ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 343

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Эль Греко. Вид Толедо).

В картинах голландских художников мир природы необы­чайно близок человеку, обжит им: мы видим бескрайние, уходящие вдаль поля, леса и болота, одинокие мельницы на горизонте, а также фермы, пастбища, сценки из сельской жизни. Голландские мастера создали тип морского пейза­жа — марины. Особой областью голландского национального пейзажа были виды городов и городских улиц.

В XVII—XVIII вв. распространяется пейзаж, с топографиче­ской точностью воспроизводящий виды отдельных местностей и особенно городов. Замечательными мастерами точных го­родских видов — ведут — были итальянцы Каналетто и Беллот- то. В России мастером ведуты был живописец Ф. Я. Алексеев, создавший многочисленные картины с видами Петербурга и Москвы.

В первой половине XIX в. в живописи романтизма пробуж­дается интерес к передаче различных состояний природы, выражению могущества природных стихий (У. Тёрнер), свое­образию национального пейзажа. Крупный вклад в развитие пейзажной живописи внёс английский художник Д. Констебл, писавший свои картины целиком с натуры, передававший живую свежесть зелени, облачное небо, разный характер освещения в различное время дня, а также французские ху­дожники барбизонской школы. Барбизонцы открыли красоту сельской Франции, простой благожелательной человеку при­роды. Близким барбизонцам по своим художественным иска­ниям был К. Коро, запечатлевший изменчивые состояния при­роды, стремившийся с помощью валёров создать ощущение вибрирующей воздушной среды. В пейзажах Коро — поэзия лирического созерцания.

Наконец, пейзажи-впечатления импрессионистов, напол­ненные солнечным светом и воздухом, написаны непосред­ственно на открытом воздухе — пленэре (К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро).

Выдающиеся русские художники-пейзажисты И. И. Шиш­кин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Левитан и другие создали проникновенные образы природы России. Они бук­вально открыли для русского зрителя неповторимость красо­ты нашей природы.

Какое разнообразие взглядов на природу, отношений к миру, понимания красоты его! На вводном уроке по жан­ру пейзажа именно это открытие (и удивление!) является главной целью показа столь обширного зрительного ряда.

Панорама русских пейзажей наряду с ещё неизвестными детям произведениями обязательно должна включать карти­ны, хорошо знакомые, узнаваемые, с которыми ребята уже встречались на уроках в начальной школе. Возможно, теперь в контексте других произведений ребята увидят их по-новому, поймут глубже. Желательно, чтобы шестиклассники высказали своё
мнение о картинах, поделились впечатлениями, расска­зали, что им особенно понравилось.

Жанр пейзажа в XX в. становится широко распространён­ным, очень любимым и продолжает быть таковым до сего­дняшних дней. Можно попросить ребят ответить на вопрос: «Почему жанр пейзажа популярен и любим?» — или написать дома небольшое сочинение-размышление о пейзаже.

«В пейзаже художники увидели возможность во­площения огромного пространства человеческой души, всей гаммы переживаний и духовной сущности челове­ка» — на эту мысль, высказанную в учебнике, нужно обратить особое внимание. Учащиеся приходят к выводу, что пей­заж — это не простое изображение местности, страны и т. п. За изображением всегда стоит определённое содержание, определённое миропонимание, состояние души.

Пейзаж как произведение искусства — это образ при­роды, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувства.

Урок: «Изображение пространства»

Планируемые результаты:

  • получать представление о различных способах изо­бражения пространства, о перспективе как средстве выра­зительности в изобразительном искусстве;

  • рассуждать о разных способах перспективы как выра­жении различных мировоззренческих смыслов в искусстве;

  • различать в произведениях искусства различные спо­собы изображения пространства;

  • наблюдать и воспринимать пространственные сокра­щения уходящих вдаль предметов;

  • приобретать навыки изображения перспективных со­кращений, делая зарисовки наблюдаемого пространства.

Понятия: пространство, ракурс, точка зрения, линия гори­зонта, перспектива.

Практическая работа: графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произ­ведений мастеров и собственных наблюдений.

Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризо­вой композицией; примеры древнегреческой вазописи; пом­пейские фрески; византийская мозаика и древнерусская ико­нопись; произведения художников эпохи Возрождения: Пьеро делла Франчески, А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Тициана и т. д.; произведения русских художников.

Основная проблема урока— осознание учащимися, что способы изображения пространства на плоскости связаны с пониманием мира человеком определённой культуры.



Прежде чем приступить к изучению законов перспективы, необходимо понять, что отношение к изображению простран­ства, понимание способов его изображения не были неиз­менными. Они менялись на протяжении истории культуры. И происходило это изменение потому, что менялось само видение мира людьми, живущими в разных странах в раз­ные исторические эпохи. Кроме того, очень важно понимать, что перспектива — это средство выражения, обусловленное определёнными содержательными задачами, и что художники подчас нарушают правила перспективы для большей вырази­тельности создаваемого образа.

Рассказ учителя о способах изображения пространства в истории искусства сопровождается просмотром и обсужде­нием с учащимися зрительного ряда, в котором ярко выраже­ны различные способы решения пространства на плоскости. Пояснять просмотр помогают тексты учебника (с. 142—145).

