ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 552
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Каковы виды разрушения подшипников скольжения?
- Устройство подшипников качения.
- Характеристика типов подшипников.
- Серии подшипников, их влияние на габаритные размеры, грузоподъемность и быстроходность.
- Классы точности и ряды радиальных зазоров.
- В чем разница понятий «ширина» и «монтажная высота»?
- Уметь расшифровывать любой пример условного обозначения, предложенный преподавателем.
- Что такое динамическая и статическая грузоподъемности подшипника? Как они определяются?
- Как рассчитать предельную частоту вращения подшипника?
- Какую нагрузку (по направлению и соотношению величин) могут воспринимать подшипники 305, 2305, 42305, 46305, 8305?
- Какой подшипник воспринимает большую осевую силу: 310 или 70-310?
- Из каких материалов изготавливают детали подшипников?
- Каковы критерии работоспособности подшипников скольжения?
- Как классифицируют подшипники по виду трения и воспринимаемой нагрузке?
- Что такое жидкостное и полужидкостное трение в подшипниках скольжения?
- Какие основные условия необходимы для образования жидкостного трения?
- Какие параметры конструкции, кроме диаметра вала, определяют при расчете подшипников скольжения?
- Какие материалы применяют для подшипников скольжения?
- С учетом достоинств и недостатков подшипников скольжения назовите машины, в которых их можно применять.
- Как устроены подшипники скольжения, каково назначение вкладышей? Когда применяют самоустанавливающиеся вкладыши?
5>
Фрикционные передачи
Фрикционная передача — механическая передача, служащая для передачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движения в поступательное) между валами с помощью сил трения, возникающих между катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и прижимаемыми один к другому.
Фрикционные передачи состоят из двух катков (рис.1): ведущего 1 и ведомого 2, которые прижимаются один к другому силой Fr(на рисунке — пружиной), так что сила трения Ff в месте контакта катков достаточна для передаваемой окружной силы Ft.
Рис.1. Цилиндрическая фрикционная передача:
1 — ведущий каток; 2 — ведомый каток
На практике применяют два способа прижатия катков: постоянной силой и автоматическое. Постоянная по значению прижимная сила катков допустима при передаче постоянной нагрузки. При переменной нагрузке прижатие катков должно изменяться автоматически — пропорционально изменению передаваемого вращающего момента. В этом случае снижаются потери на трение, повышается долговечность передачи.
В первом случае сила прижатия, осуществляемая обычно с помощью пружин, в процессе paботы изменена быть не может; во втором случае сила прижатия изменяется с изменением нагрузки, что положительно, сказывается на качественных характеристиках передачи. Однако применение специальных нажимных устройств (например, шариковое самозатягивающее устройство) усложняет конструкцию.
Основные геометрические параметры фрикционной передачи:
D1 и D2— диаметры ведущего и ведомого катков;
а — межосевое расстояние;
b — ширина катка;
d1
и d2— диаметры валов ведущего и ведомого катков (рис.5). Методика определения диаметров катков D1, D2и их ширины, как относящихся к параметрам фрикционной передачи, рассмотрена в настоящей главе. Диаметры валов d1и d2рассчитывают по известным формулам курса «Сопротивление материалов».
Рис.5. Геометрические параметры фрикционных передач
Передаточное число.
Если допустить, что во фрикционной передаче скольжение отсутствует, то окружные скорости катков будут равны, т.е. v1=v2. Для передачи, показанной на рис.1:
Приравнивая правые части равенств, получим или . Отсюда
где u — передаточное число.
В действительности скольжение между катками есть, т. е. v1≠v2.Величина скольжения оценивается коэффициентом скольжения ε=0,005÷0,03 (здесь — теоретическая угловая скорость).
