ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 350

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Темы уроков



«Пейзаж в русской живописи».

искусства. Я^ык
зображение природы в искусстве разных эпох. Различ­ные способы изображения пространства и их мировоззренче­ский смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духов­ной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление нацио­нального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.

и смысл».

771 оследняя четверть года посвящена жанру пейзажа. Но на- J U звание темы четверти начинается со слов «Человек и про­странство...», и это не случайно.

Пейзаж — это прежде всего изображение пространства, отношение к изображению которого у разных народов в раз­личные эпохи не было неизменным. Понимание пространства и способов его изображения на плоскости менялось на про­тяжении истории культуры вместе с изменением отношения человека к миру, его миропонимания. И это очень важно по­нимать учителю и суметь довести до сознания учащихся. Жанр пейзажа, так же как жанры натюрморта и портрета, которым были посвящены предыдущие четверти года, рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть измене­ние картины мира и образных представлений человека о нём.

Изучая на протяжении четвёртой четверти жанр пейзажа, шестиклассники прослеживают изменения отношения челове­ка к миру природы, различия в подходах к её изображению, с которыми связаны и изменения образного языка пейзаж­ного жанра (способов изображения пространства, колори­стических задач и т. д.). Ребята обязательно должны понять и почувствовать неисчерпаемые возможности пейзажа в рас­крытии оттенков человеческих чувств и переживаний.

«Созерцание живописного пейзажа позволяет зрителю услышать исповедь художника, заразиться его настроением, обрести его зоркость, увлечься его фантастическим вымыс­лом — здесь художник и зритель остаются наедине, и природа служит словарём для того языка, на котором они говорят друг с другом», — пишет искусствовед К. Г. Богемская в своей кни­ге «Пейзаж. Страницы истории». Пейзаж — это лирический, исповедальный жанр изобразительного искусства, созвучный поэзии и музыке. Работая над пейзажем, учащиеся должны понимать, что «задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы её выражать» (О. де Бальзак).


В условиях общеобразовательной школы невозможна ра­бота с натуры на пленэре, но возможны и даже необходи­мы наблюдения за состояниями природы. Изучение жанра пейзажа очень удачно совпадает по времени с весной, ко­гда природа очень изменчива и разнообразна (от последнего апрельского снега и половодья до цветущих садов и первой свежей зелени). Учитель должен на каждом уроке настраи­вать учащихся на наблюдения за постоянно меняющимися состояниями весенней природы, характером и цветом не­ба, земли, воды, деревьев. Ведь для художника очень важно развивать умение (и желание) видеть, замечать, удивляться. Необходимо поощрять желание ученика поделиться своими впечатлениями от увиденного. Эти впечатления помогут ше­стиклассникам создать образ в творческой работе.

В работе над пейзажем особое значение наряду с твор­ческим воображением и наблюдением за состояниями при­роды имеет восприятие и анализ работ художников. Об­учение на основе изучения работ мастеров, понятных детям, оказывается весьма полезным: шестиклассники постигают различные варианты композиционного решения пространства пейзажа, художественные техники и манеры письма (особен­но в этом плане интересны произведения импрессионистов, а также русских художников XX в.). Имена всех художников шестиклассники не должны заучивать, но «насмотренность» должна быть по возможности широкой. Знать великих ма­стеров каждому культурному человеку необходимо, по­этому их имена должны звучать на уроках постоянно, а репродукции их произведений должны быть выставлены в кабинете изобразительного искусства.

Учителю следует продумывать методику активной рабо­ты с учебником на уроке — учащиеся обращаются к текстам учебника, которые могут дополнить рассказ учителя, найти от­вет на поставленный учителем вопрос, вспоминают материал прошлых уроков, обобщают знания по теме четверти и года. К репродукциям, помещённым на каждом развороте учебни­ка, нужно обращаться не один раз, они могут быть полезны не только на данном уроке, но и на других уроках, в ином контексте — учитель, безусловно, это заметит.

Учебник даёт возможность разнообразить формы работы, помогает разрешать основные проблемы с проведением ис­следований, анализа и сопоставлений, даёт ориентиры и ва­рианты выполнения практических творческих заданий.

Очень важно вызвать у шестиклассников желание обращаться к учебнику самостоятельно дома! Для многих учащих­ся данный учебник — это единственная в его доме книга по искусству.

Кроме того, рекомендуется тщательно продумывать зри­тельный ряд по теме урока, который должен включать наряду с произведениями, представленными в учебнике, и другие при­меры (желательно показать их на большом экране), которые ярко (в апогее) иллюстрируют концептуальные положения дан­ной темы. Желательно, чтобы при просмотре зрительного ряда был не только монологический рассказ учителя, но и диалог с учащимися, которые высказывают свои мнения, поясняют, как они понимают содержание произведения, выразительные средства, которыми художник передаёт это содержание.

Рекомендуется также чаще обсуждать работы самих уча­щихся как с точки зрения основных задач урока, так и с точки зрения общей выразительности, самостоятельности творче­ского решения, адекватности средств образного языка со­держанию работы. Экспозиции работ учащихся (они должны быть достаточно мобильными) меняются на каждом уроке. В конце четверти на обобщающем уроке обязательно орга­низуется выставка с участием лучших работ каждого учени­ка. Выставки работ шестиклассников желательно показывать их родителям, проводя экскурсии и обсуждения. Связь искус­ства с жизнью школьников должна обретать реальные черты, создавая в классе и школе особую эстетическую среду.

