ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Романтический пейзаж (пейзажи У. Тёрнера, И. К. Айвазовского) — искусство порыва и страсти, выражения могущества сил природы. Романтики изображали борение стихий земли и неба, морской стихии, грозы и бури. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Какие чувства вызывают эти пейзажи? С помощью каких средств художественной выразительности передаёт эти чувства автор?»
Учащиеся должны прийти к пониманию того, что в создании образа большое значение имеет организация изображаемого пространства.
Здесь целесообразно вспомнить то, о чём говорилось на предыдущем уроке о выборе формата, точки зрения, высокой и низкой линии горизонта. Учащиеся приводят примеры различных способов организации пространства картины, обращаясь к репродукциям в учебнике.
Делается вывод о том, что организация изображения начинается уже с выбора формата — размера и формы того «окна», сквозь которое мы глядим в картину. У каждого из форматов свои выразительные возможности и особенности. Формат, вытянутый по горизонтали, придаёт изображению повествовательность, ощущение спокойствия. Напротив, вертикальный формат, вытягиваясь, острее подчёркивает напряжённый контраст низа и верха. Его избирают для сюжетов торжественных или драматичных. Напоминаем детям также, что перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки зрения. При её перемене состояние в картине существенно изменится.
Практическая работа. Положение линии горизонта, место точки схода — это средства выразительности. Учащиеся должны осознанно использовать эти средства в практической
работе для создания определённого образа в пейзаже. Кроме того, необходимо помнить о правилах воздушной перспективы, тональных градациях при изображении ближних и дальних планов, об общем колористическом решении композиции.
Обо всём этом учитель говорит с ребятами при просмотре зрительного ряда в учебнике и на экране или в Интернете, настраивая их на практическую творческую работу — создание в пейзаже пространства большого мира (эпический пейзаж «Дорога в большой мир», «Путь реки» или романтический пейзаж «Метель», Гроза», «Буря» и т. д.).
В зависимости от возможностей и интересов класса выбирается графическая или живописная техника. Живописная работа выполняется без карандаша, сразу краской, начиная с создания цветом и тоном
среды и пространства. Потом в это пространство вписываются, с учётом правил воздушной и линейной перспективы, деревья и горы, облака и тучи, уходящая вдаль дорога или река. И главное, нужно продумать образ природы (торжественно возвышенной или бурной, грозной, нежной, печальной) и, исходя из этого, организовывать изображаемое пространство.
Урок: «Пейзаж настроения. Природа и художник»
Планируемые результаты:
-
получать представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи XIX в.; -
характеризовать особенности направлений «импрессионизм» и «постимпрессионизм»; -
учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; -
приобретать творческий опыт колористического видения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека).
Понятия: пейзаж настроения, состояние в пейзаже, колорит, освещение, пленэр, импрессионизм.
Практическая работа: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета, утреннее или вечернее состояние природы).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: К. Моне. Впечатление. Восход солнца, Руанский собор вечером, Портал. Раннее утро (учебник, с. 152), Скалы в Бель-Иль, Поле маков, Городок Ветей;
-
Сислей. Сад Ошеде Монжерон (учебник, с. 153), Городок на Сене; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар, Берега Марны; -
Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы, Красные виноградники в Арле (учебник, с. 154), Пейзаж в Овере после дождя;
И. И. Левитан. Золотая осень, Март, Весна. Большая вода; И. Э. Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Ф. Юона, К. А. Коровина и т. д.
Природа и художник... Эта тема может быть объединяющей для следующих двух уроков, посвящённых пейзажу в творчестве французских импрессионистов и русских художников. В начале темы уместно вспомнить, что пейзаж как произведение искусства — это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувства. Это отношение, понимание красоты природы не было неизменным, оно менялось на протяжении веков, в каждую эпоху оно становилось другим, но именно благодаря искусству мы можем видеть и понимать отношение к миру людей других эпох и стран. Художники, жившие задолго до нас, сохранили в произведениях изобразительного искусства свои представления о мире, своё понимание красоты природы и человека.
Художник — человек определённого мировоззрения, определённой эпохи, но, выражая основные идеи своего времени, художник всегда выражает своё личное отношение и видение окружающей действительности, своё понимание её красоты. Каждый художник по-своему воплощает видимый им мир в своих произведениях. И мы начинаем видеть красоту там, где раньше её не замечали. Как часто художники, пребывая в постоянном поиске, смело экспериментируя, находят новые формы и способы выражения и изображения картины мира! Наталкиваясь при этом на непонимание и неприятие своего творчества современниками, они продолжают отстаивать своё право на собственное видение.
Миссия художника — помогать людям видеть мир во всём его многообразии.
Удивительно разнообразны взгляды художников на природу, способы выражения ими своего отношения к миру, понимания его красоты.
Особенно много открытий в жанре пейзажа принёс XIX век.
Пейзаж обретает равные права с портретом, исторической картиной. Зачастую именно пейзаж, свободный от заданного сюжета, становится областью новаторских исканий.
Жанр пейзажа стал необычайно многолик. Развивалось сразу несколько направлений пейзажного жанра. Романтический пейзаж давал свободу воображению художника, следовал тонким движениям его души. Пылкости романтических чувств соответствовал пейзаж эмоционально насыщенный, отражавший борьбу стихийных сил в природе, пленявший экзотической красотой (с романтическим пейзажем шестиклассники уже встречались на прошлом уроке). Вместе с тем общее движение искусства к реализму вело пейзажистов к внимательному наблюдению ландшафтов родной страны, иному восприятию мира. Повсеместное развитие приобретает национальный пейзаж. В картинах появляются заснеженные просторы России, луга и долины Англии, провинциальные городки Франции и т. д.
