ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 342
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ведь с ней связаны все перспективные построения. Обычно, говоря о горизонте, имеют в виду линию, отделяющую небо от земли. Условно можно считать, что географический горизонт совпадает с перспективным. Перспективный горизонт делит всё на предметы, видимые снизу, и предметы, видимые сверху. Линия перспективного горизонта всегда находится на уровне глаз. Перспективный горизонт опустится, если мы сядем на землю, поднимется вместе с нами на гору. Итак,
линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это средство выразительности. Учитель предлагает учащимся найти среди картин представленного зрительного ряда примеры высокой и низкой линии горизонта и попытаться объяснить, чем обоснован выбор художником именно такой точки зрения.
Точка схода — это место пересечения на линии горизонта всех удаляющихся от нас горизонтальных параллельных линий. Её положение тоже сильно влияет на характер образа. Учитель показывает примеры с центральной точкой схода (симметричное изображение), а также с точкой схода, смещённой от центра. Учащиеся делают вывод, что симметричное изображение является самым неподвижным, а смещение точки схода от центра вправо или влево придаёт изображению ощущение движения.
Когда художники эпохи Возрождения научились видеть пространство и оно получило в картине определённую протяжённость, цельность и глубину, у него обнаружились и другие важные качества. Раскинувшись в бесконечную даль, до самого горизонта, пространство оказалось не совсем пустым. Оно наполнено воздухом, хотя и прозрачным, но смягчающим очертания далёких предметов, высветляющим их силуэты и меняющим цвет. Художники эпохи Возрождения первыми разработали правила деления пространства на планы: ближний план — тёплый и контрастный; средний — самый разработанный с мягкими тонами; дальний — светлый, обобщённый, там всё сливается в общей воздушной дымке. Этот способ передачи глубины пространства с помощью высветления и изменения цвета получил название воздушная перспектива.
Работая над пейзажем, необходимо помнить и о правилах воздушной перспективы.
Удаляясь, предметы всё больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и чёткость очертаний. Окутанная воздухом даль по мере удаления голубеет. Предмет, насыщенный по цвету, с резкими очертаниями и фактурой, будет казаться ближе. Предмет с менее насыщенной окраской, размытыми контурами как бы удаляется от нас. Тёплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные — отступают.
Все эти правила учащиеся постигают в единстве теории, восприятия произведений художников и собственной практической деятельности.
Практическая работа для шестиклассников заключается в следующем: используя основные правила линейной и воздушной перспективы, изобразить пейзаж ограниченной палитрой цветов (возможен вариант с использованием только чёрной и белой гуаши). Начинать работу рекомендуется с изображения пространства земли и неба, которые тонально высветляются от ближнего плана к линии горизонта. Затем пространство заполняется деревьями и убегающей вдаль дорожкой. Подчеркнём, что убегающей свободно, изгибаясь, и убегать в каждом детском рисунке дорожка (или тропинка) должна по-своему и у всех по-разному, а не по одной предложенной на доске схеме. Такое изображение не предполагает строгих вычерчиваний и перспективных построений в пейзаже, достаточно о них лишь помнить и понимать их. Художник, хорошо знающий законы перспективы, при работе над пейзажем с натуры довольствуется лишь самыми необходимыми правилами, полагаясь при этом на свой глазомер. Он ограничивается так называемой наблюдательной перспективой. Важно понимать, что все правила в искусстве не являются самоцелью, они лишь служат реализации замысла художника.
В зависимости от замысла учащиеся выбирают горизонтальный или вертикальный формат, высокую (для передачи земных далей) или низкую (для изображения простора небес) линию горизонта.
Урок: «Пейзаж - большой мир»
Планируемые результаты:
Понятия: пространство картины, формат, высота горизонта, эпический пейзаж, романтический пейзаж.
Практическая работа: изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки» (возможна живописная или графическая техника).
