ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Эль Греко. Вид Толедо).
В картинах голландских художников мир природы необычайно близок человеку, обжит им: мы видим бескрайние, уходящие вдаль поля, леса и болота, одинокие мельницы на горизонте, а также фермы, пастбища, сценки из сельской жизни. Голландские мастера создали тип морского пейзажа — марины. Особой областью голландского национального пейзажа были виды городов и городских улиц.
В XVII—XVIII вв. распространяется пейзаж, с топографической точностью воспроизводящий виды отдельных местностей и особенно городов. Замечательными мастерами точных городских видов — ведут — были итальянцы Каналетто и Беллот- то. В России мастером ведуты был живописец Ф. Я. Алексеев, создавший многочисленные картины с видами Петербурга и Москвы.
В первой половине XIX в. в живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных состояний природы, выражению могущества природных стихий (У. Тёрнер), своеобразию национального пейзажа. Крупный вклад в развитие пейзажной живописи внёс английский художник Д. Констебл, писавший свои картины целиком с натуры, передававший живую свежесть зелени, облачное небо, разный характер освещения в различное время дня, а также французские художники барбизонской школы. Барбизонцы открыли красоту сельской Франции, простой благожелательной человеку природы. Близким барбизонцам по своим художественным исканиям был К. Коро, запечатлевший изменчивые состояния природы, стремившийся с помощью валёров создать ощущение вибрирующей воздушной среды. В пейзажах Коро — поэзия лирического созерцания.
Наконец, пейзажи-впечатления импрессионистов, наполненные солнечным светом и воздухом, написаны непосредственно на открытом воздухе — пленэре (К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро).
Выдающиеся русские художники-пейзажисты И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Левитан и другие создали проникновенные образы природы России. Они буквально открыли для русского зрителя неповторимость красоты нашей природы.
Какое разнообразие взглядов на природу, отношений к миру, понимания красоты его! На вводном уроке по жанру пейзажа именно это открытие (и удивление!) является главной целью показа столь обширного зрительного ряда.
Панорама русских пейзажей наряду с ещё неизвестными детям произведениями обязательно должна включать картины, хорошо знакомые, узнаваемые, с которыми ребята уже встречались на уроках в начальной школе. Возможно, теперь в контексте других произведений ребята увидят их по-новому, поймут глубже. Желательно, чтобы шестиклассники высказали своё
мнение о картинах, поделились впечатлениями, рассказали, что им особенно понравилось.
Жанр пейзажа в XX в. становится широко распространённым, очень любимым и продолжает быть таковым до сегодняшних дней. Можно попросить ребят ответить на вопрос: «Почему жанр пейзажа популярен и любим?» — или написать дома небольшое сочинение-размышление о пейзаже.
«В пейзаже художники увидели возможность воплощения огромного пространства человеческой души, всей гаммы переживаний и духовной сущности человека» — на эту мысль, высказанную в учебнике, нужно обратить особое внимание. Учащиеся приходят к выводу, что пейзаж — это не простое изображение местности, страны и т. п. За изображением всегда стоит определённое содержание, определённое миропонимание, состояние души.
Пейзаж как произведение искусства — это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувства.
Урок: «Изображение пространства»
Планируемые результаты:
Понятия: пространство, ракурс, точка зрения, линия горизонта, перспектива.
Практическая работа: графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений.
Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; произведения художников эпохи Возрождения: Пьеро делла Франчески, А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Тициана и т. д.; произведения русских художников.
Основная проблема урока— осознание учащимися, что способы изображения пространства на плоскости связаны с пониманием мира человеком определённой культуры.
Прежде чем приступить к изучению законов перспективы, необходимо понять, что отношение к изображению пространства, понимание способов его изображения не были неизменными. Они менялись на протяжении истории культуры. И происходило это изменение потому, что менялось само видение мира людьми, живущими в разных странах в разные исторические эпохи. Кроме того, очень важно понимать, что перспектива — это средство выражения, обусловленное определёнными содержательными задачами, и что художники подчас нарушают правила перспективы для большей выразительности создаваемого образа.
Рассказ учителя о способах изображения пространства в истории искусства сопровождается просмотром и обсуждением с учащимися зрительного ряда, в котором ярко выражены различные способы решения пространства на плоскости. Пояснять просмотр помогают тексты учебника (с. 142—145).
Необходимо понять причины, родившие непривычные для нас способы передачи пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Средневековья в Европе. Иллюстрации и текст учебника очень тактично подводят к осознанию глубокой связи форм передачи пространства с формами понимания мира. Не случайно именно в эпоху Возрождения возникло современное для нас понимание перспективы.
