Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1026

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интересно, что в некоторых исследованиях были получены ре­зультаты, казалось бы, противоречащие этому анализу: функции для отрицательных реакций оказались несколько более крутыми, чем функции для положительных реакций, но не в такой степени, как можно было бы ожидать в случае самооканчивающегося поис­ка [83]. Более тщательный анализ, однако, показал, что эти резуль­таты являются артефактами, к сожалению, еще распространенного в психологии приема усреднения индивидуальных данных. Резуль­таты одной части испытуемых оказались в точности соответству­ющими исчерпывающему типу поиска, тогда как результаты дру­гой, меньшей по количеству, группы испытуемых достаточно хорошо соответствовали самооканчивающемуся типу. Несколько парадок­сальным оказывается факт, что последние испытуемые, выбравшие, казалось бы, более рациональную стратегию работы, в действитель­ности выполняли задание менее эффективно, чем испытуемые первой группы.

Этот последний пример непосредственно подводит нас к чрез­вычайно важному для эргономики вопросу об описании и система­тизации индивидуальных различий в характеристиках трудовой деятельности. Классические методы советской школы дифферен­циальной психологии [52, 69] создают основу эргономических при­емов типологии и конкретного индивидуально-психологического анализа. Наряду с этим развитие представлений о микроструктуре различных видов познавательной и исполнительной деятельностей позволяет также дать психологически грамотную оценку различиям в особенностях реализующих их функциональных систем у конк­ретного индивида. При этом появляется возможность преодоления столь глубоко укоренившегося в дифференциальной психологии эмпиризма, сознательно ограничивающегося лишь исследованиями корреляционного типа. Более подробно пример такого подхода рассмотрен в разделе, посвященном методам анализа функциональ­ных состояний [см. также 40].


§5. Методы оценки функциональных состояний


В современной литературе обычно выделяются три типа крите­риев, с помощью которых можно оценить состояние субъекта: физиологические, поведенческие и субъективные показатели [40, 79]. Однако более четкой является классификация Бартлетта [80], который выделял физиологические и психологические показатели. В последнюю группу входят критерии эффективности выполнения различных психометрических тестов и анализ субъективной симп­томатики конкретных видов функциональных состояний.

Физиологические методы тестирования. Усилия большой группы исследователей направлены на поиск хотя и косвенных, но зато не­посредственно регистрируемых показателей сдвигов в функциони­ровании организма [20, 57]. Традиционное обращение к этому клас­су явлений определено целым рядом существенных причин. Главная из них — это возможность объективного описания наблю­даемых явлений. Кроме того, привлечение физиологических показа­телей существенно расширяет область доступных описанию прояв­лений изучаемой динамики поведенческих реакций и создает возможность хотя бы для гипотетического соотнесения психологи­ческих явлений с их органической основой. Немаловажным аргу­ментом в пользу применения физиологических показателей явля­ется принципиальная возможность количественной оценки сдвигов в функционировании любой системы.

В качестве возможных индикаторов динамики функциональных состояний рассматриваются самые разнообразные показатели функ­ционирования центральной нервной системы. К их числу относят­ся, прежде всего, электрофизиологические показатели ЭЭГ, ЭМГ, КГР, ВП, а также частота сердечных сокращений, величина арте­риального давления, состояние тонуса сосудов, величина диаметра зрачка и многие другие (рис. 6). Кроме того, интенсивно развива­ются исследования биохимических сдвигов в организме при различ­ных функциональных состояниях. На базе же частных методик разрабатываются комплексные, полиэффекторные методы регист­рации.

Изменения параметров электрической активности мозга тради­ционно рассматриваются в качестве непосредственного индикатора динамики уровня активации. Различным видам функциональных состояний ставят в соответствие характерные изменения в ЭЭГ. Так, появлением развивающегося утомления считается реакция дисинхронизации α-ритма в сочетании с появлением периодов медлен­ной волновой

(у- и 9-ритмы) активности. По мере возрастания утом­ления продолжительность этих периодов увеличивается и имеет место картина «гиперсинхронизации» ЭЭГ.

