Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1011

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Широко используются разнообразные методики оценки состоя­ния различных психических функций: восприятия, памяти, внима­ния, мышления. Разработка большинства подобных психометриче­ских методов была предпринята на начальном этапе изучения проблемы утомления — в конце XIX в. К их числу относятся об­щеизвестные тест Бурдона, метод непрерывного счета однозначных чисел Крепелина, метод элементарной шифровки Пьера-Рузера, ме­тод исследования внимания на основе таблиц Шульте и т. д. [см. 53]. Перечисленные тесты в своих многочисленных модификациях до сих пор широко используются в психологической прак­тике.

Применение психометрических методов является одним из наи­более перспективных путей решения проблемы диагностики функ­циональных состояний, так как они, с одной стороны, непосредст­венно характеризуют функциональные возможности человека, а с другой — объективны в том смысле, что исключают возможность сознательного завышения оценки работоспособности. Однако боль­шинство из существующих методов имеют два серьезных недо­статка.

Прежде всего задачи, по выполнению которых судят о функци­ональном состоянии, имеют мало общего с реально выполняемой человеком деятельностью. Сегодня, как и десятилетия назад, спра­ведливо замечание А. П. Нечаева о том, что эти методы «позволя­ют регистрировать изменения, происходящие в сфере только опре­деленной стороны психической жизни, и полученные при помощи одного метода результаты не всегда могут рассматриваться как по­казатели утомления» [53, с. 16]. Отсутствие соответствия между методами тестирования и трудовой деятельностью во многих слу­чаях приводит к неудаче при тестировании функционального со­стояния в реальных ситуациях. В качестве яркого примера такой неадекватности теста задаче диагностики утомления можно при­вести результаты одного исследования [см. 81]. После непрерыв­ной 56-часовой работы на конвейере у испытуемых не было обна­ружено заметного снижения эффективности выполнения психо­метрического теста. Вряд ли этот результат может быть объяснен мотивационными эффектами — в этом случае пришлось бы гово­рить о героических усилиях испытуемого. Скорее это свидетельст­вует о неадекватности выбранного приема тестирования и нечувст­вительности анализируемых показателей.

Пригодность теста для решения конкретной задачи диагностики определяется с помощью центральных понятий теории психологи­ческого тестирования — валидности и надежности [25]. В зависи­мости от цели исследования содержание этих понятий может рас­сматриваться на различных уровнях — с точки зрения их теоретического значения, набора статистических процедур для ко­личественной характеристики и т. п. В наиболее общем смысле ва­лидность отражает соответствие выбранной методики задаче ис­следования, а с помощью понятия надежности определяется устой­чивость или воспроизводимость получаемых оценок. Выполнение требований валидности и надежности предполагает
существование адекватной теоретической концепции, в русле которой осуществля­ются разработка теста и решение задачи стандартизации выбран­ного методического приема. Реализация этих требований делает работу по созданию эффективных диагностических тестов чрезвы­чайно сложной и трудоемкой.

Другой принципиальный недостаток существующих психомет­рических методов тестирования состоит в том, что с их помощью можно оценить лишь результативную сторону деятельности и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых измене­ний. Между тем хорошо известно, что воздействие нагрузок при­водит в первую очередь к мобилизации ресурсов организма и изме­нению способов работы без изменения ее результатов [58]. Поэ­тому для эффективного тестирования необходимо использование системы функциональных проб, определяющих состояние всех звеньев операционной структуры рассматриваемого вида психичес­кой деятельности.

С помощью системы функциональных проб, оценивающих эф­фективность выполнения тех или иных операций в микроструктуре кратковременной памяти, была предпринята попытка подойти к экспериментальному решению проблемы влияния утомления на преобразования информации в кратковременной памяти [4.0]. С этой целью была разработана система автоматизированных на ба­зе ЭВМ тестов, включающая типичные процедуры исследования . процесса преобразований информации: времени реакции опознания, полного воспроизведения, поиска сигнала в шуме, определения от­сутствующей цифры. Успешность выполнения различных методик отределяется эффективностью реализации определенных психоло­гических операций или групп операций, специфичных для решения конкретных задач.

Предложенная система тестов в целом оказалась пригодной для использования ее в диагностических целях. Под влиянием на­грузки существенно снижается эффективность (с точки зрения пра­вильности и скорости выполнения) большинства рассмотренных за­дач. По показателям выполнения рассматриваемых методик легко прослеживается типичная картина динамики работоспособности при длительном процессе деятельности [140]. В ходе исследования были отобраны наиболее чувствительные к влиянию утомления ме­тодики — к их числу относятся методики поиска сигнала в шуме, опознания, полного воспроизведения, определения отсутствующей цифры. Для каждой из них был определен диапазон условий, при которых влияние нагрузки выражено максимально.



Было установлено, что утомление избирательно влияет на вы­полнение одних и тех же операций, своеобразных «слабых мест» в системе преобразований информации. К таким эффектам отно­сятся: увеличение продолжительности хранения информации в сен­сорной памяти, нарушение операций повторения и извлечения ин­формации из первичной памяти, нарушение операций установления семантических связей во вторичной памяти. Относительно неизмен­ными остаются продолжительность хранения информации в пер­вичной памяти, а также операций сенсорной обработки единично­го стимула, его опознания, перевода в первичную память и ответа. Существенным достоинством рассмотренной системы тестов на кратковременное запоминание является ее автоматизация на базе ЭВМ. Использование ЭВМ на линии эксперимента значительно расширяет возможности применения диагностических методов.

