ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Безусловно, тема «Природа и художник» является кульми­нацией четверти. Следует обратить особое внимание учащих­ся на следующие слова в учебнике: «Можно сказать о двух потребностях души, которые пробуждают творчество худож­ника. Это желание передать впечатления от окружающей действительности и потребность выразить свои особен­ные переживания, свой внутренний мир».

Именно эти побуждения (а не желание получить хорошие оценки) должны вдохновлять на творчество и наших шести­классников. Пусть они сами выберут для себя практическое задание из предложенных в учебнике (см. с. 155) и передадут в работе своё любимое состояние природного мотива и свой эмоциональный настрой. Работы станут частью выставочного проекта, который будет представлен в конце учебного года.

Урок: «Пейзаж в русской живописи»

Планируемые результаты:

  • получать представление об истории развития жанра пейзажа в русской живописи;

  • называть имена великих русских живописцев и узна­вать известные картины А. Г. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана;

  • характеризовать особенности понимания красоты оте­чественной природы в творчестве И. И. Шишкина, И. И. Леви­тана;

  • уметь рассуждать о значении образа отечественного пейзажа для развития чувства Родины;

  • приобретать умения и творческий опыт в процессе создания живописного образа пейзажа своей Родины;

  • принимать посильное участие в сохранении памятни­ков российской культуры.

Понятия: лирический пейзаж, пейзаж-картина.

Практическая работа: работа над пейзажем на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины»; «Поэтический об­раз природы», «Весенний мотив» (по выбору учащихся).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: произведения русских художников:

А. Г. Венецианов. Спящий пастушок; Г. В. Сорока. Ры­баки; А. К. Саврасов. Грачи прилетели; Ф. А. Васильев. Мокрый луг; пейзажи И. И. Шишкина, И. И. Левитана (учебник с. 15б—163); пейзажи В. Д. Поленова, В. А. Серова.

Эпиграфом к уроку на тему «Пейзаж в русской живописи» могут быть стихотворные строки Ф. И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.


В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Русский пейзаж в лучших его воплощениях всегда являлся прежде всего средоточием глубоких переживаний художника, философских раздумий его о жизни.

«Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — ре­ки разлились, оживает всё... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист», — писал в одном из писем из-за границы И. И. Левитан.

Вместе с русскими писателями художники-пейзажисты словно раскрыли людям глаза на родную окружающую их при­роду, помогли увидеть её неброскую, но какую-то щемящую сердце русского человека красоту. Они создали лирический образ России, который стал особо любимым соотечественни­ками и интерес к которому не исчерпан. Со времён Саврасова русский пейзаж будит в людях чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая стать, как выразился художник Крамской, «лучше, добрее и здоровее. А разве не в этом состоит главная цель искусства?».

Основная задача на этом уроке — направить восприятие детьми произведений мастеров русского пейзажа и беседу о них на осознание особого поэтического отношения русских художников к родной природе, ярко выраженного личностного начала в пейзажах, их особой душевности.

Имена великих мастеров русского пейзажа — Сороки, Сав­расова и особенно Шишкина и Левитана должны остаться в памяти и сердце ребёнка. Сегодня каждый может увидеть эту красоту только потому, что её открыли для нас именно эти художники.

Учитель может воспользоваться материалом учебника, а также расширить зрительный ряд урока, включив произ­ведения других художников и рассказ о них. На наш взгляд, было бы очень полезно предложить учащимся самостоятельно подготовить исследовательский проект о творчестве рус­ских художников, подобрать по возможности репродукции, слайды, фотографии.

Учитель рекомендует литературу, которая поможет уча­щимся при подготовке к выступлению по заданной тематике. Кроме того, ребята могут воспользоваться соответствующи­ми интернет-сайтами (см., например, сайты ведущих музеев, указанных на с. 13 учебника).

Практическое задание из предложенных в учебнике (с. 163) учащиеся могут выбрать самостоятельно. Творческие работы следует рассматривать как часть выставочного про­екта, который будет представлен в конце учебного года.



Учителю следует позаботиться о дополнительных часах на проектную деятельность. Проект может выполняться совмест­но, например, с учителем литературы как интегрированный.

Урок: «Пейзаж в графике»

Планируемые результаты:

  • получать представление о произведениях графическо­го пейзажа в отечественном и западноевропейской искусстве;

  • уметь рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности произведений пейзажной графики, об об­разных возможностях различных графических техник;

  • приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических за­рисовок;

  • приобретать навыки рисунка и композиции в процессе создания пейзажных зарисовок.

Понятия: графический пейзаж, набросок, зарисовка, стан­ковый рисунок.

Практическая работа: создание графического пейзажа на следующие темы: «Весеннее пробуждение природы», «Вес­на в городе», «Весенние воды» (по выбору учащихся).

Материалы: простой карандаш, тушь, перо, гелевые ручки, уголь, бумага.

Зрительный ряд: рисунки И. И. Шишкина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. Ван Гога, Ю. И. Пименова, П. В. Митурича,

В. А. Фаворского, В. М. Конашевича и др. (см. учебник).

Учитель ставит цель показать учащимся богатые образ­ные возможности графического пейзажа, углубить их знания

о выразительных средствах рисунка, о техниках и материалах.

