ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ведь с ней связаны все перспективные построения. Обычно, говоря о горизонте, име­ют в виду линию, отделяющую небо от земли. Условно можно считать, что географический горизонт совпадает с перспек­тивным. Перспективный горизонт делит всё на предметы, видимые снизу, и предметы, видимые сверху. Линия перспек­тивного горизонта всегда находится на уровне глаз. Перспек­тивный горизонт опустится, если мы сядем на землю, подни­мется вместе с нами на гору. Итак,
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это сред­ство выразительности. Учитель предлагает учащимся най­ти среди картин представленного зрительного ряда примеры высокой и низкой линии горизонта и попытаться объяснить, чем обоснован выбор художником именно такой точки зрения.

Точка схода — это место пересечения на линии горизонта всех удаляющихся от нас горизонтальных параллельных ли­ний. Её положение тоже сильно влияет на характер образа. Учитель показывает примеры с центральной точкой схода (симметричное изображение), а также с точкой схода, сме­щённой от центра. Учащиеся делают вывод, что симметрич­ное изображение является самым неподвижным, а смещение точки схода от центра вправо или влево придаёт изображе­нию ощущение движения.

Когда художники эпохи Возрождения научились видеть пространство и оно получило в картине определённую протя­жённость, цельность и глубину, у него обнаружились и другие важные качества. Раскинувшись в бесконечную даль, до са­мого горизонта, пространство оказалось не совсем пустым. Оно наполнено воздухом, хотя и прозрачным, но смягчающим очертания далёких предметов, высветляющим их силуэты и меняющим цвет. Художники эпохи Возрождения первыми разработали правила деления пространства на планы: ближ­ний план — тёплый и контрастный; средний — самый разрабо­танный с мягкими тонами; дальний — светлый, обобщённый, там всё сливается в общей воздушной дымке. Этот способ передачи глубины пространства с помощью высветления и из­менения цвета получил название воздушная перспектива.

Работая над пейзажем, необходимо помнить и о правилах воздушной перспективы.

Удаляясь, предметы всё больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и чёткость очертаний. Окутанная возду­хом даль по мере удаления голубеет. Предмет, насыщенный по цвету, с резкими очертаниями и фактурой, будет казаться ближе. Предмет с менее насыщенной окраской, размытыми контурами как бы удаляется от нас. Тёплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные — отступают.

Все эти правила учащиеся постигают в единстве теории, восприятия произведений художников и собственной практи­ческой деятельности.



Практическая работа для шестиклассников заключается в следующем: используя основные правила линейной и воздуш­ной перспективы, изобразить пейзаж ограниченной палитрой цветов (возможен вариант с использованием только чёрной и белой гуаши). Начинать работу рекомендуется с изображе­ния пространства земли и неба, которые тонально высветляют­ся от ближнего плана к линии горизонта. Затем пространство заполняется деревьями и убегающей вдаль дорожкой. Подчер­кнём, что убегающей свободно, изгибаясь, и убегать в каждом детском рисунке дорожка (или тропинка) должна по-своему и у всех по-разному, а не по одной предложенной на доске схе­ме. Такое изображение не предполагает строгих вычерчи­ваний и перспективных построений в пейзаже, достаточно о них лишь помнить и понимать их. Художник, хорошо зна­ющий законы перспективы, при работе над пейзажем с нату­ры довольствуется лишь самыми необходимыми правилами, полагаясь при этом на свой глазомер. Он ограничивается так называемой наблюдательной перспективой. Важно понимать, что все правила в искусстве не являются самоцелью, они лишь служат реализации замысла художника.

В зависимости от замысла учащиеся выбирают горизон­тальный или вертикальный формат, высокую (для передачи земных далей) или низкую (для изображения простора небес) линию горизонта.

Урок: «Пейзаж - большой мир»

Планируемые результаты:

  • приобретать знания о создании эпического и романти­ческого образов природы художниками западноевропейского и русского искусства;

  • учиться различать и характеризовать эпический и ро­мантический образы в пейзажных произведениях (живопись, графика);

  • творчески рассуждать, опираясь на полученные пред­ставления и своё восприятие, о средствах создания художни­ком эпического и романтического образов в пейзаже;

  • экспериментировать на основе правил линейной и воз­душной перспективы в процессе изображения большого при­родного пространства.

Понятия: пространство картины, формат, высота горизон­та, эпический пейзаж, романтический пейзаж.

