ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Шестиклассники приходят к выводу, что в изобразительном искусстве специфика жанров наиболее ярко выражена в живо­писи (там присутствуют все жанры). В графике также можно встретить всё разнообразие жанров. Для скульптуры наиболее характерно изображение человека или животных, а фрагменты природы или предметы обычно изображаются как сопутству­ющие образные детали, хотя в таком виде скульптуры, как ре­льеф, встречается изображение среды происходящих событий.

Далее следует поставить перед учащимися очень важные вопросы: «Что же отражают жанры? Какова их роль в изобра­зительном искусстве?» Дети приходят к выводу, что жанры отражают все стороны человеческого бытия. «Жанры — это свидетельства богатства и разнообразия содержания искусства, его вариативных возможностей в изображе­нии реальности... Историческое развитие жанров изоб­разительного искусства — необходимая часть развития культуры» — на эту мысль в учебнике необходимо обратить особое внимание учащихся.

Понятие жанра в искусстве даёт возможность сравнивать произведения между собой по содержанию. Именно жанры анализируют разные стороны связи человека с жизнью.

Для повышения деятельностной активности и интереса де­тей на уроке целесообразно вычленить основную проблему, требующую исследования, что предполагает анализ текстов и зрительного ряда, привлечение эмоционального опыта уча­щихся. Можно предложить шестиклассникам проблемный во­прос: «Можно ли поставить знак равенства между понятиями «предмет изображения» (что изображено) и «содержание произведения» (о чём говорит это произведение)?» Про­блема решается с помощью анализа и сопоставления про­изведений. Учителю необходимо подобрать репродукции так, чтобы внутри одного жанра были произведения с разным, да­же контрастным содержанием (например, ярко выраженный парадный и лирический портреты или различные по колориту, эмоциональному состоянию натюрморты и пейзажи).

В результате исследования проблемы шестиклассники должны прийти к пониманию, что предмет изображения и содержание произведения не одно и то же. И понимание этой проблемы будет углубляться от урока к уроку и в про­цессе восприятия, и в процессе практической деятельности. Внутри одного жанра при одном предмете изображения со­держание произведений может быть совершенно разным.


Содержание произведения — это то, что хотел сказать художник как человек определённого мировоззрения, опреде­лённой эпохи. Картина мира в понимании человека не оста­валась неизменной. Изучая жанры натюрморта и портрета в их историческом развитии, шестиклассники видели, как ме­нялось отношение к окружающему миру и образу человека. В четвёртой четверти будет рассмотрено, как изменялась кар­тина мира в истории жанра пейзажа.

Учащимся нужно дать определение жанра пейзажа, кото­рый в переводе с французского означает «вид местности», «вид страны». Определение записывается на доске:

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвящён­ный воспроизведению естественной или преображённой че­ловеком природы. Так же называются и произведения, сде­ланные в этом жанре.

Это общепринятое определение жанра пейзажа. Оно, как и определения других жанров, показывает лишь предмет изо­бражения, но не выражает всего содержания произведения. Задача учителя — показать, что содержание произведе­ний, изображающих природу, может быть очень различ­ным.

В жанре пейзажа главным является выбранный худож­ником увиденный (реальный) или сочинённый (идеальный) природный мотив, который становится как бы героем про­изведения. Отдельные фигурки людей или животных, а также небольшие сюжетные сценки в пейзажном жанре существен­ной роли не играют и являются стаффажем, т. е. средством дополнения и оживления композиции пейзажа.

Сюжеты (мотивы) пейзажа чрезвычайно разнообразны. Учащиеся учатся видеть многообразие сюжетов, определяют пейзажный мотив (это может быть мотив дороги, реки, леса, морской пейзаж, который получил название «марина», архи­тектурный пейзаж, который может быть городским или дере­венским). Сопоставляя пейзажи с одним и тем же сюжетом (мотив реки) (А. И. Куинджи. Ночное; М. В. Нестеров. Осенний пейзаж; А. М. Васнецов. Северный край), учитель обращает внимание учащихся на особенности композиционно­го решения образа реки в каждом пейзаже, на разный ритм, характер освещения и, как следствие этого, на разное со­стояние, настроение, переданные в картинах. Учитель может расширить этот ряд пейзажей, показав дополнительно ещё не­сколько картин с мотивом реки (например: Г. В. Сорока. Рыбаки; И. И. Остроухов. Сиверко; Н. Н.