Открытия в области естественных наук вызвали интерес художников к закономерностям оптического восприятия света и цвета.
Во второй половине XIX в. во Франции родилось новое направление в искусстве живописи —
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
импрессионизм (от французского слова, означающего «впечатление»). Живое впечатление было для импрессионистов самым дорогим завоеванием в живописи.
Художники-импрессионисты писали свои картины на открытом воздухе — пленэре, передавая ощущение сверкающего солнечного света, при этом объёмные формы как бы растворялись в вибрации света и воздуха.
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин Э. Мане, К. Моне, А. Сислея и передать словами свои впечатления от картин. Желательно показать те же произведения на большом экране, дополнив зрительный ряд ещё несколькими пейзажами (К. М о н е. Скалы в Бель-Иль, Поле маков, Городок Ветей; А. Сислей. Городок на Сене). Учитель может начать беседу с нескольких фраз о каждой картине, настроив тем самым ребят на собственные высказывания, направляя их не на описание сюжета произведения, а на то, какими средствами передано состояние природы.
Автора картины «Впечатление. Восход солнца» (именно эта картина дала повод назвать группу художников импрессионистами) Клода Моне в природе привлекало в первую очередь солнце, трепет его лучей, пронизывающих воздух, многообразие оттенков, которые они придают небу, облакам, деревьям и цветам. Он любил писать водную стихию с её рябью, переливами, отражениями (в учебнике на с. 152 он изображён в специальной лодке-мастерской), его даже называли «Рафаэлем воды». В «Скалах в Бель-Иль» вода сверкает всеми оттенками драгоценных сапфиров. Свет играет на сине-зелёной поверхности моря, и цвет моря отражается на красноватом граните скал мелкими синими и зелёными пятнышками рефлексов.
В пейзаже «Поле маков» цветущее поле подобно морю. В красный цвет вкраплены зелёные мазки, усиливающие яркость основного тона. Кусты и деревья обрисованы круговыми движениями кисти, лиловые облака в небе как будто отражают полыхание макового цвета.
Живое впечатление от маленького бело-розового городка на берегу реки передано в пейзаже «Городок Ветей». Вода занимает больше половины картины, и отражение городка в ней насыщает её тёплыми лиловато-розовыми тонами, которые смешиваются с изумрудно-зелёными мазками, напоминающими о холмах и деревьях. Удивительно красива мозаика плотно положенных мелких мазков, переливающихся и мерцающих на глади воды.
Учитель спрашивает: «Какое настроение выражено в просмотренных пейзажах? Какими средствами художник его выражает?» Учащиеся в первую очередь назовут цвет как главное средство выражения.
Полотна Моне — это симфонии цвета и солнечного света. Цвет и свет становятся главными героями пейзажа. Их изменения в зависимости от времени суток рождали в творчестве Моне сюжеты целых пейзажных серий. Одна из них посвящена старинному готическому собору в городе Руане (К. Моне. Руанский собор вечером, Портал. Раннее утро). Учащимся предлагается проанализировать, чем отличаются эти изображения, сделанные в разных погодных условиях и в разное время суток. Чем вызвано столь разное цветовое решение при одном и том же предмете изображения? Конечно, разным освещением и состоянием воздушной среды. Важно, чтобы учащиеся почувствовали это. Поэтому важно показать им репродукции хорошего качества и на большом экране.
Учитель обращает внимание шестиклассников также на цветовые отношения в пейзажах Клода Моне. Художник тонко передаёт состояния природы, в его картинах цвет и свет сливаются в радостную гармонию. В них не просто впечатление от увиденного, это скорее восторг от цветового богатства мира природы.
Можно рассмотреть пейзажи ещё одного импрессиониста — А. Сислея (Сад Ошеде Монжерон (учебник, с. 153), Городок на Сене), а также работы К. Писсарро. Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукции картин постимпрессионистов В. Ван Гога и П. Сезанна (учебник, с. 154—155), прочитать о них небольшой текст в учебнике, высказать свои впечатления о них. В качестве дополнительного искусствоведческого материала по данной теме учитель может использовать книгу М. В. Алпатова «Немеркнущее наследие» (М., 1990), отрывки из которой приводим здесь: «В картинах импрессионистов с первого взгляда бросаются в глаза их своеобразные красочные приёмы. Но эти красочные приёмы были порождением нового мировосприятия. Импрессионисты открыли такую сторону мира, которую до них почти не замечали художники. ...Предшественники импрессионистов воспроизводили предметы, тела, объёмы как нечто постоянное и устойчивое. Наоборот, импрессионисты обратили внимание на изменчивость солнечного света, красочный покров предметов, мерцание воздушной среды, едва уловимые краски, которым язык не находит обозначения, но кисть может запечатлеть на холсте. Это была новая сторона действительности, и через эту новую сторону они искали путь к пониманию реального мира, к его поэтическому воссозданию. Вряд ли целесообразно спрашивать, кто был более прав — прежние художники, которые передавали листву одной и той же зелёной краской, или импрессионисты, которые писали их в бесконечном разнообразии тонко подмеченных оттенков, меняющихся в зависимости от освещения в различное время дня... Импрессионисты довели до высокого совершенства искусство закрепления мимолётного, которое до них нередко ускользало от внимания художников».