ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 354

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: создание портрета знакомого че­ловека или литературного героя.

Первый вариант: на листе легко наметить простым каранда­шом основные пропорции лица (эта работа должна быть выпол­нена быстро, приблизительно за пять минут); восковым мелком смело выполнить линейный рисунок портрета; поверх линейно­го рисунка акварелью написать портрет, создавая цветовой об­раз. Рисунок, выполненный восковым мелком, будет проступать сквозь красочный слой. Работа рассчитана на один урок.

Второй вариант: на листе гуашью мазками выполнить под­малёвок в выбранной цветовой гамме (холодной или тёплой), затем по невысохшему фону легко, едва касаясь бумаги, проца­рапать линейный рисунок портрета; подождать, пока подмалё­вок высохнет, и завершить портрет активным цветом пастелью.

Литературный герой, портрет которого будет создаваться, может быть выбран учителем или самими учащимися.

Класс можно поделить на три группы, раздав фрагменты текста на парты. Задача шестиклассников — показать в итого­вом портрете все знания и умения, полученные за четверть: знание конструкции головы, умение изображать голову в про­странстве и характеризовать образ освещением и цветом.

Итогом такой работы станет выставка выполненных деть­ми живописных портретов.

Урок: «Великие портретисты прошлого»

Планируемые результаты:

  • называть и узнавать несколько портретов великих ма­стеров русского и западноевропейского искусства;

  • понимать значение творчества великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей;

  • рассказывать об истории жанра портрета как о после­довательности изменений представлений о человеке и как выражение духовных ценностей эпохи;

  • рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника;

  • приобретать творческий опыт и новые умения в на­блюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета).

Понятия: духовное наследие, классика мирового искусства.

Практическая работа: создание живописного автопортрета или портрета кого-либо из близких людей.

Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: Леонардо да Винчи.
Джоконда; П.-П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант; Рембрандт. Портрет старушки; И. Е. Репин. Портрет Л. Н. Толстого;

В. И. Суриков. Смеющаяся девушка; Н. А. Ярошенко. Ко­чегар; И. Н. Крамской. Неизвестная (учебник, с. 126—129).

Данная тема фактически обобщает пройденный мате­риал. Учитель может выстроить урок по данной теме как беседу и практическую работу (выполнение портрета по индивидуальному замыслу). Для проведения беседы ре­комендуется воспользоваться текстом и репродукциями про­изведений, представленными в учебнике. Эти произведения являются классикой мирового портретного искусства.

Каждый ребёнок может и должен стать наследником огромного культурного достояния предков. И здесь проис­ходит его встраивание в эту культуру. Это и есть важней­шая функция любого предмета искусства.

Возможно, учащиеся заранее подготовят сообщения и презентации или учитель предложит выполнить проектно­исследовательскую работу по данной теме, защита которой будет происходить на уроке. Необходимо, конечно, расширять зрительный материал и посещать с детьми музеи и выставки,

где они смогут уже вживую изучать творчество художников. Учитель должен собирать свою библиотеку по искусству (кни­ги, альбомы, видеоматериалы) и широко использовать её в работе.

В картинах Леонардо да Винчи, Рембрандта, Ярошенко ученики смогут наблюдать огромное значение освещения для создания художественного образа в портрете. Картины Сурикова, Крамского и Рубенса расскажут о понимании цвета художником. Учитель может использовать на этом уроке учеб­ный фильм об искусстве портрета. Целесообразно показать крупные фрагменты портретов мастеров с целью демонстра­ции приёмов живописи, колористического богатства картины, эффектов освещения. Главное не перегружать ребят инфор­мацией, а активно привлекать их к беседе и самостоятельно подготовленным сообщениям.

Во время вступительной беседы учащиеся могут расска­зать не только о картинах, но и о творчестве художников, ведь каждый художник вложил в свой портрет частицу себя самого, своей души. Ребята не должны забывать о том, что каждый портрет, написанный с любовью, прежде всего является вы­ражением впечатлений, мыслей, чувств самого художника. В процессе беседы желательно подчеркнуть те художествен­ные средства, которые использовал художник для создания образа портретируемого.



Перед тем как начать самостоятельную работу над портре­том, ребята должны решить, что в их портретах будет глав­ным и какими художественными средствами они смогут это главное передать.

Ф. М. Достоевский писал: «Портретист усаживает, напри­мер, субъекта, чтобы снять с него портрет, приготовляется, вглядывается. Почему он это делает? А потому, что он знает на практике, что человек не всегда похож, а потому и оты­скивает „главную идею его физиономии", тот момент, когда субъект наиболее на себя похож. В умении приискать и за­хватить этот момент и состоит дар портретиста».

Л. Н. Толстой считал, что «истинный портретист умеет от­кинуть лишнее и открыть людям главное в лице человека; они, быть может, и угадывали это главное, но не способны были разглядеть его за неглавным, наносным, ненужным».

На портрете Репина Толстой предстаёт перед зрителем с крупными скульптурными чертами лица, по выражению са­мого Репина, «не вылепленными, а вырубленными». Меткий глаз художника схватывает тончайшие чёрточки наружности: внушительная фигура с осанкой военного, «грозные нависшие брови, пронзительные глаза — это несомненный властелин».