Передаточное отношение цилиндрической фрикционной передачи с учетом скольжения (для практических расчетов)
КПД фрикционных передач зависит от следующих потерь:
- связанных с использованием катков, имеющих формы, не позволяющие им перекатываться один по другому без проскальзывания; это отчетливо видно, например, в передаче с клиновыми катками (см. рис.2.2) и лобовой передаче (см. рис.2.11);
- проскальзывания, обусловленного масляной пленкой на рабочих поверхностях и т. д.;
- трения качения, вызванного деформацией поверхностей катков в зоне контакта;
- в подшипниках. Потери в подшипниках зависят от величины нагрузки на валы, которая определяется прижимным усилием F????.
КПД фрикционной передачи определяют по формуле
η=1-Σψ, (3)
где Σψ— сумма относительных потерь.
Для закрытых фрикционных передач η = 0,88 – 0,93, для открытых η = 0,68 – 0,86.
Проверочный расчет передач с металлическими катками.
Критерием работоспособности фрикционных передач является износостойкость рабочих поверхностей тел качения. В процессе работы на поверхности тел качения возникают циклические изменяющиеся контактные напряжения (см. рис. 6, а), которые вызывают усталостное изнашивание поверхностей катков. Подставив в формулу (4) формулу Герца (5) для определения наибольших контактных напряжений и выполнив некоторые преобразования, получим формулу проверочного расчета
где а — межосевое расстояние, мм; Епр — приведенный модуль упругости, МПа; f - коэффициент трения (см. табл. 1); Т1 — момент на ведущем валу, Нмм; Кс — коэффициент запаса сцепления; и ≥ 1 — передаточное число; b — рабочая ширина обода катка, мм; [σ]H— допускаемое контактное напряжение для менее прочного материала, МПа
Лобовые вариаторы(см. рис.10). Наиболее просты, но из-за значительной величины геометрического скольжения уступают вариаторам других конструкций по КПД и износостойкости.
Диапазон регулирования лобового вариатора
Для уменьшения геометрического скольжения, которое приводит к интенсивному износу и снижению КПД, рабочую поверхность ролика делают выпуклой, но при этом уменьшается площадка контакта и, следовательно, увеличиваются контактные напряжения.
Лобовые вариаторы нашли применение в маломощных передачах приборов.
Ведущий каток лобового вариатора 1 радиуса R1, устанавливается на валу на скользящей шпонке и может перемещаться вдоль оси. Ведомый каток 2 радиуса R2закреплен на валу неподвижно. За счет нажимного устройства создается сила трения, необходимая для работы вариатора. Бесступенчатое изменение угловой скорости в этом вариаторе достигается перемещением вдоль вала ведущего катка 1; при этом R1≠const; R2≠const. Отсюда передаточное число
здесь не учитывается проскальзывание катков, поэтому равенство приближенное.
Рис.10. Лобовой вариатор: 1 — ведущий каток; 2 — ведомый каток
Лобовой вариатор позволяет изменять направление и частоту вращения ведомого вата, останавливать его на ходу без выключения привода.
Вопросы для самопроверки
- Перечислите основные виды фрикционных передач и их устройство.
- За счёт каких сил передают движение фрикционные передачи?
- Каковы достоинства и недостатки фрикционных передач?
- Каковы основные виды поломок фрикционных передач?
- В каких конструкциях могут применяться фрикционные передачи?
- Когда применяются фрикционные передачи с постоянным передаточным отношением?
- В каких случаях могут применяться неметаллические фрикционные передачи?
- Чем отличаются фрикционные вариаторы от коробок скоростей? Области их применения?
- Какие конструкции фрикционных вариаторов наиболее распространены?
- Критерии работоспособности фрикционных передач. По каким напряжениям их рассчитывают?
- Какие материалы применяются для фрикционных передач?
- Кратко опишите работу катков фрикционной передачи при буксовании.
- Какие устройства называют вариаторами? Их назначение.
- Как классифицируют фрикционные передачи? Перечислите основные виды передач.
- Какие материалы применяют для изготовления рабочих поверхностей фрикционных катков? Какими свойствами должны обладать эти материалы?
- Как обеспечивают прижатие катков фрикционных передач?
- Почему во фрикционных передачах непостоянное передаточное число?