Другим общепринятым методом изучения динамики функцио­нальных состояний является кожно-гальваническая реакция, исполь­зуемая в качестве показателя «вегетативного тонуса». Эксперимен­тально доказано существование непосредственной связи характера электрокожных ответов с изменением состояния ретикулярной фор­мации, и следовательно, они могут рассматриваться как один из на­иболее приемлемых критериев уровня общей активности. Исполь­зование этого показателя связано прежде всего с задачей диагностики состояний эмоциональной напряженности.К числу наиболее чувствительных и информативных показате­лей динамики функциональных состояний относятся различные параметры деятельности сердечно-сосудистой системы: анализ ос­новных составляющих ЭКГ, частота сердечных сокращений, вели­чины артериального давления, кровенаполнения, перивескулярного и капиллярного сопротивления. Развитие состояний напряженности и утомления, связанное с увеличением энергетических затрат, при­водит к закономерному возрастанию частоты сердечных сокраще-



ний, дыхательных движений и других параметров, свидетельствую­щих об усилении обменных процессов. Типичная картина изменений основных параметров ЭКГ для определенного субъекта может служить надежным показателем степени адаптации к заданному уровню информационной нагрузки.

Динамика вегетативных соматических показателей: температу­ра тела, функций пищеварительной и выделительной систем и т. д. — с успехом используется для характеристики непроизвольных сдвигов уровня активации в ходе, например, суточного цикла.

Обширная область исследований посвящена изучению особен­ностей гормональных сдвигов под влиянием различных нагрузок и условий деятельности. Несмотря на чисто технические трудности использования этих показателей в диагностических целях, число разработываемых и уже применяемых на практике методик непре­рывно растет. Помимо изучения количественной динамики секреции различных гормонов как показателей суточной ритмики большое число исследований посвящено выявлению особенностей секретор­ной деятельности в различных поведенческих ситуациях, главным образом в зависимости от характера и уровня нагрузки. В качест­ве типичных корреляторов стресса, повышенной напряженности и утомления, обычно указывают на повышение содержания в крови и моче работающего человека 17-оксикортикостеридов, или «гормо­нов стресса» — адреналина и норадреналина.


Динамика физиологических показателей отражает не только общие сдвиги уровня активности организма, но и изменения наг­рузки отдельных функциональных систем. По имеющимся данным, анализ колебаний мозговой гемодинамики при выполнении доста­точно сложной интеллектуальной деятельности позволяет выделить основные стадии снижения умственной работоспособности и опре­делить степень участия различных мозговых структур в процессе решения разных задач. Отмечается наличие характерной топогра­фии пунктов максимальной дисинхронизации α-ритма при решении разных задач в зависимости от их содержания. Влияние утомления приводит к перестройке структурно-функциональной системы элек­трической активности мозга, также специфичной для различных видов деятельности. Широко распространено использование в ис­следованиях величины нагрузки таких ее физиологических корреля­тов, как изменения величины диаметра зрачка и кожно-гальванической реакции, позволяющие осуществлять посекундный контроль затрачиваемых на выполнение задания усилий (рис. 7).

В связи с этими данными, свидетельствующими о системном характере наблюдаемых сдвигов, возрастает актуальность описания комплекса физиологических реакций, специфичных для того или иного состояния организма. Адекватное решение этой задачи воз­можно на основе полиэффекторной регистрации показателей. Од­нако реализация этого требования чрезвычайно трудна вследствие разнообразия реакций и неоднозначности сдвигов, наблюдаемых при одном и том же состоянии организма.