Именно в эпоху Возрождения родились понятия точка зрения и линия горизонта. Учитель напоминает учащимся, что с этими понятиями они встречались на уроках во второй четверти (можно вернуться к с. 65—66 учебника). Также рекомендуется прочитать текст и рассмотреть «сетку Альберти» для исследования перспективных сокращений (учебник, с. 142—145). Пространство, изображаемое в картине при помощи перспективы, — это особый мир, построенный и организованный художником так, чтобы вызвать у нас определённые впечатления, а соответственно, мысли и переживания. Учитель обращает внимание учащихся на картину Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (учебник, с. 71).
«„Мадонна в скалах“ — большая картина, форматом напоминающая типичное ренессансное окно: прямоугольник, наверху закруглённый. Это распространённый в ренессансной живописи формат. Ренессансная картина действительно подобие окна, окно в мир. Мир, в нём открывающийся, укрупнённый, величавый, торжественный, более торжественный, чем настоящий, но столь же реальный, долженствующий поражать глаз своей реальностью
, своим сходством с зеркальным отражением.... Вот где по-настоящему берёт начало станковая живопись. Живопись, которая не покрывает плоскость, но „пробивает" в ней окно; не входит в пространственные отношения интерьера, но создаёт для себя своё собственное пространство, собственный мир, отдельное бытие», — пишет о картине искусствовед Н. А. Дмитриева.
Законы перспективы знает любой профессиональный художник. Но нередко в картинах (особенно современных художников) правила построения пространства сознательно нарушаются. И делается это для того, чтобы усилить выразительность композиции, что-то в ней выделить, передать особое состояние и настроение. В качестве такого примера можно показать произведения Давида Штеренберга, одного из мастеров русского авангарда начала XX в.
Шестиклассники приходят к выводу, что способов передавать пространства на плоскости существует множество. Применение того или иного способа изображения связано с формой выражения определённого содержания, которое обусловлено мироощущением художника и эпохой.
Важно понимать, что любое правило в искусстве не догма, а лишь одно из средств выразительности, которое подчиняется главной задаче художника — созданию образа, выражению отношения к тому, что он изображает.
Учащимся предлагается также дома изготовить «сетку Альберти» и провести исследовательскую работу с использованием этой сетки (рамки): проверить для себя правила перспективы, наблюдая их в помещении и на улице. Затем желательно сделать графические зарисовки наблюдений.
Урок: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»
Планируемые результаты:
Понятия: линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива.
Практическая работа: изображение пейзажа с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь ограниченной палитры цветов (или чёрная и белая гуашь), кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы; А. Дюрер. Художник изучает перспективные сокращения через стекло; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; М. Хоббема. Дорога; М. Н. Воробьёв. Итальянский пейзаж, Аллея в Аль- бано; С. Ф. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, Новый Рим; И. И. Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И. И. Шишкин. Рожь, Полдень. В окрестностях Москвы (учебник, с. 65, 146, 147).
Правила линейной и воздушной перспективы — основа изобразительной грамоты. С этой проблемой дети уже сталкивались в начальной школе: обращалось внимание на соотношение в пейзаже земли и неба, изображение ближних и дальних планов (ниже — ближе, крупнее; выше — дальше, мельче). В VI классе во второй четверти учащиеся знакомились с основными правилами линейной перспективы при изображении объёмных предметов на плоскости листа. Теперь они изучают перспективу в пейзаже.
На прошлом уроке ребята узнали, что открытие правил перспективы произошло в искусстве эпохи Возрождения. Потребность в изображении глубины пространства возникает как ответ на повышенный интерес к изучению реального мира и человека в этом мире.
В переводе с латинского глагол, от которого происходит слово «перспектива», означает «ясно вижу». Перспектива позволяет художнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в натуре.
Перспектива — учение о способах передачи глубины трёхмерного пространства на плоскости изображения.
Учащиеся вспоминают и формулируют основные правила линейной перспективы.
На доске выписываются (или вывешиваются) основные понятия: линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива.
Прежде всего необходимо иметь ясное представление о том, что такое линия горизонта
В картинах голландских художников мир природы необычайно близок человеку, обжит им: мы видим бескрайние, уходящие вдаль поля, леса и болота, одинокие мельницы на горизонте, а также фермы, пастбища, сценки из сельской жизни. Голландские мастера создали тип морского пейзажа — марины. Особой областью голландского национального пейзажа были виды городов и городских улиц.