Дубовской. Притихло) или с мотивом дороги (И. И. Левитан. Вла­димирка; И. И. Шишкин. Рожь) или морские пейзажи (И. К. Айвазовский. Девятый вал; Неаполитанский залив, и т. д.). Сравнивая и анализируя их, ребята приходят к выво­ду, что пейзажи, в основе которых лежит один и тот же мотив, создают совершенно разные образы природы, раскрывают разное эмоциональное содержание. Следовательно, сюжет (в пейзаже — мотив) и
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

содержание произведения — не одно и то же. Эту разницу очень важно видеть и понимать! Содер­жание — главное в любом произведении станкового искусства. Это открытие можно воплотить в практической творческой ра­боте: изобразить пейзаж с рекой, стараясь при этом выразить эмоциональное содержание природного мотива.

Художники по-разному выражают своё понимание кра­соты природы. Природа во все времена глубоко волновала человека, но в искусстве разных эпох и народов отношение к природе не было неизменным. Уже на первых уроках, посвя­щённых пейзажному жанру, целесообразно продемонстриро­вать на большом экране произведения различных эпох и сти­лей: китайский пейзаж, западноевропейский пейзаж, русский пейзаж. Количество произведений не должно быть слишком обширным, главное, чтобы в них было ярко выражено со­вершенно разное отношение к миру природы (ко многим произведениям учитель будет обращаться не один раз, воз­вращаться к ним на следующих уроках, всё более углубля­ясь в их содержание, акцентируя внимание учащихся на из­менениях в способах изображения). Показывая репродукции

и слайды, учитель может познакомить учащихся (разумеется, очень кратко) с историей становления жанра пейзажа. Очень хорошо посвятить введению в жанр пейзажа дополнитель­ное занятие, которое можно провести в форме виртуального путешествия по истории пейзажа. И конечно, очень полезно совершить экскурсию в музей изобразительного искусства.

Важно понять и почувствовать, что жанры станкового ис­кусства в своём историческом развитии дают нам эмоцио­нально-ценностные представления о картине мира, об из­менениях в видении мира в разные эпохи, об отношении человека к окружающему миру и самому себе.

Краткая обобщённая информация об истории развития жанра пейзажа поможет учителю провести беседу, подгото­виться к уроку.

Отдельные элементы окружающего мира природы изо­бражал ещё первобытный человек в наскальных росписях, но эти изображения служили символами. Прежде чем изо­бражение природы стало самостоятельной темой искусства, прошли тысячелетия. Долгое время схематично изображались отдельные элементы природы, которые указывали на место действия персонажей. На древнерусских иконах мы видим как бы намёки на окружающий фигуры пейзаж («горки», отдель­ные деревца неопределённой породы).


Как самостоятельный жанр пейзаж появился в искусстве Китая ещё в VI в. Пейзажи китайских художников очень оду­хотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представ­ления о необъятности и безбрежности мира природы.

В европейском искусстве вплоть до XVI в. пейзаж служил лишь фоном для тематической картины или портрета. Предпо­сылки для формирования жанра пейзажа складываются в эпоху Возрождения. Почему это происходит? Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной перспективы, пейзаж становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи. В то же время выявляется раз­личие подхода к образу природы у итальянских художников и мастеров Северного Возрождения. В картинах итальянцев

А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, Джорджоне, Леонардо да Винчи, Тициана природа созвучна, гармонична человеку. Нидерландские мастера Ян ван Эйк, Х. ван дер Гус, Р ван дер Вейден рассматривали человека как частицу окружающего не­объятного мира. Особенно это ярко выразилось в творчестве Питера Брейгеля Старшего. Он был первым живописцем в Ев­ропе, который рассматривал пейзаж как выражение филосо­фии жизни. В пейзажах Брейгеля человек стоит в одном ряду со всеми другими порождениями природы — землёй, водой, деревьями, и скромный труженик вызывает больше симпатий у художника, чем какие бы ни были герои («Падение Икара», «Времена года»). В этом глубокое отличие Брейгеля от худож­ников итальянского Возрождения, у которых сильная личность всегда царила над окружающим миром.

Постепенно становясь самостоятельным жанром, в XVII в. пейзаж ещё сохраняет связь с исторической или мифологи­ческой картиной. Природа представала на холсте не в своём обыденном облике, но как некий прекрасный мир. Таковы пейзажи Клода Лорена, французского художника, работав- щего в Италии. В его картинах — волшебная страна, где жи­вут мифологические герои («Пейзаж с похищением Европы», «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь»). Это идеальный пейзаж, образ мечты, идиллии.

Наряду с идеальным пейзажем в живописи зарождается и другой тип изображения природы — эмоциональный, дра­матический