Практическая работа: изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки» (возможна живо­писная или графическая техника).


Вариант практической работы: изображение живописно­го романтического пейзажа («Стихия земли и неба», «Буря», «Гроза», «Метель»).

Материалы: гуашь, кисти; тушь или гелевая ручка; бумага.

Зрительный ряд: китайский пейзаж — Го Си. Горы осенью после дождя (учебник, с. 148); пейзажи Ван Вея; европей­ский пейзаж — Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лор­рен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Охот­ники на снегу; Эль Греко. Вид Толедо (учебник, с. 145, 149); пейзажи У. Тёрнера, Д. Констебла; пейзаж в русском искусстве — С. Ф. Щедрин. Вид на Капри; морские пейза­жи И. К. Айвазовского; И. И. Левитан. Над вечным поко­ем (учебник, с. 162); И. И. Шишкин. Рожь (учебник, с. 159); К. Ф. Богаевский. Последние лучи (учебник, с. 151), Берег моря; Н. К. Рерих. Гималаи, Небесный бой; Н. Н. Дубовской. Притихло; А. А. Рылов. В голубом просторе, Зелёный шум.

На первом уроке четвёртой четверти учащиеся уже совер­шали первый экскурс в историю становления жанра пейзажа, который в европейском искусстве возникает вместе с откры­тием законов перспективы и превращением пустоты в про­странство и оформляется в самостоятельный жанр в XVI— XVIII вв. Но задолго до этого картины с изображением чистой природы уже существовали в искусстве Китая.

Учащиеся, отвечая на вопрос учителя: «Какую страну можно считать родиной пейзажа?», вспоминают, что как са­мостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае ещё в VI в. Рассматривая пейзажи китайских мастеров Го Си и Ван Вея, шестиклассники, вероятнее всего, отметят их одухотво­рённость и поэтичность.

Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к при­роде и её силам. Горы, вода, деревья, цветы были для них духовными символами. Художники старательно овладевали умениями изображать их, но при этом их картины не были видом конкретной местности. Мастер не писал пейзаж с на­туры, но при этом создавал обобщённый образ.

Важно отметить, что сама природа Китая, с его огромными горными хребтами, такая непохожая на природу Европы
, рож­дала иное восприятие пространства, особый способ передачи его на плоскости. Учащиеся размышляют о том, какую точку зрения выбирает художник для передачи огромных пространств в картине, и приходят к заключению, что китайский художник смотрел на природу словно с высокой горы, и высокий гори­зонт усиливал ощущение бескрайности мира, разделённого на планы пеленой тумана. Эти картины как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы.

Безусловно, учащимся будет интересно узнать, что китай­ские картины-пейзажи — это совсем не те картины в рамах, которые мы привыкли видеть в музее или на выставке. Пейза­жи «горы-воды», как называли их в Древнем Китае, составляли неразрывный союз с поэзией и каллиграфией, а писались они на шёлковых свитках горизонтального или вертикально­го формата. Художник работал чёрной тушью с размывками, при этом глубина пространства достигалась тончайшими то­нальными переходами между планами.

Далее шестиклассникам демонстрируется идеальный пей­заж: героический (Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом) и идил­лический (К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы, Време­на дня). Пейзажи овеяны духом Античности, в них включены сцены из мифологии. Учащиеся видят величественный образ большого мира, созданный уже европейскими художниками XVII в., и анализируют, какими выразительными средствами достигается в этих произведениях иллюзия глубины простран­ства, состояние возвышенности и гармонии мироздания.

В картинах-пейзажах Питера Брейгеля Старшего гранди­озность видения мира сочетается с глубоким проникновением в специфику народной жизни, неотделимой от жизни окру­жающей человека природы. Таковы его картины из серии «Времена года». Эти картины, по выражению искусствоведа Н. А. Дмитриевой, «эпическая песнь Фландрии: тут её труды и дни, её пастухи и земледельцы, её заснеженные зимы, ве­треные осенние вечера, щедрое лето, богатое плодами».

Такие пейзажи-картины называют эпическими — в них представлен большой и легендарный мир, каким его пони­мает художник. Пейзажи эпического содержания (обобщения) есть и в творчестве русских живописцев — И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Н. К. Рериха, К. Ф. Богаевского, Н. Н. Дубов- ского, А. А. Рылова и т. д.