Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 1021

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Среди перечисленных симптомов можно выделить две катего­рии: субъективные оценочные реакции, характеризующие отноше­ние индивида к собственному состоянию, и объективно контроли­руемые признаки утомления (физиологический дискомфорт и на­рушения психической деятельности), которые могут осознаваться человеком. Существование качественно различных групп симпто­мов дает основание для развития различных направлений в мето­дах субъективной диагностики — субъективного шкалирования и опросников.

Использование опросников направлено на выявление качест­венно разнообразных симптомов утомления, которые с большей или меньшей легкостью могут быть осознаны человеком. Количе­ственная оценка или определение степени выраженности каждого признака не ставится главной целью подобных исследований. Со­стояние человека оценивается общим количеством перечисленных симптомов и их качественным своеобразием.

Отдельные опросники существенно различаются между собой объемом перечисленных признаков и способом их группировки. Объем их варьирует от нескольких признаков до нескольких де­сятков и даже сотен. Общей тенденцией при разработке новых опросников является стремление к ограничению списка симптомов, что соответствует требованиям краткости тестового описания и простоты количественной обработки. В то же время это предпола­гает включение в состав списка наиболее важных, «ключевых» признаков.

Выбор наиболее информативных симптомов и групп симптомов является основным путем создания более компактных и надежных опросников. Нередко такая работа ведется на основе привлечения средств многофакторного статистического анализа.

В качестве примера рассмотрим опросник физической активно­сти, разработанный Японской ассоциацией здоровья в 1971 г. При конструировании опросника использовался факторно-аналитический метод. Исходным являлось предположение о том, что все многообра­зие проявлений утомления можно классифицировать следующим об­разом: симптомы слабой активации, слабой мотивации и физической дезинтеграции, причем две первые группы симптомов являются общими практически для всех видов труда.

Исходным материалом для построения опросника послужили 48 терминов, описывающие различные проявления утомления. Бы­ло проведено исследование, в котором 65 испытуемых с помощью семибалльной шкалы оценивали пригодность каждого термина для тестирования утомления. С помощью факторного анализа на осно­вании результатов предварительного оценочного исследования бы­ли выделены две группы наиболее информативных симптомов, объ­единенных под названием «слабая активация» и «слабая мотива­ция». Ниже представлено содержание разработанного опросника,




Таким образом, для современных исследований в области со­здания субъективных опросников характерны тщательная разра­ботка симптоматики утомления, классификация признаков и вы­деление определяющих факторов, разработка способов контроля за выполнением теста. Однако практическое использование имеющих­ся опросников встречает целый ряд серьезных трудностей. В пер­вую очередь это связано с отсутствием разработанных способов количественной оценки получаемых результатов. Общее количест­во отмеченных симптомов — слишком грубый показатель, особен­но если не оценена сравнительная значимость присутствия того или иного признака. Кроме того, в опросниках обычно не опреде­ляется степень выраженности того или иного симптома. Последний недостаток преодолевается с помощью методик шкалирования субъективного состояния.

Методики субъективного шкалирования предназначены для оценки степени утомления самим человеком. Испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков, для каждого из ко­торых выделены полярные оценки (отсутствие/присутствие, пло­хой/хороший) . Расстояние между крайними точками представляет­ся в виде многоступенчатой шкалы. Степень выраженности каждо­го признака определяется расположением точки, выбранной испытуемым на этой шкале. Таким образом, рассматриваемая группа методов является одной из модификаций широко использу­емого в психологических исследованиях . метода семантического дифференциала Осгуда.

Размерность шкал и способы работы с ними существенно варь­ируют у разных авторов. Обычно используются шкалы, содержа­щие пять, семь или девять градаций. В последние годы все боль­шее распространение получают неградуированные шкалы, т. н. зрительные аналоги оценочных шкал. В этом случае испытуемым предлагаются отрезки прямых заданного размера, на которых они должны отметить расстояние, субъективно соответствующее сте­пени выраженности шкалируемого переживания.