Вариант практической работы: изображение живописного романтического пейзажа («Стихия земли и неба», «Буря», «Гроза», «Метель»).
Материалы: гуашь, кисти; тушь или гелевая ручка; бумага.
Зрительный ряд: китайский пейзаж — Го Си. Горы осенью после дождя (учебник, с. 148); пейзажи Ван Вея; европейский пейзаж — Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Охотники на снегу; Эль Греко. Вид Толедо (учебник, с. 145, 149); пейзажи У. Тёрнера, Д. Констебла; пейзаж в русском искусстве — С. Ф. Щедрин. Вид на Капри; морские пейзажи И. К. Айвазовского; И. И. Левитан. Над вечным покоем (учебник, с. 162); И. И. Шишкин. Рожь (учебник, с. 159); К. Ф. Богаевский. Последние лучи (учебник, с. 151), Берег моря; Н. К. Рерих. Гималаи, Небесный бой; Н. Н. Дубовской. Притихло; А. А. Рылов. В голубом просторе, Зелёный шум.
На первом уроке четвёртой четверти учащиеся уже совершали первый экскурс в историю становления жанра пейзажа, который в европейском искусстве возникает вместе с открытием законов перспективы и превращением пустоты в пространство и оформляется в самостоятельный жанр в XVI— XVIII вв. Но задолго до этого картины с изображением чистой природы уже существовали в искусстве Китая.
Учащиеся, отвечая на вопрос учителя: «Какую страну можно считать родиной пейзажа?», вспоминают, что как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае ещё в VI в. Рассматривая пейзажи китайских мастеров Го Си и Ван Вея, шестиклассники, вероятнее всего, отметят их одухотворённость и поэтичность.
Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе и её силам. Горы, вода, деревья, цветы были для них духовными символами. Художники старательно овладевали умениями изображать их, но при этом их картины не были видом конкретной местности. Мастер не писал пейзаж с натуры, но при этом создавал обобщённый образ.
Важно отметить, что сама природа Китая, с его огромными горными хребтами, такая непохожая на природу Европы
, рождала иное восприятие пространства, особый способ передачи его на плоскости. Учащиеся размышляют о том, какую точку зрения выбирает художник для передачи огромных пространств в картине, и приходят к заключению, что китайский художник смотрел на природу словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности мира, разделённого на планы пеленой тумана. Эти картины как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы.
Безусловно, учащимся будет интересно узнать, что китайские картины-пейзажи — это совсем не те картины в рамах, которые мы привыкли видеть в музее или на выставке. Пейзажи «горы-воды», как называли их в Древнем Китае, составляли неразрывный союз с поэзией и каллиграфией, а писались они на шёлковых свитках горизонтального или вертикального формата. Художник работал чёрной тушью с размывками, при этом глубина пространства достигалась тончайшими тональными переходами между планами.
Далее шестиклассникам демонстрируется идеальный пейзаж: героический (Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом) и идиллический (К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы, Времена дня). Пейзажи овеяны духом Античности, в них включены сцены из мифологии. Учащиеся видят величественный образ большого мира, созданный уже европейскими художниками XVII в., и анализируют, какими выразительными средствами достигается в этих произведениях иллюзия глубины пространства, состояние возвышенности и гармонии мироздания.
В картинах-пейзажах Питера Брейгеля Старшего грандиозность видения мира сочетается с глубоким проникновением в специфику народной жизни, неотделимой от жизни окружающей человека природы. Таковы его картины из серии «Времена года». Эти картины, по выражению искусствоведа Н. А. Дмитриевой, «эпическая песнь Фландрии: тут её труды и дни, её пастухи и земледельцы, её заснеженные зимы, ветреные осенние вечера, щедрое лето, богатое плодами».
