в этом стиле, используют в своём творчестве реальные предметы, даже выброшенные на помойку, рекламу, фотографию, любые другие изображения, вырванные из естественной среды, и создают из них произвольные комбинации, пытаясь найти взаимосвязь или же без всякой взаимосвязи. В результате возникает так называемый артефакт (искусственно скомпонованная композиция, конструкция), а не произведение искусства. Возникают произведения, близкие к рекламе, а не к собственно портрету. Эта композиция должна вызывать определённые ассоциации, переживания, возникающие помимо художественного впечатления.
Особенно ярко это видно в работах Э. Уорхола, которые, как и весь постмодернизм, — сложное, часто примитивизи- рующее человека искусство. Об этом необходимо говорить с учащимися. Пример работы Э. Уорхола приведён в учебнике (с. 131).
Нельзя забывать о том, что современные дети живут в мире рекламы, поп-арта, и художественный вкус школьников формируется далеко не всегда на положительных примерах. Именно учитель изобразительного искусства на своих уроках должен развивать в детях чувство прекрасного, а такие портреты, как глубокая по мысли «Шинель отца» В. Е. Попкова, автопортреты К. С. Петрова-Водкина и З. Е. Серебряковой, работы Д. Д. Жилинского и других замечательных художников, расскажут о том, что искусство, обращённое к жизни и её проблемам, и сегодня так же актуально и высокохудожественно.
Практическая работа. Итоговая беседа четверти имеет большое значение и должна быть мудро подготовлена и проведена учителем. Беседа проводится с использованием учебника и детских работ, выполненных за четверть. Провести урок-беседу учителю помогут вопросы и задания в учебнике.
Важно, чтобы на этом уроке дети не только могли узнать новое об искусстве ХХ в. и повторить то, что было пройдено на предыдущих уроках, но и почувствовали себя участниками жизни современной художественной культуры, наследниками великих традиций.
ИЖ 4i@liriB@]piirib
Человек и пространство. Пейзаж
И
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 14