ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Романтический пейзаж (пейзажи У. Тёрнера, И. К. Айвазов­ского) — искусство порыва и страсти, выражения могущества сил природы. Романтики изображали борение стихий земли и неба, морской стихии, грозы и бури. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Какие чувства вызывают эти пейзажи? С помощью каких средств художественной выразительности передаёт эти чувства автор?»

Учащиеся должны прийти к пониманию того, что в созда­нии образа большое значение имеет организация изо­бражаемого пространства.

Здесь целесообразно вспомнить то, о чём говорилось на предыдущем уроке о выборе формата, точки зрения, вы­сокой и низкой линии горизонта. Учащиеся приводят примеры различных способов организации пространства картины, об­ращаясь к репродукциям в учебнике.

Делается вывод о том, что организация изображения начинается уже с выбора формата — размера и формы то­го «окна», сквозь которое мы глядим в картину. У каждого из форматов свои выразительные возможности и особенно­сти. Формат, вытянутый по горизонтали, придаёт изображе­нию повествовательность, ощущение спокойствия. Напротив, вертикальный формат, вытягиваясь, острее подчёркивает на­пряжённый контраст низа и верха. Его избирают для сюжетов торжественных или драматичных. Напоминаем детям также, что перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки зрения. При её перемене со­стояние в картине существенно изменится.

Практическая работа. Положение линии горизонта, ме­сто точки схода — это средства выразительности. Учащиеся должны осознанно использовать эти средства в практической

работе для создания определённого образа в пейзаже. Кроме того, необходимо помнить о правилах воздушной перспективы, тональных градациях при изображении ближних и дальних пла­нов, об общем колористическом решении композиции.

Обо всём этом учитель говорит с ребятами при просмотре зрительного ряда в учебнике и на экране или в Интернете, на­страивая их на практическую творческую работу — создание в пейзаже пространства большого мира (эпический пейзаж «Дорога в большой мир», «Путь реки» или романтический пей­заж «Метель», Гроза», «Буря» и т. д.).

В зависимости от возможностей и интересов класса вы­бирается графическая или живописная техника. Живописная работа выполняется без карандаша, сразу краской, начиная с создания цветом и тоном
среды и пространства. Потом в это пространство вписываются, с учётом правил воздуш­ной и линейной перспективы, деревья и горы, облака и тучи, уходящая вдаль дорога или река. И главное, нужно продумать образ природы (торжественно возвышенной или бурной, гроз­ной, нежной, печальной) и, исходя из этого, организовывать изображаемое пространство.

Урок: «Пейзаж настроения. Природа и художник»

Планируемые результаты:

  • получать представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи XIX в.;

  • характеризовать особенности направлений «импресси­онизм» и «постимпрессионизм»;

  • учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

  • приобретать творческий опыт колористического ви­дения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека).

Понятия: пейзаж настроения, состояние в пейзаже, коло­рит, освещение, пленэр, импрессионизм.

Практическая работа: создание пейзажа-настроения — ра­бота по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (напри­мер, изменчивые цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета, утреннее или вечернее состояние природы).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: К. Моне. Впечатление. Восход солн­ца, Руанский собор вечером, Портал. Раннее утро (учеб­ник, с. 152), Скалы в Бель-Иль, Поле маков, Городок Ветей;

  1. Сислей. Сад Ошеде Монжерон (учебник, с. 153), Горо­док на Сене; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар, Берега Марны;

  2. Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы, Красные виноград­ники в Арле (учебник, с. 154), Пейзаж в Овере после дождя;

И. И. Левитан. Золотая осень, Март, Весна. Большая вода; И. Э. Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пей­зажи К. Ф. Юона, К. А. Коровина и т. д.

Природа и художник... Эта тема может быть объединяющей для следующих двух уроков, посвящённых пейзажу в творче­стве французских импрессионистов и русских художников. В начале темы уместно вспомнить, что пейзаж как произ­ведение искусства — это образ природы, в котором вы­ражено отношение к ней человека, его настроения и чув­ства. Это отношение, понимание красоты природы не было неизменным, оно менялось на протяжении веков, в каждую эпоху оно становилось другим, но именно благодаря искусству мы можем видеть и понимать отношение к миру людей других эпох и стран. Художники, жившие задолго до нас, сохранили в произведениях изобразительного искусства свои представ­ления о мире, своё понимание красоты природы и человека.



Художник — человек определённого мировоззрения, опре­делённой эпохи, но, выражая основные идеи своего времени, художник всегда выражает своё личное отношение и видение окружающей действительности, своё понимание её красоты. Каждый художник по-своему воплощает видимый им мир в своих произведениях. И мы начинаем видеть красоту там, где раньше её не замечали. Как часто художники, пребывая в постоянном поиске, смело экспериментируя, находят новые формы и способы выражения и изображения картины мира! Наталкиваясь при этом на непонимание и неприятие свое­го творчества современниками, они продолжают отстаивать своё право на собственное видение.

Миссия художника — помогать людям видеть мир во всём его многообразии.

Удивительно разнообразны взгляды художников на природу, способы выражения ими своего отношения к миру, понимания его красоты.

Особенно много открытий в жанре пейзажа принёс XIX век.

Пейзаж обретает равные права с портретом, исторической картиной. Зачастую именно пейзаж, свободный от заданного сюжета, становится областью новаторских исканий.

Жанр пейзажа стал необычайно многолик. Развивалось сразу несколько направлений пейзажного жанра. Роман­тический пейзаж давал свободу воображению художника, следовал тонким движениям его души. Пылкости романти­ческих чувств соответствовал пейзаж эмоционально насы­щенный, отражавший борьбу стихийных сил в природе, пле­нявший экзотической красотой (с романтическим пейзажем шестиклассники уже встречались на прошлом уроке). Вме­сте с тем общее движение искусства к реализму вело пей­зажистов к внимательному наблюдению ландшафтов родной страны, иному восприятию мира. Повсеместное развитие приобретает национальный пейзаж. В картинах появляются заснеженные просторы России, луга и долины Англии, про­винциальные городки Франции и т. д.