Такие пейзажи-картины называют эпическими — в них представлен большой и легендарный мир, каким его понимает художник. Пейзажи эпического содержания (обобщения) есть и в творчестве русских живописцев — И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Н. К. Рериха, К. Ф. Богаевского, Н. Н. Дубов- ского, А. А. Рылова и т. д.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это средство выразительности. Учитель предлагает учащимся найти среди картин представленного зрительного ряда примеры высокой и низкой линии горизонта и попытаться объяснить, чем обоснован выбор художником именно такой точки зрения.
Точка схода — это место пересечения на линии горизонта всех удаляющихся от нас горизонтальных параллельных линий. Её положение тоже сильно влияет на характер образа. Учитель показывает примеры с центральной точкой схода (симметричное изображение), а также с точкой схода, смещённой от центра. Учащиеся делают вывод, что симметричное изображение является самым неподвижным, а смещение точки схода от центра вправо или влево придаёт изображению ощущение движения.
Когда художники эпохи Возрождения научились видеть пространство и оно получило в картине определённую протяжённость, цельность и глубину, у него обнаружились и другие важные качества. Раскинувшись в бесконечную даль, до самого горизонта, пространство оказалось не совсем пустым. Оно наполнено воздухом, хотя и прозрачным, но смягчающим очертания далёких предметов, высветляющим их силуэты и меняющим цвет. Художники эпохи Возрождения первыми разработали правила деления пространства на планы: ближний план — тёплый и контрастный; средний — самый разработанный с мягкими тонами; дальний — светлый, обобщённый, там всё сливается в общей воздушной дымке. Этот способ передачи глубины пространства с помощью высветления и изменения цвета получил название воздушная перспектива.
Работая над пейзажем, необходимо помнить и о правилах воздушной перспективы.
Удаляясь, предметы всё больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и чёткость очертаний. Окутанная воздухом даль по мере удаления голубеет. Предмет, насыщенный по цвету, с резкими очертаниями и фактурой, будет казаться ближе. Предмет с менее насыщенной окраской, размытыми контурами как бы удаляется от нас. Тёплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные — отступают.
Все эти правила учащиеся постигают в единстве теории, восприятия произведений художников и собственной практической деятельности.
Практическая работа для шестиклассников заключается в следующем: используя основные правила линейной и воздушной перспективы, изобразить пейзаж ограниченной палитрой цветов (возможен вариант с использованием только чёрной и белой гуаши). Начинать работу рекомендуется с изображения пространства земли и неба, которые тонально высветляются от ближнего плана к линии горизонта. Затем пространство заполняется деревьями и убегающей вдаль дорожкой. Подчеркнём, что убегающей свободно, изгибаясь, и убегать в каждом детском рисунке дорожка (или тропинка) должна по-своему и у всех по-разному, а не по одной предложенной на доске схеме. Такое изображение не предполагает строгих вычерчиваний и перспективных построений в пейзаже, достаточно о них лишь помнить и понимать их. Художник, хорошо знающий законы перспективы, при работе над пейзажем с натуры довольствуется лишь самыми необходимыми правилами, полагаясь при этом на свой глазомер. Он ограничивается так называемой наблюдательной перспективой. Важно понимать, что все правила в искусстве не являются самоцелью, они лишь служат реализации замысла художника.
В зависимости от замысла учащиеся выбирают горизонтальный или вертикальный формат, высокую (для передачи земных далей) или низкую (для изображения простора небес) линию горизонта.
Урок: «Пейзаж - большой мир»
Планируемые результаты:
-
приобретать знания о создании эпического и романтического образов природы художниками западноевропейского и русского искусства; -
учиться различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях (живопись, графика); -
творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие, о средствах создания художником эпического и романтического образов в пейзаже; -
экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в процессе изображения большого природного пространства.
Понятия: пространство картины, формат, высота горизонта, эпический пейзаж, романтический пейзаж.
Практическая работа: изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки» (возможна живописная или графическая техника).
Вариант практической работы: изображение живописного романтического пейзажа («Стихия земли и неба», «Буря», «Гроза», «Метель»).
