Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 1011
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эргономика и ее место в системе наук
Краткая история развития эргономики
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности
5. Эргономические основы проектирования техники
Эргономические основы организации рабочего места
Оптимизация средств и систем отображения информации
Оптимизация рабочих движений и органов управления
Учет факторов среды при оптимизации системы «человек—машина»
Широко используются разнообразные методики оценки состояния различных психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления. Разработка большинства подобных психометрических методов была предпринята на начальном этапе изучения проблемы утомления — в конце XIX в. К их числу относятся общеизвестные тест Бурдона, метод непрерывного счета однозначных чисел Крепелина, метод элементарной шифровки Пьера-Рузера, метод исследования внимания на основе таблиц Шульте и т. д. [см. 53]. Перечисленные тесты в своих многочисленных модификациях до сих пор широко используются в психологической практике.
Применение психометрических методов является одним из наиболее перспективных путей решения проблемы диагностики функциональных состояний, так как они, с одной стороны, непосредственно характеризуют функциональные возможности человека, а с другой — объективны в том смысле, что исключают возможность сознательного завышения оценки работоспособности. Однако большинство из существующих методов имеют два серьезных недостатка.
Прежде всего задачи, по выполнению которых судят о функциональном состоянии, имеют мало общего с реально выполняемой человеком деятельностью. Сегодня, как и десятилетия назад, справедливо замечание А. П. Нечаева о том, что эти методы «позволяют регистрировать изменения, происходящие в сфере только определенной стороны психической жизни, и полученные при помощи одного метода результаты не всегда могут рассматриваться как показатели утомления» [53, с. 16]. Отсутствие соответствия между методами тестирования и трудовой деятельностью во многих случаях приводит к неудаче при тестировании функционального состояния в реальных ситуациях. В качестве яркого примера такой неадекватности теста задаче диагностики утомления можно привести результаты одного исследования [см. 81]. После непрерывной 56-часовой работы на конвейере у испытуемых не было обнаружено заметного снижения эффективности выполнения психометрического теста. Вряд ли этот результат может быть объяснен мотивационными эффектами — в этом случае пришлось бы говорить о героических усилиях испытуемого. Скорее это свидетельствует о неадекватности выбранного приема тестирования и нечувствительности анализируемых показателей.
Пригодность теста для решения конкретной задачи диагностики определяется с помощью центральных понятий теории психологического тестирования — валидности и надежности [25]. В зависимости от цели исследования содержание этих понятий может рассматриваться на различных уровнях — с точки зрения их теоретического значения, набора статистических процедур для количественной характеристики и т. п. В наиболее общем смысле валидность отражает соответствие выбранной методики задаче исследования, а с помощью понятия надежности определяется устойчивость или воспроизводимость получаемых оценок. Выполнение требований валидности и надежности предполагает
существование адекватной теоретической концепции, в русле которой осуществляются разработка теста и решение задачи стандартизации выбранного методического приема. Реализация этих требований делает работу по созданию эффективных диагностических тестов чрезвычайно сложной и трудоемкой.
Другой принципиальный недостаток существующих психометрических методов тестирования состоит в том, что с их помощью можно оценить лишь результативную сторону деятельности и, как правило, ничего нельзя сказать о причинах наблюдаемых изменений. Между тем хорошо известно, что воздействие нагрузок приводит в первую очередь к мобилизации ресурсов организма и изменению способов работы без изменения ее результатов [58]. Поэтому для эффективного тестирования необходимо использование системы функциональных проб, определяющих состояние всех звеньев операционной структуры рассматриваемого вида психической деятельности.
С помощью системы функциональных проб, оценивающих эффективность выполнения тех или иных операций в микроструктуре кратковременной памяти, была предпринята попытка подойти к экспериментальному решению проблемы влияния утомления на преобразования информации в кратковременной памяти [4.0]. С этой целью была разработана система автоматизированных на базе ЭВМ тестов, включающая типичные процедуры исследования . процесса преобразований информации: времени реакции опознания, полного воспроизведения, поиска сигнала в шуме, определения отсутствующей цифры. Успешность выполнения различных методик отределяется эффективностью реализации определенных психологических операций или групп операций, специфичных для решения конкретных задач.
Предложенная система тестов в целом оказалась пригодной для использования ее в диагностических целях. Под влиянием нагрузки существенно снижается эффективность (с точки зрения правильности и скорости выполнения) большинства рассмотренных задач. По показателям выполнения рассматриваемых методик легко прослеживается типичная картина динамики работоспособности при длительном процессе деятельности [140]. В ходе исследования были отобраны наиболее чувствительные к влиянию утомления методики — к их числу относятся методики поиска сигнала в шуме, опознания, полного воспроизведения, определения отсутствующей цифры. Для каждой из них был определен диапазон условий, при которых влияние нагрузки выражено максимально.
Было установлено, что утомление избирательно влияет на выполнение одних и тех же операций, своеобразных «слабых мест» в системе преобразований информации. К таким эффектам относятся: увеличение продолжительности хранения информации в сенсорной памяти, нарушение операций повторения и извлечения информации из первичной памяти, нарушение операций установления семантических связей во вторичной памяти. Относительно неизменными остаются продолжительность хранения информации в первичной памяти, а также операций сенсорной обработки единичного стимула, его опознания, перевода в первичную память и ответа. Существенным достоинством рассмотренной системы тестов на кратковременное запоминание является ее автоматизация на базе ЭВМ. Использование ЭВМ на линии эксперимента значительно расширяет возможности применения диагностических методов.
