ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Безусловно, тема «Природа и художник» является кульминацией четверти. Следует обратить особое внимание учащихся на следующие слова в учебнике: «Можно сказать о двух потребностях души, которые пробуждают творчество художника. Это желание передать впечатления от окружающей действительности и потребность выразить свои особенные переживания, свой внутренний мир».
Именно эти побуждения (а не желание получить хорошие оценки) должны вдохновлять на творчество и наших шестиклассников. Пусть они сами выберут для себя практическое задание из предложенных в учебнике (см. с. 155) и передадут в работе своё любимое состояние природного мотива и свой эмоциональный настрой. Работы станут частью выставочного проекта, который будет представлен в конце учебного года.
Урок: «Пейзаж в русской живописи»
Планируемые результаты:
-
получать представление об истории развития жанра пейзажа в русской живописи; -
называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Г. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана; -
характеризовать особенности понимания красоты отечественной природы в творчестве И. И. Шишкина, И. И. Левитана; -
уметь рассуждать о значении образа отечественного пейзажа для развития чувства Родины; -
приобретать умения и творческий опыт в процессе создания живописного образа пейзажа своей Родины; -
принимать посильное участие в сохранении памятников российской культуры.
Понятия: лирический пейзаж, пейзаж-картина.
Практическая работа: работа над пейзажем на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины»; «Поэтический образ природы», «Весенний мотив» (по выбору учащихся).
Материалы: гуашь, кисти, бумага.
Зрительный ряд: произведения русских художников:
А. Г. Венецианов. Спящий пастушок; Г. В. Сорока. Рыбаки; А. К. Саврасов. Грачи прилетели; Ф. А. Васильев. Мокрый луг; пейзажи И. И. Шишкина, И. И. Левитана (учебник с. 15б—163); пейзажи В. Д. Поленова, В. А. Серова.
Эпиграфом к уроку на тему «Пейзаж в русской живописи» могут быть стихотворные строки Ф. И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Русский пейзаж в лучших его воплощениях всегда являлся прежде всего средоточием глубоких переживаний художника, философских раздумий его о жизни.
«Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — реки разлились, оживает всё... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист», — писал в одном из писем из-за границы И. И. Левитан.
Вместе с русскими писателями художники-пейзажисты словно раскрыли людям глаза на родную окружающую их природу, помогли увидеть её неброскую, но какую-то щемящую сердце русского человека красоту. Они создали лирический образ России, который стал особо любимым соотечественниками и интерес к которому не исчерпан. Со времён Саврасова русский пейзаж будит в людях чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая стать, как выразился художник Крамской, «лучше, добрее и здоровее. А разве не в этом состоит главная цель искусства?».
Основная задача на этом уроке — направить восприятие детьми произведений мастеров русского пейзажа и беседу о них на осознание особого поэтического отношения русских художников к родной природе, ярко выраженного личностного начала в пейзажах, их особой душевности.
Имена великих мастеров русского пейзажа — Сороки, Саврасова и особенно Шишкина и Левитана должны остаться в памяти и сердце ребёнка. Сегодня каждый может увидеть эту красоту только потому, что её открыли для нас именно эти художники.
Учитель может воспользоваться материалом учебника, а также расширить зрительный ряд урока, включив произведения других художников и рассказ о них. На наш взгляд, было бы очень полезно предложить учащимся самостоятельно подготовить исследовательский проект о творчестве русских художников, подобрать по возможности репродукции, слайды, фотографии.
Учитель рекомендует литературу, которая поможет учащимся при подготовке к выступлению по заданной тематике. Кроме того, ребята могут воспользоваться соответствующими интернет-сайтами (см., например, сайты ведущих музеев, указанных на с. 13 учебника).
Практическое задание из предложенных в учебнике (с. 163) учащиеся могут выбрать самостоятельно. Творческие работы следует рассматривать как часть выставочного проекта, который будет представлен в конце учебного года.
Учителю следует позаботиться о дополнительных часах на проектную деятельность. Проект может выполняться совместно, например, с учителем литературы как интегрированный.
Урок: «Пейзаж в графике»
Планируемые результаты:
-
получать представление о произведениях графического пейзажа в отечественном и западноевропейской искусстве; -
уметь рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности произведений пейзажной графики, об образных возможностях различных графических техник; -
приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических зарисовок; -
приобретать навыки рисунка и композиции в процессе создания пейзажных зарисовок.
Понятия: графический пейзаж, набросок, зарисовка, станковый рисунок.
Практическая работа: создание графического пейзажа на следующие темы: «Весеннее пробуждение природы», «Весна в городе», «Весенние воды» (по выбору учащихся).
Материалы: простой карандаш, тушь, перо, гелевые ручки, уголь, бумага.
Зрительный ряд: рисунки И. И. Шишкина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. Ван Гога, Ю. И. Пименова, П. В. Митурича,
В. А. Фаворского, В. М. Конашевича и др. (см. учебник).
Учитель ставит цель показать учащимся богатые образные возможности графического пейзажа, углубить их знания
о выразительных средствах рисунка, о техниках и материалах.