Материалы: гуашь, кисти; тушь или гелевая ручка; бумага.
Зрительный ряд: китайский пейзаж — Го Си. Горы осенью после дождя (учебник, с. 148); пейзажи Ван Вея; европейский пейзаж — Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Охотники на снегу; Эль Греко. Вид Толедо (учебник, с. 145, 149); пейзажи У. Тёрнера, Д. Констебла; пейзаж в русском искусстве — С. Ф. Щедрин. Вид на Капри; морские пейзажи И. К. Айвазовского; И. И. Левитан. Над вечным покоем (учебник, с. 162); И. И. Шишкин. Рожь (учебник, с. 159); К. Ф. Богаевский. Последние лучи (учебник, с. 151), Берег моря; Н. К. Рерих. Гималаи, Небесный бой; Н. Н. Дубовской. Притихло; А. А. Рылов. В голубом просторе, Зелёный шум.
На первом уроке четвёртой четверти учащиеся уже совершали первый экскурс в историю становления жанра пейзажа, который в европейском искусстве возникает вместе с открытием законов перспективы и превращением пустоты в пространство и оформляется в самостоятельный жанр в XVI— XVIII вв. Но задолго до этого картины с изображением чистой природы уже существовали в искусстве Китая.
Учащиеся, отвечая на вопрос учителя: «Какую страну можно считать родиной пейзажа?», вспоминают, что как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае ещё в VI в. Рассматривая пейзажи китайских мастеров Го Си и Ван Вея, шестиклассники, вероятнее всего, отметят их одухотворённость и поэтичность.
Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе и её силам. Горы, вода, деревья, цветы были для них духовными символами. Художники старательно овладевали умениями изображать их, но при этом их картины не были видом конкретной местности. Мастер не писал пейзаж с натуры, но при этом создавал обобщённый образ.
Важно отметить, что сама природа Китая, с его огромными горными хребтами, такая непохожая на природу Европы
, рождала иное восприятие пространства, особый способ передачи его на плоскости. Учащиеся размышляют о том, какую точку зрения выбирает художник для передачи огромных пространств в картине, и приходят к заключению, что китайский художник смотрел на природу словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности мира, разделённого на планы пеленой тумана. Эти картины как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы.
Безусловно, учащимся будет интересно узнать, что китайские картины-пейзажи — это совсем не те картины в рамах, которые мы привыкли видеть в музее или на выставке. Пейзажи «горы-воды», как называли их в Древнем Китае, составляли неразрывный союз с поэзией и каллиграфией, а писались они на шёлковых свитках горизонтального или вертикального формата. Художник работал чёрной тушью с размывками, при этом глубина пространства достигалась тончайшими тональными переходами между планами.
Далее шестиклассникам демонстрируется идеальный пейзаж: героический (Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом) и идиллический (К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы, Времена дня). Пейзажи овеяны духом Античности, в них включены сцены из мифологии. Учащиеся видят величественный образ большого мира, созданный уже европейскими художниками XVII в., и анализируют, какими выразительными средствами достигается в этих произведениях иллюзия глубины пространства, состояние возвышенности и гармонии мироздания.
В картинах-пейзажах Питера Брейгеля Старшего грандиозность видения мира сочетается с глубоким проникновением в специфику народной жизни, неотделимой от жизни окружающей человека природы. Таковы его картины из серии «Времена года». Эти картины, по выражению искусствоведа Н. А. Дмитриевой, «эпическая песнь Фландрии: тут её труды и дни, её пастухи и земледельцы, её заснеженные зимы, ветреные осенние вечера, щедрое лето, богатое плодами».
Такие пейзажи-картины называют эпическими — в них представлен большой и легендарный мир, каким его понимает художник. Пейзажи эпического содержания (обобщения) есть и в творчестве русских живописцев — И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Н. К. Рериха, К. Ф. Богаевского, Н. Н. Дубов- ского, А. А. Рылова и т. д.