В XVII—XVIII вв. распространяется пейзаж, с топографической точностью воспроизводящий виды отдельных местностей и особенно городов. Замечательными мастерами точных городских видов — ведут — были итальянцы Каналетто и Беллот- то. В России мастером ведуты был живописец Ф. Я. Алексеев, создавший многочисленные картины с видами Петербурга и Москвы.
В первой половине XIX в. в живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных состояний природы, выражению могущества природных стихий (У. Тёрнер), своеобразию национального пейзажа. Крупный вклад в развитие пейзажной живописи внёс английский художник Д. Констебл, писавший свои картины целиком с натуры, передававший живую свежесть зелени, облачное небо, разный характер освещения в различное время дня, а также французские художники барбизонской школы. Барбизонцы открыли красоту сельской Франции, простой благожелательной человеку природы. Близким барбизонцам по своим художественным исканиям был К. Коро, запечатлевший изменчивые состояния природы, стремившийся с помощью валёров создать ощущение вибрирующей воздушной среды. В пейзажах Коро — поэзия лирического созерцания.
Наконец, пейзажи-впечатления импрессионистов, наполненные солнечным светом и воздухом, написаны непосредственно на открытом воздухе — пленэре (К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро).
Выдающиеся русские художники-пейзажисты И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Левитан и другие создали проникновенные образы природы России. Они буквально открыли для русского зрителя неповторимость красоты нашей природы.
Какое разнообразие взглядов на природу, отношений к миру, понимания красоты его! На вводном уроке по жанру пейзажа именно это открытие (и удивление!) является главной целью показа столь обширного зрительного ряда.
Панорама русских пейзажей наряду с ещё неизвестными детям произведениями обязательно должна включать картины, хорошо знакомые, узнаваемые, с которыми ребята уже встречались на уроках в начальной школе. Возможно, теперь в контексте других произведений ребята увидят их по-новому, поймут глубже. Желательно, чтобы шестиклассники высказали своё
мнение о картинах, поделились впечатлениями, рассказали, что им особенно понравилось.
Жанр пейзажа в XX в. становится широко распространённым, очень любимым и продолжает быть таковым до сегодняшних дней. Можно попросить ребят ответить на вопрос: «Почему жанр пейзажа популярен и любим?» — или написать дома небольшое сочинение-размышление о пейзаже.
«В пейзаже художники увидели возможность воплощения огромного пространства человеческой души, всей гаммы переживаний и духовной сущности человека» — на эту мысль, высказанную в учебнике, нужно обратить особое внимание. Учащиеся приходят к выводу, что пейзаж — это не простое изображение местности, страны и т. п. За изображением всегда стоит определённое содержание, определённое миропонимание, состояние души.
Пейзаж как произведение искусства — это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувства.
Урок: «Изображение пространства»
Планируемые результаты:
-
получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выразительности в изобразительном искусстве; -
рассуждать о разных способах перспективы как выражении различных мировоззренческих смыслов в искусстве; -
различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства; -
наблюдать и воспринимать пространственные сокращения уходящих вдаль предметов; -
приобретать навыки изображения перспективных сокращений, делая зарисовки наблюдаемого пространства.
Понятия: пространство, ракурс, точка зрения, линия горизонта, перспектива.
Практическая работа: графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений.
Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; произведения художников эпохи Возрождения: Пьеро делла Франчески, А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Тициана и т. д.; произведения русских художников.
Основная проблема урока— осознание учащимися, что способы изображения пространства на плоскости связаны с пониманием мира человеком определённой культуры.
Прежде чем приступить к изучению законов перспективы, необходимо понять, что отношение к изображению пространства, понимание способов его изображения не были неизменными. Они менялись на протяжении истории культуры. И происходило это изменение потому, что менялось само видение мира людьми, живущими в разных странах в разные исторические эпохи. Кроме того, очень важно понимать, что перспектива — это средство выражения, обусловленное определёнными содержательными задачами, и что художники подчас нарушают правила перспективы для большей выразительности создаваемого образа.
Рассказ учителя о способах изображения пространства в истории искусства сопровождается просмотром и обсуждением с учащимися зрительного ряда, в котором ярко выражены различные способы решения пространства на плоскости. Пояснять просмотр помогают тексты учебника (с. 142—145).