Живописный пейзаж воспроизводит многоцветный мир окружающей человека природы. Но пейзажный рисунок, даже небольшой набросок с натуры или беглая зарисовка, сделанные рукой мастера, тоже имеют большую ценность и о многом могут нам рассказать. Если у живописца в руках целая палитра красок, то художник-график, как правило, пользуется только одним чёрным цветом. График существует в более условном мире, в мире, лишённом цвета, и, пользуясь скупыми средствами, создаёт тем не менее трепетную и живую картину мира. В начале урока может быть проведена беседа.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть пейзажные рисунки и гравюры известных художников на страницах учебника (с. 164—167). Они очень разнообразны: от беглых набросков до серьёзных станковых произведений. Ребята вспоминают и называют виды рисунка, их место и назначение в искусстве. Вспомнить пройденный материал об искусстве графики поможет учебник. Шестиклассники высказывают своё мнение о произведениях зрительного ряда, анализируют выразительные средства и графические техники. Следует обратить внимание учащихся на живую выразительную линию, на разный характер штриха, на то, как художник передаёт пространство, воздушные дали, освещение. Важно заметить, что белая или тонированная бумага не является безмолвным фоном рисунка, она становится цветом, воздушной средой, создаёт пространство. Интересно будет поразмышлять, как влияет на образное содержание работ характер графического материала. Безусловно, учитель может расширить зрительный ряд, который поможет учащимся
выбрать графическую технику и материалы для выполнения собственной работы, проанализировать варианты композиционного решения пейзажа.
В качестве практической работы учащимся предлагается выполнить графическую работу «Весенний пейзаж». Темы творческой работы можно уточнять, например: «Весеннее пробуждение природы», «Весна в городе», «Весенние воды», «Весенний мотив», «Прилёт птиц». Можно взять в качестве темы стихотворные строки о приходе весны. Шестиклассникам предлагается выбрать в зависимости от замысла наиболее подходящий материал (карандаши, уголь, тушь, палочки, перо, гелевые ручки) или выбрать технику гравюры (наклейки, граттаж, монотипия). Ребятам следует внимательно прочитать задание на с. 166 учебника, познакомиться со справочным материалом о техниках гравюры на с. 77, 167. Шестиклассники должны научиться пользоваться по необходимости учебником как справочником.
Очень полезно было бы продолжить графическую работу после уроков: сделать натурные пейзажные наброски и зарисовки на городских улицах, в сквере, парке, во дворе, проявив при этом наблюдательность, умение подмечать и отбирать самое интересное, видеть поэтическое в повседневном окружении. Эти наброски и зарисовки могут перерасти в серию графических рисунков для итоговой выставки (выставочный проект).
Урок: «Городской пейзаж»
Планируемые результаты:
-
получать представление о развитии жанра городского пейзажа в отечественном и западноевропейском искусстве; -
приобретать навыки восприятия, эстетического переживания образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа; -
приобретать композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; -
овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа; -
приобретать коммуникативный опыт в процессе выполнения коллективной творческой работы.
Понятия: городской пейзаж, ведута, зарисовки города, панорама, коллективное панно.
Практическая работа: работа над графическими зарисовками города на темы (по выбору учащихся): «Наш (мой) город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал».
Материалы:
простые карандаши, тушь, перо, гелевые ручки, уголь, бумага.
Вариант практической работы: коллективная работа над проектом «Город» в технике коллажа.
Материалы: цветная разнофактурная бумага, большой лист бумаги (ватман) для фона, ножницы, клей.
Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII—XVIII вв., город в живописи и графике XIX—XX вв., в частности городские зарисовки А. В. Кокорина, Т А. Мавриной, Н. В. Кузьмина, В. А. Фаворского (см. учебник).
Основная художественная задача урока — расширение у учащихся представлений о городском пейзаже, в котором выразилось отношение художника к городу как второй природе и среде обитания человека. На уроке прослеживаются этапы развития городского пейзажа, его место в истории искусства. В качестве основной проблемы можно выделить то, что город (постоянно растущий, вытесняющий естественную природу), с одной стороны, противопоставляется чистой природе, а с другой — интересует и вдохновляет художников не меньше самой природы, изображение города даже носит то же название — пейзаж. В истории искусств известно немало поэтических образов города, окрашенных любовным отношением автора к широким площадям и скромным тихим улочкам, архитектурным сооружениям и городской толпе. Город в беглых зарисовках и больших живописных полотнах, в графических листах и книжной иллюстрации занимает значимое место в творчестве художников.
Учитель демонстрирует учащимся репродукции городских пейзажей, сопровождая показ рассказом об истории жанра. Главная цель показа зрительного ряда — раскрыть разные образы города в истории искусства.
Учитель может заранее попросить нескольких учеников подготовить короткие сообщения о мастерах городского пейзажа (но это, видимо, возможно только при наличии дополнительного времени), а также провести поисковую работу и принести на урок репродукции и фотографии с видами городов. Ниже приводится текст, который поможет учителю провести с шестиклассниками беседу по истории городского пейзажа.
Городской пейзаж явился результатом нескольких веков развития пейзажа, который в Средние века являлся не самостоятельным видом живописи, а только фоном, на котором разворачивалась фигурная композиция. Впервые подробное и в то же время условное изображение города появилось в период готики. Затем в итальянском искусстве XV в. получили развитие так называемые архитектурные пейзажи, в которых изображались виды городов с необычайной точностью, но, как правило, с высоты птичьего полёта. Развитие городского пейзажа в эпоху Возрождения связано с изучением прямой перспективы и архитектуры как науки.