Полная автоматизация проведения основных этапов эксперимента, значительное расширение области используемых экспериментальных условий (качественное разнообразие и неограниченный объем стимульного материала, достаточно широкий диапазон варьирования режимов предъявления информации и т. д.), возможность использования оптимальных стратегий проведения исследования на основе адекватных математических приемов планирования эксперимента и разработки программ адаптивного типа существенно улучшают качество психологического тестирования. Кроме того, использование вычислительной техники позволяет обрабатывать данные в реальном масштабе времени, что обеспечит немедленную оценку функционального состояния человека.
Однако внедрение ЭВМ в область практических исследований функциональных состояний не всегда оказывается возможным. В этом случае на помощь приходят средства «малой автоматизации» — портативные установки, специально разрабатываемые для проведения тестирования с помощью узкого класса психометрических задач в заранее ограниченной зоне экспериментальных условий, небольшие по объему, удобные в обращении и пригодные для транспортировки.
Комплексные методы оценки функциональных состояний. Проведенный анализ показывает, что всем существующим методическим направлениям оценки функциональных состояний свойственны существенные недостатки. Решение этой задачи может быть достигнуто только на пути применения комплексных методов, объединяющих достоинства рассмотренных подходов. Такой вывод является закономерным следствием понимания функционального состояния как интегральной характеристики наличных свойств и качеств человека, определяющих эффективность его деятельности.
В современной литературе вряд ли найдется экспериментальная работа, в которой оценка динамики функционального состояния человека проводилась бы с использованием только одного методического приема. Даже в тех случаях, когда целью исследования является анализ динамики какого-либо частного признака, обязательно обращаются к соотнесению результатов с эффективностью выполнения стоящей перед человеком поведенческой задачи, с данными о его субъективных переживаниях и т. д.
Доказательства необходимости интегральной характеристики функционального состояния человека, а также возможные пути реализации этого принципа рассматривались более подробно в рамках анализа основных методических подходов к проблеме диагностики функциональных состояний. Решение этой проблемы для физиологических исследований связано с разработкой адекватных полиэффекторных методов регистрации. Развитие же психологических методов тестирования идет по пути создания многоплановых субъективных тестов и различных психометрических проб. Это необходимый, но еще далекий от завершения, предварительный этап работы. Следующим шагом на пути решения проблемы диагностики функциональных состояний являются проведение корреляционных исследований и создание на их основе комплексных систем тестов более высокого порядка.
Центральной проблемой для данного направления исследованияявляется отбор из огромного числа имеющихся наиболее надежных и удобных для практического использования методик и методических средств. Требование практической пригодности принципиально может быть удовлетворено для любой методики за счет усовершенствования процедуры тестирования, способов регистрации и обработки данных на основе применения современных технических средств (использование ЭВМ на линии эксперимента, разработка портативных установок, применение адекватных математических моделей и средств статистического анализа). Надежность же отбираемых методических средств определяется чувствительностью используемых показателей и их адекватностью конкретным задачам и условиям тестирования.
Говоря о пригодности того или иного типа показателей динамики функциональных состояний, на первый план выдвигается проблема чувствительности применяемых критериев. При этом важно подчеркнуть, что различным проявлениям сдвигов, происшедших в функциональном состоянии организма, свойственна неодинаковая динамика во времени. Этот хорошо известный факт привлекает все большее внимание исследователей. В одном из экспериментальных исследований изучались изменение эффективности выполнения арифметических задач, симптомов субъективного стресса, динамика частоты сердцебиений и секреции катехоламинов в условиях длительного воздействия шума. Результаты эксперимента продемонстрировали не только существование типичной картины динамики отдельных показателей в условиях шумового стресса (по типу реакции адаптации к сверхнагрузкам), но и качественное своеобразие проявлений отсроченных эффектов стресса. Так, если ощущения субъективного дискомфорта непродолжительны и имеют тенденцию к скорому исчезновению, то эндокринная активность весьма продолжительна (от нескольких часов до двух суток) и возрастает после окончания стимуляции. Поведенческие и физиологические сдвиги наблюдаются как во время действия стрессора, так и в течение определенного периода времени после прекращения шумового воздействия.
Проблема чувствительности методик с этой точки зрения приобретает новую окраску — отбор диагностических показателей должен производиться с учетом временного интервала между периодом воздействия нагрузки и моментом появления максимальных сдвигов в анализируемой области.
Другой, наиболее важной стороной проблемы выбора наиболее чувствительных методик является их адекватность конкретным видам трудовой деятельности. Задача диагностики всегда строго определена. Исследователи ставятся перед необходимостью изучения определенных видов функциональных состояний, возникающихпри решении индивидом конкретных поведенческих задач. Разные виды трудовой деятельности предъявляют строго определенные требования к человеку с точки зрения их содержания (профессиональная характеристика) и конкретных условий труда. При этом степень нагрузки различных звеньев системы, обеспечивающих реализацию определенного вида деятельности, далеко не одинакова. Поскольку же работоспособность системы в целом определяется состоянием тех звеньев, которые испытывают наибольшую нагрузку или несут наибольшую ответственность за успешность работы, постольку соответствующие методики исследования работоспособности должны быть адресованы в первую очередь к этим звеньям. В целом ряде экспериментальных работ показано, что тесты, выбранные на основании анализа функциональной структуры деятельности, обладают большей диагностической информативностью, чем стандартные «универсальные» методики. Таким образом, содержательный психофизиологический анализ конкретных видов трудовой деятельности является необходимым условием создания комплексных систем тестов, пригодных для оценки динамики функциональных состояний в условиях реального производства.