История применения метода шкалирования в области диагнос­тики утомления началась с работ Мускио и Поффенбергера. По­следним была предложена типичная семибалльная шкала3, по­строенная на основании элементарного здравого смысла, которую можно встретить и во многих современных исследованиях.

Использование субъективных методов оценки функционального состояния выдвигает на первый план задачу унификации значе­ний слов и выражений, используемых при построении шкалы или составлении списка симптомов. Для этого обычно пользуются методом Терстона. Главным для этого метода является наличие достаточно обширной группы испытуемых-экспертов, работающих над созданием собственно шкалы. Первый этап работы состоит в

выборе определенного числа слов и выражений, характеризую­щих критические степени утомления, из обширного списка (до не­скольких сотен) возможных для данного языка словесных харак­теристик этого состояния. Затем по ряду классификаций той же группы экспертов устанавливается порядок расположения отобран­ных признаков внутри шкалы.

Рассмотренная методика Поффенбергера является примером. простого, однофакторного шкалирования. Современные авторы при конструировании шкал исходят из представления о сущест­вовании сложного комплекса переживаний усталости. Предпола­гается, что такой симптомокомплекс представлен четко различа­ющимися группами признаков, сила проявления которых меняет­ся в зависимости от степени утомления.

Примером методики многофакторного шкалирования может служить тест дифференцированной самооценки утомления (САН)4. При разработке этого теста предполагалось, что характеристика функционального состояния возможна с помощью трех категорий признаков: самочувствия, активности и настроения. Испытуемый должен соотнести свое состояние с рядом признаков, характеризу­ющих каждую из перечисленных категорий. Степень выраженнос­ти признака устанавливается по семибалльной шкале.

Тест САН представляет собой карту, на которую нанесены 30 пар слов полярного значения. Каждую из трех категорий ха­рактеризует 10 пар слов. К категории «самочувствие» относятся ха­рактеристики силы, здоровья, степени утомляемости, например: самочувствие плохое/хорошее, чувствую себя сильным/слабым, полный сил/обессиленный и т. д. К категории «активность» отно­сятся характеристики подвижности, скорости протекания различ­ных функций: пассивный/активный, малоподвижный/подвижный,



медлительный/быстрый и т. д. В категорию «настроения» включе­ны характеристики эмоционального состояния: веселый/грустный, настроение плохое/хорошее, жизнерадостный/мрачный и т. д. Де­сятикратное предъявление полярных признаков — членов одной и той же группы — повышает надежность получаемых данных. Рас­положение положительных (отрицательных) признаков как с пра­вой, так и с левой стороны карты уменьшает возможность пред­намеренного искажения результатов.

Данные по каждой категории признаков усредняются, при этом предполагается использовать три количественных показателя: среднее арифметическое, среднеквадратическое откло­нение и ошибка средней арифметической. При этом величина среднего арифме­тического является непо­средственной характеристи­кой степени утомления, а по величине разброса оценок внутри одной группы при­знаков (среднеквадратиче­ское отклонение) можно су­дить о степени достоверно­сти получаемых результа­тов и соответственно на­дежности тестирования.


По данным авторов этого метода, его использование дает возможность охарактеризовать функциональное состояние и не только по абсолютным оценкам самочувствия, активности и настроения, которые снижаются по мере развития утомления, но и по показателям их соотношения (рис. 8). У отдохнувшего человека все три категории признаков оцениваются близкими цифрами. По мере нарастания утомления растет их дивергенция за счет снижения показателей самочувствия и активности по сравнению с субъективной оценкой настроения.

Развитие методов субъективных оценок функционального состо­яния идет по линии создания сложных и многоплановых тестов, основанных на использовании современного математического аппа­рата и ассимиляции данных, накопленных в области традиционно­го использования метода шкалирования в субъективной психофизи­ке. Однако было бы неверным думать, что развитие этого направ­ления исследований сталкивается с трудностями лишь метрологи­ческого характера.