Необходимо понять причины, родившие непривычные для нас способы передачи пространства в искусстве Древ­него Египта, Древней Греции, эпохи Средневековья в Евро­пе. Иллюстрации и текст учебника очень тактично подводят к осознанию глубокой связи форм передачи пространства с формами понимания мира. Не случайно именно в эпоху Возрождения возникло современное для нас понимание пер­спективы.

Именно в эпоху Возрождения родились понятия точка зрения и линия горизонта. Учитель напоминает учащимся, что с этими понятиями они встречались на уроках во второй четверти (можно вернуться к с. 65—66 учебника). Также ре­комендуется прочитать текст и рассмотреть «сетку Альбер­ти» для исследования перспективных сокращений (учебник, с. 142—145). Пространство, изображаемое в картине при по­мощи перспективы, — это особый мир, построенный и орга­низованный художником так, чтобы вызвать у нас определён­ные впечатления, а соответственно, мысли и переживания. Учитель обращает внимание учащихся на картину Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (учебник, с. 71).

«„Мадонна в скалах“ — большая картина, форматом напо­минающая типичное ренессансное окно: прямоугольник, на­верху закруглённый. Это распространённый в ренессансной живописи формат. Ренессансная картина действительно по­добие окна, окно в мир. Мир, в нём открывающийся, укруп­нённый, величавый, торжественный, более торжественный, чем настоящий, но столь же реальный, долженствующий поражать глаз своей реальностью
, своим сходством с зер­кальным отражением.... Вот где по-настоящему берёт начало станковая живопись. Живопись, которая не покрывает пло­скость, но „пробивает" в ней окно; не входит в пространст­венные отношения интерьера, но создаёт для себя своё собственное пространство, собственный мир, отдельное бы­тие», — пишет о картине искусствовед Н. А. Дмитриева.

Законы перспективы знает любой профессиональный ху­дожник. Но нередко в картинах (особенно современных ху­дожников) правила построения пространства сознательно нарушаются. И делается это для того, чтобы усилить выра­зительность композиции, что-то в ней выделить, передать особое состояние и настроение. В качестве такого примера можно показать произведения Давида Штеренберга, одного из мастеров русского авангарда начала XX в.

Шестиклассники приходят к выводу, что способов пере­давать пространства на плоскости существует множество. Применение того или иного способа изображения связано с формой выражения определённого содержания, которое обусловлено мироощущением художника и эпохой.

Важно понимать, что любое правило в искусстве не дог­ма, а лишь одно из средств выразительности, которое подчиняется главной задаче художника — созданию об­раза, выражению отношения к тому, что он изображает.

Учащимся предлагается также дома изготовить «сетку Альберти» и провести исследовательскую работу с исполь­зованием этой сетки (рамки): проверить для себя правила перспективы, наблюдая их в помещении и на улице. Затем желательно сделать графические зарисовки наблюдений.

Урок: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»

Планируемые результаты:

  • объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии.

  • различать высокий и низкий горизонт и характеризо­вать его как средство выразительности в произведениях изо­бразительного искусства;

  • объяснять правила воздушной перспективы;

  • приобретать простые навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздуш­ной перспективы.

Понятия: линейная перспектива, точка зрения, линия го­ризонта, точка схода, воздушная перспектива.


Практическая работа: изображение пейзажа с соблюдени­ем правил линейной и воздушной перспективы.

Материалы: карандаш, гуашь ограниченной палитры цве­тов (или чёрная и белая гуашь), кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы; А. Дюрер. Художник изучает перспективные со­кращения через стекло; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; М. Хоббема. Дорога; М. Н. Воробьёв. Итальянский пейзаж, Аллея в Аль- бано; С. Ф. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, Новый Рим; И. И. Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольни­ки; И. И. Шишкин. Рожь, Полдень. В окрестностях Москвы (учебник, с. 65, 146, 147).

Правила линейной и воздушной перспективы — основа изобразительной грамоты. С этой проблемой дети уже стал­кивались в начальной школе: обращалось внимание на со­отношение в пейзаже земли и неба, изображение ближних и дальних планов (ниже — ближе, крупнее; выше — дальше, мельче). В VI классе во второй четверти учащиеся знакоми­лись с основными правилами линейной перспективы при изо­бражении объёмных предметов на плоскости листа. Теперь они изучают перспективу в пейзаже.

На прошлом уроке ребята узнали, что открытие правил перспективы произошло в искусстве эпохи Возрождения. По­требность в изображении глубины пространства возникает как ответ на повышенный интерес к изучению реального мира и человека в этом мире.

В переводе с латинского глагол, от которого происходит слово «перспектива», означает «ясно вижу». Перспектива по­зволяет художнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в натуре.

Перспектива — учение о способах передачи глубины трёхмерного пространства на плоскости изображения.

Учащиеся вспоминают и формулируют основные правила линейной перспективы.

На доске выписываются (или вывешиваются) основные по­нятия: линейная перспектива, точка зрения, линия гори­зонта, точка схода, воздушная перспектива.

Прежде всего необходимо иметь ясное представление о том, что такое линия горизонта