Живописный пейзаж воспроизводит многоцветный мир окружающей человека природы. Но пейзажный рисунок, даже небольшой набросок с натуры или беглая зарисовка, сделан­ные рукой мастера, тоже имеют большую ценность и о мно­гом могут нам рассказать. Если у живописца в руках целая палитра красок, то художник-график, как правило, пользует­ся только одним чёрным цветом. График существует в более условном мире, в мире, лишённом цвета, и, пользуясь ску­пыми средствами, создаёт тем не менее трепетную и живую картину мира. В начале урока может быть проведена беседа.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть пейзажные рисунки и гравюры известных художников на страницах учебника (с. 164—167). Они очень разнообразны: от беглых набросков до серьёзных станковых произведений. Ребята вспоминают и называют виды рисунка, их место и назначе­ние в искусстве. Вспомнить пройденный материал об искус­стве графики поможет учебник. Шестиклассники высказывают своё мнение о произведениях зрительного ряда, анализируют выразительные средства и графические техники. Следует об­ратить внимание учащихся на живую выразительную линию, на разный характер штриха, на то, как художник передаёт пространство, воздушные дали, освещение. Важно заметить, что белая или тонированная бумага не является безмолвным фоном рисунка, она становится цветом, воздушной средой, создаёт пространство. Интересно будет поразмышлять, как влияет на образное содержание работ характер графического материала. Безусловно, учитель может расширить зрительный ряд, который поможет учащимся
выбрать графическую тех­нику и материалы для выполнения собственной работы, про­анализировать варианты композиционного решения пейзажа.

В качестве практической работы учащимся предлагается выполнить графическую работу «Весенний пейзаж». Темы твор­ческой работы можно уточнять, например: «Весеннее пробужде­ние природы», «Весна в городе», «Весенние воды», «Весенний мотив», «Прилёт птиц». Можно взять в качестве темы стихотвор­ные строки о приходе весны. Шестиклассникам предлагается выбрать в зависимости от замысла наиболее подходящий ма­териал (карандаши, уголь, тушь, палочки, перо, гелевые ручки) или выбрать технику гравюры (наклейки, граттаж, монотипия). Ребятам следует внимательно прочитать задание на с. 166 учебника, познакомиться со справочным материалом о техни­ках гравюры на с. 77, 167. Шестиклассники должны научиться пользоваться по необходимости учебником как справочником.

Очень полезно было бы продолжить графическую работу после уроков: сделать натурные пейзажные наброски и зари­совки на городских улицах, в сквере, парке, во дворе, проявив при этом наблюдательность, умение подмечать и отбирать са­мое интересное, видеть поэтическое в повседневном окруже­нии. Эти наброски и зарисовки могут перерасти в серию графи­ческих рисунков для итоговой выставки (выставочный проект).

Урок: «Городской пейзаж»

Планируемые результаты:

  • получать представление о развитии жанра городского пейзажа в отечественном и западноевропейском искусстве;

  • приобретать навыки восприятия, эстетического пере­живания образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа;

  • приобретать композиционные навыки, навыки на­блюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа;

  • приобретать коммуникативный опыт в процессе вы­полнения коллективной творческой работы.

Понятия: городской пейзаж, ведута, зарисовки города, па­норама, коллективное панно.

Практическая работа: работа над графическими зарисов­ками города на темы (по выбору учащихся): «Наш (мой) го­род», «Улица моего детства», «Города, где я бывал».

Материалы:
простые карандаши, тушь, перо, гелевые руч­ки, уголь, бумага.

Вариант практической работы: коллективная работа над проектом «Город» в технике коллажа.

Материалы: цветная разнофактурная бумага, большой лист бумаги (ватман) для фона, ножницы, клей.

Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII—XVIII вв., город в живописи и графике XIX—XX вв., в част­ности городские зарисовки А. В. Кокорина, Т А. Мавриной, Н. В. Кузьмина, В. А. Фаворского (см. учебник).

Основная художественная задача урока — расширение у уча­щихся представлений о городском пейзаже, в котором вырази­лось отношение художника к городу как второй природе и среде обитания человека. На уроке прослеживаются этапы развития городского пейзажа, его место в истории искусства. В качестве основной проблемы можно выделить то, что город (постоянно растущий, вытесняющий естественную природу), с одной сто­роны, противопоставляется чистой природе, а с другой — ин­тересует и вдохновляет художников не меньше самой приро­ды, изображение города даже носит то же название — пейзаж. В истории искусств известно немало поэтических образов горо­да, окрашенных любовным отношением автора к широким пло­щадям и скромным тихим улочкам, архитектурным сооружениям и городской толпе. Город в беглых зарисовках и больших живо­писных полотнах, в графических листах и книжной иллюстрации занимает значимое место в творчестве художников.

Учитель демонстрирует учащимся репродукции городских пейзажей, сопровождая показ рассказом об истории жанра. Главная цель показа зрительного ряда — раскрыть разные об­разы города в истории искусства.

Учитель может заранее попросить нескольких учеников подготовить короткие сообщения о мастерах городского пей­зажа (но это, видимо, возможно только при наличии дополни­тельного времени), а также провести поисковую работу и при­нести на урок репродукции и фотографии с видами городов. Ниже приводится текст, который поможет учителю провести с шестиклассниками беседу по истории городского пейзажа.

Городской пейзаж явился результатом нескольких веков развития пейзажа, который в Средние века являлся не само­стоятельным видом живописи, а только фоном, на котором разворачивалась фигурная композиция. Впервые подробное и в то же время условное изображение города появилось в пе­риод готики. Затем в итальянском искусстве XV в. получили развитие так называемые архитектурные пейзажи, в которых изображались виды городов с необычайной точностью, но, как правило, с высоты птичьего полёта. Развитие городского пейзажа в эпоху Возрождения связано с изучением прямой перспективы и архитектуры как науки.