Еще в первых экспериментальных исследованиях утомления от­мечалось, что чувство усталости может быть следствием низкой мотивации, незаинтересованности в выполнении работы и что смена деятельности восстанавливает исходный уровень работоспособно­сти. Субъективные оценки утомления зависят от таких внешних по отношению к операциональной структуре деятельности факторов, как уровень притязаний и степень возложенной ответственности. Кроме того, субъективные оценки явно или косвенно связаны с оценкой сложности выполняемой деятельности. С данным обстоя­тельством связана проблема соответствия получаемых субъектив­ных оценок степени сложности выполяемого вида деятельности. Поэтому диагностика функциональных состояний только на осно­вании данных субъективного опыта и самооценки может далеко не отражать истинного положения дел.

Диагностика функциональных состояний в психологической практике чаще всего ведется на основании анализа эффективности выполнения определенного вида деятельности. При этом анализи­руется динамика показателей количества, качества и скорости выполнения работы, а также лежащие в ее основе изменения со­ответствующих психологических функций.

Целью анализа может выступать характеристика показателей выполнения реальной трудовой деятельности человека. Основными ­показателями динамики работоспособности в этом случае служат характеристики общего числа выпущенной продукции, числа сбоев и изменение темпа работы в зависимости от продолжительности рабочего дня и влияния разнообразных неблагоприятных факторов, среды: плохой организации производственного процесса, недоста­точной освещенности рабочего места и вентиляции помещении, вредных воздействий, обусловленных спецификой производства.


Однако динамика производительности труда зависит от мно­жества разнообразных причин, значительная часть которых не име­ет прямого отношения к сдвигам функционального состояния рабо­тающего человека. Кроме того, для большого числа профессий эта величина вообще «е поддается количественному учету, хотя задача диагностики состояния для них также актуальна. Поэтому основ­ным психологическим средством диагностики является использова­ние коротких тестовых испытаний, оценивающих динамику проте­кания различных психических процессов во время выполнения трудового задания. В этом случае проблема оценки функциональ­ного состояния выступает как типичная психометрическая задача — описать и количественно оценить происшедшие под влиянием опре­деленных причин (в нашем случае — работы) сдвиги исследуемых психологических характеристик.

К традиционно используемым процедурам следует отнести те­сты определения абсолютных и дифференциальных порогов чувст­вительности в различных модальностях, показатели зрительной ра­оотоспособности, определение критической частоты слияния мель­каний и критической частоты слияния фосфена, анализ динамики последовательных образов. Однако наблюдаемые сдвиги этих психологических показателей чаще всего ошибочно относятся к группе физиологических тестов.

Изменение функционального состояния с точки зрения сенсори­ки проявляется, прежде всего, в изменениях чувствительности. Еще в ранних исследованиях утомления отмечались факты снижения тактильной и слуховой чувствительности при утомлении. Снижение зрительной чувствительности наблюдается под влиянием самых разнообразных факторов — различных неблагоприятных внешних воздействий среды (рис. 9), при длительном выполнении деятель­ности, нагрузках разной интенсивности и др. Одним из наиболее распространенных и надежных способов ее диагностики считается тест «КЧМ» (критической частоты слияния мельканий). При утом­лении и воздействии разнообразных стрессоров наблюдается за-



метное уменьшение этой величины, т. е. снижается временная раз­решающая способность зрения. Этот факт является косвенным до­казательством увеличения инерционности процессов в зрительной системе в указанных условиях.

Другой группой психометрических методов, не всегда четко дифференцируемой от физиологических способов регистрации, яв­ляется анализ динамики различных проявлений двигательной ак­тивности человека. Наряду с мощной физиологической базой изу­чения этих характеристик (прежде всего это обширная область миографических исследований) существуют разнообразные собст­венно психологические методы анализа. Традиционными способа­ми диагностики функциональных состояний являются различные варианты степ-теста и теппинг-теста.