Нет сомнения в том, что умственная нагрузка и изменение функ­циональных возможностей организма сопровождаются изменения­ми ряда физиологических показателей. К сожалению, существует много других факторов, которые аналогичным образом влияют на те же самые параметры. Отмечаются [20] нежелательные свойства такого широко используемого показателя, как ЭЭГ: вариабельность ее изменений у одного и того же лица, вариабельность этих изме­нений у разных лиц, сходство изменений ЭЭГ при существенно различных состояниях. Следует подчеркнуть, что перечисленные особенности характерны и для других физиологических показате­лей.

Использование физиологических показателей в диагностических целях сдерживается и существенными трудностями метрологиче­ского порядка. Несмотря на принципиальную возможность непо­средственного количественного изменения наблюдамых в эксперименте сдвигов физиологических функций, перед исследователем встает целый ряд проблем. К их числу относятся задачи создания и выбора адекватных исследуемому материалу методических средств анализа (математические модели и концептуальные схемы анализа). Кроме того, существует целый ряд общих для всех ви­дов физиологических измерений метрологических проблем, главные из которых — это проблемы эталонного уровня функционирования и нелинейности шкал измерений [57].




Перечисленные факты, а также сохраняющееся методическое несовершенство процедур регистрации и обработки физиологичес­ких данных представляют собой, как правило, реальные труд­ности в деле использования показателей для практической диаг­ностики динамики функциональных состояний.

Психологические методы тестирования. Разработка психологи­ческих методов оценки функциональных состояний осуществлялась преимущественно в контексте исследований утомления и динамики работоспособности. В истории развития этой проблемы выделяется ряд основных этапов, связанных с принципиально различными под­ходами к постановке задач исследования и оценкой диагностиче­ской ценности тех или иных показателей [47, 81]. Современный этап изучения утомления начался с появления известной моногра­фии Бартли и Шута [79]. Подчеркнув сложную природу этого феномена, авторы выделили и подробно проанализировали три основных аспекта проблемы. Термином «утомление» был обозна­чен личностно-когнитивный синдром, объединяющий разнообразные расстройства психических функций и субъективные ощущения уста­лости, отвращение к работе, переживания физического диском­форта и т. д. Экспериментальная реализация этого подхода пред­полагает создание адекватных задаче исследования субъективных и психометрических методов исследования. .

Перспективность применения в диагностических целях субъектив­ных оценок утомления отмечалось еще А. А. Ухтомским, который писал, что «так называемые субъективные оценки столь же объек­тивны, как и всякие другие, и дадут на практике критерии утомле­ния и утомляемости более деликатные и точные, чем существую­щие лабораторные методы сами по себе» [цит. по 47], и это объ­ясняется многообразием проявлений симптоматики утомления во внутренней жизни индивида — от хорошо знакомого каждому комплекса ощущений усталости до специфических изменений самоафферентации, затрагивающих познавательную и мотивационную сферы.

Несмотря на широко распространенное мнение о первостепен­ном значении данных субъективного опыта для диагностики утом­ления, эта область исследований долгое время оставалась в сторо­не от научной разработки. Только в течение последних 10—15 лет эта область исследований начала интенсивно и плодотворно раз­рабатываться.

Симптомы проявления утомления в психической жизни инди­вида весьма разнообразны. Непосредственным выражением утом­ления являются чувства усталости, слабости, бессилия, быстрой утомляемости, сонливости. При сильных степенях утомления обыч­но наблюдаются негативно-окрашенные эмоциональные реакции: отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружаю­щим, тягостное напряжение и т. д. С разной степенью осознанности переживаются состояния физиологического дискомфорта: по­вышенная потливость, учащение сердцебиения, появление отдышки, тремора, болей в различных частях тела и т. д. Кроме того, к субъ­ективной симптоматике можно отнести осознаваемые расстройст­ва в области различных психических функций. К их числу отно­сятся характеристики внимания (вялое, малоподвижное или хао­тичное, неустойчивое), разнообразные сенсорные расстройства, нарушения в моторной сфере (изменение темпа движений, сниже­ние точности и координированности, деавтоматизация навыков).