Практическая работа: портрет выполняется гуашью на листе бумаги (можно взять тонированный лист). Чтобы сэкономить время, учащиеся могут использовать рисунок конструкции головы, сделанный в начале четверти.

Следующий этап — создание подмалёвка портрета. Ребё­нок работает большой кистью, смелыми мазками, которые накладываются по форме головы. Необходимо уделить вни­мание не только самому портрету, но и фону. Целесообразно использовать ограниченную цветовую палитру.

После выполнения подмалёвка портрет дорабатывается маленькой кистью. Учитель не должен оставлять детей без по­мощи во время практической работы и должен быть всегда готов оказать необходимое творческое участие.

Урок: «Портрет в изобразительном искусстве ХХ века»

Планируемые результаты:

  • получать представление о задачах изображения чело­века в европейском искусстве XX века, запоминать имена известных мастеров;

  • получать представление о развитии портрета в отече­ственном искусстве XX века;

  • приводить примеры известных картин-портретов оте­чественных художников, уметь рассказывать об их содержа­нии и композиционных средствах его выражения;

  • интересоваться современным изобразительным искус­ством.


Понятия: поп-арт, модернизм, реализм.

Практическая работа: урок-беседа с использованием учеб­ника; урок-экскурсия по выставке детских работ.

Зрительный ряд: портреты А. Модильяни, А. Матисса,

С. Дали, Э. Уорхола, В. Е. Попкова, К. С. Петрова-Водкина, Д. Д. Жилинского, З. Е. Серебряковой, Т. Т. Салахова, А. С. Го­лубкиной (учебник, с. 130—135).

На итоговом уроке по теме «...Портрет» дети знакомятся с портретным искусством ХХ в. Необходимо донести до ребят мысль о том, что этот период — время постоянных художе­ственных исканий, экспериментов и борьбы художественных направлений. Художественная культура XX в., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художе­ственного творчества к действительности. Многообразие сти­лей и методов в культуре XX в., отошедших от классических путей художественного творчества, получило условное назва­ние модерн и постмодерн. Под это определение подпадают чрезвычайно разные, даже антагонистические явления искус­ства. В целом это совокупность эстетических школ и течений конца XIX — начала XX в., характеризующихся разрывом с тра­диционными реалистическими течениями. В итоге происходит противопоставление мира художественного миру реальному. Живописное искусство отличалось крайней сложностью, про­тиворечивостью, многообразием, стремлением к модифика­ции и трансформации традиций, протестом и против акаде­мизма, и против реализма, поиском новых форм. Вследствие этого внутри самого искусства назрел кризис, связанный, с одной стороны, со сложными взаимоотношениями в худо­жественной среде, с другой — с трудностями для понимания его новаций широкой публикой. Неудивительно, что любая художественная выставка сопровождалась бурными обсужде­ниями и критикой. Искусство XX в. развивалось по несколь­ким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Надо помнить, что ни одно из направлений не охватывает всего развития искусства в целом. Постмодерн отрицает вообще и всё прошлое искусство, в том числе модерн.

Наиболее известно «популярное искусство», или поп-арт. Художники, творящие в этом стиле, используют в своём твор­честве реальные предметы, даже выброшенные на помойку, рекламу, фотографию, любые другие изображения, вырван­ные из естественной среды, и создают из них произвольные комбинации, пытаясь найти взаимосвязь или же без всякой взаимосвязи. В результате возникает так называемый арте­факт (искусственно скомпонованная композиция, конструк­ция), а не произведение искусства. Возникают произведения, близкие к рекламе, а не к собственно портрету. Эта компо­зиция должна вызывать определённые ассоциации, пережи­вания, возникающие помимо художественного впечатления.


Особенно ярко это видно в работах Э. Уорхола, которые, как и весь постмодернизм, — сложное, часто примитивизи- рующее человека искусство. Об этом необходимо говорить с учащимися. Пример работы Э. Уорхола приведён в учебнике (с. 131).

Нельзя забывать о том, что современные дети живут в ми­ре рекламы, поп-арта, и художественный вкус школьников формируется далеко не всегда на положительных примерах. Именно учитель изобразительного искусства на своих уроках должен развивать в детях чувство прекрасного, а такие пор­треты, как глубокая по мысли «Шинель отца» В. Е. Попкова, автопортреты К. С. Петрова-Водкина и З. Е. Серебряковой, работы Д. Д. Жилинского и других замечательных художников, расскажут о том, что искусство, обращённое к жизни и её про­блемам, и сегодня так же актуально и высокохудожественно.

Практическая работа. Итоговая беседа четверти имеет большое значение и должна быть мудро подготовлена и про­ведена учителем. Беседа проводится с использованием учеб­ника и детских работ, выполненных за четверть. Провести урок-беседу учителю помогут вопросы и задания в учебнике.

Важно, чтобы на этом уроке дети не только могли узнать новое об искусстве ХХ в. и повторить то, что было пройдено на предыдущих уроках, но и почувствовали себя участниками жизни современной художественной культуры, наследниками великих традиций.

ИЖ 4i@liriB@]piirib

Человек и пространство. Пейзаж

И
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14