Необходимо понять причины, родившие непривычные для нас способы передачи пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Средневековья в Европе. Иллюстрации и текст учебника очень тактично подводят к осознанию глубокой связи форм передачи пространства с формами понимания мира. Не случайно именно в эпоху Возрождения возникло современное для нас понимание перспективы.
Именно в эпоху Возрождения родились понятия точка зрения и линия горизонта. Учитель напоминает учащимся, что с этими понятиями они встречались на уроках во второй четверти (можно вернуться к с. 65—66 учебника). Также рекомендуется прочитать текст и рассмотреть «сетку Альберти» для исследования перспективных сокращений (учебник, с. 142—145). Пространство, изображаемое в картине при помощи перспективы, — это особый мир, построенный и организованный художником так, чтобы вызвать у нас определённые впечатления, а соответственно, мысли и переживания. Учитель обращает внимание учащихся на картину Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (учебник, с. 71).
«„Мадонна в скалах“ — большая картина, форматом напоминающая типичное ренессансное окно: прямоугольник, наверху закруглённый. Это распространённый в ренессансной живописи формат. Ренессансная картина действительно подобие окна, окно в мир. Мир, в нём открывающийся, укрупнённый, величавый, торжественный, более торжественный, чем настоящий, но столь же реальный, долженствующий поражать глаз своей реальностью
, своим сходством с зеркальным отражением.... Вот где по-настоящему берёт начало станковая живопись. Живопись, которая не покрывает плоскость, но „пробивает" в ней окно; не входит в пространственные отношения интерьера, но создаёт для себя своё собственное пространство, собственный мир, отдельное бытие», — пишет о картине искусствовед Н. А. Дмитриева.
Законы перспективы знает любой профессиональный художник. Но нередко в картинах (особенно современных художников) правила построения пространства сознательно нарушаются. И делается это для того, чтобы усилить выразительность композиции, что-то в ней выделить, передать особое состояние и настроение. В качестве такого примера можно показать произведения Давида Штеренберга, одного из мастеров русского авангарда начала XX в.
Шестиклассники приходят к выводу, что способов передавать пространства на плоскости существует множество. Применение того или иного способа изображения связано с формой выражения определённого содержания, которое обусловлено мироощущением художника и эпохой.
Важно понимать, что любое правило в искусстве не догма, а лишь одно из средств выразительности, которое подчиняется главной задаче художника — созданию образа, выражению отношения к тому, что он изображает.
Учащимся предлагается также дома изготовить «сетку Альберти» и провести исследовательскую работу с использованием этой сетки (рамки): проверить для себя правила перспективы, наблюдая их в помещении и на улице. Затем желательно сделать графические зарисовки наблюдений.
Урок: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива»
Планируемые результаты:
-
объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии. -
различать высокий и низкий горизонт и характеризовать его как средство выразительности в произведениях изобразительного искусства; -
объяснять правила воздушной перспективы; -
приобретать простые навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.
Понятия: линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива.
Практическая работа: изображение пейзажа с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Материалы: карандаш, гуашь ограниченной палитры цветов (или чёрная и белая гуашь), кисти, бумага.
Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы; А. Дюрер. Художник изучает перспективные сокращения через стекло; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; М. Хоббема. Дорога; М. Н. Воробьёв. Итальянский пейзаж, Аллея в Аль- бано; С. Ф. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, Новый Рим; И. И. Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И. И. Шишкин. Рожь, Полдень. В окрестностях Москвы (учебник, с. 65, 146, 147).
Правила линейной и воздушной перспективы — основа изобразительной грамоты. С этой проблемой дети уже сталкивались в начальной школе: обращалось внимание на соотношение в пейзаже земли и неба, изображение ближних и дальних планов (ниже — ближе, крупнее; выше — дальше, мельче). В VI классе во второй четверти учащиеся знакомились с основными правилами линейной перспективы при изображении объёмных предметов на плоскости листа. Теперь они изучают перспективу в пейзаже.
На прошлом уроке ребята узнали, что открытие правил перспективы произошло в искусстве эпохи Возрождения. Потребность в изображении глубины пространства возникает как ответ на повышенный интерес к изучению реального мира и человека в этом мире.
В переводе с латинского глагол, от которого происходит слово «перспектива», означает «ясно вижу». Перспектива позволяет художнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в натуре.
Перспектива — учение о способах передачи глубины трёхмерного пространства на плоскости изображения.
Учащиеся вспоминают и формулируют основные правила линейной перспективы.
На доске выписываются (или вывешиваются) основные понятия: линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива.
Прежде всего необходимо иметь ясное представление о том, что такое линия горизонта