Полная автоматизация проведения основных этапов эксперимента, значительное расширение области используемых эксперименталь­ных условий (качественное разнообразие и неограниченный объем стимульного материала, достаточно широкий диапазон варьирова­ния режимов предъявления информации и т. д.), возможность ис­пользования оптимальных стратегий проведения исследования на основе адекватных математических приемов планирования экспе­римента и разработки программ адаптивного типа существенно улучшают качество психологического тестирования. Кроме того, ис­пользование вычислительной техники позволяет обрабатывать дан­ные в реальном масштабе времени, что обеспечит немедленную оценку функционального состояния человека.

Однако внедрение ЭВМ в область практических исследований функциональных состояний не всегда оказывается возможным. В этом случае на помощь приходят средства «малой автоматиза­ции» — портативные установки, специально разрабатываемые для проведения тестирования с помощью узкого класса психометриче­ских задач в заранее ограниченной зоне экспериментальных усло­вий, небольшие по объему, удобные в обращении и пригодные для транспортировки.

Комплексные методы оценки функциональных состояний. Про­веденный анализ показывает, что всем существующим методиче­ским направлениям оценки функциональных состояний свойствен­ны существенные недостатки. Решение этой задачи может быть достигнуто только на пути применения комплексных методов, объе­диняющих достоинства рассмотренных подходов. Такой вывод явля­ется закономерным следствием понимания функционального состояния как интегральной характеристики наличных свойств и качеств человека, определяющих эффективность его деятельности.


В современной литературе вряд ли найдется экспериментальная работа, в которой оценка динамики функционального состояния человека проводилась бы с использованием только одного методи­ческого приема. Даже в тех случаях, когда целью исследования является анализ динамики какого-либо частного признака, обяза­тельно обращаются к соотнесению результатов с эффективностью выполнения стоящей перед человеком поведенческой задачи, с дан­ными о его субъективных переживаниях и т. д.

Доказательства необходимости интегральной характеристики функционального состояния человека, а также возможные пути ре­ализации этого принципа рассматривались более подробно в рам­ках анализа основных методических подходов к проблеме диаг­ностики функциональных состояний. Решение этой проблемы для физиологических исследований связано с разработкой адекват­ных полиэффекторных методов регистрации. Развитие же психоло­гических методов тестирования идет по пути создания многопла­новых субъективных тестов и различных психометрических проб. Это необходимый, но еще далекий от завершения, предваритель­ный этап работы. Следующим шагом на пути решения проблемы диагностики функциональных состояний являются проведение кор­реляционных исследований и создание на их основе комплексных систем тестов более высокого порядка.

Центральной проблемой для данного направления исследования­является отбор из огромного числа имеющихся наиболее надежных и удобных для практического использования методик и методиче­ских средств. Требование практической пригодности принципиаль­но может быть удовлетворено для любой методики за счет усо­вершенствования процедуры тестирования, способов регистрации и обработки данных на основе применения современных техниче­ских средств (использование ЭВМ на линии эксперимента, разра­ботка портативных установок, применение адекватных математи­ческих моделей и средств статистического анализа). Надежность же отбираемых методических средств определяется чувствитель­ностью используемых показателей и их адекватностью конкрет­ным задачам и условиям тестирования.

Говоря о пригодности того или иного типа показателей дина­мики функциональных состояний, на первый план выдвигается проблема чувствительности применяемых критериев. При этом важно подчеркнуть, что различным проявлениям сдвигов, проис­шедших в функциональном состоянии организма, свойственна не­одинаковая динамика во времени. Этот хорошо известный факт привлекает все большее внимание исследователей. В одном из экс­периментальных исследований изучались изменение эффективности выполнения арифметических задач, симптомов субъективного стресса, динамика частоты сердцебиений и секреции катехолами­нов в условиях длительного воздействия шума. Результаты экспе­римента продемонстрировали не только существование типичной картины динамики отдельных показателей в условиях шумового стресса (по типу реакции адаптации к сверхнагрузкам), но и ка­чественное своеобразие проявлений отсроченных эффектов стресса. Так, если ощущения субъективного дискомфорта непродолжитель­ны и имеют тенденцию к скорому исчезновению, то эндокринная активность весьма продолжительна (от нескольких часов до двух суток) и возрастает после окончания стимуляции. Поведенческие и физиологические сдвиги наблюдаются как во время действия стрессора, так и в течение определенного периода времени после прекращения шумового воздействия.


Проблема чувствительности методик с этой точки зрения при­обретает новую окраску — отбор диагностических показателей дол­жен производиться с учетом временного интервала между перио­дом воздействия нагрузки и моментом появления максимальных сдвигов в анализируемой области.

Другой, наиболее важной стороной проблемы выбора наиболее чувствительных методик является их адекватность конкретным ви­дам трудовой деятельности. Задача диагностики всегда строго оп­ределена. Исследователи ставятся перед необходимостью изуче­ния определенных видов функциональных состояний, возникающихпри решении индивидом конкретных поведенческих задач. Разные виды трудовой деятельности предъявляют строго определенные требования к человеку с точки зрения их содержания (професси­ональная характеристика) и конкретных условий труда. При этом степень нагрузки различных звеньев системы, обеспечивающих ре­ализацию определенного вида деятельности, далеко не одинакова. Поскольку же работоспособность системы в целом определяется состоянием тех звеньев, которые испытывают наибольшую наг­рузку или несут наибольшую ответственность за успешность рабо­ты, постольку соответствующие методики исследования работоспо­собности должны быть адресованы в первую очередь к этим звень­ям. В целом ряде экспериментальных работ показано, что тесты, выбранные на основании анализа функциональной структуры дея­тельности, обладают большей диагностической информативностью, чем стандартные «универсальные» методики. Таким образом, со­держательный психофизиологический анализ конкретных видов трудовой деятельности является необходимым условием создания комплексных систем тестов, пригодных для оценки динамики фун­кциональных состояний в условиях реального производства.