Урок: «Жанры в изобразительном искусстве»

Планируемые результаты:

  • называть жанры в изобразительном искусстве;

  • понимать разницу между предметом изображения, сю­жетом и содержанием изображения;

  • уметь объяснять, почему изучение развития жанров в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изме­нения в видении мира и ценностной системы в культуре;

  • уметь рассуждать о том, как, изучая историю изобра­зительного жанра, мы расширяем рамки собственных пред­ставлений о жизни, свой личный жизненный опыт.

Понятия: виды изобразительного искусства, жанры изо­бразительного искусства, предмет изображения, содержание произведения, пейзаж, мотив пейзажа.

Зрительный ряд:
жанры в изобразительном искусстве: репродукции произведений художников и детские работы

по каждому жанру (по выбору учителя); жанр пейзажа: ки­тайский пейзаж; западноевропейский пейзаж (П. Брейгель. Времена года, Падение Икара; К. Лоррен. Пейзаж с похи­щением Европы, Времена дня; пейзажи У. Тёрнера, Д. Кон­стебла, К. Коро, К. Моне, П. Сислея, К. Писсарро и т. д.); русский пейзаж (А. К. С а в р а с о в. Грачи прилетели; Ф. А. Васильев. Мокрый луг, Оттепель; А. И. Куинджи. Ночное, Ночь на Днепре; М. В. Нестеров. Осенний пей­заж; И. И. Шишкин. Рожь, Полдень. В окрестностях Мо­сквы, Дубовая роща; И. И. Левитан. Весна. Большая во­да, Золотая осень, Владимирка, Вечерний звон; пейзажи

В. Д. Поленова, Н. К. Крымова, И. Э. Грабаря, А. А. Пластова, Н. К. Ромадина и др.).

Основная проблема урока — это осознание шестикласс­никами понятий «предмет изображения» и «содержание про­изведения», их неидентичности в искусстве. Урок строится в форме эвристической беседы учителя с учениками с посто­янным обращением к текстам учебника и зрительному ряду, который включает слайды произведений художников, показан­ные на мультимедийном экране. Целесообразно обратиться к сайтам музеев (см. учебник, с. 13).

Изобразительное искусство делится на виды и жанры.

Виды изобразительного искусстваживопись, гра­фика, скульптура различаются по способам изображения, средствам выразительности, а также по материальным сред­ствам создания образа (художественным материалам и тех­никам). Учащиеся вспоминают материал I четверти о видах изобразительного искусства, специфических материалах жи­вописи, графики, скульптуры.

Первый урок четвёртой четверти посвящён закреплению и углублению знаний учащихся о жанрах изобразительного искусства. В начальной школе дети знакомились с жанрами станкового искусства, учились различать их специфику и твор­чески работали в пределах этих жанров. Роль художника-стан- ковиста — познание жизни и выражение отношения к ней средствами живописи, графики, скульптуры. Уже в начальной школе, изображая портрет, пейзаж или натюрморт, дети с по­мощью линии, цвета, пропорций, композиционного решения выражали настроение, характер и своё отношение к изобража­емому. Эта проблема в VI классе становится центральной.


В VI классе происходит повторение (а следовательно, вве­дение в программу и тех детей, которые не изучали всего этого в начальной школе) и обобщение ранее полученных зна­ний, а также углубление понимания специфики жанров изо­бразительного искусства, знакомство с широкой панорамой произведений художников разных эпох. Жанры постигаются через историю их становления и развития, через изме­нения образного языка и средств изображения.

Необходимо понимать, что жанры — это исторически сложившиеся в XVI—XVII вв. подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфич­ны для каждого вида искусства. В изобразительном искус­стве основные жанры определяются прежде всего по пред­мету изображения (т. е. что изображено): изображение природы — пейзаж, изображение вещей — натюрморт, изоб­ражение человека — портрет, изображение животных — ани­малистический жанр, изображение событий жизни — сюжет­но-тематическая картина (исторический или бытовой жанр).

В то же время нужно понимать, что границы между жан­рами условны, не всегда можно строго определить жанр, не­редко в одном произведении искусства сочетаются черты нескольких жанров.

Понятие жанра в изобразительном искусстве очень важно (не случайно в основу тематического деления года положен жанровый принцип). Жанровая система даёт возмож­ность связать историю и практику искусства, что позво­ляет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр обучения духовные проблемы, подчи­няя именно им изменения в способах изображения.

Ввести в проблематику урока поможет экспозиция дет­ских работ, структурированная по жанрам. Желательно, чтобы в экспозиции присутствовали все основные жанры изобрази­тельного искусства (здесь могут быть работы не только данно­го года, но также сделанные в начальной школе). Шестикласс­никам предлагается определить, по какому признаку выделены разделы выставки, и назвать эти разделы (т. е. жанры).

Ребята могут ответить на вопрос: «На каком основании вы­деляются жанры в изобразительном искусстве?» (На основа­нии того, что изображено, т. е. каков предмет изображения.)

Далее учащиеся, просматривая на большом экране про­изведения художников, определяют жанры изобразительного искусства, а также отвечают на вопрос: «Какие жанры харак­терны для живописи, графики и скульптуры?»