Открытия в области естественных наук вызвали интерес художников к закономерностям оптического восприятия света и цвета.

Во второй половине XIX в. во Франции родилось но­вое направление в искусстве живописи —
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

импрессионизм (от французского слова, означающего «впечатление»). Живое впечатление было для импрессионистов самым дорогим за­воеванием в живописи.

Художники-импрессионисты писали свои картины на от­крытом воздухе — пленэре, передавая ощущение сверкаю­щего солнечного света, при этом объёмные формы как бы растворялись в вибрации света и воздуха.

Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин Э. Мане, К. Моне, А. Сислея и передать словами свои впечат­ления от картин. Желательно показать те же произведения на большом экране, дополнив зрительный ряд ещё несколь­кими пейзажами (К. М о н е. Скалы в Бель-Иль, Поле маков, Городок Ветей; А. Сислей. Городок на Сене). Учитель может начать беседу с нескольких фраз о каждой картине, настроив тем самым ребят на собственные высказывания, направляя их не на описание сюжета произведения, а на то, какими сред­ствами передано состояние природы.

Автора картины «Впечатление. Восход солнца» (именно эта картина дала повод назвать группу художников импрессиони­стами) Клода Моне в природе привлекало в первую очередь солнце, трепет его лучей, пронизывающих воздух, многообра­зие оттенков, которые они придают небу, облакам, деревьям и цветам. Он любил писать водную стихию с её рябью, перели­вами, отражениями (в учебнике на с. 152 он изображён в спе­циальной лодке-мастерской), его даже называли «Рафаэлем воды». В «Скалах в Бель-Иль» вода сверкает всеми оттенками драгоценных сапфиров. Свет играет на сине-зелёной поверх­ности моря, и цвет моря отражается на красноватом граните скал мелкими синими и зелёными пятнышками рефлексов.

В пейзаже «Поле маков» цветущее поле подобно морю. В красный цвет вкраплены зелёные мазки, усиливающие яр­кость основного тона. Кусты и деревья обрисованы круговыми движениями кисти, лиловые облака в небе как будто отража­ют полыхание макового цвета.

Живое впечатление от маленького бело-розового городка на берегу реки передано в пейзаже «Городок Ветей». Вода зани­мает больше половины картины, и отражение городка в ней насы­щает её тёплыми лиловато-розовыми тонами, которые смешива­ются с изумрудно-зелёными мазками, напоминающими о холмах и деревьях. Удивительно красива мозаика плотно положенных мелких мазков, переливающихся и мерцающих на глади воды.


Учитель спрашивает: «Какое настроение выражено в про­смотренных пейзажах? Какими средствами художник его вы­ражает?» Учащиеся в первую очередь назовут цвет как глав­ное средство выражения.

Полотна Моне — это симфонии цвета и солнечного света. Цвет и свет становятся главными героями пейзажа. Их из­менения в зависимости от времени суток рождали в твор­честве Моне сюжеты целых пейзажных серий. Одна из них посвящена старинному готическому собору в городе Руане (К. Моне. Руанский собор вечером, Портал. Раннее утро). Учащимся предлагается проанализировать, чем отличаются эти изображения, сделанные в разных погодных условиях и в разное время суток. Чем вызвано столь разное цветовое ре­шение при одном и том же предмете изображения? Конечно, разным освещением и состоянием воздушной среды. Важно, чтобы учащиеся почувствовали это. Поэтому важно показать им репродукции хорошего качества и на большом экране.

Учитель обращает внимание шестиклассников также на цветовые отношения в пейзажах Клода Моне. Художник тонко передаёт состояния природы, в его картинах цвет и свет сливаются в радостную гармонию. В них не просто впечатление от увиденного, это скорее восторг от цветового богатства мира природы.

Можно рассмотреть пейзажи ещё одного импрессиони­ста — А. Сислея (Сад Ошеде Монжерон (учебник, с. 153), Го­родок на Сене), а также работы К. Писсарро. Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукции картин постим­прессионистов В. Ван Гога и П. Сезанна (учебник, с. 154—155), прочитать о них небольшой текст в учебнике, высказать свои впечатления о них. В качестве дополнительного искусствовед­ческого материала по данной теме учитель может использо­вать книгу М. В. Алпатова «Немеркнущее наследие» (М., 1990), отрывки из которой приводим здесь: «В картинах импрессио­нистов с первого взгляда бросаются в глаза их своеобразные красочные приёмы. Но эти красочные приёмы были порожде­нием нового мировосприятия. Импрессионисты открыли такую сторону мира, которую до них почти не замечали художники. ...Предшественники импрессионистов воспроизводили пред­меты, тела, объёмы как нечто постоянное и устойчивое. На­оборот, импрессионисты обратили внимание на изменчивость солнечного света, красочный покров предметов, мерцание воздушной среды, едва уловимые краски, которым язык не на­ходит обозначения, но кисть может запечатлеть на холсте. Это была новая сторона действительности, и через эту новую сто­рону они искали путь к пониманию реального мира, к его по­этическому воссозданию. Вряд ли целесообразно спрашивать, кто был более прав — прежние художники, которые передавали листву одной и той же зелёной краской, или импрессионисты, которые писали их в бесконечном разнообразии тонко под­меченных оттенков, меняющихся в зависимости от освещения в различное время дня... Импрессионисты довели до высоко­го совершенства искусство закрепления мимолётного, которое до них нередко ускользало от внимания художников».